Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

М

МАВАЛИЯ - в арабской строфической поэзии её народные формы.

МАВЛИДЫ (ТУРИЙ) - религиозно-назидательные жанры литературы Дагестана. Проповедуют догмы мусульманской религии.

МАВРИТАНСКАЯ повесть - повесть, где мавры представлялись благородными рыцарями, тонко и нежно чувствующими, а не врагами. Мавританский или гранадский сюжет с середины ХVI века прочно вошёл в испанскую прозу и
драму.

МАГАПАТ- система стихосложения, характерная для яванской и суданской литературы. Распространена с ХIII в. Строфы (тембакт) состоят из определённого числа (от четырёх до десяти) стихов. Существует около двадцати видов: дурма, дандага, гула и т. д. Читаются нараспев. Конечный слог стиха содержит соответственно гласные: е, а, еа, а, и, а.

МАГИСТРАЛ - заключительный - пятнадцатый - сонет венка сонетов, связывающий все предыдущие сонеты. Каждый стих магистрала полностью повторяет начальные стихи соответствующего сонета. Магистралом может называться повторяющийся стих другой твёрдой формы - триолета.

МАДИД - три четырёхдольника в восточной поэзии.

МАДЖАМА - один из жанров древнегрузинской лирической поэзии, в котором каждая строфа рифмовалась омонимом. Стихотворения создавались как развлечение.

МАДЖОЛАТА - неженка, майская песенка, которую пели в Тоскане юноши и девушки.

МАДРАША - богословское произведение полемического характера, написанное в стихах и предназначенное для исполнения с хором. Устойчивая жанровая форма в сирийской литературе.

МАДРИГАЛ - зародился в Италии в ХIV-ХVI как небольшое музыкально-поэтическое произведение пасторально-любовного содержания с искусно переплетающимися рифмами. В начале ХVII века М. - это стихотворение-комплимент, посвящённое обычно даме и восхваляющее её. В классической русской поэзии мадригал известен с ХVIII века, но уже во
времена Пушкина носил иронический оттенок. Пример:
    "Душа телесна!" ты всех уверяешь смело;
     Я соглашусь любовью дыша:
     Твоё прекраснейшее тело
     Не что иное, как душа!
                          Лермонтов

МАДХ - на Востоке хвалебное стихотворение, ода.

МАДХУРЬЯ - термин (гуна) индийской поэтики, означающий сладость, благозвучие.

МАЗАРИНАДЫ - во Франции ХVII в. острые язвительные памфлеты, как прозаические, так и стихотворные.

МАКАЛА - в Египте жанр публицистической статьи.

МАКАМА - жанр плутовских новелл в арабской литературе. В персидской литературе образец рифмованной и ритмизованной прозы - короткие рассказы. Несколько макамов, объединённых общим героем, от лица которого
ведётся рассказ, составляли макамат.

МАКАМАТ - цикл плутовских новелл (макамов).

МАКАРОНИЗМ - 1) иностранное слово или выражение, механически, в неизменном виде внесённое в речь: "Вздумалось моей кузине, бедную меня, малад, проводить жюска Кронштадт" (малад - больная, жюска - до) - Мятлев. Литературное произведение построенное на смешении своих (в данном примере, русских) слов и иностранных. 2) слово или выражение из живого народного языка, проникавшее в литературную латинскую речь в средневековой западноевропейской литературе.

МАКАРОНИЗМ - шуточный, комический вследствие макаронизма макаронический стиль.

МАКАРОНИЧЕСКАЯ поэзия - жанр поэзии ХVI века в Италии. Пародия на учёную латинскую поэзию. Язык М.п. состоял из смеси латинского, итальянского и народного языка.

МАКТА - конечное двустишие газели или касыды.

МАКУЖУ - в Суахили знаток и хранитель песенных текстов, первый импровизатор текста песен.

МАКУЛАТУРА - бездарная, низкопробная литература, не имеющая никакой ценности.

МАКУРАКОТОБА (изголовье песни) - в японской литературе стилизованный полу образный эпитет, часто выступающий как постоянный эпитет.

МАКУРА-но-соси - в японской литературе ХI века литературный жанр: дневник и рассказы.

МАНАСЧИ - сказитель старейшего и крупнейшего киргизского героического эпоса "Манас".

МАНДОУТУ - в японской поэзии песни-диалоги.

МАНЕРА - отличительные черты творчества писателя, его стиль.

МАНЕРНОСТЬ - рабское подражание чужому стилю.

МАНИ - теоретический журнал постмодернизма "Московский архив нового искусства". Начал выпускаться с начала 80-х годов ХХ века.

МАНИФЕСТЫ литературные - декларации, выражающие эстетические позиции определённой литературной группы, понимание ею целей и задач литературы, принципов изображения жизни и т. д. М. есть следствие осознания писателями общественного, а часто классового и партийного характера своего творчества.

МАНКУРТ - человек, лишённый культурно-исторической памяти.

МАНТОДЖЕ - хвалебная песня в литературе африканского племени фульбе (Судан).

МАНТРЫ - священный слог, имя или мистическая формула, при произношении которой возникают вибрации, оказывающие влияние на сознание. В малайском фольклоре заговоры и заклинания.

МАНУСКРИПТ - рукопись любого размера и вида: на бумаге и пергаменте, на папирусе и ткани, в свитках и на отдельных листах.

МАНЪЁСЮ
- в японской литературе рубрикатор поэтических жанров. Например, банка - плачи; мондо-ута - песни-диалоги; надзораэ-ута -песни-загадки и т.д.

МАНЬЕРИЗМ - понятие историческое. М. сформировался в итальянском изобразительном искусстве (во второй пол. ХVI в.) до контрреформации, как одно из закономерных следствий внутренних противоречий классического гуманизма. Для М. характерна усложнённость и вычурность языка, аристократическая изощрённость, куртуазная изысканность.

МАРАЯ - в Афганистане жанр поэзии.

МАРГИНАЛИИ - пометки на полях книги, рукописи, заголовки.

МАРИНИЗМ - течение в итальянской литературе ХVII в., связанное с именем Марино. В поэзии М-а. форма заслоняла содержание своим самолюбованием, аллегорическими образами, причудливыми метафорами, остроумием.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ - в теории постмодернизма носитель творческой активности и витальной энергии, отвергающий нормы капиталистического мира во имя "желающего производства". Освобождение человека от желания, выпадение из системы по причинам экзистенциальным, политическим, эстетическим.

МАРКСИСТСКИЙ метод в литературе - принципы литературо-ведческого исследования, вытекающие из марксистского понимания литературного процесса. Это предполагает исследование литературы в её связи и обусловленности общественной жизнью в целом.

МАРСИЙНА - траурная элегия. Жанровая форма в поэзии Ближнего и Среднего Востока. М. по форме - монорим, однако в жанре месневи встречаются отрывки, представляющие типичные плачи по усопшим (с парной рифмой).

МАРСИЯ - жанр восточной поэзии, элегия, стихотворение траурного содержания.

МАРТИРОЛОГ - сборник религиозных повествований о христианских мучениках - вид средневековой церковной литературы.

МАСКИ - придворное увеселительное парадное зрелище с первой пол. ХVII в. в Англии, в котором участники костюмированного шествия пели, танцевали. Сюжеты для масок брали из мифологии и пасторалей. Многие драматурги внесли элементы масок в свои пьесы.

МАСНАВИ (МЕСНЕВИ) - в иракской и афганской поэзии двустрочная строфа. В арабской поэзии - поэма, состоящая из двустиший с определённой рифмовкой аа, бб, вв и т.д. или аб, вб, гб и т.д.

МАССОВАЯ культура - понятие, охватывающее своеобразные и многообразные явления культуры ХХ в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой информации. Создание, распространение и потребление продуктов М. к. носит индустриально-коммерческий характер и смысловой диапазон её весьма широк: от китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, мыльная опера) до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, интеллектуальный детектив, поп-арт). Для эстетики М. к. характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощрённым, что отвечает запросам массовой аудитории в компенсации или разрядке (в познании, досуге, развлечениях, игре).

МАССОВАЯ литература - наиболее общее обозначение много численных разновидностей текстов, обращённых к предельно широкому кругу читателей, не ориентированных на критерии художественного совершенства.

МАСТЕРСТВО художественное - профессиональное умение художника использовать все средства и возможности данного вида искусства для создания художественного произведения.

МАТЕРИАЛ искусства - всё, что использует художник в творческом процессе для воплощения в художественном произведении. "Слово - строительный материал литературы (А.М.Горький).

МАТРА - в индийской поэтике мера длительности краткого слога, то же что метр. Долгий слог равен двум кратким.

МАТЕРИАЛ - согласно одной точке зрения, к материалу отно-сятся все явления действительности, внешние по отношению к художественному произведению - предметный мир, события, эмоционально-психологическая сфера и т. п. Согласно другому пониманию, материал литературы - прежде всего языковая реальность, словесная сторона произведения.

МАТЛЕ - начальное двустишие касыды или газели, в котором рифмуются оба полустишия (мисра). М., как правило, содержит законченную мысль, являясь, вместе с тем, ключом ко всему стихотворению.

МАТИЦА - у славян просветительное общество, имеющее целью изучать национальную историю, литературу, издавать и распространять книги среди народа. Впервые появилась у сербов в 20-х гг. Х IХ века.

МАТИЦА ХОРВАТСКАЯ - хорватское литературно-научное общество. Основано в 1842 г. по инициативе деятелей иллиризма. Денежный фонд при Народной библиотеке в Загребе, предназначенный для издания и распространения литературы на хорватском языке.

МАХАКАВЬЯ - в индийской литературе эпическая поэма. Сюжетом служили мифы и легенды, героями были боги или люди высшего происхождения.

МАХАТМОА - жанр непальской литературы. Своего рода реклама, свод подлинных и чудесных сведений о многочисленных непальских святых. Сочинения в жанре М. анонимны.

МАШАИРИ - фольклорные песни, стихотворения на языке суахили (Занзибар, Восточная Африка).

МАШАКРЕ (МАШКРОП) - традиционная форма суахилийской поэзии, состоящая из четырёхстрочных строф - убеты. В каждой строке (мстара) по шестнадцать слогов (мизани) с цезурой после восьмого слога. Последняя строка проходит рефреном.

МАШИНА безбрачия (холостая машина) - в постмодернизме альянс между машинами желания и телами без органов для порождения нового человечества.

МАШИНА желания - в постмодернизме система купюр, разрывов, прерывностей - таково единственное призвание знака (буквы).

МАШКРОП - поэтическая форма суахилийской литературы.

МЕГОРЕ - в литературе народа фульбе (Судан) дощечки с магическими заклинаниями.

МЕГТААЛ - монгольский фольклорный и литературный жанр. Раньше посвящался отдельным лицам или группам, горам и т.д.

МЕДДАХИ - в Турции народные сказители, пришедшие на смену озанам, исполнители произведений любовно-романтического эпоса, иногда были его авторами: сказочный эпос, городская проза.

МЕДИА-КОНЬЯ
- народная песня и танец в Латинской Америке. Состояла из четверостиший, которыми обменивались танцоры.

МЕДИАЦИЯ - в постмодернизме отражает тенденцию к примирению противоположностей, терпимость к критике и самокритике.

МЕДИТАТИВНАЯ лирика - лирика, характеризующаяся направленностью в область раздумья: "Брожу ли я вдоль улиц шумных" (Пушкин).

МЕДИТАЦИЯ - 1)повторение начальных слов без рифмы. является канонизированной формой французского рондо. Французские ямбы построены на правильной смене двенадцати - сорока восьми сложных стихов, соответствующих шести- и четырёхстопному ямбу. Рифма перекрёстная. 2) Эмоционально-насыщенное раздумье о чём-л. Многие лирические произведения представляют собой прямое излияние души, поэт размышляет о собственных переживаниях как бы погружая читателя в свой внутренний мир.

МЕЗОСТИХ (МЕСОСТИХ) - стихотворение, в котором при чтении определённой буквы из середины каждой строки последовательно сверху вниз получается слово или фраза, чаще всего - имя того, кому посвящено стихотворение.

МЕИРА (мбира) - жанр сирийской литературы. Речь, проповедь. Предназначалась для чтения.

МЕЙДЕНЦЫ - группа писателей, объединённых в кружок , существовавший в Нидерландах в ХVII веке, которые представляли собой оппозицию реальной общественной практике. Проявляли формальный интерес к достижениям поэтов "Плеяды" и маринистов, но не отрывались от родной почвы.

МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ – немецкие поэты-певцы ХIV-ХVII вв. Продолжая лирическую поэзию миннезингеров, они устраивали поэтические состязания, придавая главное значение искусственной форме, разнообразию содержания. Но, подчинив поэзию строгим правилам, М. низвели её до степени ремесла, образуя особые цеховые общества со строгим уставом и особой иерархией (5 ступеней).

МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ постмодернизм - отражает разочарование в ценностях эпохи модерна.

МЕЛАНХОЛИЯ - настроение грусти, подавленности, состояние депрессии.

МЕЛИЧЕСКАЯ поэзия - мелики. "Мелос" не только стихотворение, но и песня, сольная или хоровая, под аккомпанемент струнного инструмента или авла-гобоя. М. произведения различного жанра, существовали в VI1- VI вв. до н.э. Музыкальная партитура мелики погибла полностью, сохранились только немногие отрывки текстов. Авторами мелических строф были знаменитейшие всеэллинские поэты: Алкей, Сапфо, Анакреон, Вакхилид, Коринна и др. В римскую поэзию мелические строки были введены Горацием и Катуллом (I век до н.э). Но их произведения - не песни, а только мелодические стихи для чтения. 2) Пьеса с банальными эффектами, всякими неожиданностями, мало естественными положениями, большей частью слезливого содержания.

МЕЛОДИЯ РЕЧИ - соотношение и последовательность высоты гласных звуков слов. В отличие от музыки речевая мелодия не может и не должна иметь определённую высоту, иначе она будет похожа не речитатив в опере. Мелодия речи тесно связана с логическим смыслом, она реализует, а нередко даже и определяет его.

МЕЛОДИКА стиха - система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе. Когда она построена так, что определяет собой художественную конструкцию стихотворения, тогда мы имеем дело с мелодикой стиха. Существует три основных типа мелодики стиха в лирике: декламативный (ода), напевный (романс) и говорный ("Валерик" Лермонтова).

МЕЛОДИЧЕСКОЕ стихосложение - система распределения восходящих и нисходящих интонаций стиха, в частности, предложений вопросительных и восклицательных (с восходящей интонацией) и повествовательных (с нисходящей интонацией), в их соотнесённости с периодическим строением, параллелизмами, повторами и проч.

МЕЛОДИЯ - напевность, эмоциональность, выразительность. Можно говорить о мелодии стиха.

МЕЛОДРАМА -1) эмоциональная драма с острой интригой и резким конфликтом добра и зла; отдельные места декламируются под музыку. 2) пьеса с банальными эффектами, всякими неожиданностями, мало естественными положениями, большей частью слезливого содержания. "Мелодрама приобрела распространение в ХVIII в. и в первой половине ХIХ в. Её теоретические принципы разработал Ж-Ж.Руссо. Он же был автором раннего образца мелодрамы - лирической сцены "Пигмалион" (А.Чернышев).

МЕМУАРНАЯ литература - разновидность документальной литературы: литературные записки, воспоминания участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был или о своей собственной жизни. К жанру М. принадлежат автобиографии, дневники, заметки. "Мемуарная литература может опираться на документальные источники, но основное в ней - достоверность непосредственных впечатлений, живой памяти о прошлом" (С.В.Калачёва). "Развитие мемуарного жанра - знак растущего самосознания человека, ощущающего, что всё происходящее в его жизни принадлежит истории: Один из вечных вопросов мемуарного жанра - о нравственных обязанностях мемуариста, о его праве вторгаться в чужую жизнь" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

МЕНЕСТРЕЛЬ - средневековый профессиональный певец и поэт в Англии и Франции.

МЕНИППОВА сатира - 1) жанр античной литературы, для которого характерно смешение стихов и прозы, названа по имени философа-киника и писателя-сатирика Мениппа. М.с. характеризуется своеобразнымсоединением стихов и прозы, серьёзности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния. Общая пародийная установка и пристрастие к фантастическим ситуациям (вознесение в небо или схождение в преисподнюю, беседа мёртвых и т.д.) создаёт для персонажей возможность свободного, лишённого условностей поведения. Основные представители жанра: Сенека, Петроний, Лукиан. 2) В ХVI веке (1594г.) М.с. назван политический памфлет нескольких авторов (поэтов и учёных) против Лиги. Сатира заключена в показаниях самих лигистов (сочинённые авторами памфлета) невольно обличающих претензии вождей Лиги, их лицемерие и спесь, а также трусость и вероломство монахов, превратившихся в воинов. Среди М.с ХVI в. встречаются некоторые из лучших стихотворений конца столетия на разных языках.

МЕРА в искусстве - согласованность всех элементов художественного произведения, являющихся результатом умения художника отбирать для этого наиболее совершенные средства художественной выразительности.

МЕРСИЯ
- в турецкой литературе элегия.

МЕРЦАЮЩАЯ эстетика - в постмодернизме открытость, многозначность знакового кода, его поливариантность, дающая ощущение "мерцания" значений.

МЕСНЕВИ (сдвоенное) - жанр восточной поэзии, возникший на иранской почве и распространившийся в тюркоязычной литературе. В арабоязычной литературе широкого распространения не получил. М.- это поэма значительного объёма, все бейты которой имеют внутри парную рифму. (см. маснави).

С тех пор уж протекло немало долгих лун, -
О гибели Лейли в слезах узнал Меджнун.

С рыданьем разорвал свою одежду он
И поспешил туда, где прах был погребён.

В тоске бродил Меджнун среди надгробных плит.
Казалось, даже смерть его не исцелит.

Он мальчика спросил, стоявшего вдали:
"Не знаешь ли, в какой могиле спит Лейли?

Которая из них скрывает милый прах?" -
И мальчик отвечал с улыбкой на устах:

"Ужель не вразумил, Меджнун, тебя господь?
От каждой из могил возьми земли щепоть.

Где аромат любви исходит от земли, -
Поверь, в могиле той покоится Лейли".

И ты, Вагиф, свои слагая месневи,
У мальчика спроси о символах любви.

МЕСОСТИХ (серединный) - стихотворения, в которых осмысленное имя или фраза читались по вертикали не по первой, а по третьей (или иной) букве каждой строки. См. АКРОСТИХ. ТЕЛЕСТИХ.

МЕСТВИРЕ - грузинские народные странствующие поэты-певцы.

МЕСТВИРУЛИ - в грузинской поэзии шестнадцатисложный стих.

МЕСТНЫЙ колорит - 1) одна из особенностей изображения места и времени в романтическом произведении. У писателей-сентименталистов М. к. сводился к пейзажу, посредством которого изображали М. к. стран или континентов,
не захваченных буржуазным укладом. 2.) Художественная особенность реалистического произведения. состоящая из специфики ландшафта, бытового уклада, говора и пр. описываемой среды и места.

МЕТАНАРРАТИВ - в постмодернизме большие повествователи.

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ поэзия - развилась преимущественно у тех поэтов-романтиков, которые тяготели к религиозно-моралистической и философско-идеалистической проблематике.

МЕТАЛЕПСИС - в риторике замена одного понятия другим, означающий следующий за первым момент: гроб вместо смерть.

МЕТАБАЗИС - в риторике переход от одного предмета к другому.

МЕТАБОЛА - опущение букв ради благозвучия или размера стиха.

МЕТАЛОПСИС - риторическая фигура, состоящая в замене понятия другим словом, выражающим последующий момент.

МЕТАМЕТАФОРИЗМ - в постмодернизме попытка синтеза различных культурных контекстов с целью создать свою собственную духовную реальность. Сгущённая образность.

МЕТАТЕЗА - перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём: рюзлак - рюкзак, мармор - мрамор; в траве кузнел сидечик - в траве сидел кузнечик и т.д.

МЕТАТЕКСТ - в постмодернизме переход через текст, чтение текста не подряд, переосмысление значения слов.

МЕТАФИЗИКА - в постмодернизме учение о сверхчувственных формах бытия.

МЕТАФОРА - троп, употребление слова или выражения в переносном смысле для большей образности, т. е. перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов; установление связи по сходству. Например: говор волн, восковая келья (улей) - такой перенос основан на сходстве или
контрасте. Одним из видов М. является олицетворение - солнце смеётся, бродячая толпа облаков и т.д. Или - развёрнутая метафора:

Слышу:
Тихо,
Как больной с кровати,
Спрыгнул нерв.
И вот, -
Сначала прошёлся
Едва-едва,
Потом забегал,
Взволнованный,
Чёткий.
Теперь и он и новые два
Мечутся отчаянной чечёткой.
Маяковский
Может быть двучленная М.
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

"Метафора выступает и как источник обогащения и развития языка, и как источник художественного творчества" (М.Я.Поляков). "Метафоры далеко не всегда способствую прояснению и глубокому восприятию того, что сообщается. Интересно замечание В.Э. Мейерхольда: "Бойтесь с педантами говорить метафорами. Они всё понимают буквально и потом не дают вам покоя:" (В.В.Виноградов).

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ эссеистика - в постмодернизме исполь-зование художественных методов в сфере гуманитарного научного знания.

МЕТАФРАЗА - точная передача литературного текста литургии словами. Стихи - прозой, прозаический перевод стихотворения, подстрочник. Передача содержания литературного текста другими словами, интерпретация.

МЕТОД в литературоведении - принципы, способы и приёмы анализа литературных произведений и литературного процесса: биографический метод, психоаналитический метод, семиотический анализ, социологический метод, сравнительно-историческое литературоведение, структурализм, формальный метод, функциональное изучение литературы. "Исторически развитие методов в литературоведении связано с преодолением разрыва между умозрительностью теории литературы и эмпиризмом практики литературоведческого исследования" (Л.Чернец). Это, прежде всего, положения, определяющие специфику литературы и основные закономерности её развития.

МЕТОД романтического искусства - романтизм предусматривает художественное воспроизведение жизни в виде самоценных личностей, независимых по своим характерам от окружающих обстоятельств и устремлённых в иной, созвучный им мир, при произвольной (условной, конкретно-исторической) образной детализации.

МЕТОД художественный - совокупность обусловленных принципов художественного отбора, обобщения, идейно-эстетической оценки с позиций определённого эстетического идеала и соответствующих способов отражения действительности в искусстве. Критический реализм - метод писателей ХIХ в. Социалистический реализм - метод советских писателей

МЕТОДИКА анализа тематики - умение различить в конкретном хдожественном целом собственно объект отражения (тема) и объект изображения (конкретную ситуацию); при анализе тематики необходимо различать темы конкретно-исторические и вечные; при анализе конкретно-исторической темы надо видеть не только социально-историческую, но и психологическую определённость характера.

МЕТОНИМИЯ - вид тропа, перенесение свойств предмета на сам предмет, иносказательное обозначение предмета речи; установление связи, когда слова сближаются по смежности обозначаемых ими понятий или связей:
       Ты вёл мечи на пир обильный,
       Всё пало с шумом пред тобой:
       Европа гибла; сон могильный
       Носился над её главой:
                                   Пушкин
Здесь М. - "вёл мечи", т.е. - вёл войска. Существует М. места, вещества, времени; отвлечённая М; М. признака, принадлежности, средства.
      "Всё моё", - сказало злато;
      "Всё моё", - сказал булат.
      "Всё куплю", - сказало злато;
      "Всё возьму", - сказал булат
                                 Пушкин
"Одним из видов метонимии является перенесение значения с содержимого на содержащее. Часто говорят: "Я выпил два стакана", "Я съел тарелку". Как изобразительное средство поэтического языка метонимия выступает только тогда, когда её метонимический характер явно ощущается. Приведённые обороты речи стали обычными и утратили в сознании людей свой метонимический характер" (Г.П. Абрамович).

МЕТР - мера; внутренняя мера стиха, общая схема его звукового ритма то есть предсказуемого появления определённых звуковых элементов на определённых позициях. Метр - основа стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения. Он включает в себя разные стопные размеры звукового ритма: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. "Если сравнить целостное, многогранное звучание стиха с оркестром, то повторение стоп, метр следует сопоставить с ударными инструментами. Метр - это своего рода партия барабана в стихе" (В.В. Кожинов).

МЕТРИКА - раздел стиховедения: учение о стихотворных размерах и метрах; о сочетаниях сильных и слабых мест в стихе; о системах стихосложения. М. - это общие особенности и национальные черты стихотворного метра или обозначение метрических особенностей какого-либо вида стихосложения. "Природа стиха: столь же сложна, как и природа света. В стихе так же сливаются признаки "вещественности", которые присущи фразе, слову, слогу, и своего рода "излучения" "магнитного поля", порождаемого интонационной волной, ритмическим движением, взаимодействием акцентов, пауз. Исследованием этих проблем занимается метрика. (В.В. Кожинов).

МЕТРИЧЕСКАЯ проза - или ритмическая проза, где очень чёткий ритм, но нет членения на стихи и нет рифмы. Например, в трилогии А. Белого "Московский чудак", "Москва под ударом", "Маски". Известный стиховед С.М. Бонди, говоря о такой метрической прозе, напоминал стихи Маяковского о рифме (как сигнале конца стиха): "Говоря по-нашему, рифма - бочка./ Бочка с динамитом. Строчка - фитиль./ Строка дымит, взрывается строчка, - / и город на воздух строкой летит". А тут, - говорил Бонди, - фитиль горит, горит, а бочки нет.

МЕТРИЧЕСКОЕ стихосложение (силлабо-метрическое) - древнейшая из европейских стихотворных форм - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определённой долготы в стихе. Так в античном стихосложении единицей измерения служит "мора" (доля): краткий слог равен одной море, долгий - двум; из них составляются стопы стихотворного метра. М.с. употребительно в языках, в которых долгота звуков фонологична (смыслоразличительна) - др.греческий, латинский, арабский, персидский, отчасти индийский; оно оказало сильнейшее влияние на европейское силлабо-тоническое стихосложение.

МЕТРОГРАФИКА - искусство слагать стихи по правилам метрики, (см. версификация).

МЕЩАНСКАЯ драма - промежуточный драматургический жанр между трагедией и комедией, утвердившийся в Западной Европе в ХVIII в., в эпоху Просвещения. В противовес классическим канонам М.д. вывела на сцену нового героя -"честного буржуа", обыкновенного человека, наделённого высокими добродетелями. В центре М.д. конфликты морального и социального характера. Один из создателей и теоретиков жанра - Дидро.

МЕЩАНСКИЙ ГОВОР - своеобразная жаргонная речь городских слоёв населения, отличающая людей говорящих литературно неграмотно. Например, купцы в пьесах Н.Островского.

МИГРАЦИОННАЯ теория (теория заимствования и теория "бродячих сюжетов") - объясняет сходство мотивов и сюжетов фольклора и литературы у разных народов перемещением поэтических произведений из одной страны в другую. М.т. была широко признана во второй половине ХIХ в., но к середине ХХ в. стала лишь одним из принципов сравнительно-исторического литературоведения (наряду с принципом типологических аналогий - сходством, объясняемым близостью или однотипностью бытия и мышления).

МИМЕЗИС (МИМЕСИС) - подражание. Риторический приём, когда от имени известного лица приводятся слова, выставляющие достоинства или недостатки его же. См. ПОДРАЖАНИЕ.

МИМИАМБЫ - вид греческой драматической литературы, среднее между прозаическими мимами Софрона и резкими насмешливыми ямбами Гиппонакса..

МИМЫ (МИМ) - древнегреческие драматические импровизации, род фарсов с сюжетом из обыденной жизни. М. включали буффонаду, пение, пляску, подражание голосам зверей и птиц, фокусы. Популярности мимов способствовало то, что в отличие от аттеланы, актёры выступали без масок. Содержанием мимов были смешные и скандальные эпизоды. Авторы мимов Децим Либерий и Публилий Сир. Произведения Сира дошли до нас в виде отдельных сентенций: "Нас учит бедность жизненному опыту". "Жизнь коротка, но в бедах долгой кажется". "Что нелегко даётся, то и слаще нам".

МИНГО-ПЬОУ - вид бирманской религиозно-философской поэмы на сюжеты из буддийских книг.

МИННЕЗАНГ - термин, введённый немецкими учёными в ХVIII в. для обозначения немецкой средневековой рыцарской лирики. По своему характеру М. близок к поэзии трубадуров и труверов, но более сдержан и морализован.

МИННЕЗИНГЕРЫ - певцы любви, немецкие средневековые поэты, авторы-исполнители произведений рыцарской лирики ХII-ХV вв.

МИНИАТЮРА - произведение литературы, отличающееся небольшими размерами.

МИНИСТЕРСКИЙ стиль - возник в Китае в ХV в. Назван так потому, что его авторы, Ян-Ши-Цы и Ян-Пу были министрами. М.с. характерен безжизненностью, обилием словословий и идиллическим благолепием.

МИНОРИТАРНЫЙ театр - в пост модернизме пьесы, где героями становятся второстепенные персонажи, примерно остраняется привычное, лишается канонического значения авторитарность, активизируется сотворческий потенциал зрителей.

МИР вещей - в литературе М.в. делится на аксессуары, указывающие на принадлежность человека к определённой профессии или же на принадлежность его к определённому классу, а также на деталь. Деталь постепенно становится способом характеристики человека, выражением его индивидуальности. Деталь может ярко передавать состояние природы, выражать отношение автора к персонажу.

МИР искусства - декадентское, формалистическое художественное объединение. Сложилось в 90-х гг. ХIХ в. Идеализировало старинный дворянский быт.

МИР (сознание) как текст - в постмодернизме текст не имеет границ, обладает многими смыслами, многоязычен, интертекстуален.

МИРАКЛИ - средневековые театральные пьесы на темы о "чудесах", о жизни лиц, объявленных церковью святыми, о разных легендах. В ХIII веке получил распространение во Франции, а с ХIV века во всех странах Зап.Европы. В преображённом виде жанр возродился в эпоху символизма.

МИРОВАЯ литература - литература всех народов мира с древности до наших дней; взятая в единстве литературного процесса. Золотой фонд человечества. "Национальная односторонность и ограниченность становятся всё более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература" (К.Маркс, и Ф.Энгельс).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ художника - система обобщённых философских и этико-эстетических взглядов художника на объективный мир и место человека в нём. "Жизнь в её эстетическом богатстве отражается в искусстве сквозь призму мировоззрения художника и на основе воспринятой художником традиции, и таким путём отражённое, освоенное эстетическое богатство действительности становится содержанием искусства" (Ю.Б.Борев).

МИСРА - в поэзии Востока полустишие, половина бейта.

МИСТЕРИИ - жанр западноевропейской драматургии в ХIV-ХVI веках.Сюжет брался из библейских легенд с интермедиями.

МИСТИКА - течение в немецкой поэзии ХII-ХVII вв. Проникнуто мистицизмом, возможностью непосредственного приобщения к богу через экстаз.

МИСТИФИКАЦИЯ - сознательное указание ложного авторства в целях противоцензурной маскировки, литературной и общественно-политической полемике как литературной игры: "Театр Клары Газуль" Мериме, "Поэзия Оссиана" Макферсона, "Повести Белкина" Пушкина и т. д.

МИСТИЧЕСКАЯ поэзия - развилась в Германии в ХVII в.

МИТЬКИ - группа под таким названием, играющая в сообщество юродивых, комедийных выразителей философии не деяния, неприсоединения (к советской власти).

МИФ - древнее сказание, передающее представления разных народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. "Замкнутая символическая система, объединённая характером функционирования и способом моделирования окружающего мира" (немецкий философ Э.Касирер). "Миф определил многие стороны, процессы, приёмы, образные и метафорические системы литературы, особенно на ранних стадиях их развития". (Ю.Б.Борев).

МИФОЛОГИЯ - совокупность мифов. Мифологией называют также науку, изучающую мифы. "Мифология - специфическая для родового общества форма выражения идеологического синкретизма, иначе говоря, древние мифы
содержат в неразвёрнутом ещё единстве зародыши искусства, религии, донаучных представлений о природе и обществе" (Е.М.Мелетинский). "Большое значение для европейских литератур имела древнегреческая иримская мифология - образы, имена богов и героев, рассказы об их отношениях, подвигах, приключениях. Имена античных богов вошли в речевой обиход культурных слоёв европейских народов. На основе мифологических рассказов были созданы сюжеты некоторых литературных произведений" (Г.Н.Поспелов). "Героические образы мифов широко использовались в искусстве и литературе последующих эпох. Подвергаясь переосмыслению, они тем не менее сохраняют значение вечных символов человеческого героизма" (Е.Г.Руднева)

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ проблематика - это фантастико-генетическое осмысление "тех или иных явлений природы или культуры" (Поспелов), объяснение, которое даёт автор произведения возникновению тех или иных явлений.

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ поэзия - 1) рассказ о богах и героях, культовых первопредках, передающий представления древних о происхождении мира и жизни на земле. Характерен как вид устного народного творчества народа на ранних стадиях его развития; 2) в широком смысле - поэзия, построенная на мифологических образах. Это "Илиада" Гомера,"Теогония"
Гесиода и др.

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ школа - теория в западноевропейской и русской филологической науке, представители которой первоосновой народного творчества считали мифологию и религию.

МИФОЛОГИЯ - особый вид устного народного творчества в виде фантастических рассказов, отражающих воззрение людей на мир.

МНИМАЯ антитеза - категорическое противопоставление, оказхывающееся при ближайшем рассмотрении несостоятельным, мнимм. Пример: У Ерёмы мошна пуста, а у Фомы ничего" Противопоставление Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Гоголя. Приём мнимой антитезы, представляющий одну из разновидностей пародии, восходит к фольклору.

МНИМАЯ проза - текст, имеющий основные признаки стиха (членение на сопоставимые отрезки, ритм и рифму), но напечатанный сплошной строкой:
      Петербурженке и северянке, люб мне ветер с гривой седой,
      тот, что узкое горло Фонтанки заливает невской водой.
      Знаю - будут любить мои дети невский седобородый вал,
      оттого что был западный ветер, когда ты меня целовал.
                                                                        М.Шкапская (1921 г.)
Мотивировка такой записи у каждого автора своя, но читатель не всегда в мнимой прозе распознаёт стихи, хотя и чувствует необычность построения текста. Пример: "Песня о Буревестнике" М.Горького.

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску, усиливающую выразительность речи. Пример:
      Ох! Лето красное! Любил бы я тебя,
      Когда б не зной да пыль, да комары, да мухи:
                  Пушкин
"Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду" (А.Чехов).
Противоположная фигура - бессоюзие. "Многосоюзие создаёт раздельность речи подчёркивает особую значительность каждого определённого союзом слова: Нередки случаи соединения бессоюзия с многосоюзием. Например, у Пушкина:
      Бой барабанный, крики, скрежет,
      Гром пушек, топот, ржанье, стон,
      И смерть, и ад со всех сторон.
      Последний стих звучит как обобщение предыдущих" (Г.Л.Абрамович).

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ истины - теория Ницше о том, что истина не однозначна - сколько мнений, столько и истин.

МОБИНОГИ
- жанр ирландской литературы. Эпическая литература со стихотворными вставками древнеуэльских бардов.

МОГУНЫ - в Бирме стихотворение-панегирик.

МОДЕЛИРОВАНИЕ - исследование каких-либо явлений, процессов или объектов путём построения и изучения их моделей; одна из основных категорий теории познания. Моделирование реального мира - одна из задач литературы и искусства. "Подобно тому, как в науке ныне всё большее число приёмов исследования рассматривается сквозь призму "моделирования", так и в искусстве всё настойчивее начинают говорить о моделировании не только при его изучении, но и при его создании: Не будет ли идея моделирования способствовать лучшему пониманию того, в чём состоит "перекодирование мира" при переходе от науки к его отображению в искусстве?" (Б.В.Бирюков, Е.Г. Геллер).

МОДЕЛЬ - образец; в широком смысле любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертёж, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса, явления, используемый в качестве его "заместителя" или "представителя". Такой моделью какого-либо фрагмента реального мира является художественный образ. ": Художественную культуру, её подсистемы и элементы можно рассматривать как своеобразные "художественные модели" действительности" (Б.В. Бирюков, Е.Г. Геллер). ": Поэтический мир - модель реального мира, но соотносится с ним чрезвычайно сложным образом. Поэтический текст - мощный и глубоко диалектический механизм поиска истины, истолкования окружающего мира и ориентировки в нём" (Ю.М.Лотман).

МОДЕРН - течение в искусстве ХIХ начала ХХ вв. В условиях общего кризиса буржуазной идеологии свёлся к символической декорировке. М. проник и в литературу, характеризуется причудливостью и надуманностью форм

МОДЕРНИЗМ - модерн - современный, новейший; общее обозначение тех направлений литературы и искусства ХIХ-ХХ века,  которые порвали с традициями реализма в поисках особых, "новых" художественных средств, отличающихся часто чертами декадентства и отчасти мистицизма. "Такие писатели, как Д.Джойс, М.Пруст, Ф.Кафка - общепризнанные столпы модернизма, - при всех кричащих противоречиях в их творчестве представляют собой выдающееся явление в литературе нашего века, без строгого и всестороннего научного анализа которого картина современного литературного развития была бы односторонней и необъективной" (А.С.Сулейманов).

МОДЬЕРИЗМ - направление в литературе Италии ХVIII в. Привнёс усложнённость формы, вычурный язык, сочетание классицистской эстетики (закон единства) с разнообразием, основанным на контрастности светотени - приём барокко и маньеризма. М. не имел своей программы. Авторов упрекали в формализме и невнимании к религии.

МОЛЕНИЕ - жанр древнерусской литературы. Развился в эпоху развитого средневековья. Сюжетом его служило противопоставление воинской службы и умственной деятельности. Автор стремился доказать, что ум является решающим признаком достоинства личности. М. о чём-либо князя. Жанр известен и в европейской литературе.

МОЛИТВА - жанр религиозной литературы, поэтическое ритмизованное обращение к Высшим силам.

МОЛОДАЯ Германия - группа писателей, сложившаяся в 30 г. ХIХ в. в Германии. В неё входили Гуцков, Винберг, Лаубе и др. Общественные идеалы их смутны, но в эстетических позициях можно видеть нечто общее - общественная функция литературы, отказ от романтизма. Название группе дано в указе о закреплении их деятельности.

МОЛОСС или тримакр - в античном стихосложении шестидольная стопа,состоящая из трёхдольных слогов. Самостоятельно не употреблялась.Встречается почти исключительно как замена других шестидольных стоп - иоником. В силлабо-тоническом стихосложении - строка трёхсложного размера (дактиля) с двумя сверхсхемными ударениями:
Семь дней, семь ночей, чужд житейской тревоги:
Майков

МОЛОССКАЯ стопа - в стихосложении это название носят стопы из трёх
слогов. Например, латинские мирари.

МОНАРХОМАХИ - тираноборцы в Зап. Европе второй пол. ХVI в. нач. ХVIII в. Писатели-публицисты, выступавшие против абсолютизма.

МОНГОЛ - героическая поэма, воспевающая деяния богов на земле.Существовала в Индии и состояла из трёх частей.

МОНГОЛКАББО - один из видов средневековой бенгальской поэзии. Возник вХIII-ХVI вв. Посвящался восхвалению божества.

МОНО-НО-АВАРЭ - особая эстетическая система в японском искусстве, в основу которой легло представление об очаровании вещей, которое можетбыть раскрыто только благодаря искусному поэтическому приёму.

МОНДО-УТА
- в японской поэзии песни-диалоги.

МОНОГОТАРИ - рассказы о вещах. Общее название повествовательных жанров вяпонской литературе IХ - ХIVвв., включал: волшебные и бытовые повести (такэтори-моноготари - IХ в.); собрание новелл, преданий, легенд(исэ-моноготари - нач. Х в.); романы (гэндзи-моноготари - конец Х в.);исторические и военные эпопеи (хэйкэ-моноготари - ХIII в.) - т.е. всю сюжетную прозу.

МОНОДИСТИХОН - обозначение стихотворения, состоящего из одного стиха, например, эпиграмма из гекзаметра и пентаметра.

МОНОДИЯ - в античном стихосложении такт стиха, состоящий из одной стопы.

МОНОДРАМА - драма, в которой действует один человек. Такой былагреческая драма при Фоспиде.

МОНОЛОГ - в литературном произведении речь действующего лица, обращённая к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога не зависящая от их реплик. В драме в некоторых случаях - обращение персонажа к зрителям.
"Внутренние монологи широко использованы в произведениях Л.Н. Толстого и Достоевского. Здесь они порой занимают по нескольку страниц текста и выявляют наиболее значительные и глубокие, "сокровенные" переживаниягероев" (В.Е. Хализев).

МОНОРИМ - стихотворение с повторяющейся однородной рифмой. М. часто встречается в старинной восточной поэзии.
      Ушедший, хоть один, вернулся бы хоть раз,
      Из-за покрова тайн принёс тебе отказ:
      "Коль в чём нужда у вас, так нужен не намаз:
      И что был за намаз? Так, для отвода глаз".
                                                Омар Хайям
В русской поэзии, как правило, используется в сатирических и юмористических стихотворениях:
            Когда будете, дети, студентами,
            Не ломайте голов над моментами,
            Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
            Над царями и над президентами.
                                                Апухтин

МОНОСТИХ - одностишие, одинокая строка. Моностихом являются загадки, пословицы и поговорки. В античности М. использовался как афористическая форма в гимнической поэзии, в стихотворных поучениях и эпитафиях.
Покойся, милый прах, до радостного утра!
Карамзин (Эпитафия)
В поэзии "серебряного века" форма М. часто получала называние "Танка":
И кожей одной и то ты единственна (С. Вермель, 1915 г.)
Моностих ХХ века:
Окоп копаю - может быть, могилу (В. Субботин )
В современной поэзии, как правило, М. юмористического содержания.
Не так я вас любил, как вы стонали (В. Вишневский)
Я негодяй, но вас предупреждаю! (Л. Дуров)
Своеобразным жанром моностиха можно назвать и "Надписи на акварелях"Максимилиана Волошина. Вот две из них:
1) Моей земли панические полдни.
2) Мой лёгкий путь сквозь лунные туманы.

МОНМАРТСКИЕ поэты - французские поэты, выступавшие со своими стихами в парижском кафе на Монмартре в 80-90-х гг. ХIХ в. Представители деклассированной литературной богемы, их творчество проникнуто анархо-бунтарским настроением.

МОНТАЖ - соединение в единое целое отдельных литературных кусковкрупного литературного произведения или самостоятельных произведений по тематическому, сюжетному или какому-либо другому принципу.

МОНТАЖ литературный - сборник хрестоматийного типа, объединённый одним содержанием, с установкой показа лиц или событий, которые взяты тематически содержанием литературного монтажа. Таковы монтажи-биографии
В.В.Вересаева "Пушкин в жизни" (1926-1927), Гоголь в жизни (1933), в которых автор пытался воссоздать облик великих писателей. "Особый интерес к литературному монтажу проявляли формалисты и лефовцы, утверждавшие фактографическую природу литературы в ущерб её обобщающему идейному содержанию" (У.Гуральник).

МОРА - в античном (метрическом) стихосложении продолжительность произнесения краткого слога. Самая малая единица счёта в стихе.

МОРАЛИТЕ - средневековая пьеса назидательного характера в аллегорической форме, где добрые и злые ангелы борются за душу. Белые стихи перемежаются прозой. Комические их сценки близки к площадному зубоскальству.

МОРНЫ - на островах Зелёного Мыса небольшие, почти всегда печальные песни. В них говорится главным образом о любви, о желании перелететь простор океана.

МОРО-МОРО (мавр) - театральный жанр на Филиппинах.

МОРФОЛОГИЯ поэтическая - осмысление самого образа создания слова. В слове ощущается то, как оно сделано, из каких частей и морфем составлено и по какому принципу. Каждая эпоха имела свою П. м. Так, для конца ХVIII начала Х IХ в. характерными были составные прилагательные: розо-жёлтый, сребро-лазурный, быстро-бегущий.

МОТИВ - в художественной литературе - простейшая динамическаясмысловая единица действия в мифе и сказке (например, М. - "У возаневесты"). В повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное - образом) различаются мотивы структурные, сюжетообразующие (Раскольников убил старуху в романе "Преступление и наказание") и орнаментальные, вспомогательные (Солнце пекло). Расширительно-устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя (особенно поэта) или литературном направлении: мотив мщения, судьбы, вечности, одиночества в творчестве Лермонтова.

МОТИВ произведения - это наиболее значимые, как правило, повторяющиеся в произведении "опорные" художественные приёмы и средства.

МОТИВИРОВКА
- взаимосвязь выразительных средств и приёмов художественного произведения с его идейно-эстетическим содержанием, а также взаимосвязь и опосредованность всех элементов художественной формы, образующих из неё целостную, единую целенаправленную структуру.

МОТТО или эпиграф - острота, словцо; девиз в виде стихотворения, стоящий в начале главы или всего сочинения. Остроумное изречение.

МУАММО - в таджикской литературе загадки, шарады.

МУАРАДА - в арабской литературе стихотворение, написанное в подражание какому-либо другому, иногда пародия.

МУВАШШАХ - жанр арабской средневековой строфической поэзии. Небольшая поэма для пения. Первые два бейта рифмуются между собой. Их рифму повторяет последний бейт строфы.

МУДАРИ - два четырёхдольника в арабской поэзии.

МУДЖАТАС - в арабской поэзии два четырёхдольника.

МУЖСКАЯ культура - в постмодернизме культура - привилегированная, проникнутая мужской идеологией.

МУЖСКАЯ рифма - рифма с ударением на последнем слоге: огонь-ладонь.

МУЖСКОЕ-ЖЕНСКОЕ - варианты постмодернизма.

МУЗА - в греческой мифологии - девять дочерей Зевса и Мнемосины, девять сестёр, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа - лирической поэзии; Клио - истории; Талия - комедии; Мельпомена - трагедии; Терпсихора - танцев; Эрато - лирической поэзии, Полигимния - гимнов, Урания - астрономии; Каллиопа - эпической поэзии. В переносном смысле Муза - источник поэтического вдохновения или само вдохновение, творчество.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ теории стихосложения - неоднократно возникали в разных странах. При этом независимо от реальных возможностей данного языка, в стихосложение вводились различия в долготе звуков и ритмически значимые паузы, применение которых позволяло схематизировать ритмику в рамках музыкального такта. Между тем такты появились сравнительно недавно - в ХVI в., а распространилось лишь в ХVII в. Таким образом "всеобщность" тактовой ритмики даже в музыке остаётся весьма ограниченной. К тому же возможность отождествления явно несхожих систем, принадлежащих различным языкам, свидетельствует далеко не в пользу музыкальных определений.

МУКАТТА (КЫТ'А)- стихотворный фрагмент, преимущественно в два-три двустишия (нередко и больше) с системой рифм ав, вб, гб и т.д. Поэтическая форма народов Востока. В этой форме писались преимущественно стихи философского и морально-этического характера.

МУКТАБАД - два четырёхдольника в арабской поэзии.

МУЛЛАКА (подвешенный, нанизанный) - сборник "жемчужин" поэзии, состоящий из семи крупных произведений одного типа, например, касыды.

МУНАЗАРА - поэтический жанр в литературе Ближнего и Среднего Востока в виде прений между воображаемыми противниками, где каждый спорит о своём превосходстве.

МУРАББЕ - форма восточной поэзии, четверостишие с рифмовкой аааа, бббб и т.д.

МУРАББИ - в турецкой средневековой литературе городской романс.

МУРАДА - стихотворение, написанное в подражание какому-либо другому. Иногда пародия.

МУНАЗИР - в иранской литературе поэтические сказания типа европейской тенсоны.

МУСАББА - в классической тюркоязычной поэзии - семистишие.

МУСАДДАС (ушестерённый) - строфическая форма лирического стихотворения в классической поэзии Ближ. и Сред. Востока и Средней Азии. Композиционно состоит иэ 4-10 шестистрочных строф. Рифмы первой строфы: а а а а а а;.
второй б б б б б б и т. д. М. может быть оригинальным произведением одного автора; и коллективным, состоящим из авторского текста и текста другого поэта. Такой М. бывает подражанием (назира) или ответом (джаваб) первому поэту.

МУСАЛЛАС - стихотворная форма восточного стиха с рифмовкой из трёхстиший, в которых рифмуются последние строки абв, гдв, ежв и т.д.

МУСАММАН (увосьмирённый) - строфическая форма поэзии народов Ближ., Сред. Востока и Сред. Азии. Композиционно похожа на мусаддас. В отличие от него имеет восьмистрочные строфы.

МУСАММАТ - строфическая форма средневековой арабской, персидсклой и таджикской поэзии. Строфы состоят из шести строк с рифмой: а а а а а в, в в в в в в б, гггггб и т.д.

МУСТЕЗАД - форма азербайджанского классического стиха. Длинные строки (14 - 15 слогов) чередуются с короткими. Длинные строки рифмуются с длинными, короткие с короткими.

МУТАДАРИК - трёхдольный размер арабской поэзии, соответствует анапесту.

МУХАМБАЗИ - поэтический жанр арабской литературы. Разновидность мухаммаса.

МУХАММАС - строфическая форма в поэзии Ближнего и Среднего Востока. Каждая строфа стихотворения состоит из пятистиший. Первое пятистишие имеет одну общую рифму, повторяющуюся в пятой строке каждого последующего пятистишия (ааааа, бббба, вввва и т.д). Первые три строки каждой из строф принадлежат автору, а две другие - цитата из какого либо стихотворения.

МУШАИРЕ - на Востоке сравнение двух поэтов.

МУАШШАРЫ - форма азербайджанского классического стиха, каждая строфа которого состоит из десяти стихотворных строк. Первая строфа имеет одну общую рифму, эта же рифма повторяется в последней строке остальных
строф.

<<<  Назад        Дальше  >>>
 

Справочник по стихосложению

Справочная служба портала "Русские рифмы" - Всё о поэзии и стихосложении

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2006 "Русские рифмы"