9a93f135

 

 

 

Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

О

ОБЕРИУТЫ (объединение реального искусства) - литературная группа, существовавшая в Ленинграде в 1926-27 гг. В неё входили Хармс, Заболоцкий, Олейников и др. Называли себя в манифесте "новым отрядом левого революционного искусства, творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни". О. заявляли, что в основу творчества кладут метод материального ощущения вещи и явления и конкретный предмет, очищенный от литературной обиходной шелухи. О. развивали отдельные стороны футуризма, связанные с творчеством Хлебникова и Кручоных, обращались к опыту сатириков ХVIII начала ХХ века.

ОБЗОР - публицистический жанр, в котором анализируется, рассматривается, оценивается освещение тех или иных проблем в газетах, журналах и других средствах массовой информации за определённый период. "Обзор представляет собой разновидность рецензирования" (Г.П. Любимова).

ОБЛАСТНИЧЕСКАЯ литература - течение в немецкой литературе 50 - 60-х годах ХIХ века, изображавшее местный провинциальный быт, консервативные устои крестьянской жизни.

ОБНОВЛЕНИЕ - движение в арабской литературе. Поэты О. создавали новые жанры и поэтические темы, были сторонниками равенства всех мусульманских народов. О. затронуло и содержание, и форму поэзии.

ОБНОВЛЕНИЕ - движение в литературе иранцев, пишущих по-арабски. Сюжеты стихов - оппозиция политическому господству чисто арабского элемента соединялось с поиском новых, более гибких поэтических форм.

ОБНОВЛЕНИЕ языка - в Венгрии ХVIII века общественно-литературное движение. Крупной заслугой его стало создание тысячи новых слов и оборотов, расширивших возможности языка, необходимых для развития новых явлений в жизни, культуре и науке. Так создался единый литературный венгерский язык.

ОБОБЩЕНИЕ художественное - способ отражения действительности в искусстве, раскрывающий существенные стороны изображаемого в индивидуально-неповторимой художественной форме. Художественное обобщение осуществляется в образах.

ОБРАЗ - художественное изображение в литературе человека, природы или каких-л. явлений "по законам красоты". О. представляет всегда единство общего и единичного облечённое в форму конкретного индивидуального
явления.

ОБРАЗ автора (повествователя) - условный носитель авторской речи в прозаическом произведении, от лица которого ведётся повествование. Иными словами О.а. - концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками. Первый опыт создания образа автора принадлежит А.С.Пушкину ("Евгений Онегин"). "Читая сочинение, в особенности чисто литературное - главный интерес составляет характер автора, выражающийся в сочинении: Хорошо, когда автор только
чуть-чуть стоит вне предмета, так что беспрестанно сомневаешься, субъективно или объективно" (Л.Н.Толстой). 

ОБРАЗ-АЛЛЕГОРИЯ - это предвзятое, нарочитое средство иносказания, в котором изображение того или иного явления жизни сразу обнаруживает своё служебное переносное значение, такие как басни, сказки Салтыкова-Щедрина, стихотворение Пушкина "Туча" и т.п. произведения.

ОБРАЗ художественный - специфически присущий искусству  способ отражения действительности, обобщения её с позиций эстетического идеала в конкретно-художественной, непосредственно воспринимаемой форме.

ОБРАЗ повествоваетля - не персонифицированный в облике какого-либо из действующих лиц образ - носитель повествования в художественном произведении. ": Перед читателем возникает особого рода образ повествователя,проявляющий себя только в речи, выражающей его отношение к тому, о чём он рассказывает. Образ повествователя может быть иногда как бы скрытым, мало заметным, иногда, наоборот, активным, отчётливо
выраженным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой писатель (Например в ранних романтических и реалистических произведениях Горького). Иногда образ повествователя называют также образом автора.Это неверно, потому что может привести к отождествлению языка, характеризующего образ повествователя и самого писателя. Между тем это художественный образ, создаваемый писателем именно для данного произведения, и у одного писателя поэтому могут быть различные образы повествователя в различных произведениях, как, например, у М.Горького в "Старухе Изергиль" и в "Коновалове" (Л.И.Тимофеев).

ОБРАЗНЫЙ параллелизм - такой вид олицетворения, когда сначала отражаются отношения в природе, а потом отношения между людьми:
       Не свивайся, не свивайся, трава с повиликой,
       Не свыкайся, не свыкайся, молодец с девицей.
Между первым и вторым членами параллелизма сущее-ствует прямая связь. Такая разновидность образности называется прямым двучленным параллелизмом.

ОБРАЗ рассказчика -  условный образ человека, от лица которого ведётся повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рассказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда - его нет в случае "нейтрального", "объективного" повествования, при котором, сам автор как бы отступает в сторону. Пример: Гринёв (А.С.Пушкин "Капитанская дочка), Рудый Панько (Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки"). "Образ рассказчика в сказе накладывает отпечаток своей экспрессивности, своего стиля и на формы изображения персонажей. Рассказчик - речевое порождение автора, и образ рассказчика в сказе - форма литературного артистизма автора" (В.В. Виноградов).  Рассказчик может быть близок автору, родствен ему (как, например, в "Униженных и оскорблённых" Достоевского) и может быть, напротив, очень далёк от него по своему характеру и общественному положению (например, в "Очарованном страннике" Лескова). Далее, рассказчик может выступать  и как всего лишь повествователь, знающий ту или иную историю (например, гоголевский Рудый Панько), и как действующий герой (или даже главный герой) произведения (рассказчик в "Подростке" Достоевского). Наконец, в произведении подчас предстаёт не один, а несколько рассказчиков, по-разному освещающих одни и те же события (например, в романах Фолкнера - "Шум и ярость" и др."(В.В.Кожинов).

ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ - самостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни. В нём люди научились осознавать человеческую жизнь через скрытую аналогию её с жизнью природы:
     - Соколы, соколы, куда же летали?
     - Мы летали с моря на море.
     - Да что же вы видели?
     - Мы видели утёну на море.
     - Да что же вы её не взяли?
     - А крылушки ощипали,
       Горячую кровь пролили.

ОБРАМЛЁННАЯ повесть - жанр, для которого характерно объединение посредством повествовательной рамки различных рассказов повествовательного, сказочного или бытового характера. О.п. возникает уже в древнеегипетской сказочной литературе.

ОБРЯДОВЫЕ песни - песни, связанные с календарными и свадебными обрядами. Различаются песни разных циклов: калядки, песни, исполняемые во время гадания, подблюдные песни и т. д.

ОБРЯДОВАЯ поэзия - народно-поэтическое творчество: песни, присловья, заклинания, связанные с обрядами, плачи-причитания и т.д. Очень богат свадебный цикл О.п., в них имеются образы природы, трудовой жизни и деятельности. "Образы обрядовой поэзии по традиции восходят к древнерусским обычаям: Образ ясного сокола - жениха, серой утушки - невесты, белой берёзы из весеннего цикла обрядовых майских песнопений, многие другие составили национальный фонд фольклорной художественной классики" (В.П.Аникин).

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА - в искусстве художественное отражение  общественной среды, условий, событий, в которых складываются и действуют герои произведения искусства.

ОБЩЕЕ содержание - идея, суть, основная мысль произведения.

ОБЩЕСТВО искусства и литературы -  художественное общество в России. Основано в 1888 г. при артистическом клубе. Устраивало вечера: музыкальные, литературные и т. д.

ОБЩЕСТВО любителей российской словесности - научно-литературное объединение. Основано в 1811 г. Сначала было близко к реакционному обществу "Беседа любителей русского слова". Издавало сочинения в стихах и прозе, толковый словарь Даля и т. д.

ОБЩЕСТВО стихотворцев из уединения в Битьдонге - первая из литературных школ во Вьетнаме. Основана в ХIV веке. В стихах соединяются буддийские и даосские взгляды, проявляется интерес к обыденному в природе.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в искусстве - отражение в искусстве общечеловеческих явлений, идеалов, ценностей. "Общечеловеческое в искусстве имеет следующие источники: 1) художественное освоение жизненного материала по
законам красоты требует рассмотрения всех явлений с точки зрения их эстетической ценности; 2) истинно великое произведение ставит общезначимые проблемы; 3) общечеловеческие начала есть в самой личности художника" (Ю.Б.Борев).

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ значение литературы  заключается в  не проходящей со временем ценности словесного искусства для этико-эстетического развития человечества, а также для обеспечения гуманитарной связи поколений и
воспитания культуры межличностных отношений. "Процесс развития литературы никогда не происходит изолированно в одной национальной культуре. Очень важно понять взаимодействие не только между народным и национальным значением литературы, но и их связь с общечеловеческим значением литературы" (С.В.Калачёва).

ОБЩИЕ места - в фольклористике встречающиеся в разных произведениях одного жанра, а так же в разных жанрах устного народного творчества одинаковые ситуации, мотивы, имеющие сходное словесное выражение: традиционные поэтические формулы, устойчивые стилистические обороты. Например; запев в былинах, прибаутки в сказках и т. д.

ОБЩИЕ свойства художественной речи - во-первых, речевая форма художественных произведений может быть прозаической или стихотворной. Во-вторых, её может отличать монологизм или разноречие. В-третьих, речевая форма может характеризоваться номинативностью или риторичностью.

ОБЪЕДИНЁННЫЕ ирландцы - группа поэтов, входящая в это национально-освободительное движение ХVIII века. Писали на английском языке.

ОБЪЕКТ - предмет, составляющий часть внешнего, материального мира.

ОБЪЕКТИВНОЕ и СУБЪЕКТИВНОЕ в литературоведении - художественное произведение не противостоит научному сознанию как чистый объект, как "вещь". Оно наполнено субъективностью и апеллирует к субъекту. Восприятие литературного произведения и его научное познание проникнуты субъективностью на порядок выше, чем точные науки. Как в достаточной мере "объективизировать" объект изучения? Сделать это возможно, т. к. сами наши ощущения, вызываемые объектом, вполне поддаются объективизации, рассмотрению со стороны. Первый шаг - оценка эмоций,испытанных при чтении. Второй шаг - когда задаётся вопрос: а что они значат? почему возникли? верны ли они?

ОБЪЕКТИВНЫЙ - непредвзятый, беспристрастный, лишённый субъективного, личностного отношения.

ОБЪЁМ термина - совокупность всех явлений, обозначаемых  термином в одном определённом его значении. Так, термин "дом" - представляет совокупность всех зданий, к которым применимо понятие "дом".

ОВЕЩЕСТВЛЯЮЩИЕ метафоры - метафоры, основанные на отождествлении душевных свойств со свойствами материальной жизни (острый ум, твёрдыйхарактер, бурное волнение). Сходство явлений природы или материальной культуры с частями человеческого, животного или растительного организма (язык пламени, серп месяца, лист бумаги). Отвлечённые явления и процессы словесно отождествляются по сходству с явлениями и процессами материальной жизни (цепь явлений, гвоздь вопроса, крик моды).

ОВИДИАНСКОЕ возрождение - поэты начала ХII века: писали элегии на латинском языке в духе философских элегий Овидия: любовь, культ красоты.

ОДА -  в Древней Греции первоначально лирическое стихотворение наразличные темы. В дальнейшем ода - патетическое, торжественное, прославляющее лирическое стихотворение. "Прообразом оды в обрядовой хоровой лирике была торжественная хвалебная песнь в честь богов - гимн у древних греков. На этой основе возникли хвалебные песни, посвящённыелюдям" (Л.В. Чернец). "В России ода стала главным жанром поэзии у Ломоносова, выражая патриотическое, религиозное и философское воодушевление. Ода создавалась, как правило, по строгим нормам: "высокий стиль" речи, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм:" (И.В.Шталь).

ОДАРЁННОСТЬ - то же, что и талантливость. Щедро наделённый способностями к чему-либо, "одарённый" человек.

"ОДЕМЬЯНИВАНИЕ" литературы - рапповский лозунг (30-е гг. ХХ в.), по которому все творчески самостоятельные и оригинальные пролетарские поэты считались последователями одного поэта (Демьяна Бедного) и должны былипри создании своих произведений ориентироваться на единый образец. Это нанесло большой вред литературе.

ОДИННАДЦАТИСЛОЖНИК - наиболее употребительная и устойчивая по форме строка в русской силлабической поэзии ХVII- ХVIII вв. Строка из одиннадцати слогов с цезурой после пятого слога.:
       Как во поле, поле// в широком раздолье
       Стоял тут садочек// не мал, невеличек.

ОДИЧЕСКАЯ строфа - десятистишие с рифмовкой АБАБ СС ДЕЕД. Одической строфой пишутся торжественные оды.
       Подай, Фелица! наставленье:
       Как пышно и правдиво жить,
       Как укрощать страстей волненье
       И счастливым на свете быть?
       Меня твой голос возбуждает,
       Меня твой сын препровождает;
       Но им последовать я слаб.
       Мятясь житейской суетою,
       Сегодня властвую собою,
       А завтра прихотям я раб.
                                     Державин

ОДНОСТИШИЕ - см. моностих. 

ОДНОЧЛЕННАЯ метафора -  иносказательные обороты и слова, характеризующиеся тем, что в каждом из них одно слово заменяется другим по принципу сходства (смежность, контрастность) обозначаемых явлений жизни (лучи глаз).

ОЗАНЫ - у турков-огузов племенные певцы, хранители эпоса.

ОЗАРЕНИЕ - внезапное прояснение, ясное понимание чего-л.

ОЗЁРНАЯ школа - идейное и творческое содружество английских поэтов-романтиков: Вордсворта, Кольриджа, Саути и др., выступавших против традиций классицизма, воспевавших красоты природы, свободолюбие.

ОККАЗИОНАЛЬНАЯ рифма - случайное появление и исчезновение рифмующихся созвучий в тексте. Как художественный элемент рифмованные пассажи в прозе употреблялись риторами ещё в античные времена задолго до появления рифмованного стиха.

ОКСЮМОРОН - один из художественных тропов. Сочетание контрастных, противоположных по мысли определений, в результате чего возникает новое смысловое качество: "Живой труп" Л.Н. Толстого, "Оптимистическая трагедия" Вс.Вишневского; словосочетания: гигантский карлик, "жар холодных числ" (А. Блок) и т.д. Оксюморон, встречающийся, как правило, в поэтических произведениях, всегда содержит элемент неожиданности:
       Кому сказать мне, с кем мне поделиться
       Той грустной радостью, что я остался жив.
                                                       С.Есенин

ОКТАВА - строфа из восьми строк с рифмовкой абабабвв. По характеру октавы могут быть эпические, лирические и лиро-сатирические ("Дон Жуан" Байрона, "Осень" Пушкина). Пример октавы из "Неистового Роланда" Лодовико Ариосто:
       И о Роланде в песне расскажу я
       Безвестное и прозе и стихам:
       Как от любви безумствовал, бушуя,
       Герой, недавно равный мудрецам.
       Всё это я исполню, торжествуя,
       Коль бедный разум сохраню я сам,
       Уже едва оставленный мне тою,
       Что не Роландом завладела - мною:
Октава ("восьмёрка") сложилась в конце ХIII века из двустиший, "страмботто" и "риспетто", в двух разновидностях: сицилианская октава (АБАБАБАБ) (сицилиана) и тосканская октава (АБАБАБСС) или просто октава. Сицилиана вышла из употребления, тосканская октава в ХIV веке утвердилась в итальянской эпической поэзии и постепенно разошлась по
всей Европе.

ОКТОНАРИЙ - восьмистопник.

ОКТОСИЛЛАБ - восьмисложник, наиболее старинный размер во французской поэзии.
       Кому сказать мне, с кем мне поделиться
       Той грустной радостью, что я остался жив.
                                                               Есенин

ОЛЕН
- жанр казахской народной песни

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (или прозопопея) - метафора, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. О. основана на отождествлении явлений природы, растительного и животного мира,  каких-либо абстракций с человеком и его сознательной деятельностью. О. - это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, но имеющий
самостоятельное предметное значение: "Эхо вторит всем, ему одна заботушка: честных людей подразнивать, пугать ребят и баб". (Некрасов) О. иногда создаётся с помощью обращения к тем или иным явлениям природы как к живым существам: "Светлое-пресветлое солнце! Зачем, господине, простёрло ты горячий луч на воинов милого?" (Слово о полку Игореве).

ОЛОНХО - якутский героический эпос.

ОЛОНХОСУТ - сказитель, исполнитель якутского героического эпоса - олонхо.

ОЛЬЯНТА - народная драма на языке кечуа. Создана в период существования империи Инки Пачакутек (1438-1532 гг.). Основная идея - протест против деспотизма Верховного Инки. В колониальный период О. переосмыслена: индейцы стали видеть в ней протест против испанских завоевателей.

ОМ - в Индии священный слог, используемый при начале любого ритуала и открывающий любое сочинение. В нём символизируется микро и макрокосм в рождении, бытии, гибели.

ОМОГРАФЫ - разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению; отличаются от омонимов разным ударением: зАмок (дворец) - замОк (запор на дверь).

ОМЛАДИНА - объединение сербской молодёжи. Литературно-просветительное общество, в которое входили литературные кружки.

ОМОНИМИЧЕСКАЯ рифма - рифма, составленная из одинаково звучащих, но разных по смыслу слов: точит (льёт) - точит (острит); коса (причёска) - коса (орудие труда) - коса (отмель). "Если синонимы - это слова, совпадающие по смыслу, но разные по звучанию, то омонимы - это слова, совпадающие по звучанию, но разные по смыслу. Здесь всё, так сказать, наоборот" (С.С.Наровчатов).

ОМОТОНИЯ - равное число иктов в каждом стихе.

ОМОФОНЫ - слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание: лук - луг.

ОНЕГИНСКАЯ строфа - сложная строфическая форма стихотворения, созданная Пушкиным в "Евгении Онегине". Состоит из четырнадцати стихов - рифмующихся трёх четверостиший, различной схемы рифмовки (перекрёстной, смежной и охватной), к которым присоединяется двустишие (абабввггдееджж). Такое строение делает О.с. гибкой, цельной и выразительной, удерживающей стройность большого романа:
       Итак, она звалась Татьяной.
       Ни красотой сестры своей,
       Ни свежестью её румяной
       Не привлекла б она очей.
       Дика, печальна, молчалива,
       Как лань лесная боязлива,
       Она в семье своей родной
       Казалась девочкой чужой.
       Она ласкаться не умела
       К отцу, ни к матери своей;
       Дитя сама, в толпе детей
       Играть и прыгать не хотела,
       И часто целый день одна
       Сидела молча у окна.
"В "Евгении Онегине" строф 393 - свыше пяти тысяч строчек. Если бы все они рифмовались, как одно и то же четверостишие, или будь они одинаковыми пятистишиями, восьмистишиями, монотонии не избежать: Онегинская строфа позволяет Пушкину легко и быстро менять интонацию, синтаксический строй, логическое членение повествования" (К.Д.Вишневский).

ОНОМАСТИК - стихи ко дню рождения или именин.

ОНОМАТОПЕЯ - в лингвистике слова, образованные из звукоподражания: кукушка, ахать, кукареку и т.д.

ОПИСАНИЕ - вид повествования, в основе которого - изображение статической картины - портрет, пейзаж, обстановка.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ метрика - воспроизводит наличность размеров, употребляемых данным писателем или в определённую историческую эпоху, даёт классификацию этих размеров и устанавливает встречаемость тех или иных конкретных ритмических вариаций.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ поэзия - 1) жанр литературы ХVIII века в Европе, где главное - подробное описание чего-либо: пейзажа, времени года, отдельного географического места. В таких стихах больше рассудка, чем души. Мысли заменяют переживания, чувства. 2) воссоздаёт окружающие людей вещи, черты наружности человека, раскрывает его внутренний облик.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ поэма - поэма, рисующая преимущественно картины природы, времена года. Тематическое развёртывание этих поэм обычно происходит в лирическом раскрытии отдельных статичных тем, расположенных в порядке рассуждения. К О. п. примыкают и поэмы дидактические, напр. "Поэтическое искусство" Буало.

ОПОРНАЯ доля - метрически сильная доля в стопе, независимо от того, занимает ли эту долю ударный или безударный слог. В четырёхдольнике две О. д.: главная на первой доле и побочная на третьей доле. В трёхдольнике О. д. одна, ею он и начинается.

ОПОРНЫЙ звук - согласный звук, стоящий перед ударными гласными в рифмованных словах. Опорных звуков может быть несколько в одном слове. Рифма с такими звуками называется богатой: молодой-бородой, род-народ, сосна-весна. Опорным может быть целый слог (глубокая рифма): полам-пополам, коза-стрекоза, лоток-молоток.

ОПОРНЫЕ точки композиции -  самый простой случай: опорные точки композиции совпадают с кульминацией и развязкой. Если в сюжете прослеживаются разные повороты внешней судьбы героя при статичности егохарактера, то О. т. полезно искать в т. н. перипетиях - резких поворотахсудьбы героя. Именно такое построение О. т. характерно для античнойдрамы. Иногда одна из опорных точек может находиться в самом начале произведения, а иногда - в конце. Если в произведении осуществлён повтор, как композиционный принцип, то в местах повторов, как правило, находятся опорные точки. Часто опорные точки композиции - это наиболее сильные художественные эффекты и приёмы.

ОПОЯЗ - общество изучения поэтического языка, русская ветвь формального метода в литературоведении (1910-1920 гг). Ориентируясь на лингвистику, культивировал точное изучение формальных приёмов и средств, растворяя анализ содержания в поэтике форм. Представители: Поливанов, Тынянов, Шкловский и др.

ОПОЯСНАЯ  (охватная) рифма - рифмовка стиха по схеме АББА:
     В ауле на своих порогах
     Черкесы праздные сидят.
     Сыны Кавказа говорят
     О бранных, гибельных тревогах.
                                          Пушкин
См. КОЛЬЦЕВАЯ рифмовка.

ОПУС - вообще всякое произведение. Шутливое название литературного произведения.

ОРАЦИИ - украинские юмористическо-сатирические вирши ХVII в.

ОРИГИНАЛ - авторская рукопись, подлинник, рукопись, с которой производится типографский набор.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА - 1) совокупность черт, присущих творчеству одного автора, в отличие от творчества других; 2) своеобразие творческих решений, образных откровений автора, т.е. то новое, что вносит своим творчеством автор в литературу.

ОРИЕНТАЛИСТЫ - в Албании ХVIII века поэты восточного направления, писавшие на турецком и албанском языке по правилам восточного стихосложения.

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ литература - стиль в индийской литературе (поэзии). Филигранная отделка стиха значит гораздо больше содержания (простота, глубина мысли). Названия этого стиля: рити-кавья - на хинди, пандит-кавья - на маратхи, манитравали - на древнеиндийском языке.

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ проза  - жанр византийской литературы, проза. В ней демонстрируется выхолощенный лексический приём, когда играют словами. Тут участвует не душа, а разум.

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ функция слова - такое построение фразы, где сам порядок слов, сами обороты и словесный отбор могут представлять эстетическую ценность. Тогда представляется не только тематизм, но и его художественная конструкция.

ОРОВЕЛЛА - один из видов древнейших грузинских трудовых песен: песни плуга, молотильные песни, песня гумна, песня веяния хлеба и т. д.

ОРФИЧЕСКАЯ литература - произведения, приписываемые легендарному Орфею и его почитателям - орфикам.

ОРФОЭПИЯ - лингвистический термин, знаменующий собой правильное, образцовое произношение на основе живого литературного языка.

ОСВОБОЖДЁННЫЙ стих - французский свободный стих, сложившийся в конце ХIХ начале ХХ века. Имеет: сдвиги и пропуски цезуры, опущение немого "-е", нетрадиционные рифмы, нарушение правильного чередования рифм.
       О сердце, что для нас / эта вся пелена
       Из огня и крови, /  убийства, крики, стон
       Отчаянья и взба/ламученный до дна
       Ад, опрокинувший / порядок и закон?
       Что для нас отмщенье? / Ничто! Но будем мстить:
       Месть вам - промышленни/ки, князья, богачи!
       Законы, власть - долой!...

ОСНОВНАЯ функция литературной критики - формировать отношение читателя к современному литературно-художественному процессу. Литературно-художественная критика - осмысление, разъяснение и оценка художественного произведения с точки зрения его современной значимости.

ОСНОВА стиха - протяжённость стиха от первого икта до последнего (слева анакруза, справа эпикруза).

ОСНОВНЫЕ стороны формы - форма является единством  трёх её основных уровней - предметная изобразительность, речевой строй и его композиция.

ОСНОВНЫЕ типы реализма - в истории развития литературы существуют два типа реализма: критический и социалистический. Исторический процесс литературы - это процесс приближения к реализму, а затем его формирования и развития. Реализм начал складываться в ХVIII веке, а наивысшего развития достиг в  ХIХ веке.

ОСТРАНЕНИЕ - в литературном произведении описание знакомого автору явления, как впервые увиденного с необычной позиции (например, с высоты птичьего полёта, или с точки зрения ребёнка, или как их видит герой,
будучи в определённом психическом состоянии).
       Две капли брызнули в стекло,
       От лип душистых мёдом тянет.
       И что-то к саду подошло,
       По свежим листьям барабанит.
                                                    Фет 
Приём остранения у Л.Толстого состоит в том, что он не называет вещь её именем, а описывает её как в первый раз виденную" (В.Б. Шкловский).

ОТЕЧНИК - средневековый сборник назидательных новелл из жизни отшельников.

ОТКРЫТЫЙ слог - такой слог, который заканчивается гласным звуком (а закрытый слог - согласным).

ОТОГИБОНАСИ - вид прозаической литературы в Японии ХIV- ХVII вв., короткие рассказы. Одни из них фольклорного происхождения, другие построены на основе классических произведений.

ОТОГИДЗОСИ -  распространённая форма устного рассказа я Японии.

ОТОЧИНОСЮ - в Японии ХIV века профессиональные рассказчики входившие в свиту знатного человека и развлекавшие его в часы бессонницы.

ОТОЧИ-СОСИ - жанр японской литературы ХV-ХVI вв. В него входят сказки, буддийские сказания, любовные повести. Общим является единство стиля.

ОТРАЖЕНИЕ (филос. теория) -  диалектико-материалистическая теория познания, которая исходит из положения, что материя, природа существует независимо от человека и его сознания, ощущения. Эстетическое сознаниеесть специфическое отражение действительности, различные формы её эстетического познания. "Психическое отражение имеет две стороны: 1) содержание отражения (образ, знание, информация) и 2) фопму, способ его материального существования" (Философский словарь).

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ сравнение - особая форма образного сравнения, в которой даётся не сопоставление одного предмета с другим, а противопоставление одного предмета другому. Это любимый приём народной поэзии:
       Не ветра шумят холодные,
       Не пески бегут зыбучие,-
       Снова горе подымается,
       Словно злая туча чёрная.

ОТТИСК - статья из журнала, сборника, выпущенная в виде отдельной брошюры.

ОФИЦИАЛЬНАЯ советская культура, как объект деконструкции - разрушение основного содержания советской литературы, осмеяние её идеологических основ, использование её для создания новых постмодернистских произведений. Пародирование на грани шизоанализа.

ОЧЕРК - эпический и (или) публицистический жанр, отличающийся строгой документальностью, адресной направленностью и высокой степенью участия автора в развитии сюжета. Один из видов повествовательной литературы, в основе которого лежит изображение реальных фактов, типизация их. "Очерк - жанр человековедения, обладающий весьма эффективными средствами показа человеческой личности, индивидуальности коллектива" (М.Горький).

ОЧУЖДЕНИЯ эффект - в его основе лежит отклонение от привычного, видимого облика явлений и предметов, отказ от того, чтобы посредством искусства создавать иллюзию жизни.

ОЩУЩЕНИЕ выражения - такое построение фразы, когда обращается внимание на входящие в выражение слова, на их взаимное расположение.

<<< Назад        Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

Справочная служба портала "Русские рифмы" - Всё о поэзии и стихосложении

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"