Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Г

ГАБУН ГАВЭНДА –  польский фольклорный жанр, где доминирует личность рассказчика

ГАДЬЯ – в индийской литературе название жанра прозы.

ГАЗЕЛЬ (газелла) –  стихотворная форма лирической поэзии на Востоке – небольшое лирическое стихотворение из шести–двенадцати двустиший (бейтов), распадающихся на рифмующиеся или свободные от рифмы полустишия. Иногда рифма подкрепляется редифом, т.е рефреном за рифмующимся словом. Обычно в первом двустишии рифмуются оба стиха, во всех последующих на эту же рифму откликаются только чётные. В результате образуется моноримическая конструкция, перебиваемая холостыми стихами АА ХА ХА ХА … В конце Г. обычно упоминается имя автора:

Ведётся о тебе так много разговоров,
Что вышли и ханжи прочь от своих затворов.
И озарили вдруг Синай моей души
Свет твоего лица, сиянье жгучих взоров.
И раны глубоки, и кровь моя течёт,
Не надо нам с тобой вести напрасных споров.

Ты обожгла меня огнём своих речей,
Ты ранила меня мечом своих укоров.
Мне снится образ твой, тогда моя душа
Из тела прочь летит, ища иных просторов.
Твои уста – свирель, стан – сахарный тростник.
Без них на свете нет у Насими опоры.

ГАЗЕТА – периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей политики и общественной жизни. Бывают газеты чисто политические: "Правда", "Известия" и др. Г. бывают литературные: "Литературная газета" и др.

ГАЛАНТНО-ГЕРОИЧЕСКИЙ роман – о похождениях высокопоставленных лиц, любовные приключения. Действие в романе происходит в экзотических странах или фантастически изображённой древней истории.

.ГАЛЛИЯМБ – ямбический размер, получивший название от галлов, жрецов Кибелы, употреблявших его в своих песнях. Вид его – это соединение одного полного и одного не полного анакреонтического стиха.

ГАЛЬЯРДО – род испанской песни в ХVI столетии.

ГАМАЗА – сборник древнеарабских героических песен.

ГАНАГХАНДА – один из стихотворных размеров древнеиндийской поэзии. Разновидность джати. В нём фиксируется не только общее число мор, но и число слоговых грули (гага) из 4 мор.

ГАНДЕШАЯ – сенегальская  поэма-послание. (Зап. Африка).

ГАНДЗЫ – в армянской литературе гимны в честь бога и святых.

ГАПЛОЛОГИЯ – пропуск одного из двух  одинаковых слогов (знаменосец – вместо знаменоносец). Иногда благодаря Г. меняется внутренняя форма слова.

ГАРБО – стихотворения большие, чем гариби по размеру. Характеризуются несколько иной ритмикой. Посвящены Ио, богине рождения и смерти в Индии.

ГАРИБИ – в индийской литературе небольшое стихотворение о любовных похождениях бога Кришны.

ГАРИБИ – таджикские фольклорные стихи, главным образом рубаи – чужбинные, песни батраков отходников, нищих дехкан. ХIХ – ХХ вв.

ГАРМОНИЯ – связь, стройность, соразмерность. Согласованность отдельных сторон предметов и явлений, специфическое единство в многообразии. Органическая взаимосвязь всех компонентов художественного произведения. «Красота гармонична. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство многообразного. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Там же, где противоположности находятся в «соразмерной смеси», там благо человека. Красота выступает как мера гармоничности, истинности бытия». (Ю.Б.Борев).  «Возвращая к гармонии со своим истинным понятием всё то, что в прочих формах было искажено случайными и внешними особенностями, искусство освобождает явление от не соответствующих этому истинному понятию черт и создаёт идеал лишь посредством такого очищения. (Г.Гегель).

ГАТА стихотворный размер и жанр в литературе малаяллам (Индия). Древнейшая часть Авесты, состоит из 17-ти песен – гат, приписываемых Заратустре: ахунавати – о возникновении добра и зла; уштавати – в какую землю бежать,  в т.ч. и молитва Заратушстры.

ГАТО-КОТ– песня и танец в Латинской Америке. Состоит из куплетов любовного содержания.

ГАУДИ – в индийской литературе в зависимости от того или иного сочетания гунн один из трёх стилей в поэзии.

ГАУЧО – песнь аргентинских крестьян-скотоводов.

ГАФТОРЫ (отпущение) – отрывки из книг пророков, читаемые евреями вслух по субботам.

ГАЯТРИ – один из наиболее популярных размеров ведической поэзии. Он состоит из трёх восьмисложных стихов. Мелодическая структура Г. допускает двоякую интерпретацию этого размера трахеическим или ямбическим.

ГЕДОНИЗМ – этические взгляды, рассматривающие наслаждение как основу принципов морали. По аналогии с ними в эстетике этот термин обозначает различные теории, провозглашающие единственной целью искусства эстетическое наслаждение. Для человека искусство – это могучий и неисчерпаемый источник радости, эстетического наслаждения, которое, однако, имеет общественное, социальное содержание, представляет своеобразную форму общения людей, их духовной связи. Отрицая это, современные сторонники гедонизма приходят и к отрицанию общественного значения искусства.

ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ функция художественной литературы – в эстетическом наслаждении, которое является своеобразной формой духовной связи, духовного общения людей.  «Гедонистическая функция искусства опирается на идею самоценного значения личности, исходит из этой идеи и осуществляет её, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения». (Ю.Б.Борев). 

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЕ романтики – центром романтического движения в начале ХIХ века в Германии стал Гейдельберг, где образовался кружок поэтов, представляющих новое поколение романтиков, проявивших интерес ко всему немецкому – истории и культуре. Выдающейся заслугой Г. р. является обращение к немецкой  песне. К Г.р. относились такие авторы, как братья Гримм, Гофман и др.

ГЕКЗАМЕТР (ГЕКСАМЕТР) – самый знаменитый  из античных размеров, состоящий из пяти полных дактилей и последнего усечённого слога (всего 6 стоп). Каждая из первых четырёх дактилических стоп может заменяться двусложной стопой из двух долгих слогов (спондеев). Г. делится цезурой на два полустишия. С ХVIII в. Г. встречается в европейской литературе, где принял вид тонического стиха: долгие слоги заменены ударными, короткие – безударными; вместо спондея – хорей. В русских переводах Г. единственный размер, в котором принято передавать неравносложность стоп подлинника; звучание Г. древние уподобляли шуму набегающей на берег волны. Пример из «Илиады»:

Пой, о богиня, про гнев // Пелеева сына, Ахилла,
Гибельный гнев, принёсший // ахейцам страданья без счёта,
Многих славных мужей //  низринув могучие души
В мрачный Аид, а тела //  их самих на съедение бросив
Птицам хищным и псам // – так воля свершилась Зевеса…

ГЕНИАЛЬНОСТЬ –  никто не знает точно, что это такое. Даже лучшие западные писатели не могут дать определения истинной гениальности:
То, что доступно взору лишь часть ее...
Когда бы целиком она явилась,
Была бы столь обширной, что
Под сводом этим бы не поместилась...
                                            Шекспир

Лафатер (физиогномист) подсчитал, что “отношение количества гениев (в целом) к обычным людям примерно один к миллиону; но то же в отношении гения без тиранства, без претензий, который судит слабого беспристрастно, начальствующего - человечно, и обоих - по справедливости, - таких найдется один на десять миллионов”.

ГЕНИЙ художественный –  высшая степень таланта, особая творческая одарённость, приводящая к созданию уникальных творений искусства, к открытию ранее неизведанных путей творчества. Гений – сам человек, обладающий выдающимися художественными способностями. «Имя гения – миллион, потому что в груди своей носит он страдания, радости, надежды и стремления миллионов» (В.Г.Белинский «О гениальности»).

ГЕНО-ТЕКСТ– глубинная структура текста, не структурированная и не структурирующаяся, где и происходит производство значения. Это совершенное царство "различения", где нет центра и периферии, нет субъективности, нет коммуникативного задания. Это не структурируемая смысловая множественность, обретающая структурную упорядоченность на уровне фено-текста. Это своеобразный культурный раствор, кристаллизующийся в фено-текст (Барт).

ГЕОРГИКИ – античные стихотворения, воспевающие сельский быт и сельское хозяйство.

ГЕОРГИАНЦЫ – группа английских поэтов начала ХХ века участников антологии «Георгианская поэзия», издававшейся в 1912 году во время царствования Георга V. Г., убеждённые в незыблемости буржуазного общества, сознательно отгородились от общественной борьбы,  поэтизировали природу, зверей, птиц и т. д.

ГЕПТАМЕТР – семистопный стих.

ГЕРАЙЛЫ – сложная ашугская форма лирического стиха, позднее перешедшая в письменную литературу тюркоязычных поэтов. Состоит большей частью из пяти строф по четыре строки в каждой, восьмисложного метра.

ГЕРМАНИЗМЫ – слова и обозначения, вошедшие в русский язык из немецкого языка или обороты речи, составленные по образцу немецких.

ГЕРМЕНЕВТИКА –  традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов, большей частью древних.

ГЕРМЕТИЗМ – модернистское направление в итальянской поэзии 1920-30 гг. – Квазимодо, Цингаретти. Само название подчёркивает замкнутость, оторванность от действительности, уход в мир субъективных переживаний. Принцип Г. – абсолютное абстрагирование от непоэтической реальности. В нарочито усложнённой форме он выражает мироощущение, гуманистическую скорбь, определяемых  одиночеством человека в современном мире. Отсюда фрагментарность изображения мгновенного ощущения, отрывка природы, жизни, явления – одна из основных особенностей современной модернистской поэзии. Излюбленный приём при построении образа – аналогия. Нет стилистических изысков, стремления к живописности и музыкальности,

ГЕРНАУ жанровая форма у казахских акынов, импровизированные посвящения. обращённые к современникам:
                     Ассалам, дорогие мои, ассалам!
                     Да сопутствует радость и счастие вам!

ГЕРНГУТЕНЫ – участники религиозного движения в Эстонии ХVIII века. Среди написанного ими выделяются песни переводные и оригинальные.

ГЕРОИЧЕСКАЯ драма –  жанр английской драматургии ХVII века, созданный Драйденом, где он славит власть страстей, людей поддавшихся им и познавших счастье страсти. Это его герои. Мужественный трагизм, не лишённый позы, сдобренный в любовных сценах светской галантностью, передавали авантюрный дух эпохи.  

ГЕРОИЧЕСКИЕ сказания – повествования о реально существовавших героях прошлого и их подвигах. Основу их составляют реальные события, поэтому их иногда считают разновидностью легенд.

ГЕРОИЧЕСКОЕ –  одна из форм проявления возвышенного, выражающаяся в совершении личностью, или народом выдающихся по общественному значению поступков, отвечающих потребностям исторического развития и требующих напряжения всех нравственных и духовных сил, мужества, стойкости и бесстрашия, готовности к самопожертвованию.  Художественная литература стремится не только к описанию действий героя, но и к раскрытию мотивов подвига. «Греческая трагедия героична. У Эсхила Прометей совершает подвиг во имя самоотверженного служения человеку и расплачивается за передачу людям огня. Хор поёт, возвеличивая Прометея:
               Ты сердцем смел, ты никогда
               жестоким бедам не уступишь…
… В средние века трагическое выступает не как героическое, а как мученическое…»
(Ю.Б.Борев). 

ГЕРОЙ  произведения – одно из главных действующих лиц произведения (в отличие от персонажа). Развитие его характера, показанное во взаимоотношениях с другими действующими лицами ,играют решающую роль в развёртывании сюжета и композиции, в раскрытии темы и идеи произведения. Часто Г.п. является выразителем ведущей тенденции общественного развития, передового эстетического идеала данного времени,. Во многих произведениях на первый план выдвигается одно лицо, на судьбе которого сосредоточено всё внимание читателя. «В эпических и драматических произведениях изображаются человеческие индивидуальности с присущими им поведением, наружностью, миропониманием. Эти индивидуальности принято называть либо характеры, либо действующими лицами, либо героями произведения» (Г.Н.Поспелов).  «Право на особое поведение (героическое, безнравственное, нравственное, безумное, непредсказуемое, странное – но всегда свободное от обязательств, непременных для неподвижных персонажей) демонстрирует длинный ряд литературных героев от Васьки Буслаева до Дон Кихота, Гамлета, Ричарда III, Гринёва, Чичикова, Чацкого» (Ю.М.Лотман).

ГЕРОЙ лирический – в лирической поэзии лицо переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении. Часто его называют просто «поэт», т.к. большинство стихов  пишется от первого лица. Но и в этом случае Г.л. лицо условное, оно не тождественно автору стихов.

ГЕРОИДА (греч.) – стихотворение лиро-эпического характера, в котором герой описывает свои приключения.

ГЕСТЫ – в венгерской литературе исторические хроники. Жанр средневековой литературы.

ГЕТЕРОГРАММА игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу (больше веков – большевиков). Разновидность каламбура. Редкое, но интересное явление:
               Азам учили,
               А замучили.
               Пока лечили –
               Покалечили.
                           С.Федин                    

ГЕТТИНГЕНСКАЯ роща – объединение писателей, формально созданное в Геттингене  в 1772 г. Название получило от произведения Клопштока "Холм и роща". Г.р. отличалась от "Бури и натиска" демократизмом и свободолюбием. В поисках формы авторы обращались к античной Эдде, к народной песне и т. д.

ГИАТУС – столкновение двух гласных в предложении. Неблагозвучие, получаемое при встрече нескольких гласных, особенно одинаковых: "О оазис!"

ГИД – справочник, путеводитель по достопримечательным местам, музеям и выставкам. Название библиографического указателя.

ГИМАЙЛЬ у народа фульба (Судан) песня, стихотворение.

ГИМЕНЕЙ – особый вид древнегреческой хоровой лирики. Свадебная песня.

ГИМН – жанровая форма лирики, торжественная песнь в честь богов, героев, победителей. Позднее – в честь важного события. К гимнам относятся: дифирамб, пеан, парфений, гиперхема. Другие виды Г.– военный гимн, государственный гимн, революционный гимн, религиозный гимн. «Виды лирической поэзии зависят от отношения субъекта к общему содержанию, которое он берёт для своего произведения. Если субъект погружается в элемент общего созерцания и как бы теряет в этом созерцании свою индивидуальность, то являются гимн, дифирамб, псалмы» (В.Г.Белинский).

ГИНЬОЛЬ – наименование пьес, спектаклей, театральных представлений, изобилующих различными "преступлениями", ужасами и т. д.

ГИПЕРБАТОНстилистическая фигура, состоящая в изменении естественного порядка слов, в отделении их друг от друга вставными словами:
           В восторге только музы томном
                                                 Державин

ГИПЕРБОЛА – преувеличение. Чрезмерное, намеренное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Гипербола, как вид словесно-предметной выразительности, заключается в том, что характерные явления жизни сильно преувеличиваются в образах искусства в своих внешних размерах, во внешней деятельности и результатах. Иногда Г. передаются с помощью метафор и сравнений.

Вот идёт не больше зяблика
Вперевалочку малыш
И жуёт такое яблоко,
Что лица не разглядишь.
                             В.Шилин

С помощью Г. автор усиливает нужное впечатление, подчёркивает что он прославляет или высмеивает. «Образы народных сказок создавались на основе олицетворения животных, наделения их человеческими способностями мыслить, чувствовать, говорить, вместе с тем на основе гиперболы–преувеличения размеров животных, присвоения им сверхъестественных знаний и способностей» (Г.Н.Поспелов).

ГИПЕРБОЛИЗМ – основное свойство искусства, заключающееся в творческой типизации характерных явлений жизни, благодаря которой их характерность получает в художественных образах гораздо более отчетливое, сгущённое выражение, чем в явлениях реальной жизни.

<<< Назад  Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

 

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"

металлопрокат москва

Яндекс.Метрика