9a93f135

 

 

 

Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

align="center">

И

ИНТЕЛЛЕКТ – ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ содержательно-стилистические особенности литературы, которые появляются благодаря глубокому проникновению в текст философского начала. Интеллектуальное произведение обычно включает в себя притчу, историю, вроде бы далёкую от современности. Однако, такое мышление как бы вновь возвращает отошедшую в сторону мысль к современности.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ собственность – условный собирательный термин. Право собственности на литературные, художественные и научные произведения, т.е. авторское право.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЕ жанры – жанры художественной литературы, в которых внимание автора сосредоточено не столько на изображении самой жизни, человеческих характеров, сколько на идейных спорах, которые ведут действующие лица. Пример А.Франс «На белом камне», «Восстание ангелов»; Г.Гессе «Игра в бисер»; Э.Межелайтис «Человек». «Хотя традиция интеллектуальных жанров восходит к веку Просвещения (философские повести Вольтера, Дидро), особое значение интеллектуальные жанры приобрели в литературах Запада в ХХ веке. Интеллектуальные жанры не составляют особого течения (направления) в литературе: произведения интеллектуальных жанров можно встретить у писателей разных течений» (С.В.Тураев).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ тип художественного содержания – одна из сторон внутренней жизни людей, а именно: интеллект, разум, который художественно осваивается, как существенная, во многих случаях как высшая, основная ценность человеческого бытия, как наиболее действенное средство избавления людей от пороков общественной жизни и как наиболее верное средство утверждения гармонических отношений между ними.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ – работники умственного труда, имеющие знания в различных областях наук и культуры: инженеры, врачи, художники, писатели, офицеры, госслужащие. Интеллигенция не является классом, она лишь образует общественную прослойку представителей разных классов.

ИНТЕРВЬЮ – беседа представителя печати с различными лицами с целью дальнейшей публикации этой беседы. «Специфика интервью как жанра заключается в том, что факт, событие, их общественное значение раскрываются через сообщение, мнение собеседника, обладающего определённой информацией и компетентностью» (В.Д.Пельт).

ИНТЕРЕС – занимательность, увлекательность. Рассказ, полный глубокого интереса.

ИНТЕРЛЮДИЯ – в средние века – небольшая театральная пьеса фарсового характера.

ИНТЕРМЕДИЯ – вставная сценка шутливого содержания, разыгрываемая между актами основной драмы. В России ХVII–ХVIII вв. И. часто встречалась в театрах, но в ХIХ–ХХ вв. она утратила значение самостоятельного жанра и сохранилась только как вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле. «Большую популярность интермедия получила в Испании и в Англии в эпоху Возрождения (Сервантес, Шекспир). У Шекспира интермедии входили обычно в состав трагедий, например, сцена с могильщиком, открывающая 5-ый акт «Гамлета»» (А.С.Сулейманов).  «Ярким примером интермедии может служить интермедия-пастораль «Искренность пастушки» в опере Чайковского «Пиковая дама» (А.Чернышев).

ИТЕРМЕЦЦО – небольшая вставная комическая сценка, исполняемая между актами главной пьесы.

ИНТЕРПОЛЯЦИЯ – внесение в авторский текст слов и фраз, не принадлежащих автору. Это часто встречалось в памятниках древнерусской литературы на полях вкладных листов, между строк и т. д.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ в литературоведении совокупность суждений, направленных на постижение авторской идеи словесно-художественного произведения и истолковывающих его смысл.

ИНТЕРЬЕР – внутреннее пространство здания или помещения в здании. В художественном произведении – изображение обстановки помещений, в которых живут и действуют герои и персонажи. «В художественном произведении большое идейно-композиционное значение имеет интерьер – окружающая действующих лиц обстановка. Её изображение, так же как и картин природы, соотносится с общим смыслом произведения» (Г.Л. Абрамович).

ИНТОНАЦИЯ – громко произносить. Основное выразительное свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику. И. выражается определённым тембром, высотой и силой голоса и обогащает конкретный смысл любого высказывания; мелодия слов, заключённая в самом строе речи, играет особую роль  в стихе, благодаря чему раскрывается фонетико-мелодическое и смысловое богатство поэтического текста. И. может быть вопросительной, побудительной, повествовательной, гневной, грустной, торжественной и т.д. «Наиболее велико значение интонации в стихотворной речи, в особенности в лирике, непосредственно представляющей в слове человеческие переживания. А «голосом» чувства как раз и является прежде всего интонация» (М.Гиршман).

ИНТОНАЦИОННО-СИНТАКСИЧЕСКАЯ организация стиха –  упорядоченность в соответствии с ритмической структурой синтаксического строя стихотворной речи и связанных с ним элементов интонации. Сюда входит: 1) повышения и понижения голоса (мелодия); 2) прерывания (паузы); 3) расстановка фразовых ударений (динамика речи); 4) относительное ускорение и замедление отдельных групп слов (темп). Наиболее существенные элементы стихотворной интонации – пауза, мелодика. Таким образом, стихотворная речь отличается двумя признаками: упорядоченностью её интонационно-синтаксической структуры (членение потока речи на стихи) и внутренней ритмической организованностью стиха (ритмика).

ИНТРИГА – запутывать. Завязка в литературном произведении, способ построения действия при помощи сложных перипетий, переплетения и столкновения интересов героев и персонажей. «В художественном произведении интрига либо создаётся сознательными усилиями одной из противоборствующих сторон, либо возникает в результате случайного стечения обстоятельств. Интрига способствует развитию драматического действия, раскрытию характеров действующих лиц» (А.Чернышев).

ИНТУИЦИЯ художественная – созерцание; способность постижения художественной истины путём непосредственного её усмотрения; момент художественно-познавательного процесса, подготовленный предыдущей деятельностью художника. Особый вид ассоциативных представлений, при котором все промежуточные звенья остаются вне контроля рассудка, а контролируемый сознанием результат мыслительной деятельности воспринимается как «находка», «озарение» и т. д. «Художественная интуиция возникает из запаса впечатлений, которые ещё не оформлены мыслью, не оформлены сознанием в мысль, в образ» (М.Горький).

ИНФОРМАЦИЯ – разъяснение, изложение. Общенаучное понятие, характеризующее обмен сведениями между людьми; человеком и автоматом; автоматом и автоматом, а также обмен сигналами в животном и растительном мире. Одно из основных понятий кибернетики.  «Всякий акт коммуникации включает в себя отправителя и получателя информации».  «Искусство – самый экономный и компактный способ хранения и передачи информации» (Ю.М.Лотман).

ИНФОРМАЦИЯ художенственная – информация создаваемая и передаваемая с помощью искусства. «Создавая и воспринимая произведение искусства, человек передаёт, получает и хранит особую художественную информацию, которая неотделима от структурных особенностей художественных текстов в такой же мере, в какой мысль неотделима от материальной структуры мозга» (Ю.М.Лотман)

ИОЙГИ в народной поэзии Севера внеобрядовые а различные темы, однотипные у Северных карел и саами. Содержание песен преимущественно портретные характеристики окружающих певца лиц, разоблачение их недостатков, прославление достоинств, иногда пейзажные зарисовки. Встречается и припев.

ИОКЕКУ жанр японской драматургии – короткие драматические произведения типа театрализованных повествований. В основном И. пишутся в стихах. Появились впервые в ХIV–ХV вв. Основная идеология пьес – буддийское мировоззрение.

ИОНИК – в античной метрике шестидольная стопа из четырёх слогов: два кратких и два долгих. Различаются два типа: И. восходящий и нисходящий.

ИОНИЧЕСКАЯ стопа – в древней метрике чередование двух долгих и двух кратких слогов.

ИПОСТАСА – замена в античной метрике одной стопы другой, равной ей по своему долевому объёму.

ИРОИ-КОМИЧЕСКАЯ поэзия – русское название бурлеска.

ИРЛАНДСКИЕ саги – условное название прозаических эпических произведений древних кельтов. В основе исторические события и мифологические сюжеты. Складывались в первые века н.э. Отдельные вставки более поздние.

ИРМОС – первый стих каждого канона.

ИРОНИЯ – притворство. Особый вид идейно-эстетической оценки явлений действительности, состоящий в скрытом отрицании, насмешке,  замаскированной внешней серьёзностью. «Важнейшим стилистическим приёмом в достижении комического эффекта в сатирическом и юмористичесокм произведении является ирония, скрытая насмешка. Она имеет место там, где хула камуфлируется под хвалу. От начала до конца выдержана в таком ключе, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского» (Н.Гуляев).  «Ирония – …«смех-айсберг» с подводным содержанием…» (Ю.Б.Борев).

ИРОНИЯ – один из тропов, стилистический оборот, при котором притворно утверждается обратное тому, что говорится о предмете. Пример. Осла спрашивают:
                Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
                                                       Крылов  «Лиса и осёл»
«Иронию как художественный принцип следует отличать от иронии в качестве стилистического средства. В последнем случае ирония содержится в речи персонажей или самого автора. Посредством такой иронии создаётся комический эффект, так как здесь высказанное имеет смысл прямо противоположный тому, что сказано автором» (Д.Л.Чавчанидзе).

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – находящееся за пределами разума, алогичное.

ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ стопа – в античной метрике такая стопа среди стоп данного размера, которая по своему долевому объёму или больше объёма стоп этого размера, или меньше его. Долгота слогов в такой стопе неопределима, и слоги в И. с. считаются иррациональными

ИРЧИ – певец–импровизатор у киргизов и некоторых других тюркских народов. Большинство И. жили интересами народа, выражали в песнях его чувства и чаяния.

ИСКУССТВО особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, органически сочетающая художественное (образное) познание жизни и творчество по законам красоты и вызывающая эстетическое переживание. И. это не подражание жизни, а её  отражение, оно способно познавать глубинные сущностные пласты человеческого бытия и всего мироздания. И. подразделяется на искусства тонические (поэзия и музыка) и на искусства образные (архитектура, скульптура живопись декоративно-прикладное искусство и т.д.). Сценическое и хореографическое И. относятся к тому и другому виду искусств. «Лишь в свободе художественное творчество становится подлинным искусством, и оно лишь тогда разрешает свою высшую задачу, когда вступает в один общий круг с религией и философией и является только одним из способов осознания и выражения божественного, глубочайших человеческих интересов, всеобъемлющих истин духа» (Г.Гегель).

«…Если вопрос: «Почему невозможно общество без искусства?» – остаётся открытым, а реальность исторических фактов заставляет его снова и снова ставить, то с неизбежностью напрашивается вывод о недостаточности культуры человечества. Искусство является великолепно организованным генератором языков особого типа, которые оказывают человечеству незаменимую услугу, обслуживая одну из самых сложных и не до конца ещё ясных по своему механизму сторон человеческого знания» (Ю.М.Лотман).

ИСКУССТВО для искусства (чистое искусство)условное название ряда эстетических концепций, внешний признак которых –  утверждение самоценности художественного творчества, независимость искусства от политики, общественных требований,  воспитательных задач. Идеи «искусства для искусства» зародившись в середине ХVIII века, к середине ХIХ столетия оформились в теорию. «Игнорируя интересы общественной деятельности человека, представители «искусства для искусства» ограничивались миром интимных переживаний; стремились «красу долин, небес и моря и ласки милой воспевать», как иронически писал Н.А. Некрасов» (С.Калачева). «В русском искусстве лозунги  «искусства для искусства» по-настоящему антиобщественными стали с 40-50-х гг. ХIХ в., когда их полемически противопоставляли «натуральной школе» или гоголевскому направлению» (В.Сквозников).

ИСПОВЕДАЛЬНЫЙ роман – исповедь молодого человека, соотнесение героя с автором, для которого роман служит автобиографией, саморазоблачением, критической переоценкой прежних своих состояний, пространственные перемещения, как способ психологической разрядки.

ИСТИНА в искусстве – верное отражение объективной действительности в искусстве, передающее сущность изображаемых явлений, раскрывающее общественные противоречия, выявляющее существенное в человеческих характерах и конфликтах. Специфической особенностью истины в искусстве является её конкретно-образная речь.

ИСТОРИЗМ литературы способность художественной литературы передавать живой облик исторической эпохи в конкретных человеческих образах и событиях. В более узком смысле историзм произведения связан с тем, насколько верно и тонко художник понимает и изображает смысл исторических событий. «Историзм присущ всем истинно художественным произведениям, независимо от того, изображают ли современность или далёкое прошлое. Примером могут служить «Песнь о вещем Олеге» и «Евгений Онегин» А.С.Пушкина» (А.С.Сулейманов).  «Лирика исторична, её качество определяется конкретным содержанием эпохи, она рисует переживания человека определённого времени и среды» (Л.Тодоров).

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ обстановка борьба литературных течений, место данного произведения в ряду других произведений автора, творческая история произведения, оценка его критикой, своеобразие восприятия произведения.

ИСТОРИЧЕСКАЯ драма – особый вид поэтических произведений, которые предназначались для показа на сцене; Д. зародилась в древней Греции, позже перешла в Европу. Специфика Д. как рода литературы заключается в том, что она написана в диалогической форме. Основу драмы составляет действие. В этом Д. близка к эпосу: в обоих случаях объективное изображение жизни – через события, поступки, столкновения героев, борьбу. Но то, что в эпосе рассказывается как о совершившемся событии, в драме предстаёт в качестве живого, развёртывающегося на глазах у зрителя , показанного через конфликты и в форме диалога. «Все повествовательные формы переносят настоящее в прошедшее; все драматические делают прошедшее настоящим» (Ф.Шиллер).

ИСТОРИЧЕСКАЯ поэтика каждое произведение сознательно разлагается на составные части. В построении различаются приёмы подобного построения, т. е. способы комбинирования словесного материала. Если внимание обращено на исторический генезис, на происхождение этих приёмов, то мы имеем И. п., которая прослеживает исторические судьбы таких изолируемых в изучении приёмов.

ИСТОРИЧЕСКАЯ проза – сочинения историков, ставивших своей целью не только установление фактов, но и яркое, живое их изображение. Зародилась И.п. в античную эпоху.

ИСТОРИЧЕСКАЯ школа – одно из наиболее влиятельных направлений в русской фольклористике конца ХIХ в., нач. ХХ в. И.ш. стремилась объяснить русский фольклор, опираясь на русскую историю, пытаясь выяснить, где, когда сложилось то или иное устно-поэтическое произведение, какие исторические события лежат в его основе.

ИСТОРИЧЕСКИЕ жанры – это историческая драма, историческая поэма, исторический роман – художественные произведения, в которых внимание автора сосредотачивается на событиях и проблемах исторического прошлого. Пример: В.Скотт «Айвенго», А.Пушкин «Капитанская дочка».

«Историзм – понятие сложившееся в литературе ХIХ в. для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразие более или менее отдалённой эпохи, особенности характеров и поступков людей.  …Этот новый подход проявляется в создании так называемых исторических жанров: романов, драм, поэм на исторические сюжеты» (А.С.Сулейманов).

ИСТОРИЧЕСКИЕ песни – эпические русские народные песни о конкретных исторических событиях и деяниях реальных лиц  ХVI–ХVIII вв.

ИСТОРИЯ литературы – наука, изучающая историю возникновения, развития и взаимодействия литературных направлений и художественных стилей (литературный процесс) и творчество отдельных писателей – как составную часть литературного процесса. И.л. насчитывает несколько тысячелетий, она ставит своей целью охарактеризовать движение литературы в связи с ходом всемирной истории. «История литературы исследует процесс литературного развития и на этой основе определяет место и значение различных литературных явлений» (Г.Л. Абрамович).

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ – вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся выяснением исторических источников, разработкой методов их изучения и использования.

ИТАЛЬЯНСКАЯ школа поэтов – сложилась в средней Испании после завоевания Неаполя, под влиянием Петрарки – ХIV в.

ИТИХАСА – сага, легенда, эпическое стихотворение у индусов. Древнейшая форма И. – короткий рассказ в прозе.

ИФИМБ – древнегреческая плясовая песня весёлого сатирического содержания в честь Вакха.

ИФИФАЛИЧЕСКИЙ стих употребляется в так наз. фаллических песнях в честь Вакха, Котитов и др. божеств. Изобретён  Архилохом.

Й

ЙЕНСКИЕ романтики – кружок немецких романтиков 1798 – 1801 гг. (Шлегель, Новалис, Шлейельмахер, Тик), жившие в основном в Йене, опирались на философию Фихте и Шеллинга (тоже входивших в кружок), разрабатывали философско-эстетическую теорию раннего романтизма: возможность эстетического, посредством искусства, преображения мира, идеал новой универсальной культуры (в которой сливаются искусства, философия, наука и религия), идеи всеобщего символизма,  соответствие явлений природного и человеческого мира. Создали также концепцию «романтической иронии», не чуждой культу самодовлеющего, стоящего над «толпой» «Я» и апологии творческого сознания (поэт – макрокосм Вселенной).

<<< Назад        Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

Справочная служба портала "Русские рифмы" - Всё о поэзии и стихосложении

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"