Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

П

ПАДЫ – в каннадской литературе Индии песни и гимны.

ПАДЬЯ – стихотворный жанр индийской литературы.

ПАЙ ЛЮЙ – уставные стихи китайской литературы, не ограниченные числом строк.

ПАЙЯДА – поэтическое произведение народных певцов области Ла-Плата – пайядов. П. исполнялись под гитару одним или несколькими певцами. В соревновании один из пайядов задаёт тему, а другой её развивает Темой служили злободневные события.

ПАЙЯРД – в латинской Америке бродячий певец, хранитель и исполнитель народных песен, а наиболее талантливые П. сами их сочиняли.

ПАЛЕОГРАФИЯ – историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установить место и время их создания. П. определяет материалы и орудия труда (письма), прослеживает изменения графической формы письменных знаков; изучает системы сокращений и тайнописи; украшение рукописи и книг. «Главная задача палеографии – установление и систематизация хронологических и территориальных особенностей письма датированных рукописей для последующей временной и территориальной атрибуции. Практическое применение палеографии заключается в определении времени и места написания той или иной рукописи» (Л.П. Жуковская).

ПАЛЕОТИПЫ – печатные книги, выпускавшиеся в Зап. Европе в первой половине ХVI века.

ПАЛЕЯ – памятник древнерусской письменности, содержащий краткое изложение ветхого завета с апокрифическими сказаниями и толкованиями.

ПАЛИМБАКХИЙ – стихотворная стопа из двух долгих и одного краткого слогов.

ПАЛИМПСЕСТ – рукопись на пергаменте поверх смытого или соскобленного текста. П. были распространены до начала книгопечатания.

ПАЛИНАЦИЯ – нумерация страниц книги или рукописи.

ПАЛИНДРОМОН (бегущий назад) – слово или словосочетание, фраза, которую можно читать спереди назад и сзди наперёд без изменения смысла: «А роза упала на лапу Азора» (Державин). В начале ХХ века к П. обращались поэты  В. Хлебников (поэма «Разин»), И.Сельвинский и др. Их стихи-«перевертни» показывают, что не то что  выразительности, но и простой осмысленности в П. на русском языке добиться очень трудно.

ПАЛИНОДИЯ – покаянное стихотворение. В древнегреческой литературе стихотворение, в котором автор отрекается от сказанного в прежних стихах.

ПАЛИТРА – совокупность изобразительных средств в творчестве писателя.

ПАЛЛИАТА – комедия «плаща» (плащ – паллиум). Римская комедия III– II вв. до н. э., в которой актёры играли в греческих костюмах. Сюжеты брали посредством контаминации (т.е. соединялись две пьесы разных авторов на один сюжет) из греческой, преимущественно новоаттической комедии. Неизменные типы: скупой отец, распутные, расточительные дети, умные, ловкие рабы, гетеры, прихлебатель. Лучшие комедиографы  П. Плавт, Теренций.

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ проза (ПАЛОМНИК) – книги о хождениях в святые места. Жанр литературы средневековой Руси.

ПАМФЛЕТ– злободневное; сатирическое публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное, гражданственное, социально-политическое  обличение.  «Памфлет бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет её конкретных, чаще всего влиятельных представителей. В качестве главных изобразительных средств в памфлете используется ирония, сарказм» (А.С.Сулейманов).

ПАНАГБИАГ (жизнь)  – жанр филиппинской авторской поэзии (провинция Илокос) ХVIII в

ПАНД – нравоучительный жанр средневековой таджикско-персидской литературы. Излагался в прозе и стихах. Представлял ряд не связанных друг с другом сентенций. Имел форму развёрнутого поучения, охватывающего разные стороны жизни.

ПАНДИТ-КАВИ – на маратхи (Индия) описание внешности персонажа.

ПАНДИТ-КАВИТХАРА – учёная, рифмованная поэзия Индии.

ПАНЕГИРИК – похвальная публичная речь. Первоначально у древних греков и римлян патриотическая речь, в которой восхвалялись подвиги предков, народное могущество и т. п.; позже всякое чрезмерное восхваление в литературном произведении.  «В новой европейской литературе встречается пародийное подражание панегирикау (см., например «Похвальное слово глупости» Эразма Роттердамского)» (И.В.Шталь).

ПАНЕГИРИЧЕСКАЯ драма – литературный жанр в России ХVIII века. П.д. были присущи аллегория и символика. Она входила в число развлечений на праздниках, ставилась на сценах нескольких театров. Разновидностью её был панегирический диалог.

ПАНОРАМНЫЙ роман – жанр литературы 40 – 50 –х годов ХХ века, который должен был ввести человека в определённую колею, тогда как люди оказались выброшены из своих биографий, как шары из бильярдных луз (Мандельштам). П.р. с его авторитарным словом являет собой отрицание живой реальной традиции.

ПАНТЕОН – название литературных сборников, содержащих лучшие образцы разных родов поэзии. Например, пантеон мировой литературы.

ПАНТОРИМ (панторифма) – стихотворение, в котором все слова имеют рифму:
                         Опьяняет смелый бег,
                         Овевает белый снег,
                         Режут шумы тишину,
                         Нежат думы про весну.
                                                   Брюсов
Рифмующиеся созвучия, захватывающие не только окончание стиха, как обычно, а целые стихотворные строки: двери скрежет – вереск режет.

ПАНТУН (ПАНТУМ) – литературный жанр Малайской (Индонезия) народной поэзии ХIV– ХVIII вв., ему были присущи аллегория и символика. для которого характерно идиллическое изображение природы, пастухов и т. д. П. самой разнообразной тематики – это народные песни (четверостишия) с перекрёстной рифмой, параллельным сопоставлением образов и частым обращением к метонимии. Часто две первых строки П. не связаны по смыслу с двумя последними.

ПАНЧАЛИ – один из древнейших видов устной бенгальской поэзии: исполнение ритуальных гимнов в честь богов Шивы, Гонди, Моноши и др. Сопровождалось музыкой и кукольным представлением. Сюжеты брались из Махабхараты, Рамаяны и легенд о жизни Кришны.

ПАНЭКОЛОГИЗМ – в постмодернизме кризис прогрессистского мышления, разочарование в моноцентристских идеях, претендующих на универсализм и мировое господство, осознание угрозы самоуничтожения человека.

ПАПИРОЛОГИЯ – филологическия дисциплина, изучающая египетские папирусы.

ПАПИРУС – литературный памятник, написанный на папирусе, свиток из этого материала с написанным на нём текстом.

ПАПЬОУ-ТИЧХИН – В Непале и в бенгальской поэзии песня под барабан.

ПАРАБАЗА часть древней аттической комедии, исполняемая хором. Состояла из семи частей. 1) Введение к П. написанное анапестами и обыкновенно заключающее просьбу к зрителям быть внимательными. 2) Собственно П., составленная из анапестических тетраметров. Говорится в ней чаще всего о самом поэте, его литературных заслугах. 3) Заключение второй части писалось анапестическими диметрами. 4) Состоявшая из лирических метров. 5) Писалась трахеическими тетраметрами (состояла из 16-ти или 29-ти стихов). Содержание сатирическое. 7) По содержанию соответствовала четвёртой и пятой частям.

ПАРАБОЛА – притча, иносказание, обычно скрывающее поучение

ПАРАГРАММА – прибавление к сочинению; вставка, замена одной буквы или слова другим; игра слов.

ПАРАДОС – первая песнь хора в древнегреческой трагедии. Называется так потому, что первоначально пелась  при вступлении хора в орхестру. В П. указывался повод, по которому является хор, и выясняется его отношение к главному герою.

ПАРАДОКС – суждение, резко противоречащее привычной логике вещей, но глубокое по значению. Парадоксу свойственна краткость, чёткость, подчёркнутая заострённость формулировки.
     Тише едешь – дальше будешь.
Литературный парадокс есть приём, в котором мысль дана в форме противоречия с официальным мнением и в этом виде удивляет и поражает: «Христианство много сделало для любви, объявив её грехом» (А.Франс). «Лучший способ отделаться от искушения – предаться ему (О.Уайльд).  Парадокс в речи персонажей может выступать в качестве одного из индивидуальной характеристики героя. Чаще всего автор использует парадокс в том случае, когда нужно показать оригинальность мышления героя и его интеллектуальное превосходство над окружающей средой. Остроумные парадоксы мы встречаем в речи Рудина (роман «Рудин» И.С. Тургенева, Фигаро (комедия П.Бомарше «Севильский цирюльник и «Женитьба Фигаро).

ПАРАКРИТИКА (беспредельный и верховный) – философская и художественная критика одновременно.

ПАРАЛИПОМЕН – добавление к прежним сочинениям.

ПАРАЛИПСИС – риторическая фигура, заключающаяся в преднамеренном пропуске того, на что собственно желают обратить внимание.

ПАРАЛИТЕРАТУРА – 1) литературная продукция низкого содержательного качества, литературные подделки. 2) гибридизация или мутантное изменение жанров, порождающее неясные формы (постмодернизм).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – идущий рядом; в поэтике одинаковое синтаксическое и, как следствие этого, тождественное интонационное построение двух или более предложений, следующих один за другим:
                 Мои очи слёзные коршун выклюет,
                 Мои кости сирые дождик вымоет.
Различается синтаксический, строфический, ритмический П. и др..»Параллелизм покоится на сопоставлении субъекта и объекта по категории движения, действия как признака волевой жизнедеятельности» (А.Н. Веселовский). «Изображение природы в образном параллелизме всегда стоит на первом месте (это – первый член параллелизма); изображение человеческих действий и отношений на втором (это второй член параллелизма). Между первым и вторым членами параллелизма существует прямая связь» (Г.Н. Поспелов).

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ стиль (т. е. современный) – в  ХII– ХIII вв. в прозе Китая появились произведения, начинённые исторической эрудицией, дословными заимствованиями, символикой и сложными фигурами.

«ПАРАНОИК» в теории Делеза Гваттори (постмодернизм) – тот, кто фабрикует массы, он – мастер больших молярных ансамблей, статистических, стадных образований, организованных толп. Он инвестирует всё на основе больших чисел, занимается макрофизикой.

ПАРАФАЗИЯ – одна из форм афазии. Перестановка или замена в устной речи буквы или слога в слове, слов в предложении, соскальзывание в сторону родственных обозначений. Ритмико-интонационная единица звуковой речи.

ПАРАФРАЗА выражение, представляющее собой описательную, распространённую передачу смысла другого выражения. Например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора.

ПАРАЯЗЫК –  явления и факторы, сопровождающие речь, но не являющиеся вербальным материалом: громкость, паузы, модуляции голоса, мимика, жесты, визуальный контакт между говорящими и т. д. изучается паралингвистикой.

ПАСТИШ – близок понятию пародия, но без её скрытых мотивов сарказма и смеха – нейтральный вариант, «оболочка» пародии.  П. основан на имитации разнообразных манер и стилей, их ироническом переосмыслении. Это стилистическая маска, речь на мёртвом языке.

ПАРЕМИЯ – притча, изречение, отрывок из Библии.

ПАРЕМИАК – «пословичный стих».

ПАРИЖСКАЯ суета – во французской литературе ХVI в. распространённый жанр бурлескной поэзии, стихотворный фельетон и очерк, посвящённый изображению неурядиц городского быта.

ПАРИСОН – приблизительное равенство слогов в колоне, ритмико-интонационной единице звуковой речи.

ПАРНАС – группа поэтов, возникшая во Франции во второй половине ХIХ в. Ш.Леконт, де Лиль, Эредиа, Сюлли-Прюдом и др. выпускали сборник стихов «Современный Парнас». Они стремились к аполитичному искусству и полному игнорированию социальной борьбы. Выдвигали на первый план «бесстрастную» поэзию прекрасных форм, изысканность языках, отрицая содержание.

ПАРНАЯ рифма – рифма, связующая смежные строки по схеме АА ББ ВВ, применяется с одинаковыми окончаниями во всех парах строк (мужскими или женскими), но чаще с чередованием:
                  Кто при звездах и при луне
                  Так поздно едет на коне,
                  Чей это конь неутомимый
                  Бежит в степи необозримой?
                                                     Пушкин

ПАРОД  – выход и вступительная песня хора в древнегреческом театре.

<<< Назад        Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

 

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"

Яндекс.Метрика