А
АБЕЦЕДАРИЙ
-
стихотворение, в котором
первые буквы всех слов или строк образуют алфавит. В русской поэзии
абецедарии встречаются крайне редко (пример в
Музее стихосложения). Также смотрите
Алфавитный стих.
АВТОНИМ (греч. аutos
-
сам, подлинный и onyma - имя) – подлинное
имя автора, пишущего под псевдонимом.
АКРОСТИХ
(греч.
akrostichis – крайние стих) –
краестишие, краегранесие, краестрочие, началестрочие, иместишие;
стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или
фразу, чаще всего имя самого автора или того, кому стихи посвящены.
Акростих был изобретён ещё в древности (V в. до н.э.) сицилийским
поэтом Эпихармом из Сиракуз, фиксировавшим таким образом авторство своих
текстов; акростихи писали и поэты Древней
Греции; в поэзии средневековья акростихи
вкраплялись в сакральные тексты как зашифрованные подписи, заклинания
или тайные послания, а в византийской гимнографии в форме акростиха
писались церковные песнопения - каноны;
традиции жанра были продолжены в эпоху Возрождения. Первым аналогом славянского
акростиха была т.н. Азбучная молитва
(авторство приписывается Константину Преславскому), по форме
напоминавшая современный верлибр и у которой каждое изречение
начиналось с новой строки и буквы алфавита (т.н.
абецедарий). Как стихотворная забава
акростихи были популярны в России начиная с XVII века - ими писались
всяческие эпистолии, дружеские и любовные послания. Позднее в русской
поэзии акростих был в ходу в XVIII веке:
помимо "серьёзных" стихотворных опытов, он был одним из любимых
салонных развлечений - на заданные слова или имена необходимо было
виртуозно составлять изящные стихотворения. В начале XX века акростихи
становятся "альбомным жанром" Серебряного века - поэты пишут (часто -
друг другу) акростихи-посвящения; известны
акростихи Кузмина, Гумилёва, Есенина и др. Писали акростихи и
поэты-символисты. В современной русской поэзии акростихи встречаются
редко; каких-либо серьёзных и значимых
произведений в этом жанре создано не было.
Несмотря на то, что акростих всегда воспринимался как, своего рода,
литературное трюкачество и игра, он всегда
будет притягивать к себе поэтов, обладающих нестандартным мышлением и
не равнодушных к экспериментам, - своей визуальностью,
изощрённой техникой письма и возможностью тонкого подтекста.
Акростихи в
музее рифмы Акростихи современных авторов
Конкурс акростихов
От акростиха к
акроконструкции
Ангел
лёг у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был тёмным и беззвёздным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона…
(Н.
Гумилёв) |
Родясь от
пламени, на небо возвышаюсь;
Оттуда на землю водою возвращаюсь!
С земли меня влечет планет всех князь к звездам;
А без меня тоска смертельная цветам.
(Гавриил Державин) |
Пишу
о чем-то вдохновенно,
О
Боже! снова в раж вошёл -
Экстаз
творения нетленный
Зачем-то
вновь меня нашел.
И
что б там ни было вокруг,
Я
весь во власти дивных мук!
(А. Бердников) |
Существуют
также разновидности акростиха:
телестих
– акростих из
последних букв строк, месостих –
акростих из средних букв,
акроцентон - стих, собранный из строк
известных стихотворений и составляющий по начальным буквам строк
какое-либо слово или фразу, обратный акростих
- зашифрованное слово читается снизу вверх. См. также акроконструкции
АКЦЕНТНЫЙ СТИХ
-
см.
Ударник
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ
(от старофранцузской поэмы об
Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский
6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой (две
односложные рифмы + две двухсложные); основной размер крупных жанров в
литературе классицизма - героических трагедий, эпических поэм и пр. В
русскую поэзию введён В. Тредиаковским. Пик популярности
александрийского стиха в России приходится на вторую половину 18 -
первую половину 19 века.
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг
неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами
злодей!
(К.Ф. Рылеев) |
АЛКЕЕВА СТРОФА
–
строфа античного стихосложения из 4 логаэдов.
АЛЛЕГОРИЯ
(греч. allegoria - иносказание) - образное изображение отвлеченной
мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила,
власть; правосудие - женщина с весами). В отличие от метафоры, в
аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже
небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие
аллегорические образы берутся из фольклора и мифологии.
АЛЛИТЕРАЦИЯ
(лат. ad - к, при и littera - буква)
- стилистический приём; повторение однородных согласных, придающее стиху особую
интонационную выразительность. На
аллитерации построены многие каламбуры, а также русские пословицы,
поговорки и особенно скороговорки. Аллитерация и ассонанс являются
основными приёмами звукописи в литературе.
"Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет" (повторение
согласных звуков к, л, р).
Вечер.
Взморье. Вздохи ветра.
Величавый
возглас волн.
Близко буря.
В берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн…
(К. Бальмонт)
|
Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже -
Ужа ужица съест на ужин. |
АЛЛЮЗИЯ
(лат. allusio - шутка, намёк) - стилистическая фигура; намёк посредством сходнозвучащего слова или
упоминания общеизвестного реального факта, исторического события,
литературного произведения («слава Геро-страта»,«Слон и Моська»).
АЛФАВИТНЫЙ СТИХ
– стихотворение, в
котором каждый стих или строфа (чаще - двустишие) начинаются с новой
буквы и все вместе выстроены в алфавитном порядке.
Антисемит
Антанте мил.
Антанта сборище громил.
Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся вёрст за тыщу.
Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в
ягодицы…
(В.
Маяковский)
Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной
молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по
форме напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение (сентенция)
начиналось с новой строки и
буквы алфавита.
Азъ
словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми
слово
Еже будетъ на успехъ
вьсемъ... |
АЛЬТЕРНАНС (франц.
alternance
– чередование) – термин классического стихосложения. Правило
альтернанса: попеременное чередование стихов с различным количеством стоп,
мужских и женских рифм, рифм с различными окончаниями.
Правило альтернанса было установлено во французской поэзии в
эпоху Ронсара (1565 г.), в русскую поэзию перешло в 18 веке и
неукоснительно соблюдалось особенно в отношении твёрдых форм:
сонетов, октав, секстин и пр.
И
вы подобно так падёте,
Как с древ увядший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
Как ваш последний раб умрёт!..
(Г.Р. Державин) |
АМПЛИФИКАЦИЯ
(лат. amplificatio - расширение) -
стилистический приём; нагнетание однородных элементов речи
- определений, синонимов, сравнений, эпитетов, метафор, противопоставлений и т.п.
Применяется в литературе и ораторском искусстве для придачи
тексту (речи) экспрессивно-эмоциональной окраски.
АМФИБОЛИЯ
(греч. amfibolia - неясность)
- двусмысленность; фраза или
предложение, которое вследсвие некорректного построения может быть
понято неверно или двояко. "Как только с трибуны сошла доярка,
на неё тут же залез председатель".
АМФИБРАХИЙ
(греч. amphibrachys - с обеих сторон
краткий) - трёхсложная стихотворная стопа
с ударением на втором слоге. Схема
« -
».
На севере диком стоит
одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой , она.
(М.Ю. Лермонтов)
АНАГРАММА
- слово или текст, полученные в результате перестановки букв другого
слова или текста: щетина - нищета,
"Карпов - мастер, каспаров - метр" (С.Гайдаров), "Меланхолия - не
хамло ли я?" (Д. Авалиани). В русской поэзии анаграммы можно
встретить в эпизодических вкраплениях. Полностью стихотворных анаграмм
крайне мало.
Что
нам весна или за ней дано?
Одна мечта: знай сон и лей вино!
(В. Брюсов) |
АНАКОЛУФ
- синтаксическая несогласованность членов предложения, допущенная
автором по небрежности, либо задуманная как стилистический (часто -
комический) приём. "Мне совестно, как честный офицер"
(А.С. Грибоедов),
"Ни совести ни грамма".
АНАКРЕОНТИКА
(анакреонтическая поэзия) - лирическая поэзия, воспевающая земные
радости и чувственные наслаждения. Названа в честь основателя жанра,
древнегреческого поэта Анакреонта (6-5 вв. до н.э.), имевшего
множество последователей и подражателей. В стиле Анакреонта писали
многие русские поэты 18-19 веков, в т.ч. и Пушкин.
АНАКРУЗА
(греч. anakrusis - отталкивание, предварение) - безударные слоги в начале стиха перед первым ударным слогом
(иктом). В правильно сложенных в
метрическом отношении стихах анакруза обычно постоянного объема.
Зима!...
Крестьянин торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь...
(А. С. Пушкин)
Нулевая анакруза (т. е. её отсутствие)
имеет место в том случае, когда стих начинается сразу с
сильной доли ("Буря мглою небо кроет..."
А.С. Пушкин).
Анакруза может быть и ударной, если на неё падает сверхсхемное
ударение ("Швед, русский колет, рубит,
режет..."
А.С. Пушкин).
В музыке анакрузе соответсвует затакт. Сам термин
"анакруза" был введён в научный оборот в конце 19 века.
Если анакруза - это безударные слоги перед первым
ударением в стихе, то эпикруза
- заключительная часть стиха начиная с последнего ударения.
Подробней см. эпикруза.
АНАПЕСТ
(греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная
стихотворная стопа с ударением на
последнем слоге. Схема
«
-
».
Есть
в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
АНАФОРА
(греч. anaphora - вынесение) - стилистическая фигура;
повторение
начальных звуков (звуковая анафора), слов (лексическая анафора), фраз
(синтаксическая анафора) в начале смежных стихов в пределах строфы.
Также: повторение каких-либо синтаксических
построений в смежных строфах (строфическая анафора).
Звуковая анафора
основана на аллитерациях и (или) ассонансах.
И посох мой благославляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму.
(А.Толстой) |
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
(М.В.
Лермонтов) |
Приют любви, он вечно полн
Прохлады сумрачной и влажной...
(А.С.Пушкин) |
Лексическая анафора
имеет место при повторении в соседних стихах одинаковых слов.
Чёрный ворон
в сумраке снежном,
Чёрный бархат на смуглых плечах...
Томный голос пением нежным
Мне поёт о южных ночах.
(А.Блок) |
Сила народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная
Правда живучая!
(Н.А.Некрасов) |
Синтаксическая анафора
- повторение синтаксических конструкций или фраз в начале стихов в
пределах одной строфы.
Я знал любовь, не мрачною тоской,
Не безнадёжным заблужденьем,
Я знал любовь прелестною мечтой,
Очарованьем, упоеньем.
(А.С. Пушкин) |
Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.
(Анна Ахматова) |
Строфическая анафора
основана на повторении слов или синтаксических
построений в смежных строфах.
Взгляни на звёзды:
много звёзд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.
Взгляни на звёзды:
между них
Милее всех одна!
За что же? Ранее встаёт,
Ярчей горит она?
(Е. Баратынский) |
Русское название анафоры
-
единоначатие.
Противоположность анафоре
-
эпифора.
АНАЦИКЛ
(греч. ana - вперёд, против и
cyclos - круг, цикл)
-
стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково
читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа
налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в
палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок
изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи - крайне
редкое явление даже для эксперементальной поэзии.
Пример...
АННОТАЦИЯ
(лат. annotatio - замечание) -
краткая характеристика содержания произведения.
АНТИТЕЗА
(греч. antithesis - противоположение)
-
стилистическая фигура; сопоставление или
противопоставление контрастных понятий или образов
в художественной речи.
Ты богат, я очень
беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
(А.С. Пушкин)
АНТИФРАЗ
(антифразис)
–
стилистическая
фигура; употребление слова в противоположном
смысле, часто с иронией или насмешкой
(«герой»,
«орёл»,
«мудрец»…).
...Вот первый.
Талант! У него всё по плану.
Он опусы круглые сутки крапает.
Он выбрал девиз: ни дня без романа!
И мысли за строчками не успевают.
Как светоч, как башня водонапорная,
Он знает, что нужно стране и народу:
Сегодня в цене - вода и снотворное,
И он подаёт эту воду!
Второй.
Самородок.
Мыслей гигант.
Он автор всего: от романов до песенок;
Его голова как огромный сервант
Напичкана всякой словесной плесенью.
Творчество он заменил плагиатом
И, величайшим владея даром,
Из разных книжонок стругает салаты
И жадно считает свои гонорары...
(В. Онуфриев)
АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
– см.
Метрическое стихосложение.
АПОКОПА
(греч.apokope –
отсечение) - искусственное укорачивание слова без потери его
значения.
Вдруг слышу крик и конский топ...
Подъехали к крылечку.
Я поскорее дверью хлоп
И спрятался за печку.
(А.С. Пушкин) |
АПОЛОГ
–
короткая иносказательная басня с изображением животных или растений и
нравоучительным подтекстом. Сродни басне, но меньше по размерам. В
форме аполога написаны "Нравоучительные четверостишия" А.С. Пушкина в
соавторстве с А. Вульф.
Одна свеча избу лишь слабо освещала;
Зажгли другую, — что ж? изба светлее стала.
Правдивы древнего речения слова:
Ум хорошо, а лучше два.
(А.С.Пушкин)
АПОФЕГМА
–
краткое нравоучительное и остроумное изречение ("Красота спасёт
мир", Ф. Достоевский).
Апофегматы – старинные сборники апофегм.
АПОСТРОФА -
стилистический приём; обращение автора к
самому себе, к отсутствующему лицу или к чему-то неодушевлённому.
Прощай, Баку! Тебя я не увижу.
Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.
И сердце под рукой теперь больней и ближе,
И чувствую сильней простое слово: друг.
(С. Есенин)
АРИТМИЯ
- нарушение
ритмической правильности в стихе.
АРИФМИЯ
- нерегулярная рифма;
сочетание рифмованных стихов с белыми в рамках одного
поэтического произведения.
АРХАИЗМ
(от греч. archaios -
древний) – устарелое слово или фраза, вышедшие из употребления.
Архаизмы (в русском языке - славянизмы) используются для стилизации речи под старину (пиит, камелёк,
отселе, днесь, сеча, глаголить, лик…).
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась
На мутном небе мгла носилась…
(А.С. Пушкин)
АСИНДЕТОН -
см. Бессоюзие.
АССОНАНС
(франц.
assonance - созвучие или
откликаюсь) – созвучие ударных
гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных (ведро
- светло, весь
– месть, красивый - неугасимый, сказка – палка, ворон - посох…).
Ассонанс широко использовался в русском фольклоре, а также и поныне
применяется как в поэзии, так и в песенном творчестве.
Ассонанс вместе с аллитерацией являются основными приёмами звукописи в
литературе.
Хвали сено в стогу, а барина в гробу.
Людская молва, что морская волна.
Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори моя звезда!
(слова народные)
Ассонансом также
обозначается повтор в строке, строфе или фразе однородных
ударных
гласных звуков.
О весна без конца и без краю
-
Без конца и без краю мечта!
(А. Блок)
Употребление в стихах слов
исключительно с одной гласной можно занести в разряд
экспериментальных стихов, как например, стихотворение "Трюк
с «Ю»".
"
Пью Брют.
Плюю в крюк.
Юн, Лют.
Люблю юг!
Бьюсь, злюсь.
Юлю, вьюсь…
Вьюг блюз.
Сплю? Снюсь?
Б. Гринберг |
АСТРОФИЗМ
-
стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что
расширяет его интонационно-синтаксическое звучание. Астрофизм
применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических
произведениях и пр.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом
сидит.
Приходи к нему
лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит,
исцелит
Добрый доктор
Айболит!
(К.
Чуковский)
АФОРИЗМ
- изречение, выражающее в лаконичной форме обобщённую и
законченную мысль. Афоризмам свойственна оригинальность,
выразительность и неожиданность.
«Если хочешь быть счастливым, будь им!», Козьма Прутков. «Служить
бы рад, прислуживаться тошно», А. С. Грибоедов. Афоризмы могут
быть и в стихах:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
(А.С. Пушкин)
Дальше |