Ц
ЦВЕТНОЙ
СЛУХ – многие воспринимают некоторые звуки в качестве
окрашенных в определённый цвет. Однако, каждый окрашивает звуки
по-своему.
А –
чёрный; белый – Е; И – красный; У – зелёный.
О – синий; тайну их скажу я в свой черёд,
А – бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е –
белизна холстов, палаток и тамана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И – пурпурная кровь, сочащаяся рана.
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У –
трепетная рябь зелёных волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На
трудовом челе алхимиков седых.
О – звонкий рёв трубы, пронзительный и странный,
Полёты ангелов в тиши небес пространной –
О – дивных глаз её лиловые лучи.
Артюр Рембо
Я вижу
яркий свет, когда кричат,
Я слышу крик, свет яркий созерцая.
Все звуки светятся, и все цвета звучат,
И ныне я их тайну раскрываю.
А –
красная рубуха палача,
А – ахает толпа, на казнь взирая.
Ы – чёрный бык, мычащий по ночам.
О – осень: крона клёна золотая.
Е – это
свежесть молодого лета,
Зелёный переплёт Есенина и Фета.
И – птичий свист над синею рекой.
У – это грустный свет зелёно-синих
Очей её глубоких, как пучина.
У – это гулкий цвет волны морской.
В.Шапиро
ЦЕЗУРА
– Ритмическая остановка в стихе, Различаются две разновидности
Ц. Малая цезура – словораздел, пауза, отделяющая друг от друга
слова внутри стихотворной строки.
Выхожу один я на дорогу…
Лермонтов
Большая цезура – пауза, ритмически повторяющаяся внутри каждой
строки стихотворения и разделяющая её на два полустишия.
Румяный критик мой, // насмешник толстопузый…
Пушкин
«Цезура подчёркивает интонацию и придаёт длинной строке более
чёткое ритмическое звучание» (К.Д. Вишневский).
ЦЕНЗУРА
– в Риме – должность цензора. Просмотр предварительный или последующий
государственным учреждением литературных произведений предназначенных
к печати или выпуску.
ЦЕННОСТЬ
– положительная
значимость предмета или явления для человека.
ЦЕЗУРНАЯ
гиперкаталектика – в старинном французском двенадцатисложнике
иногда первое полустишие оканчивалось неударными, не входившими в счёт
слогами.
ЦЕННОСТЬ
эстетическая – способность предметов и явлений
природы или человеческого труда
благодаря наличию определённых свойств удовлетворять
эстетические переживания.
ЦЕНТОН
– стихи, целиком составленные из
строк других поэтов:
Буду петь, буду петь, буду петь (Есенин)
Многоярусный корпус завода (Блок)
И кобылок в просторах свободы (Некрасов)
Чтоб на блоке до Блока вскрипеть (Кирсанов)
ЦЕНТРИФУГА
– футуристическая группа. Возникла в 1913 году, как объединение
особого крыла символистов с несколькими поэтами-футуристами.
ЦЗА ЦЗУЙ
– жанр драматургии Китая ХШ века. Четырёхактная композиция
с интермедиями в начале и между актами. Арии исполняются лишь главным героем. Остальные актёры ведут прозаический
диалог или читают стихи.
ЦЗАУЦЗЮЙ и ЧУАНЦИ –
жанры
китайской драматургии.
ЦЗИ –
в китайской
литературе записки.
ЦЗИ ВЭНЬ
(жертвенная речь)
– один из жанров
изящной словесности Китая. Писалась архаическим языком.
ЦЗУЭЦЗЮЙ
(оборванные строки) – это пяти или семи- сложное четверостишие
китайской поэзии. Цезура после второго и четвёртого иероглифа – слова.
С определённой системой рифмовки и обязательной строго выраженной
композицией. Первая строка – зачин; вторая строка – развитие; третья
строка – поворот темы; четвёртая строка – заключение.
ЦЗЯНСКАЯ
школа – возникла в
провинции Цзян, как преемница движения «возврат к древности».
Эта школа довела его до абсурда. В основу художественного творчества
был положен принцип строжайшей и неукоснительной традиционности –
единства литературных традиций в разные эпохи, которые мыслились как
параллель к единству политическому. Слова
«улицы» не допускались, смысл
стихов усложнялся и намеренно затемнялся.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
– 1) уровень
общественного развития материальной и духовной культуры, достигнутый
данной общественно-экономической формацией. 2) современная мировая
культура.
ЦИКЛ
– ряд художественных произведений объединённых общностью: темой,
жанром, местом или временем действия, персонажами, формой
повествования, стилем и т.д. Пример: И.С. Тургенев «Записки охотника»,
А. Блок «Снежная маска» «Циклизация служит одним из способов
образования новых жанров. Так роман исторически развился из
своеобразного цикла новелл, что подтверждает обилие вставных новелл в
европейском романе на ранней стадии его существования…»
«Энциклопедический словарь юного литературоведа).
ЦИКЛИЧЕСКИЙ
эпос – группа эпических произведения, начиная с древнейших
времён объединённых авторским замыслом, исторической эпохой, главными
героями или местом действия. Таковы арабские сказки «Тысяча и одна
ночь», былины «Садко», «Илья Муромец» и т.д.
ЦИТАТА
– выдержка из какого-л. текста или дословно приводимые чьи-то слова.
ЦИТАТА, ЦИТАТНОСТЬ
– в
постмодернизме слова автора, приписываемые тому или иному известному
автору, как его цитата.
ЦЫ
– стихотворный жанр китайской
поэзии, большое ритмическое
многообразие, характерное сочетание строк разной длины.
Допускались разные их комбинации. На первых порах важной особенностью
была их тесная связь с музыкой. Они писались на популярные мелодии,
определявшие ритмический рисунок, а иногда и содержание. Свободный
жанр, пришёл из народной поэзии.
Ч
ЧАКОНА –
старинный испанский танец с пением, известен с ХVI
века.
ЧАМПУ
– жанр древнеиндийской литературы.
Повествовательные сочинения, написанные частью стихами, частью
прозой.
ЧАН
– в сиамской поэзии архаический стих. Эпическая поэма.
ЧАСТИ стиха –
четверостишия, куплеты, на которые распадаются все стихотворения,
части, их логическая связь друг с другом.
ЧАСТНОСТЬ –
частное, мелкое
обстоятельство, подробность.
ЧАСТУШКА
– жанр фольклора с ярко выраженной установкой на исполнение перед
слушателями. Короткая рифмованная песенка, большей частью
четверостишие шутливого или
лирического содержания. Разновидностью Ч.
являются «страдания». «Тематический и эмоциональный диапазон частушек
необычайно широк. В частушках находят отчётливое выражение и интимные
лирические чувства, и острая публицистическая мысль, и мягкий
дружеский юмор, и едкая, убийственная сатира» (С. Лазутин). «Частушка
делает достоянием гласности всякую новизну… Их поют и наедине с собой,
но создавались эти песни всё же как поэзия чувств, которые требовали
выхода» (В. Аникин).
ЧАУПАН
– индийская метрика.
ЧАХРУХАДЗЕ
– в грузинской поэзии богатая и
внешняя рифма.
ЧАХРУХАУЛИ
– двенадцатисложный размер, названный по имени грузинского поэта
Чахрухадзе.
ЧЕРЕДОВАНИЕ РИФМ
–
во французском языке
употребляются рифмы мужские и женские, причём, обязательно правило
чередо-вания, т.е. рядом стоящие два стиха одного рода окончания
обяза-тельно должны
рифмоваться; два соседних стиха, не рифмующиеся
между собою, должны быть разных родов окончания. Правило
это соблюдается также в большинстве
русских классических стихотворений (ХIХ
век).
ЧЕТВЕРОСТИШИЕ –
отдельное стихотворение в четыре строки или строфа в четыре строки.
ЧЕТВЕРО
ВЫДАЮЩИХСЯ – четыре поэта танской эпохи – Ван-бо, Лу чжао-линь
и др. – сохраняя цветистость и отвлечённость
предшествующей эпохи, полно чувствовали и пейзажами предвещали
будущую простоту.
ЧЕТВЕРО
ОДУХОТВОРЁННЫХ – «скитальцы» – поэты из
этих группировок резко выступали
против Цзянсийского классицизма.
ЧЕТЫРЁХДОЛЬНИК
–
в русской поэзии самое употребительное
из четырёх элементарных ритмических групп участвующих в
формировании правильного
метрического стиха. Ч. имеет четыре видовых формы
в зависимости от положений в стихе анакрузы
и эпикрузы. Ч. первого вида с
ударением на первом слоге, второго – на втором слоге и т.д.
Дружба настоящая не старится,
За небо ветвями не цепляется.
Если уж приходит срок, так валится,
С грохотом, как дубу полагается
Симонов
ЧЕТЫРЁХЗВУЧНЫЕ
повторы –
эвфонические
повторы, в которых четыре повторяемых звука:
Задумчивый ГРуЗиН на месть тебя ковал,
НаГРоЗНый бой точил черкес свободный.
Лермонтов
ЧЕТЫРЁХСЛОЖНЫЕ
размеры –
изредка встречаются
размеры, в которых ритмическое
ударение падает на четырёхсложную группу. Обычно в этих стихах наряду
с главными ритмическими ударениями развивается и побочное ударение и
группа разлагается на более
мелкие, т.е. внутри четырёхстопных размеров развивается ямб или
хорей.
Фонарики-сударики,
Скажите-ка вы мне,
Что видели, что слышали
В ночной вы тишине.
И. Мятлев
ЧЕТЬИ-МИНЕИ –
средневековый сборник пространных житий
святых, предназначенных для чтения
и расположенных по числам месяца. Появились на Руси,
по-видимому, в ХI
веке.
ЧЖАНХУЭЙ
СЯОШО – в Китае повествование с разбивкой на главы или
многоглавая прозаическая повесть. Глава делится внутри на два эпизода.
Отсюда и особе название глав в виде двух стихотворных строк,
содержащих намёк на оба эпизода. Особенностью романа–эпопеи были стихотворные вставки, ритмическая
проза.
ЧИГАН
– в гатарском (Индия) творчестве острослов, сказитель, поэт.
ЧИНКВЕЧЕНТО
– ВЫСОКОЕ Возрождение, наивысшая точка развития итальянской культуры,
ХVI
век.
ЧИСТОЕ искусство –
1) в ХIХ
веке так называли литературу,
которая не касалась общественных проблем. Иногда употребляют
другой термин – «искусства для
искусства» – ссылаясь на строки Пушкина «мы рождены для вдохновенья,
для звуков сладких и
молитв». 2) Термин постмодернизма. Высшая форма художественного
творчества, оно может вбирать в себя всё, не изменяя богу Аполлону ни
в чём.
ЧИСТОТА ЖАНРОВ –
борьба
теоретиков литературы эпохи классицизма за строгое соблюдение
жанрового деления в поэзии: высокий жанр, ода, поэма, трагедия; или
низкий – сатира, басня, комедия. Каждый жанр, по их убеждению, должен
иметь свою особую идейно-эмоциональную направленность и
соответствующую художественную форму.
ЧИСТОТА РЕЧИ –
речь, состоящая из коренных русских слов и оборотов, употребляемых для
выражения мыслей лучшими писателями.
ЧИСТЫЕ
БЕСЕДЫ – книги в Китае, где
речь идёт об отвлечённых
философских проблемах. Часто это приводило к свободомыслию.
ЧОРБАЙТ
– в азербайджанской поэзии стих из четырёх строк.
ЧОРДЖО
– в Бенгалии гимны, песни.
ЧОСЕРОВА строфа –
тоже, что королевская строфа.
ЧИТАТЕЛЬ –
1) человек,
который читает, который занят
чтением каких-л. произведений, к которому обращены произведения
письменности. 2) человек, посещающий библиотеку или читальный зал.
ЧИТАЛЬНЯ
(читальный зал) –
специальный зал в библиотеке, где посетители читают всевозможные
печатные издания.
ЧТЕНИЕ –
1) восприятие
написанного, произнося или воспроизводя
про себя. Воспринимать зрительно или интеллектуально
какое-н. произведение. 2). в
постмодернизме такой процесс
чтения, когда можно читать книгу не только от начала до конца,
но и пропуская отдельные главы по
собственному желанию или по указанию автора без изменения сути
содержания.
ЧТЕНИЕ-ПИСЬМО
–
децентрирующая семиотическая практика,
активное творческое чтение-письмо, в процессе которого из
элементов произведения вступающих во
взаимодействие с сознанием читателя, «Я» которого само уже есть
воплощение множества других
текстов, бесконечных или, точнее, утраченных кодов,
конструирует текст.
ЧТЕНИЕ по Барту
– восстановленный в правах интертекст, точнее, одна из его
разновидностей.
ЧУАНЦЫ
– литературная новелла Китая.
Выросла из рассказов об удивительном; см. цзауцзюй.
ЧУВСТВО
эстетическое –
специфическое переживание, вызванное в человеке восприятием
эстетического своеобразия окружающей
действительности: красоты и уродства, возвышенного и
низменного, трагического и
комического в общественных отношениях, в поведении людей, в
искусстве. Наряду с нравственным чувством относится к наиболее высоким
духовным чувствам человека.
ЧУДЕСА
– жанр средневековой литературы, разновидность
церковной, где говорится о чудесах, совершённых Богородицей или
святыми апостолами.
ЧУЕН
– во вьетнамской литературе жанр любовно-бытовой
поэмы, в которой композиционной
основой служит философско-историческая, а позднее
историко-эпическая фабула.
ЧУЕНКИ
– во вьетнамской литературе развитая новелла Танской эпохи, то же что
и в Китае.
ЧХАППИ
– в индийской поэзии шестистопный стих, литературный жанр.
ЧХИН (ДЖИН) –
в Бирме форма любовной лирики.
Ш
ШАМАНСКАЯ
лирика – условное название поэзии в Монголии.
В неё вошли не только стихи
шаманов, но и более ранние формы религиозных представлений
монголов.
ШАНСОН
– французская песня, преимущественно народная, а также песня в том или
ином характерном жанре. Современная эстрадная песня.
ШАНСОНЕТКА
– песенка игривого, порой фривольного
содержания, исполняемая в кафе-шантане.
ШАРАДА
– логогриф, загадка, часто в стихотворной форме, где задуманное слово
разбивается на смысловые составные части, которые разгадываются при
помощи вспомогательных описаний.
Едва
приметный червь, но для мехов опасный
Есть первое моё. Знак в азбуке безгласный –
Второе. А поэт и комик-чародей
Есть целое шарады сей.
(Ответ: Мольер)
ШАРАКАН
– жанр армянской духовной песни. Простые и изящные. Но они, как всякая
религиозная песня, связаны с определённым стереотипом и ограничивают
возможности своего развития.
ШАРЖ
– разновидность сатирической литературы, как стихотворной, так и
прозаической, которая ставит задачей подшутить над кем-либо,
представить его характерные особенности в искажённом, карикатурном
виде. Пример: Шариков в «Собачьем сердце» М. Булгакова. Победоносиков
в «Бане» Маяковского. «Так же как и в изобразительном искусстве,
литературный шарж может быть сатирическим или юмористическим, в прямой
зависимости от меры отрицательности явления, которое подвергается
осмеянию» (Краткий словарь по эстетике).
ШАРКИ
– вид турецкой песни, форма народной поэзии.
ШАСТРА
(ШАСТРЫ) – 1) жанр индийской поучительной, дидактической литературы.
2) у калмыков песни исторического содержания.
ШАТАКАМА
– жанр в поэзии телугу, 100-стишие (народ телинга Индия).
ШАТАКА
– лирический жанр в индийской
литературе. Собрание из ста строф более или менее объединённых
общей темой.
ШАХИР
– в Туркмении – поэт. Так называли раньше писателя.
ШАШИВАДАН
(луноликая) – размер стиха в Древней Индии.
ШВАНКА
– в германоязычных странах жанр средневековых
юмористическо-сатирических произведений. Их отличает сочный,
грубоватый народный язык и стих. Ш. являлись
предшественником новеллы.
ШЕДЕВР
– образцовое произведение, верх искусства.
ШЕВЧЕНКОВСКИЙ
стих – размер стиха наиболее часто встречающийся у Шевченко, –
сочетание восьмисложного и шестисложного стихов в хореической
каденции. Такие стихи обычно относят к силлабической системе. Другой
тип его стиха – трёхстопный хорей.
ШЕСТИДОЛЬНИК
– самая сложная из элементарных групп,
участвующих в формировании
правильных ритмических процессов русского стиха. Будучи двухакцентной
мерой, шестидольник состоит из сочетания четырёхдольника с
двудольником. Ш. имеет шесть видовых форм, зависящих от
положения в нём анакрузы и эпикрузы.
ШЕСТИСТИШИЕ
– стихотворная строфа, состоящая из
шести стихов в самых разнообразных сочетаниях: 2+2+2; 3+3; 4+2 и т.д.
По способу рифмовки Ш. подразделяются на холостые, рифмованные
и смешанные. Наиболее часто следующее сочетание: аабввб; абабвв. Очень
редки Ш. без рифмы (см. стихотворение Пушкина «Труд»),
но элементарная рифмовка из трёх двустиший, наоборот, встречается
часто. Вот знаменитые строки Тютчева:
Как
сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.
Лишь
жить в самом себе умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи –
Внимай их пенью – и молчи!...
ШЕСТЬ
ГЕНИЕВ – в Японии 1Х века шесть поэтов. Сохранилось
немного их стихов. В полной мере эпоху «шести гениев» пред-ставляет
творчество Хэндаё, Нарахира и Комати.
ШИ
– жанр поэзии, как правило,
состоящий из строк с одинаковым количеством слогов – четыре,
пять или семь, реже – шесть.
ШИЗОАНАЛИЗ
(шизо – раскалывать,
расщеплять разделять) – шизоаналитическое
искусство (теория Делеза и
Гваттари) – желающая художественная машина, производящая фантазмы.
Ш. характеризуется: 1) отказом от асоциальных
образов индивидуализма; созданием теории маргинальных групп, которые
признаются первичными по отношению к любым
видам коллективности и знаменуют как бы победу протосоциальности над
конкретной социальностью. 2) Отказом от трансгрессии, признанием её
частью самой социальной стратегии и заменой её желанием, которое
получает невиданно высокий статус, становясь синонимом революции. 3)
Окончательным отказом от языка как уникальной среды, в которой
локализованы проявления протосоциального; язык становится частью
неязыкового поля и литература связывается не столько с языком, сколько
с машинами желания. Главная задача Ш. выявление
бессознательного либидо социально–исторического процесса, не
зависящего от его рационального содержания.
ШИЗОФРЕНИК
– термин постмодернизма. Свободная и активная личность, деталь машины
желания: тот, кто перешёл предел удерживающий производство желания на
периферии общественного производства.
ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ
постмодернизм –
выводит иррацио-нально-бессознательное
на поверхность, воссоздаёт групповые
фантазмы, выявляющие господствующие
в обществе импульсы коллективного бессознательного.
ШИЗОФРЕНИЯ
– термин постмодернизма: метафора самопроизводства
бессознательного,
бред.
ШИФР
– условный регистрационный знак на книгах, рукописях
и т.д., определяющий их место
хранения в библиотеках и архивах.
ШИХУА
– народный китайский сказ. Заметки о стихе, новый жанр
в форме фрагментов, наблюдений.
ШИ
ЦЗИ – в Китае песни, где царствует четырёхсловный стих.
Народные произведения.
ШКОЛА
литературная – направление в искусстве созданное тем или иным
писателем: гоголевская школа в прозе, пушкинская школа в поэзии.
ШКОЛА
остроумия – школа, возникшая под влиянием
английского поэта ХVI–ХVII
вв. Д.Донна. Иногда её ещё называют
школой поэтов. В Ш.о.
вводили в поэзию остроумные и
замысловатые парадоксы. Строили
стихотворения, как развёрнутый афоризм. Как метафизиков поэтов
Ш.о. отличали
мистицизм, религиозно–,этические
искания, поэтическое
самоуглубление. Их объединяло обращение к лирике, пронизанной
богоискательством.
ШКОЛА
ЦЫ – жанр поэзии Китая. Поначалу культивировала сложные
аллегорические формы, а в ХIХ
веке стала призывать к отражению правды жизни.
ШКОЛЬНАЯ
драма – жанр церковной
драматургии, возникший в конце ХV
начале ХVI
века в Зап. Европе была связана с уставами церковных и светских
учебных заведений, где вводились обязательные сценические
представления.
ШЛЕШ
– в индийской поэзии игра слов.
ШЛОКА
– в древнеиндийской поэзии один из
размеров, выросший из ануштубха – двустишие с шестнадцатью
слогами в строке.
ШПАННУНГ
– в произведении перед развязкой обычно напряжение достигает
высшей точки. Эта кульминационная
точка напряжения именуется
Ш.,
который является как бы антитезой в простейшем диалектическом
построении фабулы. В Германии
Ш. народный певец, музыкант и сказитель.
ШПИЛЬМАН – странствующий певец-музыкант в средневековой
Германии.
ШПРУХ
– в Германии нестрофический жанр средневековой политической и
поучительно–сатирической поэзии.
ШТРИХ
– характерная черта чего-нибудь.
ШУЛЭГ
– в монгольской литературе связанной с буддизмом,
название стихотворения.
ШУМКА
– один из видов народной украинской танцевальной и
шуточной песни, состоящей из
одной-двух четырёхстрочных строф по восемь слогов.
ШУЦЗЯНЬ
– прозаический жанр китайской
литературы, письмо – малый
жанр.
Щ
ЩЕДРИВИКИ
– на Украине и в Белоруссии песенки с пожеланиями, исполнялись под
Новый год. После каждого куплета следовал припев: «щедрый вечер,
добрый вечер». Это и послужило их названию.
Ы
ЫРЧИ
– певец-сказитель у киргизов.
<<< Назад
Дальше >>>
|