РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению    

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

шалава Нижнего новгорода 9a93f135

Е

ЕВФЕМИЗМстремление придать речи возможное благозвучие, замена грубых выражений корректными: не сочиняйте вместо, не врите.

ЕГЕНСКИЕ поэты – группа китайских придворных поэтов. Сочиняли экспромтные стихи о любви и пейзаже, ответные стихи, пиршественные, застольные. Отражали жизнь князей, игры, чувства и думы той эпохи.

ЕДИНИЦА ритмическая – в поэтической речи закономерно повторяющиеся соизмеримые отрезки речи. В русском стихе, где ритм организуется упорядоченностью ударений, эта соизмеримость определяется системой расположения ударных и безударных слогов. В основном ритмической единицей стиха является стихотворная строка – речевой отрезок, относительно самостоятельный в смысловом и интонационном отношении. Об этом свидетельствует заканчивающая его постоянная константа – пауза.

ЕДИНОНАЧАТИЕ – см. анафора.

ЕДИНСТВО действия – требование соблюдения «трёх единств» в сюжете классической драматургии: единство времени, места и действия, т. е. неизменяемость декораций, и времени – все события должны совершаться в течение суток. Действие в драме должно быть целенаправленным, как и поведение её героев, связным и стройным как в главных частях, так и в деталях. «Действие драмы должно быть сосредоточено на одном интересе и быть чуждым побочных интересов… в ней всё должно быть направлено к одной цели, к одному намерению» (В.Г.Белинский). «Наиболее решительно на единстве действия настаивали классицисты, возводя его наряду с единством места и времени в знаменитое правило о трёх единствах. Но единство действия  в драме – это не только его единство, стройность…  это – шире –  его концентрированность, напряжённость» (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

ЕДИНСТВО содержания и формы – в искусстве один из важнейших законов художественного творчества. Суть его заключается в том, что форма художественного произведения органически связана с содержанием и определяется им. Содержание, в свою очередь, проявляется только в определённой форме. Единство содержания и формы обусловливает органическую целостность, эстетическую ценность художественного произведения, ибо прекрасное в искусстве есть правда жизни, выраженная в совершенной художественной форме. «Только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны, представляют собой истинные произведения искусства» (Г.Гегель).  «Исследование произведения как органического единства содержания и формы, понимание формы как содержательной, а содержания как сформированного – труднейшая задача, для решения которой необходимы не только верная методологическая позиция, но и подлинный исследовательский талант» (В.В.Кожинов).

ЕКЁКУ – в Китае одноактная драма для театра масок «НО».

ЁЛИХОН – высокая словесность в Японии, т. е. книги для чтения, написанные изысканным литературным стилем.

ЕМИХОН книга для чтения. Так в Японии ХVIII в. века назывались серьёзные по теме литературные произведения.

«ЕСЕНИНЩИНА»–увлечение молодёжи той стороной его творчества, которая отразилась в циклах стихов «Москва кабацкая», «Исповедь хулигана».. Увлечение это выразилось не только в подражании  его стихам, но и во множестве самоубийств. Именно потому вопрос о «есенинщине» приобрёл общественный резонанс. Передовые литераторы того времени страстно защищали поэзию Есенина от его мнимых поклонников. Маяковский писал: «Надо отобрать Есенина у пользующихся его смертью в своих выгодах, надо выхвалить его и обелить так, как этого не смогли его почитатели, «загоняющие в холм тупые рифмы».

ЕРЕСЕОЛОГИЯ – историческое описание различных ересей.

ЕРООЛ – благожелание. Одна из форм народного творчества монголов. Стихи с начальной аллитерацией и часто – конечной рифмой.

 Ё

ЁКЁКУ – в японском театре либретто для пения. Лирическая драма мистического характера, где стихи чередуются с прозой. Трагедия ХIV– ХV вв.

ЁМИХОН – высокая словесность в Японии, Кениги для чтения написанные изысканным литературным стилем.

ЁНККВИСИпоэтический жанр корейской литературы, близкий к  народным литературным формам и построенный на параллелизме двустиший

ЁРООЛЧ – в Монголии поэт–импровизатор, исполняющий ёроолы.

ЁХЕНГИ – путевые записки, жанр корейской прозы. Проник даже в поэзию

Ж

ЖАНР – определённый род художественного произведения: эпический, лирический, драматический Ж. Каждый из них делится на виды. В эпосе – эпопея, былина, сказка, роман; повесть, рассказ. В лирике – песня, эпиграмма, гимн, басня и т. д. В драме – трагедия, комедия, фарс и т. д.

ЖАНРЫ драматургии – трагедия, комедия, драма.

ЖАНРЫ лирики – элегия, ямб, эпиникий (древнегреческие жанры); канцона, пастораль, альба (средневековые жанры); сонет (эпоха Возрождения); баллада, ода, гимн, песня.

ЖАНРЫ эпоса– поэма, роман, повесть, рассказ, новелла.

ЖАРГОН – речь какой-л. социальной группы, отличающаяся от общеразговорного языка, например воровской жаргон.

ЖАРТ (ЖАРТЫ) – жанр польской литературы, небольшие сатирические или юмористические рассказы и анекдоты. Своё развитие Ж. получил в ХVII–ХVIII вв.

ЖЕЛДИРМЕ – народная форма стиха в казахской поэзии – быстрый, энергичный речитатив, употребляемый в поэмах.

ЖЕНСКАЯ рифма – рифма, оканчивающаяся на один неударный слог, т. е. с ударением на втором от конца слоге: лодка, туманы, молодка, горделиво и т.п.

ЖЕСТЫ – французский средневековый эпос. Цикл поэм на исторический сюжет. Отличались жанровым разнообразием: от героического до сатирического и бытового. Сложился на рубеже ХVI – ХVII вв.

ЖЁЛТАЯ пресса обозначение органов буржуазной печати, находящихся во владении газетных дельцов.

ЖИВОТНЫЙ эпосразнообразные повествовательные произведения, где действуют животные, наделённые человеческой речью: басня, сказка.

ЖИРАУ – у казахов, киргизов и каракалпаков – народные сказители.

ЖИТИЕповесть в форме биографии лица, объявленного церковью святым.

ЖИТИЙНЫЕ поэмы — в индийской литературе средних веков поэмы о Шиве.

ЖИТИЯ и деяния – жанр олеографической литературы VIII – IХ вв., насыщенные псевдоисторическими, сказочными, фантастическими рассказами о деятельности некоей женщины из Капподакии, обратившей в христианство племена Восточной Грузии.

ЖОКТАУ – древний лиро-эпический жанр казахской поэзии.

ЖОНГЛЁР – бродячий средневековый певец из народа во Франции.

ЖУРНАЛ – периодическое издание, выходящее через определённый промежуток времени. Содержит литературные, поэтические, критические и др. произведения. Возникли Ж. в конце ХVII начале ХVIII вв.

ЖУРНАЛИСТИКАвид общественной деятельности по сбору, обработке и  периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации – радио, пресса, кино и т. д.

ЖЫР – стихотворная форма казахов, киргизов и каракалпаков, татар и башкир. Народный Ж.  – семи–восьмисложный стих. Не имеет чёткой строфической формы. Каждая строка состоит из семи-восьми слогов.

ЖЫРШЫ –  казахский исполнитель народных песен и этнических сказаний, певец и сказитель.

З

ЗАВЯЗКАсобытие, которое явилось толчком к возникновению и развитию драматического конфликта в художественном произведении, – один из важнейших элементов построения сюжета. Так, сообщение о приезде ревизора – завязка комедии Гоголя "Ревизор".

ЗАГАДКА – вид устного народного творчества. Замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания. Задаётся с целью определить сообразительность, развивает способность к поэтической выдумке.

ЗАГОВОРна ранних стадиях общественного развития словесная формула, имевшая якобы сверхъестественную силу. Заговоры делятся на лечебные, любовные и т. п. В них широко используются народные поэтические средства:
             Жнива ты, жнива, подай мне силу на новую жизнь.

ЗАДЕРЖАНИЕ – в литературе весьма распространённый приём. Использование внелитературных тем. При обширном повествовании события необходимо задерживать. Это, с одной стороны, позволяет словесно развернуть изложение, а, с другой стороны, – обостряет интерес ожидания.

ЗАДЖАЛ – в арабской литературе поэма.

ЗАДЖИ – вид арабо-испанской литературы – мелодия.

ЗАИМСТВОВАНИЕ – использование в литературном произведении чужих тем, словечек и выражений. Одно время существовала теория, будто все темы европейского фольклора заимствованы у индусов. Часто авторы берут темы для своих произведений из греческих и римских мифов.

ЗАКАЗ социальныйлозунг теоретиков ЛЕФа (1920 г.) Означает служение народу, который даёт автору тему для поэзии. Так, Маяковский писал много заказных стихов.

ЗАКЛИНАНИЕ – разновидность фольклора, магические слова, звуки с помощью которых настойчиво умоляют о чём-то. Колдовское З. имеет характер страстной мольбы, просьбы  или  приказа

ЗАКЛИЧКА в русском фольклоре то же, что веснянки, обрядовые

календарные песни призыва весны.

ЗАМБО – порочащие песни бродячих певцов на языке хаусса (Сев.-Зап. Африки).

ЗАМОРЕ – гимн в честь Аллаха и Мухаммеда в литературе фульбе (Судан).

ЗАМЫСЕЛсложившееся в воображении автора, пронизанное определённой идеей общее представление о содержании и форме будущего произведения. Возникновение замысла и его характер обусловливаются общественными потребностями эпохи и того класса, чьи интересы выражает автор.

ЗАПАДНИЧЕСТВО – течение русской общественной мысли, сложившееся в 40-х годах ХIХ века. Его объективный смысл заключался в борьбе с крепостничеством и в признании Западного, т.е. буржуазного пути развития России (Белинский, Герцен, Тургенев и др).  З. выступали за отмену крепостного права, развитие промышленности. В области литературы поддерживали реалистическое направление.

ЗАПЕВ – вступительная часть песни.

ЗАУМЬ – слово или выражение недоступное пониманию, бессмысленный набор звуков, а также  термин, обозначающий алогичную, «заумную поэзию», написанную  неестественным «заумным языком. Впервые в этом значении слово «заумь» применено поэтом-футуристом А.Кручёных. Футуристы утверждали, что в З. наиболее ярко проявляется природа поэзии в которой звуковой состав слова, ощутимость словесной формы доминируют над смыслом. Элементы зауми можно найти во многих религиозных текстах, в фольклоре (особенно детском), в литературных произведениях разных эпох.

ЗАУМНЫЙ язык – понятие, выдвинутое футуристами, отстаива-вшими право поэта отказываться от значения слова и, тем самым, от его коммуникативной функции. Теоретики З. я. сводили язык к произвольному выражению того или иного состояния личности в непонятных для других наборах звуков.

ЗАЧИН – запев, устойчивая формула, с которой начинаются сказки, былины и другие фольклорные или авторские  произведения: Как бы нам сказать про старое, про старое да про бывалое.

ЗВУКОВАЯ организация речи –  целенаправленное применение  элементов звукового состава языка: гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, интонации, повторов и т. п. для усиления смысловой выразительности содержания.

ЗВУКОВОЕ кольцочетверостишие или стихотворение, в котором последняя буква стиха совпадает с первой буквой предыдущего стиха, а последняя буква последней строки с первой буквой первой:

Давно известно, жизнь – борьба,
А у борьбы один исход:
Держать, как нам велит судьба,
Атаки яростных невзгод.
                           И.Овчинников

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ –  создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте. Так, у Маяковского в фразе:
Били копыта, пели будто: гриб-граб-гроб-груб...   – даётся довольно чёткая имитация стука копыт.

ЗЕВГМА – стык, повторение конечного звука одного слова и начального звука следующего.

ЗИЯНИЕ – устаревший термин, означающий стечение двух или более гласных, неблагозвучных для слуха:   
       И у Ии у её Иоанна.
                       И.Сельвинский

ЗОИЛ – придирчивый, недоброжелательный критик.

ЗОЛОТОЙ ВЕК – название первой трети ХIХ века (20-30 годы), т.е. время расцвета пушкинского гения и творчества его современников.

ЗООПСИХОЛОГИЗМ –  изображение предметов и явлений (по замыслу автора) с точки зрения животного. При этом автор стремится к минимально точному и полному воспроизведению возможных мыслей и чувств именно животного, которые должны «соответствовать» его виду, и отражаться в присущих ему повадках.

ЗУХДИЙАТ -  в арабской литературе поэтический жанр, стихи о бренности жизни.

<<< Назад   Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

Справочная служба портала "Русские рифмы" - Всё о поэзии и стихосложении

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"