Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

К

КАТАХРЕЗА – семантически неоправданное сочетание слов. Например: «малиновый звон», «пушечная стрельба» (бытовые катахрезы). К. может быть ошибкой речи или приёмом поэти-ческого стиля, например:
          Румяный взор свой осклабляет.
                                                        Державин

КАТАХРЕЗИС –  употребление за недостатком прямого, выражающего понятие слова, другого, более или менее ему соответствующего.

КАТЕГОРИЯ автора – носитель идейной концепции художественного произведения. Он связан с автором реальным, но не равен ему, поскольку в художественном произведении воплощается не вся полнота личности автора, а лишь некоторые её грани. Автор художественного произведения может разительно отличаться от автора реального. Книга может быть очень оптимистической, а сам автор – пессимистом.

КАТЕГОРИЯ эстетики наиболее общие понятия, раскрывающие содержание эстетики как науки, научно обобщающие эстетическое своеобразие окружающей действительности. Наиболее общими категориями являются: красота, прекрасное, безобразное и т. л.

КАТИЧИ – разновидность португальской глоссы, зависящий от количества строф. Развилась в ХVI в.

КАТРЕН – Строфа в четыре стиха, четверостишие. К. могут быть холостые, рифмованные и смешанные. Поначалу холостые катрены образовались вероятно из сдвоенных дистихов.

Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила:
К ней на плечо преклонен, юноша вдруг задремал.
Дева тотчас умолкла, сон его лёгкий лелея,
И улыбалась ему, тихие слёзы лия.
                                            Пушкин

Разновидностью К. является редко встречающееся четверостишие на одно созвучие, «монорим» (АААА или аааа).

Я слышал то, что слышать мог:
Баянов русских мощный слог,
И барабанный бой эпох,
И музы мужественный вздох.
                          Давид Самойлов

Даже если сулят золотую парчу
или порчу грозят напустить – не хочу!
На ослабленном нерве я не зазвучу –
я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!...
                                           Владимир Высоцкий

Третий разряд К. содержит в себе комбинации холостых и рифмованных строк. (ХАХА, АХАХ, АА песенки, припевки. Иногда называАХ, ААХА и пр.)

Взгляни на звёзды: много звёзд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.
                     Баратынский

КАТХАИ и АКХЬЯНКА – древнеиндийские жанры прозы. Между ними были формальные незначительные различия. К таким жанрам принадлежит санскритский авантюрный роман.

КАТХАКАЛИ театральная форма в Индии, когда актёр говорит со зрителями жестами.

КАУТА – песенки, припевки. Иногда называются «фуси» – песни. Жанр японской городской песни, процветавший в «весёлых кварталах».

КВАДРАТНЫЙ СТИХ – размер народных шутливых  песен у древних  римлян (наряду с сатурнийским стихом), из-за  чёткости ритма и получил название «квадратного стиха».
       Галлов Цезарь вёл в триумфе, / галлов Цезарь вёл в сенат;
       Сняв штаны они надели / тогу с пурпурной каймой.
Или:
       Пусть полюбит не любивший, / пусть любивший любит вновь.
       Вновь весна, весна певуча / самый мир весной рождён.

КВАДРИГА – польская литературная группировка в 1926 г. Для творчество К. характерна общественная заострённость тем, склонность к рефлективности.

КВАДРИСПОНДИЧЕСКИЙ стих – латинский стих. Содержит четыре ударения, приходящихся на четыре слова: здесь речь идёт не о языковых ударениях, а о сильных позициях силлабо-тонического стиха, на которых ударение может стоять, как на части слова.

КВАЛИТАТИВНОЕ стихосложение – система равносложного силлабо-тонического стиха, в котором нет деления на долгие и краткие слоги, но имеется качественное различие ударных и безударных слогов.

КВАНТИТАТИВНАЯ МЕТРИКА (греко-латинская) – устойчивый квантитативный ритм (чередование долгот и краткостей) в стихе. Сложилась в 1000 и 750 гг. до н.э. из двух систем стихосложения: силлабо-метрической, эолийской (в Эолиде)  и чисто-метрической ионийской (в Ионии), и в III веке до н.э. стала всеобщей, греко-латинской. В К.м.  впервые появились понятия: «стопа» – сочетание сильного и слабого места, регулярно повторяющегося через весь стих; и  «мора» (мера) –  единица длительности стопы, равная одному краткому слогу, причём короткие стопы отсчитывались не по стопам, а  диподиями (двустопиями). Стопы были, соответственно, трёхморные (ямб, хорей, трибрахий) и четырёхморные (дактиль, анапест, спондей, прокелевсматик и т.д.). Назывались чисто-метрические размеры по названию стопы, а не от названия строчек, как  в силлабо-метрической системе. Основных размеров античной К.м. было пять: главные: «дактилический гексаметр» (6-мерник), «трохаический тетраметр» (4-мерник), и «ямбический триметр» (3-мерник). И вспомогательные – «дактилический пентаметр (5-мерник) при гексаметре» и «ямбический диметр (2-мерник) при триметре». Ионийские размеры появляются у Гомера и Архилоха уже в отработанных устоявшихся формах, например, гексаметр, размер «Илиады и «Одиссеи» (IХ–VIII вв. до н.э). В  ХVII веке Мелентий Смотрицкий пытался (безуспешно) внедрить К.м. в славянский стих.

КВАНТИТАТИВНОЕ стихосложение количественное. Под количеством имеется в виду количество времени, нужного для произнесения долгого или краткого слога. В К.с. слоги в стихе заменяются не по счёту (как в метрической системе стихосложения) а по длительности: не «вместо одного краткого слога один долгий», а «вместо двух кратких один долгий» или «вместо трёх-четырёх кратких один сверхдолгий» и наоборот, подобно взаимозаменяемости нот в музыке и пении.

КВАТРЕНстихотворный размер итальянской поэзии ХVII в. КВАТРОЧЕНТО – название ХV века – периода раннего Возрождения в итальянской культуре.

КВИЗУРЫв Скандинавии рифмованные  двустишия или четверостишия.

КВИЛА песнь. Жанр исландской литературы – повествовательные стихотворения.

КВИНТИЛЛА – пятистрочная строфа в испанской лирической поэзии.

КЕГЕ – японский средневековый фарс. Расцвет относится к ХIV–ХV вв. К. представляет короткую одноактную комедию, исполняемую на народном празднике. Она является интерлюдией между серьёзной драмой. Типичные персонажи К. – слуга–пройдоха, плут, монах, обнищавший чванливый феодал, неумелый маг.

КЕГЭН – в японской литературе ХIVI века фарс. Высмеивались монахи, повседневный быт.

КЁКА (КЁКУ) – жанр японской сатирической или юмористической поэзии. Короткие стихотворения в пять строк – 31 слог. К. представляет бытовую или политическую сатиру, иногда пародию на высокую поэзию. Появилась в конце ХШ-Х1У век «безумные стихи». ХV  в.

КЕЛИН-САЛОМ – привет невесте, узбекские свадебные песни.

КЕЛЬ-КЕЕВ – во Франции группа писателей, которые сводили задачу романиста к воспроизведению процесса зарождения замысла романа и его написания и даже процесса складывания собственной языковой ткани.

КЕМПЕВИЗЕР – датские, норвежские и шведские народные песни. Содержание которых составляют мифы и героические сказания. Сопровождались пением и пляской.

КЕНЗЕЛЬ стихотворение из трёх пятистиший. Форма, принятая во французской поэзии.

КЁННИНГИ – древнескандинавские поэтические иносказания.

КЕНОТАФИЯ – надпись на надгробии, сооружённом не на могиле, а в другом месте. Писалась в стихах или прозе.

КЕРЕГЕ – в киргизской литературе бытовые песни-завещания.

КЕРОПСКАЯ песнь жанр албанской литературы, содержащий непосредственный отклик на какое-л. событие. Лаконичное описание ситуации. Содержит хвалу или хулу человека и его поступков.

КИ – в японской литературе жанр поэзии и прозы – хроники.

КИБЁСИ – в Японии книги в жёлтой обложке. Сатира, юмор, гротеск.

КИКЛИКИдревнегреческие поэты, в подражание Гомеру воспевавшие деяния героев и богов.

КИКЛИЧЕСКИЕ поэмы – цикл древнегреческих поэм мифологического содержания, слагавшихся в после гомеровское время (VII–VI вв. до н. э.). Сохранились в отрывках и имеют историческое значение.

КИПСЕК книга с роскошным собранием иллюстраций или собрание гравюр и рисунков.

КИРТСКИЕ песни жанр греческого фольклора. Песни об освободительной борьбе киртов, т.е. воров, с турками, их подвиги и гибель.

КИССА (рассказ) – в индийской поэзии (Пенджаб)эпическая поэма с чётким сюжетом.

КИТ’А (КЫТА) – фрагмент; монорифмическая жанровая форма поэзии востока. Используется для создания небольших форм произведений философского или дидактического характера. Рифма К. аб, вб, гб и т.д.   без парной рифмы в первом бейте.

КИЧ – в литературе  подделка. В теории постмодернизма определённое звено между реальным объектом и симулякром – бедное значением, клише, псевдо вещь.

КИЧЕН – в Японии ХV века шуточные пьесы.

КЛАДБИЩЕНСКАЯ поэзия   условный термин в истории английской литературы.  Общность таких мотивов, как бренность плоти, неизбежность смерти и т. д. могли свидетельствовать, что в ХVIII в. националистический оптимизм ранних просветителей уже не удовлетворял новое поколение и пересматривался.Кладбищенская тема трактовалась очень по-разному.

КЛАРИЗМ термин, выдвинутый небольшой группой поэтов во главе с Кузминым. Означает требование обратиться к реальной жизни, что предварило рождение "академизма".

КЛАССИКА – выдающиеся, общепризнанные произведения искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Классическим периодом в национальной литературе принято считать время появления наибольшего числа крупных дарований, создающих законы, традиции этой литературы. Во Франции таким периодом стал ХVII век, ознаменованный именами Корнеля, Расина, Мольера, в Германии – вторая половина ХVIII века (Лессинг, Гёте, Шиллер), в России – ХIХ век (от Пушкина до Чехова). К классике относят и произведения современности, получившие мировое признание» (Д.Л.Чавчанидзе).

КЛАССИК – общепризнанный образцовый писатель.

КЛАССИЦИЗМ – художественное направление и стиль в искусстве и литературе ХVII–начала ХIХ в., восходящее к античности и эпохе Возрождения. Для К. характерны высокая гражданская тематика, отражение жизни в идеальных образах, опора на античное наследие. К-ом. разработаны строгие стилистические нормативы, деление на «высокие» и «низкие» жанры», при этом индивидуальная лирика отрицалась. Великие представители К. – Вольтер, Г.Державин, И.Гёте, М.Ломоносов.  Зародившись во Франции, К. получил распространение в России в ХVIII– начале ХIХ века. «Искусству классицизма присущи гражданский пафос, государственность концепции, вера в силу разума, чёткость и ясность моральных и этических оценок» (Ю.Б.Борев). «Своеобразие русского классицизма состояло в его национальном колорите, в том, что его произведения создавались на материале не Древней Греции и Рима, а отечественной истории… Насыщая своё творчество национально-патриотическими мотивами, русские классицисты приближали тем самым литературу к демократическому читателю» (Н.Гуляев).

КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  –  образцовая, наиболее

ценная в идейном и художественном смысле литература как прошлого, так и настоящего.

КЛАССИЧЕСКАЯ филология совокупность наук о класси-ческой (греко-римской) древности.

КЛАССОВОСТЬ искусства проявление в искусстве взглядов, убеждений, идеалов различных общественных классов и групп, отражение действительности с определённых классовых позиций.

КЛАССОВОСТЬ литературы позиция писателя в противоречивом соотношении социальных сил, из которых вытекает идейная направленность его произведений.

КЛАУЗУЛА – заключение. Окончание стиха, состоящее из последнего ударного и следующих за ним неударных слогов. Может быть К.   мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая. «При созвучии клаузул двух (и более) стихов возникает рифма» (Б.П.Гончаров). В риторике К. – заключительная речь оратора или определённый отрезок этой части, где должен быть сосредоточен основной пафос оратора.

КЛИМАКС (лестница) – повышающая градация – подъём:
Не жалею, не зову, не плачу…
                                     Есенин
Пришёл, увидел, победил.
Стилистическая фигура, противоположная антиклимаксу – понижающей градации.

КЛИРИКАЛЬНЫЕ жанрыв средневековой литературе Западной Европы христианская традиция преобладала над античной. Именно церковь определяла тематику литературы, в которой были созданы следующие жанры: лирическая поэзия, олеографическая, дидактическая,  аллегорическая поэзия.

КЛИРИКАЛЬНО-РЫЦАРСКАЯ литература – жанр испанской литературы ХII–ХIII вв. Писались на языке, близком к народному. Класс рыцарей был связан с духовенством, как с более культурным слоем общества.

КЛИШЕвыражение. Механически воспроизводимое в типичных речевых текстах, шаблонная, избитая фраза.

КЛОН – в сиамской поэзии старинный песенный размер.

КЛУХТ – в средневековой голландской литературе фарс.

КНИГА – 1) произведение печати в виде переплетённых листов с каким-л. текстом, 2) крупное подразделение литературного произведения, состоящего из многих глав: роман в трёх книгах.

КНИГА чувств –  литературное направление в Китае ХIХ в., характерное устремленностью к реальной жизни.

КНИГОВЕДЕНИЕ – комплексная наука о книгах, произведениях печати как явлении культуры, предмет производства и распространения.

КНИГОЛЮБ – любитель, собиратель книг, читатель.

КНИГОНОША продавец книг вразнос или библиотечный работник, доставляющий книги на дом.

КНИГООБМЕН обмен книжной продукцией, книгами между библиотеками, учреждениями, отдельными лицами.

КНИГОПЕЧАТАНИЕ – печатание и издание книг.

КНИГОХРАНИЛИЩЕ помещение для хранения книг в библиотеке, книжном магазине. Крупная общественная библиотека.

КНИЖНИК любитель и знаток книги, работник книжной торговли.

КНИЖНЫЙ развал – продажа книг на улице, вне магазина.

КНИТТЕЛЬФЕРС – ломаный стих. Старинный немецкий стих, господствовавший в Германии ХVI в. Характеризуется смежной парной рифмой и неурегулированным чередованием мужских и женских окончаний. Примером может служить «Лесной царь» Гёте.

КОБЛА собственно «связка», в провансальской лирике обозначение строфы.

<<< Назад        Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

 

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"

Яндекс.Метрика