Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

У

УАЙНО – песенно-танцевальный жанр индейцев инка и кечуа.

УАККАТАКИ – разновидность жанра таки, своего рода эклога индейцев кечуа.

УАНКА – элегический песенный жанр индейцев кечуа.

УГ – речь, слово. Жанр дидактической монгольской прозы, проникнут буддийской моралью. Используется монологический или диалогический приём,  часто речи произносят и животные.

УДАРАТВА – гуна индийской поэтики, приподнятость речи, зависящая, например, от применения орнаментальных эпитетов.

УДАРЕНИЕ – 1) словесное ударение выделяет в слове ударный слог; 2) фразовое или логическое ударение подчёркивает в предложении какое-либо слово или группу слов наибольшей смысловой значимости.

УДАРНИК или акцентный стих – один из основных видов дисметрического свободного стиха, пластическая структура которого опирается на равное количество логически сильных ударных слов.
                        Во граде было во Киеве,
                        Жила-была молода вдова.

УЖАСНОЕ –  эстетическая категория, близкая трагическому, но глубоко ему противоположная. Она характеризует те явления (как реальные, так и сверхъестественные), которые не зависят от воли человека и несут ему неотвратимые несчастья и гибель. «В ужасном человек – раб обстоятельств, он не владеет миром. Ужасное – эстетическая доминанта средневекового сознания, пугавшего грешников адовыми муками и грядущим страшным судом» (Ю.Б. Бореев).

УЗАН – в грузинском и среднеазиатском фольклоре певец-сказитель.

УЗНАВАНИЕ – литературный приём – момент, когда читатель вместе с героями узнаёт о случившемся ранее. Или У., когда родители по определённым приметам узнают своего ребёнка («Без вины виноватые» Островского).

УКАЗАТЕЛЬ – справочная книга или список в книге: библио-графический У., именной У. и т.д.

УКВАФИ – в суахилийской поэзии пятнадцатисложник с цезурой после шестого и девятого слогов.

УКИЕ (юдоль, скорбь) –  направление в японской литературе. Оно породило эротическую новеллу и стихи монашеской аскезы. Существовала в ХVII веке.

УКИЕ-ДЗОСИ – жанр японской прозы, рассказы о суетной жизни.

УКЛОНЧИВОСТЬ литературы – предпочтение не прямого, а «бокового» зрения, дающее возможность видеть вещи отрефлектированно, дистанцируясь по отношению к ним, не давая окончательных ответов.

УКРАШАЮЩИЕ эпитеты – в некоторых поэтических стилях эпитет усиленно культивировался. Почти каждое существительное сопровождалось эпитетом. Такие обязательные эпитеты назывались украшающими.

УЛА – жанр тамильской литературы.

УЛАН – жанр узбекской ритмически стремительной песни, частушка.

УЛИГЕР – бурятские сказания.

УЛЬТРАИЗМ – литературное течение в испанской поэзии. Возникло после. Первой мировой войны. Выражало анархический бунт мелкой буржуазии и интеллигенции против мещан, пошлости и буржуазной ограниченности.

УЛЬТРАНАТУРАЛИЗМ – преувеличенно натуралистическое направление в литературе.

УМОЛЧАНИЕ – стилистическая фигура; связана с явлением подтекста, особой художественной недосказанности. У. имеет несколько значений. 1) Недоговорённость фраз, стилистический приём, отражающий высокую напряжённость речи, когда читатель сам должен догадаться, что именно осталось невысказанным. 2) Композиционный приём, когда писатель, как бы интригуя своих читателей, какое-то время держит их в неведении об истинной сути изображаемых событий. Пример:
                       Но слушай: если я должна
                       Тебе… Кинжалом я владею,
                       Я близ Кавказа рождена.
                                                       Пушкин

УНАНИМИЗМ – течение во французской литературе первого десятилетия ХХ века. Идеология У. зародилась в группе «Аббатства», как реакция против символизма с его аполитичностью, уходом от жизни.Эти поэты стремились к социальной тематике, правдивому изображению действительности, простоте стиля. Позднее пути писателей разошлись.

УНИВЕРСАЛИЗМ – обозначает такие принципы художественного освоения жизни, при которых реальная жизненная характерность творчески воспроизводится как изначально заданная кем-то или чем-то (Богом или естественной природой) и, как возможная везде и всегда, то есть во все времена, в любом месте и любой общественной среде.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ литературы – литературе доступно прямое изображение процессов душевной жизни человека, всё о связях его с окружающей жизнью; широкое отражение жизни человека, групп людей, прежде всего, конфликты, выражающиеся в событиях, поступках, свершениях. Свободное обращение с изображаемыми временем и пространством, позволяет писателям воссоздавать величиственные и масштабные процессы.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ реализм – это литература, обнаруживающая новый тип художественной мотивировки сущности бытия и человеческого характера – не просто социальной и психологической мотивировки, но и родовой человеческой, экологической мотивировки. Такая литература стремится проникнуть через социально-бытовую, общественно-официальную оболочку человека в его родовую человеческую и естественную сущность и художественно реализует возможности самоутверждения человеческой личности как родового и естественного существа, как представителя человеческого рода и его естественной среды – природы, того, что составляет непременное условие существования человеческого рода.

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ УМЫ – группа драматургов, выпускников Кембриджа и Оксфорда. Они внесли в английскую драматургию сочетание образованности и одарённости, а также элемент беспутства. Это были первые профессиональные писатели.

УНИВЕРСУМ – мир в целом.

УНИФИКАЦИЯ – приведение к чему-либо одному или наименьшему числу форм, свойств.

УПОДОБЛЕНИЕ – стилистический оборот на основе развёрнутого сравнения. У. раскрывает в художественном произведении систему параллельных общностей между двумя предметами или явлениями. Параллельный поэтический образ усиливает художественную выразительность основного образа.

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою
Убогим видом чёрных хат.

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей.

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, что сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья
Последний грошик сберегла.
                               И.Бунин «Родине»

УРБАНИЗМ 1) упадочная культура, господствующих слоёв большого капиталистического города. Буржуазное течение, отстаивающее сосредоточение и развитие материальной и духовной жизни в городских центров в ущерб развитию деревни. 2) В поэзии, литературе У. – направление, воспевающее жизнь большого промышленного города; прославляет капиталистический строй, обезличивает человека. Основоположник жанра У. – Уолт Уитмен.

УРДЖУЗ – стихотворный метр раджаза (древнейший и простейший арабский метр).  На Востоке – поэма в этом размере. Стихотворения с внутренней рифмой, когда рифмуются не только вторые, но и первые полустишия.

УРМУЛИ – общее название грузинских аробных песен, исполняющихся возницами, едущими на арбе. Для У. характерно чередование речитатива и богато орнаментированной мелодии. Каждая строфа начинается в высоком регистре, после чего мелодия спускается к тоническому строю.

УСЕЧЕНИЕ (апокопа) – термин античной метрики. Пропуск конечного звука или слога в слове. Имеет два значения: употребление в речи из двух аналогичных дублетов более короткого (зелен – зелёный). И употребление в речи из двух фонетических дублетов того, в котором редукция конечного звука или звуков настолько сильна, что приводит к их исчезновению (уныло–милой, воздушной–равнодушный). Бывают и усечённые мужские рифмы.
                       Вдруг слышу крик и конский топ…
                       Подъехали к крылечку.
                       Я поскорее дверью хлоп
                       И спрятался за печку.
                                                 Пушкин

УСЕЧЁННАЯ рифма – приём рифмовки, когда одно из рифмуемых в конце стиха слов не полностью покрывает созвучие другого слова.
                       Светильник дня прекрасный,
                       Ложись и ты; почий;
                       С зарёю новой ясны
                       Ты вновь простришь лучи.

УСКОЛЬЗАНИЕ – средство раскрепощения умов, борьба против идеологии в литературе. Переход от однозначности слова к многозначности.

УСКОРЕНИЯ – термин Андрея Белого для обозначения в силлабическом ямбе и хорее наличия перрихиев. По его наблюдению безударная группа слогов произносится быстрее, чем группа слогов с ударением, и ритм всей  строки поэтому убыстряется, образуя собой диподии (двустишия). С ритмологической точки зрения здесь идёт вопрос о четырёхдольной структуре ямбов и хореев, в основе которых лежит четырёхдольная ритмическая группа с одним сильным ударным слогом.
                       Молчат, / топор/ блеснул/ с размаху,                      
                       И от/скочи/ла го/лова. .
                                                           Пушкин                          

УСЛОВНОСТЬ в драме – способ воспроизведения жизни, при котором подчёркивается несоответствие и даже контраст между формами изображаемого и реального. Персонажи драм часто говорят не потому, что так надо по ходу действия, а в силу того, что автору требуется что-то разъяснить зрителям, произвести на них впечатление.

УСЛОВНОСТЬ художественная первичная (скрытая)отличительная черта любого произведения искусства. «Любое произведение искусства условно, то есть не тождественно реальной жизни» (Г.Н. Поспелов). У.  создаёт видимость похожести на реальную действительность. Природа этой условности – своеобразие взгляда автора на отражаемую им в художественном произведении действительность. «Как и всякая звуковая система, искусство имеет свой исторически и национально обусловленный код, свои условности. Общение между народами и освоение культуры прошлого делают эти коды и условности общедоступными» (Ю.Б. Бореев).

УСЛОВНОСТЬ художественная вторичная (открытая) – приём обнаружения иллюзорности художественного мира; сознательное нарушение правдоподобия с целью высветить, сделать зримым то, что по какой-то причине не может быть названо напрямую или не имеет в реальной жизни своего предметного воплощения, пересоздание встречающихся в жизни и природе форм. Образы, которые получаются в результате этих фактов, не вполне похожи на жизнь. С фактами жизни их нельзя сопоставить «прямым наложением». Тем не менее, они могут верно выражать действительность. «Вторичной условностью называют такую, когда писатель обращается, изображая жизнь, к формам, отступающим от жизненного правдоподобия, к фантастике, гротеску и т.д.» (Л.И. Тимофеев).

УСТАВНОЙ или регулярный стих – в Китае строгое чередование тонов, строгая рифма. Рифмуются только чётные строки. Одна сквозная рифма (молодой, золотой, огневой).

УСТНОЕ народное творчество – совокупность различных видов и форм словесного творчества, бытующего в устной форме и создаваемого коллективным автором, искусство звучащего слова.

УСТНЫЙ рассказ особый вид литературного творчества. В России получил распространение в начале ХIХ  в. Особенностью У.р. является то, что рассказчик сам является автором своего рассказа, чаще всего юмористического. Мастерство рассказчика проявляется не только в умении создать сюжет, но и передать характерные особенности действующих лиц рассказа. У.р. существует только в разговорной форме и сохраняется  лишь с помощью звукозаписи, например, У.р. рассказы Ираклия Андроникова.

УТА или ВАКА (японская песня) литературная поэзия Японии. Развилась из народной песни и первоначально имела с ней общее название «ута» (песня). В дальнейшем народная песня стала обозначаться термином «каё», а литературная поэзия – «ута» (или вака).

УТА-МОНОГОТАРИ – в японской литературе песенно-повествовательный жанр. В нём либо стихи иллюстрировали повествование, либо прозаический текст выступал в качестве предисловия или контекста к стихам. У-М. развивается с Х века.

УТАВАСЭ – в Японии литературные или поэтические турниры.

УТАГАКИ, УТАЧАКИ (песенный плетень) – обмен любовными строфами в Японии между мужской и женской половиной хора во время ведения хоровода.

УТАМАКУРА – изголовье песни. Японские поэты использовали в запеве географические названия. Запевы часто имеют метафорическое или полу метафорическое звучание.

УТОПИСТЫряд писателей разных эпох, создававших произве-дения об утопическом социализме и о путях достижения его. Название получено от произведения Томаса Мора «Утопия».

УТОПИЯ (место, которого нет) – литературное произведение, рисующее идеальный общественный строй будущего. Например, Этьен Каабе «Путешествие в Икарию», Томазо Кампанелла «Город Солнца», В.Ф. Одоевский «Город без имени», Н.Г.Чернышевский «Что делать?»

УТРИРОВКА – изображение в преувеличенном виде черты характера или манеры какого-л. лица.

УТЭНДИ – стихотворная форма суахилийской литературы.

УШКИХ – стихотворный размер индийской поэзии. Состоит из восьми слогов и двух пад.

<<< Назад        Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

Справочная служба портала "Русские рифмы" - Всё о поэзии и стихосложении

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"