Чернилами я не
марал бы пальцы, Не засорял бумагою чердак, И за бюро, как девица на пяльцы, Стихи писать не сел бы я никак. (А.С. Пушкин) |
Уважаемые товарищи потомки! Роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме, наших дней изучая потёмки, вы, возможно, спросите и обо мне. (В. Маяковский) |
Вперёд одна в
надежде томной |
АБСТРАКТНАЯ РИФМА – рифма, не привязанная к какому-либо конкретному стиху; рифмованные слова сами по себе.
АВТОРИФМА – случайная рифма; созвучие слов, непреднамеренно вставленное автором в текст или литературное произведение и не влияющее на его художественную ценность и восприятие. Авторифма присуща как разговорной речи, так и литературной прозе и поэзии. В стихах с привычной конечной рифмой авторифма может быть только в начале или внутри строки. В отличие от начальной и внутренней рифмы, сознательно вставленной автором в произведение, случайное созвучие рождается стихийно и не является приёмом. "Такая рифма может быть, а может и не быть" (Д. Самойлов). Авторифмы можно встретить как у древнегреческих поэтов, не знавших регулярной рифмы, так и в классической и современной европейской (в т.ч. и русской) поэзии и прозе. Наиболее часто такая рифма встречается в белых стихах. В примерах ниже «неумолимых – непостижимых» и «весна – нужна» - авторифмы, отсутствие которых не отразилось бы на восприятии стихов.
Я знал красавиц
недоступных, Холодных, чистых как зима, Неумолимых, недоступных, Непостижимых для ума. (А.С. Пушкин) |
Недаром наши странники Поругивали мокрую, Холодную весну. Весна нужна крестьянину И ранняя и дружная, А тут - хоть волком вой! (Н.А. Некрасов) |
АВТОРСКАЯ РИФМА
- авторская находка;
оригинальная составная рифма
с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей.
Как
правило, является единственной в своём роде:
исповедь - избы ведь, большевиков - больше веков,
жизнь с кого - Дзержинского,
наново я - банановая, Цезаря - лице заря, Киева - старики его - распни
его,
лёд щеки - лётчики,
та ли я - талия, почему ж бы - службы,
бьют об двери лбы - не поверил бы ...
Господа поэты,
неужели не наскучили пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам? Если такие, как вы, творцы – мне плевать на всякое искусство. (В. Маяковский) |
Миллионы, миллиарды, числа невыговариваемые, Не версты, не мили, солнце - радиусы, светогода! Наши мечты и мысли, жалкий товар, и вы, и мы, и я, - Не докинул никто их до звёзд никогда! (В. Брюсов) |
АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА -
рифма, состоящая из слов, ритмические окончания которых различны
по написанию, но совпадают по звучанию:
грешно – конечно, красавица – кудрявиться,
ящик - оснастчик, рыться – злится,
существо – ничего, снова - младого...
К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке -
от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на
объективные и субъективные. Объективные акустические рифмы
строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково:
мышь - рыж, слуг – стук, сыр
- пир, вот – комод, поп - лоб, локти
- когти, рад
- ряд, нас – раз...
Также: Детский – немецкий, колоться
– колодца, страстный - красный, бросче -
роща, множится - кожица...
«Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне». - «Что, Таня, что с тобой?» - «Мне скучно,
Поговорим о старине»… |
Вещи
и люди нас окружают. И те, и эти терзают глаз. Лучше жить в темноте. ( Й. Бродский) |
Как призрачно мое
существованье! А дальше что? А дальше - ничего... Забудет тело имя и прозванье,- Не существо, а только вещество. (С.Маршак) |
Субъективные акустические рифмы - созвучия слов,
основанные сугубо на индивидуальном восприятии.
Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми
для других.
Ступа – рупор, ваши – фальши, они – раним, сласти – счастье, длинный -
дивный...
Объективные акустические рифмы в большинстве
своём относятся к точным рифмам,
субъективные – к приблизительным.
АССОНАНСНАЯ РИФМА - созвучие в словах
гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных.
Ровно - поздно, ветер - лебедь, звезда - трава...
Людская молва, что
морская волна.
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало
Всё, что было не со мной, помню.
(Р. Рождественский)
БАЗОВАЯ РИФМА – основная и наиболее многочисленная группа рифм в русском языке. Все рифмы делятся на базовые и окончательные. К базовым относятся более 99 % всех рифм, к окончательным - менее 1%. Окончательные рифмы – рифмы с ударением на последнем звуке в слове (ружьё - моё, мечта – суета, окно – темно, пою - твою…) Окончательные рифмы не имеют послеударных звуков. Базовые рифмы – рифмы с послеударными звуками или слогами: мех – смех, поле – доля, трактор – реактор, бурный – бравурный, равнина – кручина, тише – услышу, радостный - сладостный… В стихах ниже присутствуют оба типа рифм: базовая "отечества - человечества" и окончательная "бою-пою". Подробне о базовых и окончательных рифмах см. Лаборатория .
И я, как весну человечества, |
БАНАЛЬНАЯ РИФМА – связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть. Тем не менее, по причине часто крайне малого рифмословарного запаса у таких слов и, в то же время, их незаменимой смысловой нагрузки, такие рифмы, несмотря на свою «заезженность» и банальность, обречены на извечное использование в русской поэзии.
Вновь – любовь – кровь. Ночь
– дочь – прочь. Тебя – любя. Трудный – чудный. Поздравляю – желаю. Радость
- младость.
Вечер – встреча – свечи. Слёзы – морозы – грёзы - розы. Борьба – судьба.
Век – человек. Чувство - искусство. Ночи – очи…
и т п.
Старинный звук меня обрадовал и вновь |
|
В огромном городе моём - ночь.
И люди думают: жена, дочь, - |
Не
пой! Не пой мне! Пощади. И так огонь горит в груди. Она пришла как к рифме «вновь» Неразлучимая любовь. (С. Есенин) |
Банальные рифмы с незапамятных времён широко обыгрывались в фольклоре. В
русской поэзии появились на заре её развития - в 17
веке, и с тех пор неизменно присутствуют в стихах практически всех поэтов.
Дом благий пущает до себя всякаго человека
и исполняет благостыню до скончания века.
Вина всяким добродетелям - любовь,
не проливает бо ся от нея никогда кровь...
(Алексей Романчуков, 1638 год)
БЕДНАЯ РИФМА – недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.
Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори, моя звезда! |
Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на "ать" (в словаре более 5500 слов): летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...; рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.
Как ни парадоксально, но среди бедных рифм могут быть и богатые, если в
словах созвучны предударные звуки или слоги:
дышать - мешать, хотеть - лететь, лесной
- запасной, пение - сопение, рация - федерация,
звание - призвание...
БОГАТАЯ РИФМА - рифмосочетание слов с совпадением опорных предударных звуков. Чем больше сходство, тем богаче и созвучней рифма. Раб - араб, буду - позабуду, чары - янычары, дядья - бадья, ведь - медведь, клоп - циклоп, живая - призывая, мир - кумир, взор - позор, волен - доволен, друг - вдруг, награда - винограда, порога - дорога, тятя - дитятя...
Так
связан, съединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества. (Ф.Тютчев) |
Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. (С. Есенин) |
ВНУТРЕННЯЯ РИФМА
- рифма, образуемая внутри стиха или нескольких стихов в
пределах строфы.
«Я ждал, я звал,
я верил в чудо…»
Мне голос был, он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда»…
( А. Ахматова)
ВОСЬМИСЛОЖНАЯ РИФМА
-
рифма, состоящая
из слов с ударением на восьмом слоге от конца.
Второе название – супергипердактилическая рифма. В поэтической
практике не применяется.
Выдрессировавшиеся - выгравировавшиеся....
|