Е ЕВФЕМИЗМ – стремление придать речи возможное благозвучие, замена грубых выражений корректными: не сочиняйте вместо, не врите. ЕГЕНСКИЕ поэты – группа китайских придворных поэтов. Сочиняли экспромтные стихи о любви и пейзаже, ответные стихи, пиршественные, застольные. Отражали жизнь князей, игры, чувства и думы той эпохи. ЕДИНИЦА ритмическая – в поэтической речи закономерно повторяющиеся соизмеримые отрезки речи. В русском стихе, где ритм организуется упорядоченностью ударений, эта соизмеримость определяется системой расположения ударных и безударных слогов. В основном ритмической единицей стиха является стихотворная строка – речевой отрезок, относительно самостоятельный в смысловом и интонационном отношении. Об этом свидетельствует заканчивающая его постоянная константа – пауза. ЕДИНОНАЧАТИЕ – см. анафора. ЕДИНСТВО действия – требование соблюдения «трёх единств» в сюжете классической драматургии: единство времени, места и действия, т. е. неизменяемость декораций, и времени – все события должны совершаться в течение суток. Действие в драме должно быть целенаправленным, как и поведение её героев, связным и стройным как в главных частях, так и в деталях. «Действие драмы должно быть сосредоточено на одном интересе и быть чуждым побочных интересов… в ней всё должно быть направлено к одной цели, к одному намерению» (В.Г.Белинский). «Наиболее решительно на единстве действия настаивали классицисты, возводя его наряду с единством места и времени в знаменитое правило о трёх единствах. Но единство действия в драме – это не только его единство, стройность… это – шире – его концентрированность, напряжённость» (Энциклопедический словарь юного литературоведа). ЕДИНСТВО содержания и формы – в искусстве один из важнейших законов художественного творчества. Суть его заключается в том, что форма художественного произведения органически связана с содержанием и определяется им. Содержание, в свою очередь, проявляется только в определённой форме. Единство содержания и формы обусловливает органическую целостность, эстетическую ценность художественного произведения, ибо прекрасное в искусстве есть правда жизни, выраженная в совершенной художественной форме. «Только те произведения искусства, в которых содержание и форма тождественны, представляют собой истинные произведения искусства» (Г.Гегель). «Исследование произведения как органического единства содержания и формы, понимание формы как содержательной, а содержания как сформированного – труднейшая задача, для решения которой необходимы не только верная методологическая позиция, но и подлинный исследовательский талант» (В.В.Кожинов). ЕКЁКУ – в Китае одноактная драма для театра масок «НО». ЁЛИХОН – высокая словесность в Японии, т. е. книги для чтения, написанные изысканным литературным стилем. ЕМИХОН – книга для чтения. Так в Японии ХVIII в. века назывались серьёзные по теме литературные произведения. «ЕСЕНИНЩИНА»–увлечение молодёжи той стороной его творчества, которая отразилась в циклах стихов «Москва кабацкая», «Исповедь хулигана».. Увлечение это выразилось не только в подражании его стихам, но и во множестве самоубийств. Именно потому вопрос о «есенинщине» приобрёл общественный резонанс. Передовые литераторы того времени страстно защищали поэзию Есенина от его мнимых поклонников. Маяковский писал: «Надо отобрать Есенина у пользующихся его смертью в своих выгодах, надо выхвалить его и обелить так, как этого не смогли его почитатели, «загоняющие в холм тупые рифмы». ЕРЕСЕОЛОГИЯ – историческое описание различных ересей. ЕРООЛ – благожелание. Одна из форм народного творчества монголов. Стихи с начальной аллитерацией и часто – конечной рифмой. Ё ЁКЁКУ – в японском театре либретто для пения. Лирическая драма мистического характера, где стихи чередуются с прозой. Трагедия ХIV– ХV вв. ЁМИХОН – высокая словесность в Японии, Кениги для чтения написанные изысканным литературным стилем. ЁНККВИСИ – поэтический жанр корейской литературы, близкий к народным литературным формам и построенный на параллелизме двустиший ЁРООЛЧ – в Монголии поэт–импровизатор, исполняющий ёроолы. ЁХЕНГИ – путевые записки, жанр корейской прозы. Проник даже в поэзию Ж ЖАНР – определённый род художественного произведения: эпический, лирический, драматический Ж. Каждый из них делится на виды. В эпосе – эпопея, былина, сказка, роман; повесть, рассказ. В лирике – песня, эпиграмма, гимн, басня и т. д. В драме – трагедия, комедия, фарс и т. д. ЖАНРЫ драматургии – трагедия, комедия, драма. ЖАНРЫ лирики – элегия, ямб, эпиникий (древнегреческие жанры); канцона, пастораль, альба (средневековые жанры); сонет (эпоха Возрождения); баллада, ода, гимн, песня. ЖАНРЫ эпоса– поэма, роман, повесть, рассказ, новелла. ЖАРГОН – речь какой-л. социальной группы, отличающаяся от общеразговорного языка, например воровской жаргон. ЖАРТ (ЖАРТЫ) – жанр польской литературы, небольшие сатирические или юмористические рассказы и анекдоты. Своё развитие Ж. получил в ХVII–ХVIII вв. ЖЕЛДИРМЕ – народная форма стиха в казахской поэзии – быстрый, энергичный речитатив, употребляемый в поэмах. ЖЕНСКАЯ рифма – рифма, оканчивающаяся на один неударный слог, т. е. с ударением на втором от конца слоге: лодка, туманы, молодка, горделиво и т.п. ЖЕСТЫ – французский средневековый эпос. Цикл поэм на исторический сюжет. Отличались жанровым разнообразием: от героического до сатирического и бытового. Сложился на рубеже ХVI – ХVII вв. ЖЁЛТАЯ пресса – обозначение органов буржуазной печати, находящихся во владении газетных дельцов. ЖИВОТНЫЙ эпос – разнообразные повествовательные произведения, где действуют животные, наделённые человеческой речью: басня, сказка. ЖИРАУ – у казахов, киргизов и каракалпаков – народные сказители. ЖИТИЕ – повесть в форме биографии лица, объявленного церковью святым. ЖИТИЙНЫЕ поэмы — в индийской литературе средних веков поэмы о Шиве. ЖИТИЯ и деяния – жанр олеографической литературы VIII – IХ вв., насыщенные псевдоисторическими, сказочными, фантастическими рассказами о деятельности некоей женщины из Капподакии, обратившей в христианство племена Восточной Грузии. ЖОКТАУ – древний лиро-эпический жанр казахской поэзии. ЖОНГЛЁР – бродячий средневековый певец из народа во Франции. ЖУРНАЛ – периодическое издание, выходящее через определённый промежуток времени. Содержит литературные, поэтические, критические и др. произведения. Возникли Ж. в конце ХVII начале ХVIII вв. ЖУРНАЛИСТИКА – вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации – радио, пресса, кино и т. д. ЖЫР – стихотворная форма казахов, киргизов и каракалпаков, татар и башкир. Народный Ж. – семи–восьмисложный стих. Не имеет чёткой строфической формы. Каждая строка состоит из семи-восьми слогов. ЖЫРШЫ – казахский исполнитель народных песен и этнических сказаний, певец и сказитель. З ЗАВЯЗКА – событие, которое явилось толчком к возникновению и развитию драматического конфликта в художественном произведении, – один из важнейших элементов построения сюжета. Так, сообщение о приезде ревизора – завязка комедии Гоголя "Ревизор". ЗАГАДКА – вид устного народного творчества. Замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания. Задаётся с целью определить сообразительность, развивает способность к поэтической выдумке.
ЗАГОВОР
– на ранних стадиях общественного
развития словесная формула,
имевшая якобы сверхъестественную силу. Заговоры
делятся на лечебные, любовные и т. п. В них широко используются народные
поэтические средства: ЗАДЕРЖАНИЕ – в литературе весьма распространённый приём. Использование внелитературных тем. При обширном повествовании события необходимо задерживать. Это, с одной стороны, позволяет словесно развернуть изложение, а, с другой стороны, – обостряет интерес ожидания. ЗАДЖАЛ – в арабской литературе поэма. ЗАДЖИ – вид арабо-испанской литературы – мелодия. ЗАИМСТВОВАНИЕ – использование в литературном произведении чужих тем, словечек и выражений. Одно время существовала теория, будто все темы европейского фольклора заимствованы у индусов. Часто авторы берут темы для своих произведений из греческих и римских мифов. ЗАКАЗ социальный – лозунг теоретиков ЛЕФа (1920 г.) Означает служение народу, который даёт автору тему для поэзии. Так, Маяковский писал много заказных стихов. ЗАКЛИНАНИЕ – разновидность фольклора, магические слова, звуки с помощью которых настойчиво умоляют о чём-то. Колдовское З. имеет характер страстной мольбы, просьбы или приказа ЗАКЛИЧКА – в русском фольклоре то же, что веснянки, обрядовые календарные песни призыва весны. ЗАМБО – порочащие песни бродячих певцов на языке хаусса (Сев.-Зап. Африки). ЗАМОРЕ – гимн в честь Аллаха и Мухаммеда в литературе фульбе (Судан). ЗАМЫСЕЛ – сложившееся в воображении автора, пронизанное определённой идеей общее представление о содержании и форме будущего произведения. Возникновение замысла и его характер обусловливаются общественными потребностями эпохи и того класса, чьи интересы выражает автор. ЗАПАДНИЧЕСТВО – течение русской общественной мысли, сложившееся в 40-х годах ХIХ века. Его объективный смысл заключался в борьбе с крепостничеством и в признании Западного, т.е. буржуазного пути развития России (Белинский, Герцен, Тургенев и др). З. выступали за отмену крепостного права, развитие промышленности. В области литературы поддерживали реалистическое направление. ЗАПЕВ – вступительная часть песни. ЗАУМЬ – слово или выражение недоступное пониманию, бессмысленный набор звуков, а также термин, обозначающий алогичную, «заумную поэзию», написанную неестественным «заумным языком. Впервые в этом значении слово «заумь» применено поэтом-футуристом А.Кручёных. Футуристы утверждали, что в З. наиболее ярко проявляется природа поэзии в которой звуковой состав слова, ощутимость словесной формы доминируют над смыслом. Элементы зауми можно найти во многих религиозных текстах, в фольклоре (особенно детском), в литературных произведениях разных эпох. ЗАУМНЫЙ язык – понятие, выдвинутое футуристами, отстаива-вшими право поэта отказываться от значения слова и, тем самым, от его коммуникативной функции. Теоретики З. я. сводили язык к произвольному выражению того или иного состояния личности в непонятных для других наборах звуков. ЗАЧИН – запев, устойчивая формула, с которой начинаются сказки, былины и другие фольклорные или авторские произведения: Как бы нам сказать про старое, про старое да про бывалое. ЗВУКОВАЯ организация речи – целенаправленное применение элементов звукового состава языка: гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, интонации, повторов и т. п. для усиления смысловой выразительности содержания.
ЗВУКОВОЕ
кольцо – четверостишие или
стихотворение, в котором последняя буква стиха совпадает с первой
буквой предыдущего стиха, а последняя буква последней строки с первой
буквой первой:
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ
– создание с помощью звуков и слов
более конкретного представления о том, что говорится в данном
тексте. Так, у Маяковского в фразе: ЗЕВГМА – стык, повторение конечного звука одного слова и начального звука следующего.
ЗИЯНИЕ
– устаревший
термин, означающий стечение двух или более гласных, неблагозвучных для
слуха: ЗОИЛ – придирчивый, недоброжелательный критик. ЗОЛОТОЙ ВЕК – название первой трети ХIХ века (20-30 годы), т.е. время расцвета пушкинского гения и творчества его современников. ЗООПСИХОЛОГИЗМ – изображение предметов и явлений (по замыслу автора) с точки зрения животного. При этом автор стремится к минимально точному и полному воспроизведению возможных мыслей и чувств именно животного, которые должны «соответствовать» его виду, и отражаться в присущих ему повадках. ЗУХДИЙАТ - в арабской литературе поэтический жанр, стихи о бренности жизни. |
Поиск Главная Стихи Авторы Стихосложение Словари Лаборатория Стихи о поэзии Музей Тесты Конкурсы Гостевая |
||
© 2002-2005
"Русские рифмы" |
||