О
ОБЕРИУТЫ (объединение реального
искусства) - литературная группа,
существовавшая в Ленинграде в 1926-27 гг. В неё входили Хармс,
Заболоцкий, Олейников и др. Называли себя в манифесте "новым
отрядом левого революционного искусства,
творцами не только нового поэтического
языка, но и создателями нового ощущения жизни". О. заявляли, что в
основу творчества кладут метод материального ощущения вещи и
явления и конкретный предмет, очищенный от
литературной обиходной шелухи. О. развивали
отдельные стороны футуризма, связанные с творчеством
Хлебникова и Кручоных, обращались к опыту сатириков ХVIII
начала ХХ века.
ОБЗОР - публицистический жанр, в котором анализируется,
рассматривается, оценивается освещение тех
или иных проблем в газетах, журналах и других
средствах массовой информации за определённый период. "Обзор
представляет собой разновидность рецензирования" (Г.П.
Любимова).
ОБЛАСТНИЧЕСКАЯ литература - течение в немецкой литературе 50 -
60-х годах ХIХ века, изображавшее местный
провинциальный быт, консервативные устои
крестьянской жизни.
ОБНОВЛЕНИЕ - движение в арабской литературе. Поэты О. создавали
новые жанры и поэтические темы, были
сторонниками равенства всех мусульманских
народов. О. затронуло и содержание, и форму поэзии.
ОБНОВЛЕНИЕ - движение в литературе иранцев, пишущих по-арабски.
Сюжеты стихов - оппозиция политическому
господству чисто арабского элемента
соединялось с поиском новых, более гибких поэтических форм.
ОБНОВЛЕНИЕ языка - в Венгрии ХVIII века
общественно-литературное движение. Крупной
заслугой его стало создание тысячи новых
слов и оборотов, расширивших возможности языка, необходимых
для развития новых явлений в жизни, культуре и науке. Так
создался единый литературный венгерский
язык.
ОБОБЩЕНИЕ художественное - способ отражения действительности в
искусстве, раскрывающий существенные стороны изображаемого в
индивидуально-неповторимой художественной форме. Художественное
обобщение осуществляется в образах.
ОБРАЗ - художественное изображение в литературе человека,
природы или каких-л. явлений "по законам
красоты". О. представляет всегда единство
общего и единичного облечённое в форму конкретного индивидуального
явления.
ОБРАЗ автора (повествователя) - условный носитель авторской
речи в прозаическом произведении, от лица
которого ведётся повествование. Иными
словами О.а. - концентрированное воплощение сути произведения,
объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их
соотношении с повествователем, рассказчиком
или рассказчиками. Первый опыт создания
образа автора принадлежит А.С.Пушкину ("Евгений Онегин"). "Читая
сочинение, в особенности чисто литературное - главный интерес
составляет характер автора, выражающийся в
сочинении: Хорошо, когда автор только
чуть-чуть стоит вне предмета, так что беспрестанно сомневаешься,
субъективно или объективно" (Л.Н.Толстой).
ОБРАЗ-АЛЛЕГОРИЯ - это предвзятое, нарочитое средство
иносказания, в котором изображение того или
иного явления жизни сразу обнаруживает своё
служебное переносное значение, такие как басни, сказки
Салтыкова-Щедрина, стихотворение Пушкина "Туча" и т.п.
произведения.
ОБРАЗ художественный - специфически присущий искусству способ
отражения действительности, обобщения её с
позиций эстетического идеала в
конкретно-художественной, непосредственно воспринимаемой форме.
ОБРАЗ повествоваетля - не персонифицированный в облике
какого-либо из действующих лиц образ -
носитель повествования в художественном
произведении. ": Перед читателем возникает особого рода образ
повествователя,проявляющий себя только в речи, выражающей его
отношение к тому, о чём он рассказывает.
Образ повествователя может быть иногда
как бы скрытым, мало заметным, иногда, наоборот, активным,
отчётливо
выраженным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой
писатель (Например в ранних романтических и реалистических
произведениях Горького). Иногда образ
повествователя называют также образом автора.Это неверно, потому что
может привести к отождествлению языка,
характеризующего образ повествователя и самого писателя. Между тем это
художественный образ, создаваемый писателем именно для данного
произведения, и у одного писателя поэтому могут быть различные
образы повествователя в различных
произведениях, как, например, у М.Горького в
"Старухе Изергиль" и в "Коновалове" (Л.И.Тимофеев).
ОБРАЗНЫЙ параллелизм - такой вид олицетворения, когда сначала
отражаются отношения в природе, а потом
отношения между людьми:
Не
свивайся, не свивайся, трава с повиликой,
Не
свыкайся, не свыкайся, молодец с девицей.
Между первым и вторым членами параллелизма сущее-ствует прямая связь.
Такая разновидность образности называется прямым двучленным
параллелизмом.
ОБРАЗ рассказчика - условный образ человека, от лица которого
ведётся повествование в литературном
произведении. В отличие от образа
повествователя, рассказчик в собственном смысле присутствует в эпосе
не всегда - его нет в случае "нейтрального",
"объективного" повествования, при котором,
сам автор как бы отступает в сторону. Пример: Гринёв
(А.С.Пушкин "Капитанская дочка), Рудый Панько (Н.В.Гоголь
"Вечера на хуторе близ Диканьки"). "Образ
рассказчика в сказе накладывает отпечаток
своей экспрессивности, своего стиля и на формы изображения персонажей.
Рассказчик - речевое порождение автора, и образ рассказчика в
сказе - форма литературного артистизма
автора" (В.В. Виноградов). Рассказчик может
быть близок автору, родствен ему (как, например, в "Униженных и
оскорблённых" Достоевского) и может быть, напротив, очень далёк
от него по своему характеру и общественному
положению (например, в "Очарованном
страннике" Лескова). Далее, рассказчик может выступать и как всего
лишь повествователь, знающий ту или иную
историю (например, гоголевский Рудый
Панько), и как действующий герой (или даже главный герой) произведения
(рассказчик в "Подростке" Достоевского). Наконец, в
произведении подчас предстаёт не один, а
несколько рассказчиков, по-разному освещающих одни
и те же события (например, в романах Фолкнера - "Шум и
ярость" и др."(В.В.Кожинов).
ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ - самостоятельный художественный образ, который
имеет эмоционально-иносказательный смысл,
основанный на сходстве явлений жизни. В нём
люди научились осознавать человеческую жизнь через скрытую
аналогию её с жизнью природы:
- Соколы, соколы,
куда же летали?
- Мы летали с моря
на море.
- Да что же вы
видели?
- Мы видели утёну
на море.
- Да что же вы её
не взяли?
- А крылушки
ощипали,
Горячую
кровь пролили.
ОБРАМЛЁННАЯ повесть - жанр, для которого характерно объединение
посредством повествовательной рамки различных рассказов
повествовательного, сказочного или бытового характера. О.п.
возникает уже в древнеегипетской сказочной
литературе.
ОБРЯДОВЫЕ песни - песни, связанные с календарными и свадебными
обрядами. Различаются песни разных циклов:
калядки, песни, исполняемые во время
гадания, подблюдные песни и т. д.
ОБРЯДОВАЯ поэзия - народно-поэтическое творчество: песни,
присловья, заклинания, связанные с обрядами,
плачи-причитания и т.д. Очень богат
свадебный цикл О.п., в них имеются образы природы, трудовой жизни и
деятельности. "Образы обрядовой поэзии по традиции восходят к
древнерусским обычаям: Образ ясного сокола - жениха, серой
утушки - невесты, белой берёзы из весеннего
цикла обрядовых майских песнопений, многие
другие составили национальный фонд фольклорной художественной
классики" (В.П.Аникин).
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА - в искусстве художественное отражение
общественной среды, условий, событий,
в которых складываются и действуют герои
произведения искусства.
ОБЩЕЕ содержание - идея, суть, основная мысль произведения.
ОБЩЕСТВО искусства и литературы - художественное общество в
России. Основано в 1888 г. при артистическом
клубе. Устраивало вечера: музыкальные,
литературные и т. д.
ОБЩЕСТВО любителей российской словесности - научно-литературное
объединение. Основано в 1811 г. Сначала было близко к
реакционному обществу "Беседа любителей
русского слова". Издавало сочинения в стихах
и прозе, толковый словарь Даля и т. д.
ОБЩЕСТВО стихотворцев из уединения в Битьдонге - первая из
литературных школ во Вьетнаме. Основана в
ХIV веке. В стихах соединяются буддийские и
даосские взгляды, проявляется интерес к обыденному в природе.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в искусстве - отражение в искусстве
общечеловеческих явлений, идеалов,
ценностей. "Общечеловеческое в искусстве имеет
следующие источники: 1) художественное освоение жизненного
материала по
законам красоты требует рассмотрения всех явлений с точки зрения их
эстетической ценности; 2) истинно великое произведение ставит
общезначимые проблемы; 3) общечеловеческие начала есть в самой
личности художника" (Ю.Б.Борев).
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ значение литературы заключается в не
проходящей со временем ценности словесного
искусства для этико-эстетического развития
человечества, а также для обеспечения гуманитарной связи поколений и
воспитания культуры межличностных отношений. "Процесс развития
литературы никогда не происходит изолированно в одной
национальной культуре. Очень важно понять
взаимодействие не только между народным и
национальным значением литературы, но и их связь с общечеловеческим
значением литературы" (С.В.Калачёва).
ОБЩИЕ места - в фольклористике встречающиеся в разных
произведениях одного жанра, а так же в
разных жанрах устного народного творчества
одинаковые ситуации, мотивы, имеющие сходное словесное выражение:
традиционные поэтические формулы, устойчивые стилистические
обороты. Например; запев в былинах,
прибаутки в сказках и т. д.
ОБЩИЕ свойства художественной речи - во-первых, речевая форма
художественных произведений может быть прозаической или
стихотворной. Во-вторых, её может отличать
монологизм или разноречие. В-третьих,
речевая форма может характеризоваться номинативностью или
риторичностью.
ОБЪЕДИНЁННЫЕ ирландцы - группа поэтов, входящая в это
национально-освободительное движение ХVIII века. Писали на
английском языке.
ОБЪЕКТ - предмет, составляющий часть внешнего, материального
мира.
ОБЪЕКТИВНОЕ и СУБЪЕКТИВНОЕ в литературоведении -
художественное произведение не
противостоит научному сознанию как чистый объект, как
"вещь". Оно наполнено субъективностью и апеллирует к субъекту.
Восприятие литературного произведения
и его научное познание проникнуты
субъективностью на порядок выше, чем точные
науки. Как в достаточной мере
"объективизировать" объект изучения? Сделать это возможно, т. к.
сами наши ощущения, вызываемые
объектом, вполне поддаются объективизации,
рассмотрению со стороны. Первый шаг - оценка эмоций,испытанных при
чтении. Второй шаг - когда задаётся вопрос: а что они
значат? почему возникли? верны ли
они?
ОБЪЕКТИВНЫЙ - непредвзятый, беспристрастный, лишённый
субъективного, личностного отношения.
ОБЪЁМ термина - совокупность всех явлений, обозначаемых
термином в одном определённом его
значении. Так, термин "дом" - представляет
совокупность всех зданий, к которым применимо понятие
"дом".
ОВЕЩЕСТВЛЯЮЩИЕ метафоры - метафоры, основанные на
отождествлении душевных свойств со
свойствами материальной жизни (острый ум, твёрдыйхарактер, бурное
волнение). Сходство явлений природы или материальной
культуры с частями человеческого, животного или растительного
организма (язык пламени, серп месяца, лист
бумаги). Отвлечённые явления и процессы
словесно отождествляются по сходству с явлениями и процессами
материальной жизни (цепь явлений, гвоздь вопроса, крик моды).
ОВИДИАНСКОЕ возрождение - поэты начала ХII века: писали элегии
на латинском языке в духе философских элегий
Овидия: любовь, культ красоты.
ОДА - в Древней Греции первоначально лирическое стихотворение
наразличные темы. В дальнейшем ода - патетическое, торжественное,
прославляющее лирическое стихотворение. "Прообразом оды в
обрядовой хоровой лирике была торжественная
хвалебная песнь в честь богов - гимн у
древних греков. На этой основе возникли хвалебные песни,
посвящённыелюдям" (Л.В. Чернец). "В России ода стала главным
жанром поэзии у Ломоносова, выражая
патриотическое, религиозное и философское
воодушевление. Ода создавалась, как правило, по строгим нормам:
"высокий стиль" речи, строфа в десять стихов
с твёрдой схемой рифм:" (И.В.Шталь).
ОДАРЁННОСТЬ - то же, что и талантливость. Щедро наделённый
способностями к чему-либо, "одарённый"
человек.
"ОДЕМЬЯНИВАНИЕ" литературы - рапповский лозунг (30-е гг. ХХ
в.), по которому все творчески
самостоятельные и оригинальные пролетарские поэты
считались последователями одного поэта (Демьяна Бедного) и
должны былипри создании своих произведений ориентироваться на единый
образец. Это нанесло большой вред
литературе.
ОДИННАДЦАТИСЛОЖНИК - наиболее употребительная и устойчивая по
форме строка в русской силлабической поэзии
ХVII- ХVIII вв. Строка из одиннадцати слогов
с цезурой после пятого слога.:
Как во
поле, поле// в широком раздолье
Стоял
тут садочек// не мал, невеличек.
ОДИЧЕСКАЯ строфа - десятистишие с рифмовкой АБАБ СС ДЕЕД.
Одической строфой пишутся торжественные оды.
Подай,
Фелица! наставленье:
Как
пышно и правдиво жить,
Как
укрощать страстей волненье
И
счастливым на свете быть?
Меня
твой голос возбуждает,
Меня
твой сын препровождает;
Но им
последовать я слаб.
Мятясь
житейской суетою,
Сегодня
властвую собою,
А
завтра прихотям я раб.
Державин
ОДНОСТИШИЕ - см. моностих.
ОДНОЧЛЕННАЯ метафора - иносказательные обороты и слова,
характеризующиеся тем, что в каждом из них одно слово
заменяется другим по принципу сходства
(смежность, контрастность) обозначаемых явлений
жизни (лучи глаз).
ОЗАНЫ - у турков-огузов племенные певцы, хранители эпоса.
ОЗАРЕНИЕ - внезапное прояснение, ясное понимание чего-л.
ОЗЁРНАЯ школа - идейное и творческое содружество английских
поэтов-романтиков: Вордсворта, Кольриджа, Саути и др.,
выступавших против традиций классицизма,
воспевавших красоты природы, свободолюбие.
ОККАЗИОНАЛЬНАЯ рифма - случайное появление и исчезновение
рифмующихся созвучий в тексте. Как
художественный элемент рифмованные пассажи в
прозе употреблялись риторами ещё в античные времена задолго до
появления рифмованного стиха.
ОКСЮМОРОН - один из художественных тропов. Сочетание
контрастных, противоположных по мысли
определений, в результате чего возникает новое
смысловое качество: "Живой труп" Л.Н. Толстого,
"Оптимистическая трагедия" Вс.Вишневского;
словосочетания: гигантский карлик, "жар
холодных числ" (А. Блок) и т.д. Оксюморон, встречающийся, как
правило, в поэтических произведениях, всегда
содержит элемент неожиданности:
Кому
сказать мне, с кем мне поделиться
Той
грустной радостью, что я остался жив.
С.Есенин
ОКТАВА - строфа из восьми строк с рифмовкой абабабвв. По
характеру октавы могут быть эпические,
лирические и лиро-сатирические ("Дон Жуан"
Байрона, "Осень" Пушкина). Пример октавы из "Неистового Роланда"
Лодовико Ариосто:
И о
Роланде в песне расскажу я
Безвестное и прозе и стихам:
Как от
любви безумствовал, бушуя,
Герой,
недавно равный мудрецам.
Всё это
я исполню, торжествуя,
Коль
бедный разум сохраню я сам,
Уже
едва оставленный мне тою,
Что не
Роландом завладела - мною:
Октава ("восьмёрка") сложилась в конце ХIII века из двустиший,
"страмботто" и "риспетто", в двух разновидностях: сицилианская октава
(АБАБАБАБ) (сицилиана) и тосканская октава (АБАБАБСС) или просто
октава. Сицилиана вышла из употребления, тосканская октава в ХIV веке
утвердилась в итальянской эпической поэзии и постепенно разошлась по
всей Европе.
ОКТОНАРИЙ - восьмистопник.
ОКТОСИЛЛАБ - восьмисложник, наиболее старинный размер во
французской поэзии.
Кому сказать мне, с кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив.
Есенин
ОЛЕН - жанр казахской народной песни
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (или прозопопея) - метафора, перенесение свойств
одушевлённых предметов на неодушевлённые. О. основана на
отождествлении явлений природы, растительного и животного мира,
каких-либо абстракций с человеком и его сознательной деятельностью. О.
- это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, но
имеющий
самостоятельное предметное значение: "Эхо вторит всем, ему одна
заботушка: честных людей подразнивать, пугать ребят и баб". (Некрасов)
О. иногда создаётся с помощью обращения к тем или иным явлениям
природы как к живым существам: "Светлое-пресветлое солнце! Зачем,
господине, простёрло ты горячий луч на воинов милого?" (Слово о полку
Игореве).
ОЛОНХО - якутский героический эпос.
ОЛОНХОСУТ - сказитель, исполнитель якутского героического эпоса
- олонхо.
ОЛЬЯНТА - народная драма на языке кечуа. Создана в период
существования империи Инки Пачакутек (1438-1532 гг.). Основная идея -
протест против деспотизма Верховного Инки. В колониальный период О.
переосмыслена: индейцы стали видеть в ней протест против испанских
завоевателей.
ОМ - в Индии священный слог, используемый при начале любого
ритуала и открывающий любое сочинение. В нём символизируется микро и
макрокосм в рождении, бытии, гибели.
ОМОГРАФЫ - разные слова, совпавшие по написанию, но не по
произношению; отличаются от омонимов разным ударением: зАмок (дворец)
- замОк (запор на дверь).
ОМЛАДИНА - объединение сербской молодёжи.
Литературно-просветительное общество, в которое входили литературные
кружки.
ОМОНИМИЧЕСКАЯ рифма - рифма, составленная из одинаково
звучащих, но разных по смыслу слов: точит (льёт) - точит (острит);
коса (причёска) - коса (орудие труда) - коса (отмель). "Если синонимы
- это слова, совпадающие по смыслу, но разные по звучанию, то омонимы
- это слова, совпадающие по звучанию, но разные по смыслу. Здесь всё,
так сказать, наоборот" (С.С.Наровчатов).
ОМОТОНИЯ - равное число иктов в каждом стихе.
ОМОФОНЫ - слова, одинаково звучащие, но имеющие разное
написание: лук - луг.
ОНЕГИНСКАЯ строфа - сложная строфическая форма стихотворения,
созданная Пушкиным в "Евгении Онегине". Состоит из четырнадцати стихов
- рифмующихся трёх четверостиший, различной схемы рифмовки
(перекрёстной, смежной и охватной), к которым присоединяется двустишие
(абабввггдееджж). Такое строение делает О.с. гибкой, цельной и
выразительной, удерживающей стройность большого романа:
Итак,
она звалась Татьяной.
Ни
красотой сестры своей,
Ни
свежестью её румяной
Не
привлекла б она очей.
Дика,
печальна, молчалива,
Как
лань лесная боязлива,
Она в
семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она
ласкаться не умела
К отцу,
ни к матери своей;
Дитя
сама, в толпе детей
Играть
и прыгать не хотела,
И часто
целый день одна
Сидела
молча у окна.
"В "Евгении Онегине" строф 393 - свыше пяти тысяч строчек. Если бы все
они рифмовались, как одно и то же четверостишие, или будь они
одинаковыми пятистишиями, восьмистишиями, монотонии не избежать:
Онегинская строфа позволяет Пушкину легко и быстро менять интонацию,
синтаксический строй, логическое членение повествования" (К.Д.Вишневский).
ОНОМАСТИК - стихи ко дню рождения или именин.
ОНОМАТОПЕЯ - в лингвистике слова, образованные из
звукоподражания: кукушка, ахать, кукареку и т.д.
ОПИСАНИЕ - вид повествования, в основе которого - изображение
статической картины - портрет, пейзаж, обстановка.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ метрика - воспроизводит наличность размеров,
употребляемых данным писателем или в определённую историческую эпоху,
даёт классификацию этих размеров и устанавливает встречаемость тех или
иных конкретных ритмических вариаций.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ поэзия - 1) жанр литературы ХVIII века в Европе,
где главное - подробное описание чего-либо: пейзажа, времени года,
отдельного географического места. В таких стихах больше рассудка, чем
души. Мысли заменяют переживания, чувства. 2) воссоздаёт окружающие
людей вещи, черты наружности человека, раскрывает его внутренний
облик.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ поэма - поэма, рисующая преимущественно картины
природы, времена года. Тематическое развёртывание этих поэм обычно
происходит в лирическом раскрытии отдельных статичных тем,
расположенных в порядке рассуждения. К О. п. примыкают и поэмы
дидактические, напр. "Поэтическое искусство" Буало.
ОПОРНАЯ доля - метрически сильная доля в стопе, независимо от
того, занимает ли эту долю ударный или безударный слог. В
четырёхдольнике две О. д.: главная на первой доле и побочная на
третьей доле. В трёхдольнике О. д. одна, ею он и начинается.
ОПОРНЫЙ звук - согласный звук, стоящий перед ударными гласными
в рифмованных словах. Опорных звуков может быть несколько в одном
слове. Рифма с такими звуками называется богатой: молодой-бородой,
род-народ, сосна-весна. Опорным может быть целый слог (глубокая
рифма): полам-пополам, коза-стрекоза, лоток-молоток.
ОПОРНЫЕ точки композиции - самый простой случай: опорные точки
композиции совпадают с кульминацией и развязкой. Если в сюжете
прослеживаются разные повороты внешней судьбы героя при статичности
егохарактера, то О. т. полезно искать в т. н. перипетиях - резких
поворотахсудьбы героя. Именно такое построение О. т. характерно для
античнойдрамы. Иногда одна из опорных точек может находиться в самом
начале произведения, а иногда - в конце. Если в произведении
осуществлён повтор, как композиционный принцип, то в местах повторов,
как правило, находятся опорные точки. Часто опорные точки композиции -
это наиболее сильные художественные эффекты и приёмы.
ОПОЯЗ - общество изучения поэтического языка, русская ветвь
формального метода в литературоведении (1910-1920 гг). Ориентируясь на
лингвистику, культивировал точное изучение формальных приёмов и
средств, растворяя анализ содержания в поэтике форм. Представители:
Поливанов, Тынянов, Шкловский и др.
ОПОЯСНАЯ (охватная) рифма - рифмовка стиха по схеме АББА:
В ауле на своих порогах
Черкесы праздные сидят.
Сыны Кавказа говорят
О бранных, гибельных тревогах.
Пушкин
См. КОЛЬЦЕВАЯ рифмовка.
ОПУС - вообще всякое произведение. Шутливое название
литературного произведения.
ОРАЦИИ - украинские юмористическо-сатирические вирши ХVII в.
ОРИГИНАЛ - авторская рукопись, подлинник, рукопись, с которой
производится типографский набор.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА - 1) совокупность черт, присущих
творчеству одного автора, в отличие от творчества других; 2)
своеобразие творческих решений, образных откровений автора, т.е. то
новое, что вносит своим творчеством автор в литературу.
ОРИЕНТАЛИСТЫ - в Албании ХVIII века поэты восточного
направления, писавшие на турецком и албанском языке по правилам
восточного стихосложения.
ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ литература - стиль в индийской литературе
(поэзии). Филигранная отделка стиха значит гораздо больше содержания
(простота, глубина мысли). Названия этого стиля: рити-кавья - на
хинди, пандит-кавья - на маратхи, манитравали - на древнеиндийском
языке.
ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ проза - жанр византийской литературы, проза. В
ней демонстрируется выхолощенный лексический приём, когда играют
словами. Тут участвует не душа, а разум.
ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ функция слова - такое построение фразы, где сам
порядок слов, сами обороты и словесный отбор могут представлять
эстетическую ценность. Тогда представляется не только тематизм, но и
его художественная конструкция.
ОРОВЕЛЛА - один из видов древнейших грузинских трудовых песен:
песни плуга, молотильные песни, песня гумна, песня веяния хлеба и т.
д.
ОРФИЧЕСКАЯ литература - произведения, приписываемые
легендарному Орфею и его почитателям - орфикам.
ОРФОЭПИЯ - лингвистический термин, знаменующий собой
правильное, образцовое произношение на основе живого литературного
языка.
ОСВОБОЖДЁННЫЙ стих - французский свободный стих, сложившийся в
конце ХIХ начале ХХ века. Имеет: сдвиги и пропуски цезуры, опущение
немого "-е", нетрадиционные рифмы, нарушение правильного чередования
рифм.
О сердце, что для нас / эта вся пелена
Из огня
и крови, / убийства, крики, стон
Отчаянья и взба/ламученный до дна
Ад,
опрокинувший / порядок и закон?
Что для
нас отмщенье? / Ничто! Но будем мстить:
Месть
вам - промышленни/ки, князья, богачи!
Законы,
власть - долой!...
ОСНОВНАЯ функция литературной критики - формировать отношение
читателя к современному литературно-художественному процессу.
Литературно-художественная критика - осмысление, разъяснение и оценка
художественного произведения с точки зрения его современной
значимости.
ОСНОВА стиха - протяжённость стиха от первого икта до
последнего (слева анакруза, справа эпикруза).
ОСНОВНЫЕ стороны формы - форма является единством трёх её
основных уровней - предметная изобразительность, речевой строй и его
композиция.
ОСНОВНЫЕ типы реализма - в истории развития литературы
существуют два типа реализма: критический и социалистический.
Исторический процесс литературы - это процесс приближения к реализму,
а затем его формирования и развития. Реализм начал складываться в
ХVIII веке, а наивысшего развития достиг в ХIХ веке.
ОСТРАНЕНИЕ - в литературном произведении описание знакомого
автору явления, как впервые увиденного с необычной позиции (например,
с высоты птичьего полёта, или с точки зрения ребёнка, или как их видит
герой,
будучи в определённом психическом состоянии).
Две
капли брызнули в стекло,
От лип
душистых мёдом тянет.
И
что-то к саду подошло,
По
свежим листьям барабанит.
Фет
Приём остранения у Л.Толстого состоит в том, что он не называет
вещь её именем, а описывает её как в первый раз виденную" (В.Б.
Шкловский).
ОТЕЧНИК - средневековый сборник назидательных новелл из жизни
отшельников.
ОТКРЫТЫЙ слог - такой слог, который заканчивается гласным
звуком (а закрытый слог - согласным).
ОТОГИБОНАСИ - вид прозаической литературы в Японии ХIV- ХVII
вв., короткие рассказы. Одни из них фольклорного происхождения, другие
построены на основе классических произведений.
ОТОГИДЗОСИ - распространённая форма устного рассказа я Японии.
ОТОЧИНОСЮ - в Японии ХIV века профессиональные рассказчики
входившие в свиту знатного человека и развлекавшие его в часы
бессонницы.
ОТОЧИ-СОСИ - жанр японской литературы ХV-ХVI вв. В него входят
сказки, буддийские сказания, любовные повести. Общим является единство
стиля.
ОТРАЖЕНИЕ (филос. теория) - диалектико-материалистическая
теория познания, которая исходит из положения, что материя, природа
существует независимо от человека и его сознания, ощущения.
Эстетическое сознаниеесть специфическое отражение действительности,
различные формы её эстетического познания. "Психическое отражение
имеет две стороны: 1) содержание отражения (образ, знание, информация)
и 2) фопму, способ его материального существования" (Философский
словарь).
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ сравнение - особая форма образного сравнения, в
которой даётся не сопоставление одного предмета с другим, а
противопоставление одного предмета другому. Это любимый приём народной
поэзии:
Не
ветра шумят холодные,
Не
пески бегут зыбучие,-
Снова
горе подымается,
Словно
злая туча чёрная.
ОТТИСК - статья из журнала, сборника, выпущенная в виде
отдельной брошюры.
ОФИЦИАЛЬНАЯ советская культура, как объект деконструкции -
разрушение основного содержания советской литературы, осмеяние её
идеологических основ, использование её для создания новых
постмодернистских произведений. Пародирование на грани шизоанализа.
ОЧЕРК - эпический и (или) публицистический жанр, отличающийся
строгой документальностью, адресной направленностью и высокой степенью
участия автора в развитии сюжета. Один из видов повествовательной
литературы, в основе которого лежит изображение реальных фактов,
типизация их. "Очерк - жанр человековедения, обладающий весьма
эффективными средствами показа человеческой личности, индивидуальности
коллектива" (М.Горький).
ОЧУЖДЕНИЯ эффект - в его основе лежит отклонение от привычного,
видимого облика явлений и предметов, отказ от того, чтобы посредством
искусства создавать иллюзию жизни.
ОЩУЩЕНИЕ выражения - такое построение фразы, когда обращается
внимание на входящие в выражение слова, на их взаимное расположение.
<<< Назад
Дальше >>>
|