Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Т

ТАБУЛАТУРА – кодекс правил, по которым должны были слагать песни мейстерзингеры.

ТАВИЛЬ – торжественный размер, используемый доисламскими поэтами для панегириков.

ТАВТОЛОГИЯ – повторение одного и того же определения иными, близкими по смыслу словами, Например: «яснее ясного», «плачет, слезами заливается» – разновидность плеоназма (см. плеоназм).
«Тавтология во многих случаях усиливает эмоциональное воздействие речи, если вводится как оправданный стилистический приём, а не является результатом стилистической неряшливости» (В.Козловский).
Под Черниговом силы черным-черно.

ТАВТОГРАММА
– стихотворение, все слова которого начинаются с одной и той же буквы.
      Мой милый маг, моя Мария,
      Мечтам мерцающий маяк,
      Мятежны марева морские,
      Мой милый маг, моя Мария,
      Молчаньем манит мутный мрак…
                                    В. Брюсов

ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ рифма – повторение в конце стихотворных строк в известном порядке одного и того же слова или нескольких одинаковых слов, заменяющих собой рифмы и тем самым определяющих строфическое строение стиха.
      Всё моё, сказало злато;
      Всё моё, сказал булат.
      Всё куплю, сказало злато;
      Всё возьму, сказал булат.
                                    Пушкин

ТАГИ – жанр армянской литературы, песни.

ТАДЖНИС – в ближневосточной поэзии средних веков употребление в одной и той же строке стиха двух и более омонимов:  белка – булка. Различается семь разновидностей Т.

ТАЗКИРЕ– антология, вобравшая в себя биографию и образцы поэзии поэтов прошлого и современных в Таджикистане.

ТАДМИН – термин арабской поэтики, то же, что анжамбеман.

ТАЗКИРЕ – в Индии официальная история литературы.  В восточной литературе – антология.

ТАКИ – песенно-поэтический жанр индейцев кечуа.

ТАКТ – метрический интервал, заключающий определённое число сильных и слабых долей, соответственно метрическому обозначению в начале фразы.

ТАКТОВИК – своеобразная форма русского стиха. Его структура выдержана в духе тактометрической системы, допускающей гармоничное сочетание в стихе любых ритмических модификаций краты: полносложных и неполносложных (паузных); ритмической разнодлительности слогов (долгие, краткие и кратчайшие); разноакцентных ритмов – константных и инверсированных.

Наш о/тец – за/вод.
Красная ке-епка – флаг.
Только за/вод позо/вёт,
Руку прочь, враг.
                           Н. Асеев

К тактовику близок по строению русский народный речитативный стих (былины, повествовательные песни; подражание ему – стих пушкинской «Сказки о золотой рыбке»).

ТАКТОМЕТР, ТАКТОМЕТРИЧЕСКАЯ система – учение о ритмических структурах стиха, обусловленных максимальным использованием выразительных средств тактовой метрики. Объективной мерой всякого правильного ритмического процесса является тактометрический период с его контрольным рядом. Это – большая мера стиха. Она содержит кратное число малых мер, повторяющихся из периода в период. Малая мера называется кратой. Высшая мера стиха – метрический цикл (строфа), объединяющая ряд периодов. Существует четыре класса видовых групп, формирующих ритмические процессы: трёхдольник, четырёхдольник, пятидольник и шестидольник.

ТАКТОМЕТРИЧЕСКИЙ период – объективная мера правильного ритмического процесса в стихе, в пределах которой гармонически сочетаются структуры ритма и фразостроение, работа речевого аппарата и дыхания.

ТАЛАЛАЙКИ – песни галицких и угорских русинов, близки по форме к коломыйкам и шумкам. Очень короткие (две или четыре строчки). Чаще любовного содержания.

ТАЛАНТ художественный – особая способность человека к художественно–творческой деятельности. Зачатки таланта коренятся в физической организации человека, в соответствующем развитии его органов чувств. «Условиями развития, совершенствования таланта являются не только благоприятная общественная среда, но и упорный труд одарённого писателя, стремление жить интересами страны, народа, человечества, непрестанное расширение жизненного опыта, знаний, духовного кругозора, развитие профессионального мастерства. Критерием таланта является создание оригинальных художественных произведений» (Б. Мейлах).

ТАМИЛЬСКИЙ стихотворный размер в поэзии тамилов (Индия) спользуются стихотворные размеры: кхлонг, чан, рай и кап.

ТАНВИ (стройная) –  название стихотворного размера в индийской поэзии.

ТАНКА – древняя стихотворная форма японской поэзии. Пятистрочное стихотворение без рифмы и ясно ощутимого метра: в первой третьей строках по пяти слогов, в остальных – по семи.
         На песчаном белом берегу
         Островка
         В Восточном океане
         Я, не отирая влажных глаз,
         С маленьким играю крабом.
                          И. Такубоку
«В классической танка был найден принцип, ограниченный для всего японского национального искусства: уменье немногими средствами выразить многое. Поэтический образ получил в танка особую валентность…» (В. Маркова).

ТАНСКИЕ ПОЭТЫ– поэты эпохи тан (618-907), периода расцвета китайской классической поэзии.

ТАНЬЦЫ в Китае жанр лирико-любовного повествования под струнный аккомпанемент. В нём силён бытовой момент. Используются стихи ши, цы, юэфу. Проза излагается от третьего лица.

ТАПКО – стиль вьетнамской поэзии, когда стихи составлялись из цитат, взятых из китайской поэзии.

ТАРДЖЕБАНД а арабской поэзии строфическое стихотворение с рефреном из двух рифмующихся между собой полустиший.

ТАРДИЙЯТ – охотничьи касыды. Жанр арабской литературы, созданный Абу-Нувасом.

ТАРИКХИ – хроники в литературе фульбе (Судан).

ТАРКИББАНА – строфическая форма в поэзии Ближ. и Сред. Востока. Близка к народной песенной форме. Завершается бейт парной рифмой. Следующая строка пишется на новую рифму, а две последних повторяют предыдущие двустишные окончания.

ТАСНИФ (ТАКСНИФ) – в персидской литературе жанр народного романа.

ТАТСУННА – жанр сказки на языке хауса (халифат Сокото, Зап.Африка).

ТАУРАГИ – в средневековой осетинской литературе бЫли.

ТАХ – в армянской поэзии старинная светская или духовная песня. Тахаран – песенник. Автор песен назывался тахасац.

ТАХАЛЛУС – в арабской традиции прозвище, псевдоним поэта, заключённый в последней строфе стихотворения, служащий знаком авторской принадлежности.

ТАХЛИС, ТАШТИРв Египте ремесленно-поэтические приёмы, суть которых состоит в переработке по определённым правилам стихов предшественников, которые дополнялись новыми полустишиями с сохранением размера и рифмы оригинала, что должно было показать мастерство дополнившего его поэта.

ТАХЛИСА – в Турции стихотворение, состоящее из тридцати трёх, тридцати двух пятистиший, где пятая строка – своеобразный рефрен, особый в каждой из двух частей.

ТАХМИС – пятистишие, в котором к каждому бейту чужой газели добавляли три оригинальных строки. Распространено в тюрко-язычной литературе, таджикской и персидской.

ТАЧХИН (ТАДЖИН) – эпический жанр в бирманской литературе. Возник в  ХVI веке. Сначала это были неспешные песнопения на сюжет из джатак или авадан с проповедническими целями.

ТАШЛАКА – в турецкой литературе песни-хулы.

ТВЁРДЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ ФОРМЫ –  стихотворные формы, регламентирующие объём, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения (А отчасти – образный строй, композицию и проч.). Так, в сонете сначала идут два четверостишия с одинаковыми рифмами, а потом два трёхстишия. К Т.ф. относятся рондо, баллада, октава, газель, танка и т.д. Общим источником твёрдых стихотворных форм у всех романских народов была народная хоровая песня. Оторвавшись от танца (danza) она превратилась из народной  в литературную (canso) стихотворную.  

ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ писателя – Белинский видел Т.И.п. в том, что учёный мыслит силлогизмами (понятиями), а художник мыслит образами. Писатель значителен своей неповторимостью, тем, что нового вносит он в литературу.

ТВОРЧЕСКАЯ история – литературоведческое исследование, состоящее в восстановлении процесса создания литературного произведения, прослеживание литературных и общественных явлений, сказавшихся при создании произведения. Источниками Т.и. служат материалы «творческой лаборатории» писателя: планы, наброски, черновики, письма, дневники, беловые автографы и т.д.

ТВОРЧЕСКИЙ метод искусства Возрождения – ренессансный универсализм, при творческом использовании уже готовых универсальных форм художественной образности, имея при этом ввиду художественно-творческое воспроизведение современной художнику характерности жизни как проявление всеобщей естественной природы человеческого рода или как чуждой и враждебной ей.

ТВОРЧЕСКИЙ метод классицизма ХVII  века – воспроизведение современной общественной жизни как универсальной (внематериальной в своей сущности), нормативно расчленяя её на отдельные характерности и подчиняя абстрактным законам разума – при использовании универсальных, преимущественно античных, форм художественной образности.

ТВОРЧЕСКИЙ метод эпохи Просвещения – это романтическая художественная система.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС в искусстве – процесс создания художественного произведения. При всём многообразии видов искусства и творческой индивидуальности авторов, существуют общие закономерности творческого процесса. Основные этапы этого процесса: возникновение и вынашивание замысла, реализация его, поиск ярких образов и выразительных средств. Большую роль при этом играет творческое вдохновение и художественное воображение.

ТВОРЧЕСКОЕ вдохновение – подъём всех творческих сил художника, момент высшей собранности и сосредоточенности на объекте творчества. «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» (П.И. Чайковский).   «Вдохновение ошибочно считают возбудителем работы; вероятно оно является уже в процессе успешной работы как следствие её, как чувство наслаждения ею» (М. Горький).

ТВОРЧЕСТВО художественное – создание и исполнение художественных произведений в многообразных формах профессионального и самодеятельного искусства.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ – отношение к тексту, как к удовольствию, вовлечение читателя в чтение-сотворчество, разыгрывание текста (постмодернизм).

ТЕАТРАЛЬНЫЙ стих – стих драматического произведения, в котором лексика, синтаксис, интонация и поэтические качества должны прежде всего ориентироваться на естественный разговорный язык.

ТЕДЖНИС – распространённый в Азербайджане тип стихотворения, в котором рифмующиеся слова являются синонимами. Т. пишутся в различных формах: гошма, газель, мухаммас и др.

ТЕЗАУРУСсловарь языка с полной смысловой информацией.

ТЕКА (нагаута) – в японской поэзии длинная песня.

ТЕКА – тип баллады в европейской литературе или ода, жанр японской поэзии.

ТЕКСТ – 1) всякая запечатлённая в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-то слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде. 2) в художественной литературе – законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т.д.). 3) Отрывок из какого-н. произведения, предназначенный для учебных целей. 4) Слова, на которые пишется музыка. «… Словесное искусство хотя и основывается на естественном языке, но лишь с тем, чтобы преобразовать его в свой – вторичный язык, язык искусства. А сам этот «язык искусства» – сложная иерархия языков, взаимно соотнесённых, но не одинаковых. С этим связана принципиальная множественность возможных прочтений художественного текста».  «Художественный текст… можно рассматривать в качестве особым образом устроенного механизма, обладающего способностью заключать в себе исключительно высоко сконцетрированную информацию» (Ю.М. Лотман). «В этимологию слова «текст»… входит три семантических компонента: 1) То, что сотворено, сделано человеком, не природное. 2) Связность элементов внутри этого сделанного.  3) Искусность этого сделанного» (В.П. Руднев).

ТЕКСТ Барта – «восстановленный в правах» интертекст, точнее, одна из его разновидностей.

ТЕКСТ Деррида  сложноорганизованное многосмысловое гетерогенное образование, возникающее «в развёртывании и во взаимодействии разнородных семиотических пространств и структур как практика означивания в чистом становлении и способная генерировать новые смыслы».

ТЕКСТ (либретто) концептуалистов играет роль своего рода посредника между автором и читателем (зрителем) и актуальна не вещь – текст, – актуально отношение к этой вещи. Поэтому к рубрикации вещей концептуалистов следует относиться как к своеобразному «либретто», записям замыслов, проектов.

ТЕКСТОЛОГИЯ – дисциплина филологической науки, изучающая приёмы анализа литературного произведения в целях восстановления истории, критической проверки и установления их  текстов, используемых для дальнейшего исследования, интерпретации издания…Важнейшая задача Т. – исторически осмысленное и критическое прочтение текста на основе изучения источников (рукописей, печатных изданий, исторических свидетельств), выявление генеалогии текста и его возможных искажений.  «Как часть литературоведения, обслуживающая его, текстология тесно связана с другими его сторонами – историей и теорией литературы и составляет источниковедческую базу этих наук» (А.Л. Гришунин).

ТЕКТОНИКА – сочетание частей в одно согласованное целое.

ТЕЛЕСТИХ – стихотворная форма, в которой последние буквы стиха, прочитанные сверху вниз, образуют какое-либо слово или фразу. Был принят в римской поэзии IIIIV  в. д.н.э.

ТЕМА – объект художественного изображения;  круг жизненных явлений, событий, отобранных автором и отображённых в его произведениях. Т. органически связана с идеей произведения. «Тема литературного произведения охватывает всё изображённое в нём и потому может быть постигнута с нужной полнотой лишь на основе проникновения во всё идейно-художественное богатство этого произведения» (Г.Л. Абрамович).

ТЕМАТИКА произведения – система взаимосвязанных тем художественного произведения. «Тематика произведений зависит не только от идейной позиции  писателя, но и является вместе с тем выражением особенностей национальной жизни определённой эпохи» (А.Я. Эсалнек). 

ТЕМБАНГ – классическая поэзия Индонезии в традиционных размерах.

ТЕМБАНГА МАЧАПАТ – яванское национальное стихосложение, в основе которого народный стих.

ТЕМПОРИТМ – в художественной литературе наибольшей мерой ритмичности отличается стихотворная речь. В стихах ритмичность достигается за счёт равномерного чередования речевых элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т.д. Конкретная ритмическая организация стиха зависит от системы стихосложения, а та – от особенностей национального языка. Однако, свой ритм – иногда более, иногда менее ощутимый – есть и в прозе. Достигается он в прозе, за счёт приблизительной соразмерности колонов, что связано с интонационно-синтаксической структурой текста, а также благодаря различного рода ритмическим повторам. Не менее чем ритмическая, важна и темповая организация художественного текста. Эти две стороны художественного синтаксиса так тесно связаны, что иногда говорят о темпоритме произведения. Темпоритм имеет своей функцией создание определённой эмоциональной атмосферы в произведении.

ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ литературного произведения – предвзятое или одностороннее раскрытие темы, проблематики или характеров произведения, либо открытое проявление тенденции (общей мысли, идеи), которую автор стремится внушить читателям.

ТЕНДЕНЦИЯ – составная часть художественной идеи. 1) Мысль, идея, лежащая в основании какого-нибудь изложения. 2) Предвзятая односторонняя мысль, не вытекающая из существа дела, но навязываемая читателю, зрителю. 3) Стремление склонность, свойственное кому–чему-нибудь направление развития. В более узком смысле – открыто выраженное в реалистическом произведении социальное, политическое или нравственное пристрастие художника. «… Тенденция должна сама по себе вытекать из обстановки и действия, её не следует особо подчёркивать…» (Ф. Энгельс).  «Для сатиры типично прямое и резкое выражение тенденции, взглядов писателя…» (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

ТЕНДЕНЦИЯ в искусстве общая идейно-художественная направленность произведения или творчество данного художника в целом. Во всех подлинных произведениях искусства тенденция выражается через всю систему образов, вытекает из положений и действий.

ТЕНДИ – в литературе Суахили нравоучительный религиозный  жанр, трактующий различные учения ислама. Крупные эпические поэмы, стихи, песенная форма.

ТЕНЗИ в восточно-африканской литературе эпические поэмы историко-религиозного содержания.

ТЕНИН БАНГАКУ – в ХVIII веке одна из литератур горожан суахили (Африка).

ТЕНСОНА (ТЕНЦОНА) – борьба. 1) Жанр средневековой романской литературы. Первоначально – обмен стихотворными посланиями. Позднее – её строфы, совокупность которых соответствовала КАНЦОНЕ. 2) Жанр лирики трубадуров, песня–спор, распря.

ТЕОГОНИЯ – совокупность мифов, рассказывающая о происхождении богов. Создана греками.

ТЕОРИЯ литературы – раздел литературоведения. Анализирует своеобразие литературы, как особой формы деятельности людей. Изучает законы развития литературы, методы, жанры, структурные особенности построения произведения и других изобразительно-выразительных средств. Сюда входит и стиховедение. «Теория литературы как отдельная дисциплина литературоведения имеет своё, очень долгое историческое развитие. Первым сочинением по теории литературы была «Поэтика» древнегреческого философа Аристотеля» (Г.Н. Поспелов).  «В решении основных вопросов художественного творчества теория литературы смыкается с эстетикой. Однако у неё есть и особые задачи, связанные с исследованием специфики словесного творчества как отдельного вида искусства» (Н.А. Гуляев).

ТЕОРИЯ постмодернизма – саморефлексивная критика современной цивилизации и общетеоретическое и методологическое основание для возрождения, высвобождения внутренних принципов «неразрешимых» противоречий современного мира.

ТЕРКИ-БЕНД – в арабской поэзии стихотворная форма, состоящая из нескольких строф по 6–30 и более строк, объединённых единой, большей частью, лирической темой.  В конце каждой строфы имеется самостоятельный рифмованный бейт, выражающий основное содержание строфы.

ТЕРКИБ-БАНД – в турецкой литературе строфическое стихотворение.

ТЕРМА – в узбекском фольклоре песня-размышление. Для Т. характерен свободный ритм и строфика, афористичность строк.

ТЕРМИН литературоведческий – понятие науки  о литературе, закреплённое в общепринятом словесном выражении.

ТЕРМИНОЛОГИЯ литературоведческая – слова и понятия, которые обозначают то, что изучает литературоведение: стиховедение. Некоторые разделы поэтики, стилистики (ямб, цезура, троп, синекдоха).

ТЕРНАРНАЯ РИФММОВКА – система тройной рифмовки, например, в шестистишной строфе по схеме ААВ ССВ.
               Нет, не жди ты песни страстной,
               Эти звуки – бред неясный.
                   Томный звук струны;
               Но полны тоскливой муки,
               Навевают эти звуки
                      Ласковые сны.
                                          Фет

ТЕРЦЕТ – трёхстишие. Строфа, состоящая из трёх стихов на одну рифму; возможны следующие сочетания строк: ХХХ, ХАА, АХА, ААХ, ААА. Т. из холостых стихов (ХХХ) в классической поэзии почти не употреблялись, а комбинация стихов «тройственного созвучия» (ААА), наоборот,  естественна и очень распространена.
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.
                      А. Сумароков (Противу злодеев)

Она как русалка, воздушна и странно бледна,
В глазах у неё, ускользая, играет волна,
В зелёных глазах у неё глубина – холодна.
                                                          Бальмонт

«В русской поэзии терцет встречается крайне редко. Значительно чаще поэты применяют отдельные утроения рифмы среди стихов самой различной рифмовки»  (К.Д. Вишневский).

ТЕРЦИНА (в переводе с итальянского – «третья рифма») – самая знаменитая форма терцета; принадлежит к числу так называемых твёрдых или канонических форм;  трёхстрочная ямбическая строфа с перекрёстной рифмой АБА БВБ ВГВ и т.д., причём каждое следующее трёхстишие подхватывает рифму предыдущего, образуя непрерывную цепь тройных рифм, которая замыкается отдельной строкой, срифмованной со средним стихом последней терцины. Т. появилась в конце ХIII века,  канонизирована Данте в «Божественной комедии».

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о , как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нём обретши навсегда,
Скажу про всё, что видел в этой чаще.

***
В созвучии тройном, как в блеске ожерелья,
Терцина скользкая и вьётся, и ползёт,
Как горная змея из тёмного ущелья,

Из тайников души под ясный небосвод,
Под солнце и лучи, для славы и веселья,
Для кликов и венцов в мечтательный народ.
                                                            К. Фофанов

***
Когда художник пережил мечту,
В его душе слагаются картины,
И за чертой он создаёт черту.

Исчерпав жизнь свою до половины,
Поэт, скорбя о том, чего уж нет,
Невольно пишет стройные терцины.
                                                   К.  Бальмонт

ТЕСИБОХТА (слава, славословие) – литургическая ода; жанр, форма.

<<< Назад        Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

 

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"

Яндекс.Метрика