Хентай инцест 9a93f135

 

 

 

Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Х

ХАБАРИ – в литературе суахили (Вост. Африка) исторические хроники.

ХАБИЯ – тюремная элегия, жанр иранской поэзии.

ХАДАСИ НДЕФУ – в восточно-африканской литературе жанр длинного рассказа. 

ХАДИСИ ФУПИ – в восточно-африканской литературе жанр короткого рассказа.

ХАДИС – Священное мусульманское предание о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. Состоит из двух частей: ИСХОД – перечень хранителей предания, и МАТИ – сам текст. Подавляющее большинство Х.сочинения VII– IХ вв.

ХАЗАДЖ – арабский песенный жанр, а позже, поэтический метр в системе аруза.

ХАЙДЖИ – хакасский сказитель.

ХАЙКУ (ХАЙКАЙ) –  см. ХОККУ 

ХАЙКАЙ – в японском литературоведении термин, обозначающий низкий стиль в поэзии и прозе в эпоху Эдо, характеризующийся лаконизмом и вниманием к деталям.

ХАЙЛИ – жанр древней индейской (кечуа) поэзии.

ХАЙ ТЕК – в литературе постмодернизма то мастерство, когда видно только то, что должно быть скрыто.

ХАМРИЙЯТ – жанр застольной лирики в арабской поэзии.

ХАМСА или пятерица – в тюркоязычной литературе крупное поэтическое произведение, состоящее из пяти больших поэм на традиционные темы.

ХАН – филиппинские поговорки.

ХАНКАДОРИ – особый приём в литературе Японии, – следование песне – прототипу.

ХАРАКТЕР в искусстве (характер – признак, черта) – художественное воплощение совокупности устойчивых существенных психических особенностей человека, которые проявляются в индивидуальном образе действий в различных обстоятельствах, в его отношениях с людьми, в оценке жизненных явлений.

ХАРАКТЕРИСТИКАхарактеристика героя может быть прямая, т.е. о его характере сообщается непосредственно или от автора, или в речах других персонажей, или в самохарактеристике героя.  Х. может быть косвенной или наводящей. Например, о герое можно узнать из описания его внешности, обстановки его жилища и т.д. – всё это приём масок.

ХАРАКТЕРИСТИКА речевая – раскрытие отличительных черт и свойств характера героя, его культуры, принадлежности к определённой классовой группе средствами его собственной речи.

ХАРАКТЕРНОСТЬ в искусстве – особенность художественного произведения (или типа исполнительского творчества), заключающаяся в преднамеренном подчёркивании или преувеличении отдельных сторон изображаемых характеров и явлений. Например, наличием в образе героя одной или ряда индивидуальных черт, которые играют решающую роль в развитии характера этого героя, его внутреннего мира и действий.

ХАРИЕНТИЗМ – форма выражения чего-нибудь неприятного в грациозной, полной тонкого юмора речи.

ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ – наделённый исключительной одарённостью, мудростью, героизмом.

ХАРФОРДСКИЕ остроумцы – в Америке ХVIII века группа поэтов, откликнувшихся на события революции. Они создавали сатирические стихи, но их революционность не была глубокой.

ХАТАБАпроповеди религиозного или политического содержания, военные. Небольшие по объёму с цитатами из Корана. Писались рифмованной прозой со всевозможными риторическими фигурами.

ХАТАМА – в ланкийской (Сенегал) поэзии героико–историческая поэма.

ХАТАРИБЭяпонские народные сказители, хранители народных преданий и традиций.

ХАФИЗЫу таджиков народные сказители. Название произошло от имени поэта Хафиза.

ХАФИФ, ХАЗАДЖ – у арабов поэтический размер и музыкальный ритм.

ХЕБАНКИжанр японской литературы ХVII века, записки разного толка. Содержали сведения о куртизанках и актёрах – их внешность, привычки, причуды, давали различные советы. Постепенно обретают художественную форму.

ХЕДЖА – размер ашугского стиха, состоящего из одинакового числа слогов в каждой строке. Применялся в Азербайджане.

ХЕНДИНГ – внутренняя рифма в скандинавской поэзии.

ХЕ-РЫА (песни гребцов) – жанр поэзии Сиама. Состоит из запева и текста для хора.

ХЕЙТ – приём в скальдической поэзии. Иносказание, основанное на цепи ассоциаций. Х. «небо» – твердь, безоблачное, ураганное, лучистое, высь, верх. Х. «солнце» – светило, круг, всякое сияние, лик, дивное колесо.

ХИАЗМ (кресообразный) –  буквально: расположение в виде буквы «Х». В поэтике и в стилистике один из видов параллелизма, при котором вторая половина фразы построена в обратном порядке членов, например,  в жаркое лето, в зиму метельную. Или, когда не зарифмованная строка используется среди рифмованных в особой форме построения строфы, где рифмуются только чётные строки или только нечётные.

ХИАТУС – стык гласных, неблагозвучие, особенно когда соединяются одинаковые гласные: «о, оазис».

ХИДЖА (ХАДЖА) (осмеяние) – сатирические стихи у арабов. Осмеяние и поношение в Средней Азии арабское, персидское, турецкое, азербайджанское и среднеазиатское.

ХИКАЙЯТ – жанр прозы в литературе Малайи.

ХИКАЯТповествование. Литературный термин у народов Ближ.,Сред. Востока и Юго-Восточной Азии. 1) Любое крупное произведение, чаще сложное, в прозе или стихах; 2) В узком смысле Х. – жанр без авторского, книжного эпоса.

ХИКМА – изречение морального или общественного характера в касыде в виде одного или нескольких стихов. У древних арабов было основным способом формулировать нормы общественной морали.

ХИКЯЕ – в турецкой литературе романтические рассказы.

ХИТАБАпрозаический жанр арабской литературы, произведения ораторского искусства.

ХЛЕЙЧХИН – в Непале и Бирме меланхолическая «баркарола».

ХОЖЕНИЕ – жанр путешествия в древнерусской литературе. Пример: «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.  «Наиболее ранним хождением Древней Руси является хождение игумена Даниила, побывавшего в Палестине между 1106 и 1108 гг. Оно насыщено легендарным материалом» (В. Кузьмина).

ХОККУ (ХАЙКУ (ХАЙКАЙ) –  поэтический стиль Японии ХVIII века,  силлабическое трёхстишие – лирическая миниатюра; как бы отделившаяся самостоятельная часть танка. Обычно Х. написано в размере 5-7-5 слогов в слове.
                 С ветки на ветку
                 Тихо сбегают капли…
                 Дождик весенний.
                               Мацуо  Басё

«Умение выразить свой душевный мир в минуту высочайшей его напряжённости через поэтический образ-сигнал, в котором кратко закодировано огромное содержание, было виртуозно разработано именно в хокку» (В. Маркова).

ХОЛОСТОЙ стих – не зарифмованная строка среди рифмованных, используется в особой форме построения строфы, где рифмуются только чётные строки или нечётные, но может быть не зарифмованной одна строка.

ХОЛИЯМБ (хромой ямб) – стих античной комической и трагикомической поэзии, шестистопный ямб с хореическим перебоем на последней стопе.

ХОНКА – изначально песня, на которую ориентирована главная танка. Существует в Японии. Известные стихи из древних антологий.

ХОР – 1) совокупность лиц поющих вместе, стоя на одном месте. 2) В древнегреческой драме – группа, выступавшая в представлении с пением или пляской choreia» – пляска, хоровод). Вставши в круг (или  в три шеренги в зависимости от характера представления) хор,  двигаясь в одну сторону, пел на заданный поэтом ритм «строфу» (в переводе «поворот»). Двигаясь в другую сторону, пел «антистрофу» («обратный поворот»), повторяя точно тот же ритм. Остановившись на исходном месте, пел «эпод» («припев»), в похожем, но не тождественном ритме. Затем в тех же ритмах всё повторялось сначала. Так получалось чередование тождественных и нетождественных ритмов, размеров. Песни хора следовали диадами (ААБ, ААБ) или триадами (ААБ, ААБ, ААБ). Трёхчленная строфа всегда указывает на народное, хороводное  происхождение размера.

ХОРАЛ – род религиозных песен, многоголосное песнопение в католическом храме.

ХОРЕЙ (от гр. – хор) – хоровая стопа, хоровой размер. Двусложный стихотворный размер с двусложными стопами, в которых ударение падает на первый слог:
                Буря мглою небо кроет.
                                             Пушкин
Трёхстопный хорей: 
                Не пылит дорога,
                Не дрожат листы…
                Подожди немного,
                Отдохнёшь и ты.
                                   Лермонтов
Четырёхстопный хрей:
                Дар напрасный, дар случайный,
                Жизнь, зачем ты мне дана?
                                             Пушкин
Пятистопный хорей:
                Выхожу один я на дорогу,
                Сквозь туман кремнистый путь блестит…
                                                        Лермонтов
«Хорей есть нежная стопа сама собой и лучше всего к самым нежным сочинениям принадлежит» (А.П. Сумароков).

ХОРИЯМБ – 1) в античной поэзии стихотворная стопа, составленная из одного хорея и одного ямба, то есть из четырёх слогов – первый долгий, затем два коротких и опять один долгий. 2) В русском силлабо-тоническом стихосложении Х. – сочетание двух стоп ямба, из которых на первой пропущено схемное ударение, но стоит сверхсхемное, представленное, как правило, односложным словом: «жизнь без начала и конца».

ХРЕСТОМАТИЯ – сборник отрывков из произведений лучших писателей или образцов литературных произведений, учебное пособие.

ХРИЗОСТОМ – в древности красноречивый оратор, златоуст.

ХРИСТИАНСКИЙ или КАТОЛИЧЕСКИЙ романтизм – возник в Западной Европе в конце ХVIII начале ХIХ века в результате вспышки религиозности. Был связан с политикой, враждебно относясь к революции. Писались грустные стихи, меланхолические, отчуждённые от сует мира сего. Для Х.р. характерна размытость, неясность речи, что гармонировало, якобы, с туманностью и личностью романтического мышления.

ХРОНИКА –  то же, что летопись; 1) литературное произведение содержащее достоверное изображение исторически важных событий в их временной последовательности. Хроникой называют также повести о частной жизни, использующие приём хроникального повествования, например,  С. Аксаков «Семейная хроника». 2) Отдел сведений из текущей жизни, помещаемый в газете, литературное произведение. «В хрониках достопримечательные события записаны по годам. Хроники появились в античную эпоху и особенно распространились в средневековой Европе и Азии» (А.Ф. Головенченко). Пример: «Византийсие хроники» Г. Амартоля, Иоанна Малы.  «Большие французские хпроники» ХV века.

ХРОНОГРАММА – латинское стихотворение, в котором римские числительные (заглавные буквы) подбирались так, что составление их образует цифру того события, к которому относилось стихотворение.

ХРОНОГРАФ – памятник древней письменности, содержащий обзор всеобщей истории и хронику данной страны.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ перестановка – важное средство сюжетной композиции, когда автор хочет переключить внимание читателя с внешней стороны происходящего на глубинную его подоплёку. Так построен роман Лермонтова «Герой нашего времени»: сначала мы узнаём о Печорине от Максим Максимыча, потом от автора, и лишь после этого – из дневника самого Печорина.

ХУАБЕНЬ – народная сунская повесть в Китае, герои её ремесленники и торговцы.

ХУГЛАРЫ – народные поэты в Испании ХIVХV вв. Ощущалось влияние французских образцов на героический эпос.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ биография –  история жизни замечательного человека, созданная писателем. Пример: Р.Роллан «Бетховен». С.Цвейг «Мария Стюарт». В.Шкловский «Лев Толстой).  Серия «Жизнь замечательных людей». «В конце ХIХ века стали популярны рассказы-биографии о великих людях… С начала ХХ века в центре внимания биографа становится внутренняя история личности, сложность характера человека. Возникают споры о том, насколько биограф имеет право домысливать, дополнять воображением известные ему исторические факты» (Краткий словарь по эстетике).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ деталь – одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности, запоминающаяся черта внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка. Х.д. можно подразделить на несколько групп. В первую очередь, это внешние и психологические; по характеру художественного воздействия различаются детали-подробности и детали-символы и т.д. «Художественные детали не следует путать с реалиями – теми чертами и фактами действительности, которые присущи окружающей писателя жизни и потому отражаются в произведении, накладывая на него отпечаток определённой эпохи» (С.В. Калачёва).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ значение материальных форм – собственно художественное значение материальные формы приобретают тогда, когда они становятся средством воплощения собственно художественного содержания, когда они переливают в себя содержание творческого воображения художника.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ идея – главная обобщающая мысль или система таких мыслей.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ иллюзия – это реальная жизненная характерность, с которой сливается духовный мир писателя, вырывается из конкретно-исторических связей в каких она в действительности никак оказаться не может.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ интуиция (от лат. – созерцание) – способность постижения художественной истины путём непосредственного её усмотрения; особый вид ассоциативных представлений художника, при котором все промежуточные звенья ассоциаций остаются вне контроля рассудка, а контролируемый сознанием результат художественного мышления воспринимается как «находка», «озарение».  «Художественная интуиция возникает из запаса впечатлений, которые ещё не оформлены мыслью, не оформлены сознанием, не воплощены в мысль и образ» (М. Горький).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ информация – информация, создаваемая и передаваемая с помощью произведений искусства. «Создавая и воспринимая произведения искусства, человек передаёт, получает и хранит особую художественную информацию, которая неотделима от структурных особенностей художественных текстов в такой же мере, в какой мысль неотделима от материальной структуры мозга» (Ю.М. Лотман).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ литература – вид искусства, в котором средствами художественного выражения является слово. Одна из форм общественного сознания и познания действительности. Отражает жизнь в художественных образах. «В центре внимания художественной литературы стоит человек во всей полноте его деятельности и духовной жизни» (Л.И. Тимофеев).  «Наряду с другими явлениями словесности художественная литература служит очень важным материалом для лингвистических наблюдений и выводов об общих особенностях языков тех или других народов» (Г.Н. Поспелов).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ правда – отображение в произведениях искусства жизни в соответствии с её собственной логикой, проникновение во внутренний смысл изображаемого.э Это осуществлённая в сфере воображения конкретно-чувственная реализация творческих возможностей людей. Имеются в виду или конкретно исторические возможности определённых общественных сил, определённого исторически сложившегося типа духовно–практического освоения жизни, или возможности человека вообще, человеческого рода в целом без учёта конкретно–исторических особенностей времени, места и среды. «Художественная правда – нечто действительно правдивое, а иной раз и более правдивое, чем сама правда» (Э. Хемингуэй).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ проза  –  см. ПРОЗА.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ простота – это такое отображение действительности,

которое максимально приближается к правде жизни, даёт наибольшее эстетическое познание жизни. Иными словами, это наиболее точная образность: «Простота – красота жизни» (Белинский).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ реальность – по сравнению с первичной реальностью реальность художественная представляет собой определённого рода условность. Она создана для чего-то, ради некоторой определённой цели. Реальная жизнь цели вне себя не имеет.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ речь  форма выражения образного содержания произведений словесного искусства; реализация эстетической функции языка; речь, в которой присутствует установка на выражение сущности художественного произведения не в характере отдельных выражений, а в сочетании их в некоторое единство, художественной конструкции словесного материала. «Особой общей системы поэтической речи, имеющей свои специфические структурно–языковые качества… не существует. Любое языковое явление при специальных функционально–творческих условиях может стать поэтическим. Следовательно, основная задача теории поэтической речи состоит именно в изучении и раскрытии всех функционально–творческих условий, которые сообщают языковому явлению качества поэтического» (В.В. Виноградов).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ система – специфически художественная разновидность исторически складывающегося типа общественного сознания и деятельности, обладающая своими содержательными компонентами и своим типом связи между ними, а, следовательно, и своими самыми общими особенностями художественной формы.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ система античности – античный мифологический универсализм.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ система средневековья – средневековый христианский универсализм.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ условность – на внутренних монологах лежит художественная условность. Размышляя о чём-либо наедине с собой человек не облекает свои мысли в чёткие грамматические формы, слова или предложения. Писатель же, для ясности, вынужден придавать внутренней речи связность и упорядоченность.

ХУДОДЖЕСТВЕННАЯ форма внутренняя и внешняя организация, структура художественного произведения, созданная с помощью изобразительно-выразительных средств для выражения художественного содержания. «Содержание произведений искусства может существовать только в соответствующей ему системе средств и способов его выражения, то есть в художественной форме. Художественная форма всегда вторична по отношению к содержанию, производна от него» (В.Е. Хализев).

ХУДОДЖЕСТВЕННОЕ воображение – способность, а также сам процесс создания художественных образов на основе творческой переработки сознанием ощущений, восприятий, представлений, чувств, впечатлений и т.д. «В отличие от других видов творческого воображения художественное воображение тесно связано с эстетическим вкусом и эстетическим чувством художника. Возникающий в воображении художника образ всегда им соответствует» (краткий словарь по эстетике).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ время и пространство – время и пространство в литературе представляют собой своего рода условность, от характера которой зависят реальные формы пространственно-временной организации художественного мира. Литературное время и пространство можно разделить на абстрактное и конкретное. Абстрактное пространство это такое пространство, которое обладает высокой степенью условности и которое можно воспринимать как «всеобщее». Оно не имеет выраженной характерности и не оказывает никакого влияния на художественный мир произведения. Пространство конкретное активно влияет на всю структуру произведения. С этим связаны и соответствующие свойства художественного времени. Абстрактное пространство сочетается с абстрактным временем. Формами конкретизации времени выступают, во-первых, «привязка» действия к реальным историческим ориентирам и, во-вторых, точное определение времени года и времени суток.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ значение материальных форм – собственно художественное значение материальные формы приобретают тогда, когда они становятся средством воплощения собственно-художественного духовного содержания, когда они «переливают» в себя содержание творческого воображения художника.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ мастерство – профессиональное умение худоджника использовать все средства и возможности данного вида искусства для создания художественно совершенных произведений. «Создание формы, соответствующей своему содержанию, всегда очень сложный и часто длительный процесс, требующий от писателя большого напряжения творческих сил, активности художественного воображения, высокой степени художественного мастерства» (Г.Н. Поспелов).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ направление – понятие обозначающее духовно-созерцательную общность художественных явлений на протяжении определённого времени; эта общность возникает и развивается на основе единства художественного метода. «О художественном направлении можно говорить там, где писатели осознают теоретические основы своей деятельности, прокламируют её в своих манифестах, программных выступлениях» (Н.А. Гуляев).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ обобщение – способ отражения действительности в искусстве, раскрывающий наиболее существенные и характерные стороны изображаемого в индивидуально-неповторимой образной художественной форме. «Искусству классицизма присуща генерализация – художественное обобщение путём выделения и абсолютизации характерной черты героя» (Ю.Б. Борев).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение как структура – художественное произведение имеет сложный внутренний состав, требующий изучения. И здесь существует два подхода. Первый исходит из выделения в произведении ряда слоёв или уровней (по Бахтину), он видит в произведении «фабулу» и «сюжет», изображённый мир и мир самого изображения, действительность автора и действительность героя. Второй подход (по Гиршману)  в качестве первичного разделения берёт такие общие категории, как содержание и форма, то есть более сложную структуру произведения: ритм, сюжет, герой.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ содержание –  объективная и субъективная реальность, эстетически осмысленная художником и отражённая им в произведении. «Анализ художественного содержания произведения должен заключаться в том, чтобы через внимательное рассмотрение всего непосредственно изображённого углубиться до понимания выраженной в нём эмоционально–обобщающей мысли писателя, его идеи» (А.Я. Эсальнек).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ творчество – особая деятельность человека, процесс создания произведения искусства, в котором объективное богатство реального мира и субъективное богатство авторской мысли, чувства, воли переплавляются в нечто качественно новое, такое, чего не было, но должно быть сущим.  Такое литературное произведение  отличается неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Х.т. совершается на основе законов художественно-образного отражения действительности. «Как правило, художественное творчество и осмысление его законов идёт рука об руку. Аристофан, Шекспир, Мольер, Гёте, Пушкин, Толстой, Достоевский не только великие мастера искусства, но и великие исследователи его тайн» (Ю.Б. Бореев).

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ 1) В широком смысле слова Х.специфическая особенность искусства как формы эстетического, образного познания и отражения мира, отличающая его от других форм познания. 2) В узком смысле слова – мера совершенства произведения искусства, степень его способности оказывать более или менее сильное эмоционально-эстетическое воздействие на людей, определяющих общественно-эстетическую ценность этого произведения.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ вымысел – результат творческой деятельности воображения художника; возникает на основе обобщения действительных реалий и осмысления личного опыта, воплощается в художественном произведении. «Художественные образы создаются не для иллюстрации отвлечённых понятий и не для отражения индивидуальных явлений. Они строятся на основе художественного вымысла в процессе творческой типизации социальных характеров для выражения их идейно–эмоционального осмысления и оценки» (П.А. Николаев).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ метод –  совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым могут образовать литературные течения (направления) в той или иной стране или в ряде стран. «Художественный метод складывается в определённых исторических условиях – писателей, приверженцев данного метода, объединяет представление об идеале, о человеке, который отвечает или не отвечает этому идеалу» (Л.И. Тимофеев).  «Как категория гносеологии, художественный метод ориентирует литературу на преимущественное внимание к тем или иным сторонам действительности, на ту  или другую интерпретацию окружающего мира» (М.Я. Поляков).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ образ – это система конкретно-чувственных средств, воплощающих собой собственно художественное содержание, то есть, художественно освоенную характерность реальной действительности. В Х.о. реальная жизненная характерность предстаёт уже не сама по себе, не просто как предмет оценки, а в творческом синтезе с авторским отношением к ней, т. е. как творчески преобразованная характерность и поэтому как часть особой художественной действительности. Художественная выразительность образа зависит от мотивированности в конкретном тексте. «Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Евгения Онегина, например) – но является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает» (Л.И. Тимофеев).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ перевод – вид литературного творчества, в процессе которого произведение существующее на одном языке, пересоздаётся на другом, а также результат этого процесса. Пример: «Одиссея» Гомера в переводе Жуковского. Трагедии Шекспира в переводе Пастернака. «…Перевод должен производить впечатление жизни, а не словесности» (Б.Л. Пастернак). «… Для перевода с иностранного языка мало знать, хотя бы и отлично, этот язык, а надо ещё уметь проникать в глубокое, живое, разнообразное значение каждого слова и в таинственную власть соединения тех или других слов» (А.И. Куприн).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ стиль –  способ функционирования языка, зафиксированный в художественной литературе. «Литературные произведения, отличающиеся художественностью содержания и соответствующим ему совершенством формы, всегда обладают каким-то определённым художественным стилем, сложившимся в определённых условиях развития национальной литературы» (П.А. Николаев).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ тип – художественный образ, наделённый характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей (в частности, сословия, класса, нации, эпохи). Воплощение эстетической категории типического. Пример: Хлестаков, НОздрёв Манилов, Плюшкин (Н.В. Гоголь «Ревизор»,  «Мёртвые души»). «Высокая степень отчётливости и активности выражения общего, родового в индивидуальности того или иного явления делает это явление художественным типом» (Г.Н. Поспелов). «Литература не только отражает жизненные человеческие типы, социальные и психологические, – она создаёт новые личности и типы, подобные действительным, их объясняющие, оценивающие и «продолжающие». Таким созданным литературой и как бы внесённым в реальную жизнь типом был, например, знаменитый образ «лишнего человека» (С.Г. Бочаров).

ХУДОЖНИК – человек, обладающий природной художественной одарённостью и ведущий творческую работу, чаще всего как профессионал. Сюда относятся и писатели (поэты, прозаики, драматурги).

ХУЛГАРЫ – в Испании народные певцы, сочинявшие и распевавшие песни о подвигах королей и героев борьбы с арабами.

ХУРЧИ – монгольский рапсод-сказитель.

ХЯНГА – корейские песни, записанные в ХIХII вв.

<<< Назад        Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

Справочная служба портала "Русские рифмы" - Всё о поэзии и стихосложении

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"