Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Ц

ЦВЕТНОЙ СЛУХ – многие воспринимают некоторые звуки в качестве окрашенных в определённый цвет. Однако, каждый окрашивает звуки по-своему.  

А – чёрный; белый – Е; И – красный; У – зелёный.
О – синий; тайну их скажу я в свой черёд,
А – бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е – белизна холстов, палаток и тамана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И – пурпурная кровь, сочащаяся рана.
Иль алые уста средь гнева и похвал.

У – трепетная рябь зелёных волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.
О – звонкий рёв трубы, пронзительный и странный,
Полёты ангелов в тиши небес пространной –
О – дивных глаз её лиловые лучи.
                                       Артюр Рембо

Я вижу яркий свет, когда кричат,
Я слышу крик, свет яркий созерцая.
Все звуки светятся, и все цвета звучат,
И ныне я их тайну раскрываю.

А – красная рубуха палача,
А – ахает толпа, на казнь взирая.
Ы – чёрный бык, мычащий по ночам.
О – осень: крона клёна золотая.

Е – это свежесть молодого лета,
Зелёный переплёт Есенина и Фета.
И – птичий свист над синею рекой.
У – это грустный свет зелёно-синих
Очей её глубоких, как пучина.
У – это гулкий цвет волны морской.
                                                 В.Шапиро

ЦЕЗУРА – Ритмическая остановка в стихе, Различаются две разновидности Ц. Малая цезура – словораздел, пауза, отделяющая друг от друга слова внутри стихотворной строки.
                Выхожу один я на дорогу…
                                          Лермонтов
Большая цезура – пауза, ритмически повторяющаяся внутри каждой строки стихотворения и разделяющая её на два полустишия.
              Румяный критик мой, // насмешник толстопузый…
                                                                       Пушкин
«Цезура подчёркивает интонацию и придаёт длинной строке более чёткое ритмическое звучание» (К.Д. Вишневский).

ЦЕНЗУРА – в Риме – должность цензора. Просмотр предварительный или последующий государственным учреждением литературных произведений предназначенных к печати или  выпуску.

ЦЕННОСТЬ – положительная значимость предмета или явления для человека.

ЦЕЗУРНАЯ гиперкаталектика – в старинном французском двенадцатисложнике иногда первое полустишие оканчивалось неударными, не входившими в счёт слогами.

ЦЕННОСТЬ эстетическая – способность предметов и явлений природы или человеческого труда благодаря наличию определённых свойств удовлетворять эстетические переживания.

ЦЕНТОНстихи, целиком составленные из строк других поэтов:
                         
Буду петь, буду петь, буду петь  (Есенин)
                          Многоярусный корпус завода (Блок)
                          И кобылок в просторах свободы (Некрасов)
                          Чтоб на блоке до Блока вскрипеть (Кирсанов)

ЦЕНТРИФУГА – футуристическая группа. Возникла в 1913 году, как объединение особого крыла символистов с несколькими поэтами-футуристами.

ЦЗА ЦЗУЙ – жанр драматургии Китая ХШ века. Четырёхактная композиция с интермедиями в начале и между актами. Арии исполняются лишь главным героем. Остальные актёры ведут прозаический диалог или читают стихи.

ЦЗАУЦЗЮЙ и ЧУАНЦИ – жанры китайской драматургии.

ЦЗИ – в китайской литературе записки.

ЦЗИ ВЭНЬ (жертвенная речь) – один из жанров изящной словесности Китая. Писалась архаическим языком.

ЦЗУЭЦЗЮЙ (оборванные строки) – это пяти или семи- сложное четверостишие китайской поэзии. Цезура после второго и четвёртого иероглифа – слова. С определённой системой рифмовки и обязательной строго выраженной композицией. Первая строка – зачин; вторая строка – развитие; третья строка – поворот темы; четвёртая строка – заключение.

ЦЗЯНСКАЯ школа – возникла в провинции Цзян, как преемница движения «возврат к древности». Эта школа довела его до абсурда. В основу художественного творчества был положен принцип строжайшей и неукоснительной традиционности – единства литературных традиций в разные эпохи, которые мыслились как параллель к единству политическому. Слова «улицы» не допускались, смысл стихов усложнялся и намеренно затемнялся.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ 1) уровень общественного развития материальной и духовной культуры, достигнутый данной  общественно-экономической формацией. 2) современная мировая культура.

ЦИКЛ – ряд художественных произведений объединённых общностью: темой, жанром, местом или временем действия, персонажами, формой повествования, стилем и т.д. Пример: И.С. Тургенев «Записки охотника», А. Блок «Снежная маска» «Циклизация служит одним из способов образования новых жанров. Так роман исторически развился из своеобразного цикла новелл, что подтверждает обилие вставных новелл в европейском романе на ранней стадии его существования…» «Энциклопедический словарь юного литературоведа).

ЦИКЛИЧЕСКИЙ эпос – группа эпических произведения, начиная с древнейших времён объединённых авторским замыслом, исторической эпохой, главными героями или местом действия. Таковы арабские сказки «Тысяча и одна ночь», былины «Садко», «Илья Муромец» и т.д.

ЦИТАТА – выдержка из какого-л. текста или дословно приводимые чьи-то слова.

ЦИТАТА, ЦИТАТНОСТЬ – в постмодернизме слова автора, приписываемые тому или иному известному автору, как его цитата.

ЦЫ – стихотворный жанр китайской поэзии, большое ритмическое многообразие, характерное сочетание строк разной длины. Допускались разные их комбинации. На первых порах важной особенностью была их тесная связь с музыкой. Они писались на популярные мелодии, определявшие ритмический рисунок, а иногда и содержание. Свободный жанр, пришёл из народной поэзии.

Ч

ЧАКОНА – старинный испанский танец с пением, известен с ХVI века.

ЧАМПУ – жанр древнеиндийской литературы. Повествовательные сочинения, написанные частью стихами, частью прозой.

ЧАН – в сиамской поэзии архаический стих. Эпическая поэма.

ЧАСТИ стиха – четверостишия, куплеты, на которые распадаются все стихотворения, части, их логическая связь друг с другом.

ЧАСТНОСТЬ – частное, мелкое обстоятельство, подробность.

ЧАСТУШКА – жанр фольклора с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями.  Короткая рифмованная песенка, большей частью четверостишие шутливого или лирического  содержания. Разновидностью Ч. являются «страдания». «Тематический и эмоциональный диапазон частушек необычайно широк. В частушках находят отчётливое выражение и интимные лирические чувства, и острая публицистическая мысль, и мягкий дружеский юмор, и едкая, убийственная сатира» (С. Лазутин). «Частушка делает достоянием гласности всякую новизну… Их поют и наедине с собой, но создавались эти песни всё же как поэзия чувств, которые требовали выхода» (В. Аникин).

ЧАУПАН – индийская метрика.

ЧАХРУХАДЗЕ – в грузинской поэзии богатая и внешняя рифма.

ЧАХРУХАУЛИ – двенадцатисложный размер, названный по имени грузинского поэта Чахрухадзе.

ЧЕРЕДОВАНИЕ РИФМ –  во французском языке употребляются рифмы мужские и женские, причём, обязательно правило чередо-вания, т.е. рядом стоящие два стиха одного рода окончания обяза-тельно должны рифмоваться; два соседних стиха, не рифмующиеся между собою, должны быть разных родов окончания. Правило это соблюдается также в большинстве русских классических стихотворенийIХ век).

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ – отдельное стихотворение в четыре строки или строфа в четыре строки.

ЧЕТВЕРО ВЫДАЮЩИХСЯ – четыре поэта танской эпохи – Ван-бо, Лу чжао-линь и др. – сохраняя цветистость и отвлечённость предшествующей эпохи, полно чувствовали и пейзажами предвещали будущую простоту.

ЧЕТВЕРО ОДУХОТВОРЁННЫХ – «скитальцы» – поэты из этих группировок резко выступали против Цзянсийского классицизма.

ЧЕТЫРЁХДОЛЬНИК в русской поэзии самое употребительное из четырёх элементарных ритмических групп участвующих в формировании правильного метрического стиха. Ч. имеет четыре видовых формы в зависимости от положений в стихе анакрузы и эпикрузы. Ч. первого вида с ударением на первом слоге, второго – на втором слоге и т.д.
                          Дружба настоящая не старится,   
                          За небо  ветвями не цепляется.
                          Если уж приходит срок, так валится,
                          С грохотом, как дубу полагается
                                                                Симонов

ЧЕТЫРЁХЗВУЧНЫЕ повторы – эвфонические повторы, в которых четыре повторяемых звука:
                 Задумчивый ГРуЗиН на месть тебя ковал,
                 НаГРоЗНый бой точил черкес свободный.
                                                        Лермонтов

ЧЕТЫРЁХСЛОЖНЫЕ размеры – изредка встречаются размеры, в которых ритмическое ударение падает на четырёхсложную группу. Обычно в этих стихах наряду с главными ритмическими ударениями развивается и побочное ударение и группа разлагается на более мелкие, т.е. внутри четырёхстопных размеров развивается ямб или хорей.
                          Фонарики-сударики,
                          Скажите-ка вы мне,
                          Что видели, что слышали
                          В ночной вы тишине.
                                                    И. Мятлев

ЧЕТЬИ-МИНЕИ – средневековый сборник пространных житий святых, предназначенных для чтения и расположенных по числам месяца. Появились на Руси, по-видимому, в ХI веке.

ЧЖАНХУЭЙ СЯОШО – в Китае повествование с разбивкой на главы или многоглавая прозаическая повесть. Глава делится внутри на два эпизода. Отсюда и особе название глав в виде двух стихотворных строк, содержащих намёк на оба эпизода. Особенностью романа–эпопеи были стихотворные вставки, ритмическая проза.

ЧИГАН – в гатарском (Индия) творчестве острослов, сказитель, поэт.

ЧИНКВЕЧЕНТО – ВЫСОКОЕ Возрождение, наивысшая точка развития итальянской культуры, ХVI век.

ЧИСТОЕ искусство –  1) в ХIХ веке так называли литературу, которая не касалась общественных проблем. Иногда употребляют другой термин – «искусства для искусства» – ссылаясь на строки Пушкина «мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». 2) Термин постмодернизма. Высшая форма художественного творчества, оно может вбирать в себя всё, не изменяя богу Аполлону ни в чём.

ЧИСТОТА ЖАНРОВ – борьба теоретиков литературы эпохи классицизма за строгое соблюдение жанрового деления в поэзии: высокий жанр, ода, поэма, трагедия; или низкий – сатира, басня, комедия. Каждый жанр, по их убеждению, должен иметь свою особую идейно-эмоциональную направленность и соответствующую художественную форму.

ЧИСТОТА РЕЧИ – речь, состоящая из коренных русских слов и оборотов, употребляемых для выражения мыслей лучшими писателями.

ЧИСТЫЕ БЕСЕДЫ – книги в Китае, где речь идёт об отвлечённых философских проблемах. Часто это приводило к свободомыслию.

ЧОРБАЙТ – в азербайджанской поэзии стих из четырёх строк.

ЧОРДЖО – в Бенгалии гимны, песни.

ЧОСЕРОВА строфа – тоже, что королевская строфа.

ЧИТАТЕЛЬ – 1) человек, который читает, который занят чтением каких-л. произведений, к которому обращены произведения письменности. 2) человек, посещающий библиотеку или читальный зал.

ЧИТАЛЬНЯ (читальный зал) специальный зал в библиотеке, где посетители читают всевозможные печатные издания.

ЧТЕНИЕ – 1) восприятие написанного, произнося или воспроизводя про себя. Воспринимать зрительно или интеллектуально какое-н. произведение. 2). в постмодернизме такой процесс чтения, когда можно читать книгу не только от начала до конца, но и пропуская отдельные главы по собственному желанию или по указанию автора без изменения сути содержания.

ЧТЕНИЕ-ПИСЬМО децентрирующая семиотическая практика, активное творческое чтение-письмо, в процессе которого из элементов произведения вступающих во взаимодействие с сознанием читателя, «Я» которого само уже есть воплощение множества других текстов, бесконечных или, точнее, утраченных кодов, конструирует текст.

ЧТЕНИЕ по Барту – восстановленный в правах интертекст, точнее, одна из его разновидностей.

ЧУАНЦЫ – литературная новелла Китая. Выросла из рассказов об удивительном; см. цзауцзюй.

ЧУВСТВО эстетическое специфическое переживание, вызванное в человеке восприятием эстетического своеобразия окружающей действительности: красоты и уродства, возвышенного и низменного, трагического и комического в общественных отношениях, в поведении людей, в искусстве. Наряду с нравственным чувством относится к наиболее высоким духовным чувствам человека.

ЧУДЕСА – жанр средневековой литературы, разновидность церковной, где говорится о чудесах, совершённых Богородицей или святыми апостолами.

ЧУЕН – во вьетнамской литературе жанр любовно-бытовой поэмы, в которой композиционной основой служит философско-историческая, а позднее историко-эпическая фабула.

ЧУЕНКИ – во вьетнамской литературе развитая новелла Танской эпохи, то же что и в Китае.

ЧХАППИ – в индийской поэзии шестистопный стих, литературный жанр.

ЧХИН (ДЖИН) – в Бирме форма любовной лирики.

 Ш

ШАМАНСКАЯ лирика – условное название поэзии в Монголии. В неё вошли не только стихи шаманов, но и более ранние формы религиозных представлений монголов.

ШАНСОН – французская песня, преимущественно народная, а также песня в том или ином характерном жанре. Современная эстрадная песня.

ШАНСОНЕТКА – песенка игривого, порой фривольного содержания, исполняемая в кафе-шантане.

ШАРАДА – логогриф, загадка, часто в стихотворной форме, где задуманное слово разбивается на смысловые составные части, которые разгадываются при помощи вспомогательных описаний.
                          Едва приметный червь, но для мехов опасный
                          Есть первое моё. Знак в азбуке безгласный –
                          Второе. А поэт и комик-чародей
                          Есть целое шарады сей.
                                                    (Ответ: Мольер)

ШАРАКАН – жанр армянской духовной песни. Простые и изящные. Но они, как всякая религиозная песня, связаны с определённым стереотипом и ограничивают возможности своего развития.

ШАРЖ – разновидность сатирической литературы, как стихотворной, так и прозаической, которая ставит задачей подшутить над кем-либо, представить его характерные особенности в искажённом, карикатурном виде. Пример: Шариков в «Собачьем сердце» М. Булгакова. Победоносиков в «Бане» Маяковского. «Так же как и в изобразительном искусстве, литературный шарж может быть сатирическим или юмористическим, в прямой зависимости от меры отрицательности явления, которое подвергается осмеянию»  (Краткий словарь по эстетике).

ШАРКИ – вид турецкой песни, форма народной поэзии.

ШАСТРА (ШАСТРЫ) – 1) жанр индийской поучительной, дидактической литературы. 2) у калмыков песни исторического содержания.

ШАТАКАМА – жанр в поэзии телугу, 100-стишие (народ телинга Индия).

ШАТАКАлирический жанр в индийской литературе. Собрание из ста строф более или менее объединённых общей темой.

ШАХИР – в Туркмении – поэт. Так называли раньше писателя.

ШАШИВАДАН (луноликая) – размер стиха в Древней Индии.

ШВАНКА – в германоязычных странах жанр средневековых юмористическо-сатирических произведений. Их отличает сочный, грубоватый народный язык и стих. Ш. являлись предшественником новеллы.

ШЕДЕВР – образцовое произведение, верх искусства.

ШЕВЧЕНКОВСКИЙ стих – размер стиха наиболее часто встречающийся у Шевченко, – сочетание восьмисложного и шестисложного стихов в хореической каденции. Такие стихи обычно относят к силлабической системе. Другой тип его стиха – трёхстопный хорей.

ШЕСТИДОЛЬНИК – самая сложная из элементарных групп, участвующих в формировании правильных ритмических процессов русского стиха. Будучи двухакцентной мерой, шестидольник состоит из сочетания четырёхдольника с двудольником. Ш. имеет шесть видовых форм, зависящих от положения в нём анакрузы и эпикрузы.

ШЕСТИСТИШИЕ – стихотворная строфа, состоящая из шести стихов в самых разнообразных сочетаниях: 2+2+2; 3+3; 4+2 и т.д. По способу рифмовки Ш. подразделяются на холостые, рифмованные и смешанные. Наиболее часто следующее сочетание: аабввб; абабвв. Очень редки Ш. без рифмы (см. стихотворение Пушкина «Труд»), но элементарная рифмовка из трёх двустиший, наоборот, встречается часто. Вот знаменитые строки Тютчева:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в самом себе умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи –
Внимай их пенью – и молчи!...

ШЕСТЬ ГЕНИЕВ – в Японии 1Х века шесть поэтов. Сохранилось немного их стихов. В полной мере эпоху «шести гениев» пред-ставляет творчество Хэндаё, Нарахира и Комати.

ШИ – жанр поэзии, как правило, состоящий из строк с одинаковым количеством слогов – четыре, пять или семь, реже – шесть.

ШИЗОАНАЛИЗ (шизо – раскалывать, расщеплять разделять) –  шизоаналитическое искусство (теория Делеза и Гваттари) – желающая художественная машина, производящая фантазмы. Ш. характеризуется: 1) отказом от асоциальных образов индивидуализма; созданием теории маргинальных групп, которые признаются первичными по отношению к любым видам коллективности и знаменуют как бы победу протосоциальности над конкретной социальностью. 2) Отказом от трансгрессии, признанием её частью самой социальной стратегии и заменой её желанием, которое получает невиданно высокий статус, становясь синонимом революции. 3) Окончательным отказом от языка как уникальной среды, в которой локализованы проявления протосоциального; язык становится частью неязыкового поля и литература связывается не столько с языком, сколько с машинами желания.  Главная задача Ш. выявление бессознательного либидо социально–исторического процесса, не зависящего от его рационального содержания.

ШИЗОФРЕНИК – термин постмодернизма. Свободная и активная личность, деталь машины желания: тот, кто перешёл предел удерживающий производство желания на периферии общественного производства.

ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ постмодернизмвыводит иррацио-нально-бессознательное на поверхность, воссоздаёт групповые фантазмы, выявляющие господствующие в обществе импульсы коллективного бессознательного.

ШИЗОФРЕНИЯ – термин постмодернизма: метафора самопроизводства бессознательного, бред.

ШИФР – условный регистрационный знак на книгах, рукописях и т.д., определяющий их место хранения в библиотеках и архивах.

ШИХУА – народный китайский сказ. Заметки о стихе, новый жанр в форме фрагментов, наблюдений.

ШИ ЦЗИ – в Китае песни, где царствует четырёхсловный стих. Народные произведения.

ШКОЛА литературная – направление в искусстве созданное тем или иным писателем: гоголевская школа в прозе, пушкинская школа в поэзии.

ШКОЛА остроумия – школа, возникшая под влиянием английского поэта ХVI–ХVII вв. Д.Донна. Иногда её ещё называют школой поэтов. В Ш.о. вводили в поэзию остроумные и замысловатые парадоксы. Строили стихотворения, как развёрнутый афоризм. Как метафизиков поэтов Ш.о. отличали мистицизм, религиозно–,этические искания, поэтическое самоуглубление. Их объединяло обращение к лирике, пронизанной богоискательством.

ШКОЛА ЦЫ – жанр поэзии Китая. Поначалу культивировала сложные аллегорические формы, а в ХIХ веке стала призывать к отражению правды жизни.

ШКОЛЬНАЯ драмажанр церковной драматургии, возникший в конце ХV начале ХVI века в Зап. Европе была связана с уставами церковных и светских учебных заведений, где вводились обязательные сценические представления.

ШЛЕШ – в индийской поэзии игра слов.

ШЛОКА – в древнеиндийской поэзии один из размеров, выросший из ануштубха – двустишие с шестнадцатью слогами в строке.

ШПАННУНГ – в произведении перед развязкой обычно напряжение достигает высшей точки. Эта кульминационная точка напряжения именуется Ш., который является как бы антитезой в простейшем диалектическом построении фабулы. В Германии Ш. народный певец, музыкант и сказитель.

ШПИЛЬМАН – странствующий певец-музыкант в средневековой Германии.

ШПРУХ – в Германии нестрофический жанр средневековой политической и поучительно–сатирической поэзии.

ШТРИХ – характерная черта чего-нибудь.

ШУЛЭГ – в монгольской литературе связанной с буддизмом, название стихотворения.

ШУМКА – один из видов народной украинской танцевальной и шуточной песни, состоящей из одной-двух четырёхстрочных строф по восемь слогов.

ШУЦЗЯНЬпрозаический жанр китайской литературы, письмо – малый жанр.

Щ

ЩЕДРИВИКИ – на Украине и в Белоруссии песенки с пожеланиями, исполнялись под Новый год. После каждого куплета следовал припев: «щедрый вечер, добрый вечер». Это и послужило их названию.

Ы

ЫРЧИ – певец-сказитель у киргизов.

<<< Назад        Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

Справочная служба портала "Русские рифмы" - Всё о поэзии и стихосложении

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"