Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

 

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
  Rambler's Top100  

Главная Стихи Поэты Стихосложение О рифме Стихи о поэзии Занимательное стихосложение Псевдонимы в поэзии Тесты по стихосложению

В.В. Онуфриев
СЛОВАРЬ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В ПРИМЕРАХ

| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Я |

А

АБЕЦЕДАРИЙ - стихотворение, в котором первые буквы всех слов или строк образуют алфавит. В русской поэзии абецедарии встречаются крайне редко (пример в Музее стихосложения). Также смотрите Алфавитный стих.

АВТОНИМ
 (греч. аutos - сам, подлинный и onyma - имя) – подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом.

АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайние стих)  – краестишие, краегранесие, краестрочие, началестрочие, иместишие;
стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора или того, кому стихи посвящены.  Акростих был изобретён ещё в древности (V в. до н.э.) сицилийским поэтом Эпихармом из Сиракуз, фиксировавшим таким образом авторство своих текстов; акростихи писали и поэты Древней Греции; в поэзии средневековья акростихи вкраплялись в сакральные тексты как зашифрованные подписи, заклинания или тайные послания, а в византийской гимнографии в форме акростиха писались церковные песнопения - каноны; традиции жанра были продолжены в эпоху Возрождения. Первым аналогом славянского акростиха была т.н. Азбучная молитва (авторство приписывается Константину Преславскому), по форме напоминавшая современный верлибр и у которой каждое изречение начиналось с новой строки и буквы алфавита (т.н. абецедарий). Как стихотворная забава акростихи были популярны в России начиная с XVII века - ими писались всяческие эпистолии, дружеские и любовные послания. Позднее в русской поэзии акростих был в ходу в XVIII веке: помимо "серьёзных" стихотворных опытов, он был одним из любимых салонных развлечений - на заданные слова или имена необходимо было виртуозно составлять изящные стихотворения. В начале XX века акростихи становятся "альбомным жанром" Серебряного века - поэты пишут (часто - друг другу) акростихи-посвящения; известны акростихи Кузмина, Гумилёва, Есенина и др. Писали акростихи и поэты-символисты. В современной русской поэзии акростихи встречаются редко; каких-либо серьёзных и значимых произведений в этом жанре создано не было. Несмотря на то, что акростих всегда воспринимался как, своего рода, литературное трюкачество и игра, он всегда будет притягивать к себе поэтов, обладающих нестандартным мышлением и не равнодушных к экспериментам,  - своей визуальностью, изощрённой техникой письма и возможностью тонкого подтекста.                                                                
   Акростихи в музее рифмы     Акростихи современных авторов     Конкурс акростихов     От акростиха к акроконструкции
 

Ангел лёг у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был тёмным и беззвёздным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона…
                               (Н. Гумилёв)

Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;
Оттуда на землю водою возвращаюсь!
С земли меня влечет планет всех князь к звездам;
А без меня тоска смертельная цветам.
                              (Гавриил Державин)
Пишу о чем-то вдохновенно,
О Боже! снова в раж вошёл -
Экстаз творения нетленный
Зачем-то вновь меня нашел.
И что б там ни было вокруг,
Я весь во власти дивных мук!
                          (А. Бердников)

Существуют также разновидности акростиха: телестих акростих из последних букв строк,  месостих акростих из средних букв, акроцентон - стих, собранный из строк известных стихотворений и составляющий по начальным буквам строк какое-либо слово или фразу, обратный акростих - зашифрованное слово читается снизу вверх. См. также акроконструкции

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ - см. Ударник

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ  СТИХ
(от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный  или русский 6-стопный ямб  с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой (две односложные рифмы + две двухсложные); основной размер крупных жанров в литературе классицизма - героических трагедий, эпических поэм и пр. В русскую поэзию введён В. Тредиаковским. Пик популярности александрийского стиха в России приходится на вторую половину 18 - первую половину 19 века.
 

     Надменный временщик, и подлый и коварный,
     Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
     Неистовый тиран родной страны своей,
     Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
                                                              (К.Ф. Рылеев)

АЛКЕЕВА СТРОФА строфа античного стихосложения из 4 логаэдов.

 

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) -  образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы берутся из фольклора и мифологии.

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - стилистический приём;  повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. На аллитерации построены многие каламбуры, а также русские пословицы, поговорки и особенно скороговорки. Аллитерация и ассонанс являются основными приёмами звукописи в литературе.
"Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет" (повторение согласных звуков к, л, р).

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный чёлн…
                                (К. Бальмонт)

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже -
Ужа ужица съест на ужин.

АЛЛЮЗИЯ (лат. allusio - шутка, намёк) - стилистическая фигура; намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Геро-страта»,«Слон и Моська»).


АЛФАВИТНЫЙ СТИХ
стихотворение, в котором каждый стих или строфа (чаще - двустишие) начинаются с новой буквы и все вместе выстроены в алфавитном порядке.

       Антисемит Антанте мил.
       Антанта сборище громил.

 

       Большевики буржуев ищут.
       Буржуи мчатся вёрст за тыщу.

       Вильсон важнее прочей птицы.
       Воткнуть перо бы в ягодицы…
                            
      (В. Маяковский)

Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по форме напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение (сентенция) начиналось с новой строки и
буквы алфавита.

Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ...

АЛЬТЕРНАНС (франц. alternance – чередование) – термин классического стихосложения. Правило альтернанса:  попеременное чередование стихов с различным количеством стоп, мужских и женских рифм, рифм с различными окончаниями. Правило альтернанса было установлено во французской поэзии в эпоху Ронсара (1565 г.), в русскую поэзию перешло в 18 веке и неукоснительно соблюдалось особенно в отношении твёрдых форм: сонетов, октав, секстин и пр.
 

И вы подобно так падёте,
Как с древ увядший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
Как ваш последний раб умрёт!..
                             (Г.Р. Державин)

АМПЛИФИКАЦИЯ (лат. amplificatio - расширение) - стилистический приём; нагнетание однородных элементов речи - определений, синонимов, сравнений, эпитетов, метафор, противопоставлений и т.п. Применяется в литературе и ораторском искусстве для придачи тексту (речи) экспрессивно-эмоциональной окраски.

АМФИБОЛИЯ
(греч. amfibolia - неясность) - двусмысленность; фраза или предложение, которое вследсвие некорректного построения может быть понято неверно или двояко. "Как только с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез председатель".

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема « - ».

          На севере диком стоит одиноко
               На голой вершине сосна.
          И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
               Одета, как ризой , она.
                                          (М.Ю. Лермонтов)

АНАГРАММА - слово или текст, полученные в результате перестановки букв другого слова или текста: щетина - нищета,
"Карпов - мастер, каспаров - метр" (С.Гайдаров), "Меланхолия - не хамло ли я?" (Д. Авалиани). В русской поэзии анаграммы можно встретить в эпизодических вкраплениях. Полностью стихотворных анаграмм крайне мало.

Что нам весна или за ней дано?
Одна мечта: знай сон и лей вино!
                                    
(В. Брюсов)

АНАКОЛУФ - синтаксическая несогласованность членов предложения, допущенная автором по небрежности, либо задуманная как стилистический (часто - комический) приём.  "Мне совестно, как честный офицер" (А.С. Грибоедов),
"Ни совести ни грамма".


АНАКРЕОНТИКА (анакреонтическая поэзия) - лирическая поэзия, воспевающая земные радости и чувственные наслаждения. Названа в честь основателя жанра, древнегреческого поэта Анакреонта (6-5 вв. до н.э.), имевшего множество последователей и подражателей. В стиле Анакреонта писали многие русские поэты 18-19 веков, в т.ч. и Пушкин.
 

АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание, предварение) -  безударные слоги  в начале стиха перед первым ударным слогом (иктом). В правильно сложенных в метрическом отношении стихах анакруза обычно постоянного объема.

          Зима!... Крестьянин торжествуя,
          На дровнях обновляет путь;
          Его лошадка снег почуя,
          Плетётся рысью как-нибудь...
                                       (А. С.  Пушкин)

Нулевая анакруза (т. е. её отсутствие) имеет место в том случае, когда стих начинается сразу с сильной доли ("Буря мглою небо кроет..." А.С. Пушкин).
Анакруза может быть и ударной, если на неё падает сверхсхемное ударение ("Швед, русский колет, рубит, режет..."
А.С. Пушкин
).

В музыке анакрузе соответсвует затакт. Сам термин "анакруза" был введён в научный оборот в конце 19 века.
Если анакруза - это безударные слоги перед первым ударением в стихе, то эпикруза - заключительная часть стиха начиная с последнего ударения. Подробней см. эпикруза.
 

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа  с ударением на последнем слоге. Схема « - ».

     Есть в напевах твоих сокровенных
     Роковая о гибели весть.
     Есть проклятье заветов священных,
     Поругание счастия есть.
                                       (А. Блок)

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) -  стилистическая фигура; повторение начальных звуков (звуковая анафора), слов (лексическая анафора), фраз (синтаксическая анафора) в начале смежных стихов в пределах строфы. Также: повторение каких-либо синтаксических построений в смежных строфах (строфическая анафора).
Звуковая анафора основана на аллитерациях и (или) ассонансах.

И посох мой благославляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму.

                        (А.Толстой)
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.

             (М.В. Лермонтов)

Приют любви, он вечно полн
Прохлады сумрачной и влажной...

                               (А.С.Пушкин)

Лексическая анафора имеет место при повторении в соседних стихах одинаковых слов.

Чёрный ворон в сумраке снежном,
Чёрный бархат на смуглых плечах...
Томный голос пением нежным
Мне поёт о южных ночах.
                                 (А.Блок)
Сила народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная
Правда живучая!

           (Н.А.Некрасов)


Синтаксическая анафора - повторение синтаксических конструкций или фраз в начале стихов в пределах одной строфы.

Я знал любовь, не мрачною тоской,
Не безнадёжным заблужденьем,
Я знал любовь прелестною мечтой,
Очарованьем, упоеньем.

                    (А.С. Пушкин)
Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.

                          (Анна Ахматова)

Строфическая анафора  основана на повторении слов или синтаксических  построений в смежных строфах.

Взгляни на звёзды: много звёзд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.

Взгляни на звёзды: между них
Милее всех одна!
За что же? Ранее встаёт,
Ярчей горит она?

           (Е. Баратынский)

Русское название анафоры - единоначатие. Противоположность анафоре - эпифора.

АНАЦИКЛ (греч. ana - вперёд, против и cyclos - круг, цикл) - стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз  слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи - крайне редкое явление даже для эксперементальной поэзии.  Пример...

АННОТАЦИЯ
(лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика содержания произведения.

АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов в художественной речи.

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
                             
  (А.С. Пушкин)

АНТИФРАЗ (антифразис) стилистическая фигура; употребление слова в противоположном смысле, часто с  иронией или насмешкой («герой», «орёл», «мудрец»…).

...Вот первый.
        Талант! У него всё по плану.
Он опусы круглые сутки крапает.
Он выбрал девиз: ни дня без романа!
И мысли за строчками не успевают.
Как светоч, как башня водонапорная,
Он знает, что нужно стране и народу:
Сегодня в цене - вода и снотворное,
И он подаёт эту воду!
   Второй.
            Самородок. Мыслей гигант.
Он автор всего: от романов до песенок;
Его голова как огромный сервант
Напичкана всякой словесной плесенью.
Творчество он заменил плагиатом
И, величайшим владея даром,
Из разных книжонок стругает салаты
И жадно считает свои гонорары...
                                 (В. Онуфриев)

АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – см. Метрическое стихосложение.


АПОКОПА (греч.apokope – отсечение)  - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

Вдруг слышу крик и конский топ...
Подъехали к крылечку.
Я поскорее дверью хлоп
И спрятался за печку.
                   (А.С.  Пушкин)

АПОЛОГ короткая иносказательная басня с изображением животных или растений и нравоучительным подтекстом. Сродни басне, но меньше по размерам. В форме аполога написаны "Нравоучительные четверостишия" А.С. Пушкина в соавторстве с А. Вульф.

Одна свеча избу лишь слабо освещала;
Зажгли другую, — что ж? изба светлее стала.
Правдивы древнего речения слова:
Ум хорошо, а лучше два.

                              (А.С.Пушкин)

АПОФЕГМА краткое нравоучительное и остроумное изречение ("Красота спасёт мир", Ф. Достоевский). 
Апофегматы – старинные сборники апофегм.


АПОСТРОФА -
стилистический приём; обращение автора к самому себе, к отсутствующему лицу или к чему-то неодушевлённому.

Прощай, Баку! Тебя я не увижу.
Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.
И сердце под рукой теперь больней и ближе,
И чувствую сильней простое слово: друг.

                                         (С. Есенин)

АРИТМИЯ - нарушение ритмической правильности в стихе.

АРИФМИЯ - нерегулярная рифма; сочетание рифмованных стихов с белыми в рамках одного поэтического произведения.

АРХАИЗМ
(от греч. archaios  - древний) – устарелое слово или фраза, вышедшие из употребления. Архаизмы (в русском языке - славянизмы) используются для стилизации речи под старину (пиит, камелёк, отселе, днесь, сеча, глаголить, лик…).

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась
На мутном небе мгла носилась…
                                 (А.С. Пушкин)

АСИНДЕТОН - см. Бессоюзие.

АССОНАНС  (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) – созвучие ударных гласных  звуков при полном или частичном  несовпадении согласных (ведро - светло, весь – месть, красивый - неугасимый, сказка – палка, ворон - посох…). Ассонанс широко использовался в русском фольклоре, а также и поныне применяется как в поэзии, так и в песенном творчестве.  Ассонанс вместе с аллитерацией являются основными приёмами звукописи в литературе.
                                                  Хвали сено в стогу, а барина в гробу. 
                                                   Людская молва, что морская волна.

      Твоих лучей небесной силою
      Вся жизнь моя озарена.
      Умру ли я, ты над могилою
      Гори, гори моя звезда!
                          (слова народные)

Ассонансом также обозначается повтор в строке, строфе или фразе однородных ударных гласных звуков.

     О весна без конца и без краю -
     Без конца и без краю мечта!
                                           (А. Блок)

Употребление в стихах слов исключительно с одной гласной можно занести в разряд экспериментальных стихов, как например, стихотворение "Трюк с «Ю»".

"

Пью Брют.
Плюю в крюк.
Юн, Лют.
Люблю юг!
Бьюсь, злюсь.
Юлю, вьюсь…
Вьюг блюз.
Сплю? Снюсь?
         Б. Гринберг

АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет его интонационно-синтаксическое звучание. Астрофизм  применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях и пр.

                             Добрый доктор Айболит!

                             Он под деревом сидит.

                             Приходи к нему лечиться
                             И корова, и волчица,
                             И жучок, и паучок
                                 И медведица!

 
                            Всех излечит, исцелит

                            Добрый доктор Айболит!   
                                                          
(К. Чуковский)

АФОРИЗМ -  изречение, выражающее в лаконичной форме обобщённую и законченную мысль. Афоризмам свойственна оригинальность, выразительность и неожиданность. «Если хочешь быть счастливым, будь им!», Козьма Прутков. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», А. С. Грибоедов. Афоризмы могут быть и в стихах:

Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
                      (А.С. Пушкин)

Дальше

Справочник по стихосложению

 

Словарь разновидностей рифмы

Главная Стихи Поэты Стихосложение О рифме Стихи о поэзии Занимательное стихосложение Псевдонимы в поэзии Тесты по стихосложению

© 2002 "Русские рифмы"

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100