П
ПАДЫ
– в каннадской литературе Индии песни и гимны.
ПАДЬЯ
– стихотворный жанр индийской литературы.
ПАЙ ЛЮЙ
– уставные стихи китайской литературы, не ограниченные числом строк.
ПАЙЯДА
– поэтическое произведение народных певцов области Ла-Плата – пайядов.
П. исполнялись под гитару одним или несколькими певцами.
В соревновании один из пайядов задаёт тему, а другой её развивает
Темой служили злободневные события.
ПАЙЯРД
– в латинской Америке бродячий певец, хранитель и исполнитель народных
песен, а наиболее талантливые П. сами их сочиняли.
ПАЛЕОГРАФИЯ –
историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней
письменности с целью установить место и время их создания. П.
определяет материалы и орудия труда (письма), прослеживает изменения
графической формы письменных знаков; изучает системы сокращений и
тайнописи; украшение рукописи и книг. «Главная задача палеографии –
установление и систематизация хронологических и территориальных
особенностей письма датированных рукописей для последующей временной и
территориальной атрибуции. Практическое применение палеографии
заключается в определении времени и места написания той или иной
рукописи» (Л.П. Жуковская).
ПАЛЕОТИПЫ
– печатные книги, выпускавшиеся в Зап. Европе в первой
половине ХVI века.
ПАЛЕЯ
– памятник древнерусской письменности, содержащий краткое изложение
ветхого завета с апокрифическими сказаниями и толкованиями.
ПАЛИМБАКХИЙ
– стихотворная стопа из двух долгих и одного краткого слогов.
ПАЛИМПСЕСТ
– рукопись на пергаменте поверх смытого или соскобленного текста.
П. были распространены до начала книгопечатания.
ПАЛИНАЦИЯ –
нумерация страниц книги или рукописи.
ПАЛИНДРОМОН
(бегущий назад)
– слово или словосочетание, фраза, которую можно читать спереди назад
и сзди наперёд без изменения смысла: «А роза упала на лапу Азора»
(Державин). В начале ХХ века к П. обращались поэты В. Хлебников
(поэма «Разин»), И.Сельвинский и др. Их стихи-«перевертни» показывают,
что не то что выразительности, но и простой осмысленности в П. на
русском языке добиться очень трудно.
ПАЛИНОДИЯ
– покаянное стихотворение. В древнегреческой литературе стихотворение,
в котором автор отрекается от сказанного в прежних стихах.
ПАЛИТРА
– совокупность изобразительных средств в
творчестве
писателя.
ПАЛЛИАТА
– комедия «плаща» (плащ – паллиум). Римская комедия III– II вв. до н.
э., в которой актёры играли в греческих костюмах. Сюжеты брали
посредством контаминации (т.е. соединялись две пьесы разных авторов на
один сюжет) из греческой, преимущественно новоаттической комедии.
Неизменные типы: скупой отец, распутные, расточительные дети, умные,
ловкие рабы, гетеры, прихлебатель. Лучшие комедиографы П.
Плавт, Теренций.
ПАЛОМНИЧЕСКАЯ проза (ПАЛОМНИК)
– книги о хождениях в святые места.
Жанр литературы средневековой Руси.
ПАМФЛЕТ–
злободневное; сатирическое публицистическое произведение, цель и пафос
которого – конкретное, гражданственное, социально-политическое
обличение. «Памфлет бичует пороки современной политической,
общественной, культурной жизни, прямо называет её конкретных, чаще
всего влиятельных представителей. В качестве главных изобразительных
средств в памфлете используется ирония, сарказм» (А.С.Сулейманов).
ПАНАГБИАГ (жизнь) –
жанр филиппинской авторской поэзии (провинция Илокос) ХVIII
в
ПАНД
– нравоучительный жанр средневековой таджикско-персидской
литературы. Излагался в прозе и стихах. Представлял
ряд не связанных друг с другом
сентенций. Имел форму развёрнутого поучения, охватывающего
разные стороны жизни.
ПАНДИТ-КАВИ
– на маратхи (Индия) описание внешности персонажа.
ПАНДИТ-КАВИТХАРА
–
учёная, рифмованная поэзия Индии.
ПАНЕГИРИК
– похвальная публичная речь. Первоначально
у древних греков и римлян патриотическая речь, в которой восхвалялись
подвиги предков, народное могущество и т. п.; позже всякое чрезмерное
восхваление в литературном произведении. «В новой европейской
литературе встречается пародийное подражание панегирикау (см.,
например «Похвальное слово глупости» Эразма Роттердамского)» (И.В.Шталь).
ПАНЕГИРИЧЕСКАЯ
драма
– литературный жанр в России ХVIII
века. П.д. были
присущи аллегория и символика. Она входила в число
развлечений на праздниках,
ставилась на сценах нескольких театров. Разновидностью её был
панегирический диалог.
ПАНОРАМНЫЙ
роман
– жанр литературы 40 – 50 –х годов ХХ века, который должен был ввести
человека в определённую колею, тогда как люди оказались выброшены из
своих биографий, как шары из бильярдных луз (Мандельштам). П.р.
с его авторитарным словом являет
собой отрицание живой
реальной традиции.
ПАНТЕОН –
название литературных сборников, содержащих лучшие образцы разных
родов поэзии. Например, пантеон мировой литературы.
ПАНТОРИМ
(панторифма)
– стихотворение, в котором все слова имеют рифму:
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
Брюсов
Рифмующиеся созвучия, захватывающие не только окончание стиха, как
обычно, а целые стихотворные строки: двери скрежет – вереск режет.
ПАНТУН
(ПАНТУМ) – литературный жанр Малайской (Индонезия) народной
поэзии ХIV– ХVIII вв., ему
были присущи аллегория и
символика. для
которого характерно идиллическое
изображение природы, пастухов и т. д. П. самой
разнообразной тематики – это народные песни
(четверостишия) с перекрёстной рифмой, параллельным сопоставлением
образов и частым обращением к метонимии. Часто две первых строки П. не
связаны по смыслу с двумя последними.
ПАНЧАЛИ
– один из древнейших видов устной бенгальской поэзии: исполнение
ритуальных гимнов в честь богов Шивы, Гонди, Моноши и др.
Сопровождалось музыкой и кукольным представлением. Сюжеты брались из
Махабхараты, Рамаяны и легенд о жизни Кришны.
ПАНЭКОЛОГИЗМ –
в постмодернизме кризис прогрессистского
мышления, разочарование в моноцентристских идеях,
претендующих на универсализм и мировое господство, осознание угрозы
самоуничтожения человека.
ПАПИРОЛОГИЯ –
филологическия дисциплина, изучающая египетские папирусы.
ПАПИРУС –
литературный памятник, написанный на папирусе, свиток из этого
материала с написанным на нём текстом.
ПАПЬОУ-ТИЧХИН
– В
Непале и в бенгальской поэзии песня под барабан.
ПАРАБАЗА
–
часть древней аттической комедии,
исполняемая хором. Состояла из семи частей. 1) Введение к П.
написанное анапестами и обыкновенно заключающее просьбу к зрителям
быть внимательными. 2) Собственно П., составленная из
анапестических тетраметров. Говорится в ней чаще всего о самом поэте,
его литературных заслугах. 3) Заключение второй части писалось
анапестическими диметрами. 4)
Состоявшая из лирических метров.
5) Писалась трахеическими тетраметрами (состояла из 16-ти или 29-ти
стихов). Содержание
сатирическое. 7) По содержанию соответствовала четвёртой и пятой
частям.
ПАРАБОЛА
– притча, иносказание, обычно скрывающее поучение
ПАРАГРАММА
–
прибавление к сочинению; вставка, замена одной буквы или слова другим;
игра слов.
ПАРАДОС
– первая песнь хора в древнегреческой трагедии. Называется
так потому, что первоначально пелась при вступлении хора в орхестру.
В П. указывался повод, по которому является хор, и
выясняется его отношение к главному герою.
ПАРАДОКС
– суждение, резко противоречащее
привычной логике вещей, но глубокое по значению. Парадоксу свойственна
краткость, чёткость, подчёркнутая заострённость формулировки.
Тише едешь – дальше будешь.
Литературный парадокс есть приём, в котором мысль дана в форме
противоречия с официальным мнением и в этом виде удивляет и поражает:
«Христианство много сделало для любви, объявив её грехом» (А.Франс).
«Лучший способ отделаться от искушения – предаться ему (О.Уайльд).
Парадокс в речи персонажей может выступать в качестве одного из
индивидуальной характеристики героя. Чаще всего автор использует
парадокс в том случае, когда нужно показать оригинальность мышления
героя и его интеллектуальное превосходство над окружающей средой.
Остроумные парадоксы мы встречаем в речи Рудина (роман «Рудин» И.С.
Тургенева, Фигаро (комедия П.Бомарше «Севильский цирюльник и «Женитьба
Фигаро).
ПАРАКРИТИКА
(беспредельный и верховный) – философская и художественная
критика одновременно.
ПАРАЛИПОМЕН –
добавление к прежним сочинениям.
ПАРАЛИПСИС –
риторическая фигура, заключающаяся в преднамеренном пропуске того, на
что собственно желают обратить внимание.
ПАРАЛИТЕРАТУРА
– 1) литературная продукция низкого содержательного качества,
литературные подделки. 2) гибридизация или мутантное изменение жанров,
порождающее неясные формы (постмодернизм).
ПАРАЛЛЕЛИЗМ
– идущий рядом; в поэтике одинаковое синтаксическое и, как следствие
этого, тождественное интонационное построение двух или более
предложений, следующих один за другим:
Мои очи слёзные коршун выклюет,
Мои кости сирые дождик вымоет.
Различается синтаксический, строфический, ритмический П.
и др..»Параллелизм покоится на сопоставлении субъекта и объекта по
категории движения, действия как признака волевой жизнедеятельности»
(А.Н. Веселовский). «Изображение природы в образном параллелизме
всегда стоит на первом месте (это – первый член параллелизма);
изображение человеческих действий и отношений на втором (это второй
член параллелизма). Между первым и вторым членами параллелизма
существует прямая связь» (Г.Н. Поспелов).
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ стиль (т. е. современный)
– в ХII– ХIII вв. в прозе Китая появились произведения, начинённые
исторической эрудицией, дословными заимствованиями, символикой и
сложными фигурами.
«ПАРАНОИК»
в теории Делеза Гваттори
(постмодернизм) – тот, кто
фабрикует массы, он –
мастер больших молярных ансамблей, статистических, стадных
образований, организованных толп. Он
инвестирует всё на основе больших
чисел, занимается макрофизикой.
ПАРАФАЗИЯ
– одна из форм афазии. Перестановка или замена в устной речи буквы или
слога в слове, слов в предложении, соскальзывание в сторону
родственных обозначений. Ритмико-интонационная единица звуковой речи.
ПАРАФРАЗА
–
выражение, представляющее собой описательную, распространённую
передачу смысла другого выражения. Например, «пишущий эти строки»
вместо «я» в речи автора.
ПАРАЯЗЫК
–
явления и факторы, сопровождающие речь, но не являющиеся вербальным
материалом: громкость, паузы, модуляции голоса, мимика, жесты,
визуальный контакт между говорящими и т. д. изучается
паралингвистикой.
ПАСТИШ –
близок понятию пародия, но без её скрытых мотивов сарказма и смеха –
нейтральный вариант, «оболочка» пародии. П. основан на
имитации разнообразных манер и стилей, их ироническом переосмыслении.
Это стилистическая маска, речь на мёртвом языке.
ПАРЕМИЯ
– притча, изречение, отрывок из Библии.
ПАРЕМИАК
– «пословичный стих».
ПАРИЖСКАЯ суета
– во французской литературе ХVI в. распространённый жанр бурлескной
поэзии, стихотворный фельетон и очерк, посвящённый изображению
неурядиц городского быта.
ПАРИСОН
–
приблизительное равенство слогов в колоне, ритмико-интонационной
единице звуковой речи.
ПАРНАС
– группа поэтов, возникшая во Франции во второй половине ХIХ в.
Ш.Леконт, де Лиль, Эредиа, Сюлли-Прюдом и др. выпускали сборник стихов
«Современный Парнас». Они стремились к аполитичному искусству и
полному игнорированию социальной борьбы. Выдвигали на первый план
«бесстрастную» поэзию прекрасных форм, изысканность языках, отрицая
содержание.
ПАРНАЯ рифма
–
рифма, связующая смежные строки по схеме АА ББ ВВ, применяется с
одинаковыми окончаниями во всех парах строк (мужскими или женскими),
но чаще с чередованием:
Кто при звездах и при луне
Так поздно едет на коне,
Чей это конь неутомимый
Бежит в степи необозримой?
Пушкин
ПАРОД
– выход и вступительная песня хора в древнегреческом театре.
<<< Назад
Дальше >>>
|