https://safe-equip.ru генераторы азота недорого цены. 9a93f135

 

 

 

Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

И

ИГРОВАЯ поэзия – средневековая поэзия Индии на религиозные сюжеты (нар. телегу).

ИДЕАЛ творческий идеальное литературное произведение (рассказ, повесть, роман, пьеса, стихотворение и т. д.), каким его представляет писатель, стараясь воплотить этот идеал в своём творчестве. Сюда относится  построение сюжета, строки, выбор слов, рифма и т. д.

ИДЕАЛ эстетический – образец, художественное представление о желаемом или должном. Точнее, изображение прекрасного как должного. «Идеал эстетический применительно к литературе – это тот художественный мир, который возникает в произведении из соотнесения жизни, как она есть, и какой должна быть в представлении писателя» (Н.Гей). Иными словами, воплощение в художественном образе представления о совершенной жизни и совершенном человеке. И.э. в литературе – единство содержания и формы.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – изображение жизни в литературе в улучшенном, приукрашенном по сравнению с реальностью виде. А также метод художественного обобщения, заключающийся в возвышении художественного образа путём его очищения от всего случайного, не соответствующего идеальной форме совершенства.

«ИДЕАЛЬНЫЕ стихи –  это форма, которую стремится принять всякая возбуждённая речь» (В.Гюго).

ИДЕЙНОСТЬ творчества – выражение в произведении искусства мыслей о сущности показанных событий и характеров;  передаётся только или по преимуществу в художественных образах. «Искусство не допускает в себе отвлечённых философских, а тем более рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические, а поэтическая идея – это не силлогизм, не догмат, не правило, это – живая страсть, это пафос» (В.Г.Белинский). «Идейность творчества предполагает чёткость художественной тенденции, однако в художественном произведении, особенно при высоком уровне реалистического мастерства писателя, идейные принципы не должны подавлять и растворять в себе живых героев» (С.Небольсин).

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ единство произведения – то, что хотел сказать автор в своей книге. Созвучна ли тема её с вопросами своего времени. Как автору удалось отразить идею в книге. Связана ли тема с названием.

ИДЕОЛОГИЯ – система взглядов политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, выражающих коренные интересы классов, социальных групп.

ИДЕЯ  в искусстве – понятие, представление. Главная мысль художественного произведения, выражающая отношение художника к действительности. Выражается всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием всех его содержательных и формальных компонентов. «В художественном мире самые странные, самые незначительные и случайные детали, вещи, явления, поступки, черты характера на самом деле подчинены главной идее произведения» (Ю.Б.Борев).  «Когда ложная идея кладётся в основу художественного произведения, она вносит в него такие внутренние противоречия, от которых неизбежно страдает его эстетическое достоинство» (Г.В.Плеханов).

ИДЕЯ художественная – обобщающая эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе содержания произведения искусства. «Для писателя-романтика идея или чувство его произведения не выражены во всех моментах созданной им картины, но сгущены в какой-то одной, центральной точке, разросшейся в результате того, что к ней максимально приближен взгляд художника» (С.Г.Бочаров).

ИДИЛЛИЯ – поэтический жанр с разнообразной формальной структурой. Изображает безмятежную жизнь простых людей. И. возникла в древней Греции как пастушеская поэзия. «От античных образцов идиллия унаследовала представление о неизменной гармонии и красоте природы, интерес к жизни простолюдинов, к миру чувств. Особое развитие идиллия получила в ХVII– ХVIII вв. на Западе (например, в творчестве Фосса), с середины ХVIII в. – в России» (И.В.Шталь).

ИДИОМА – непереводимое дословно на другой язык словосочетание или выражение, свойственное только данному языку. Например, «бить баклуши», «не по Сеньке шапка».

ИЗБОРНИК в древней Руси рукописный сборник, состоящий из статей и отрывков разных книг.

ИЗВОД – 1) совокупность важнейших языковых и орфографических особенностей, характерных для списка памятников древней письменности, сложившаяся в результате многократной переписки текста в определённой языковой среде, а также в результате применения орфографических норм новой среды бытования; 2) в текстологии самый список памятника древней письменности, отличающийся от других языковыми особенностями.

ИЗДАНИЕ – произведение, выпущенное печатным способом. Напечатанное в том же виде ещё раз, второе, третье издание. Произведение, изданное в нескольких томах, многотомное издание.

ИЗОБРАЖЕНИЕнепосредственное воспроизведение средствами искусства предмета или явления действительности в их конкретно-неповторимом индивидуальном своеобразии.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ средства – художественные приёмы и средства создания литературных образов в искусстве, определяющие их наглядность, эмоционально-эстетическую выразительность. Например в поэзии это – слово, метафора, аллегория, ритм, рифма и т. д. «Целесообразно называть изобразительно-выразительными средствами те элементы литературного произведения, которые создают чувственно-предметные, как бы зримые, слышимые, осязаемые картины мира» (В.В.Кожинов).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ искусство искусство, создающее яркое осязаемое изображение видимого мира и жизни вообще. Это может быть словесный портрет, описание природы, характера, условий жизни и т. д.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ слова – звукоподражательные слова, воспроизводящие характер звучания предмета. Сюда относятся слова, передающие характер вообще: стекло, металл – звенит, звякает, бренчит; ручей – журчит. Или звуковой характер какого-л. действия: шаркать ногами, шлёпать босиком.

ИЗОКОЛОН – риторическая фигура, при которой в двух или нескольких отрезках речи части предложения расположены в одинаковом порядке:
                 Внимает он привычным ухом свист,
                 Марает он единым духом лист…
                                                             Пушкин

ИЗОМЕТРИЗМ – равномерность, соизмеримость  стихов, разного рисунка на основе определённого метрического единства.

ИЗОСИЛЛАБИЗМ – равносложность стиха. Слоговое равенство строк между собой – главный признак силлабического стихосложения. На этой основе построено изосиллабическое стихосложение.

ИЗОХРОНИЗМ равномерность стиха, деление стиха на ритмические отрезки, равные между собой по времени произнесения.

ИЗРЕЧЕНИЕ – кратко изложенная мысль, афоризм: «Знание – сила!».

ИЗЯЩНОЕ разновидность красоты, проявляющаяся главным образом во внешнем облике предметов и явлений действительности и характеризующаяся особой завершённостью, лёгкостью форм, ловкостью, соразмерностью. А в применении к продуктам человеческого труда, произведениям искусства – точностью исполнения.

ИКТ – ритмическое ударение или акцент стиха.

ИЛЛИРИЗМ – литературно-общественное движение среди адриатического славянства 1830-40 гг. Причиной было желание защитить свою национальность от притязания мадьяр навязать свой язык.

ИЛЛИТЕРАТЫ нечленораздельные звуки (свист, вздох), которые нельзя передать буквами.

ИЛЛЮЗИЯобман чувств, нечто кажущееся, необычное, мечта.

ИЛЯХИ – в Турции средневековые духовные стихи.

ИМАЁ УТА – в японской литературе жанр «песни на современный лад» ХIII ХV вв. Был популярен в среде самураев.

ИМАЖИЗМ –  литературно-модернистское течение в Англии (1914 г.)  Имажисты ставили во главу угла интуитивизм, чистый образ, усложнённую метафору, свободный стих, как средства постижения «хаоса мира»; культивировали игру ритмов и верлибр.

ИМАЖИНИЗМ (образ) –  упадочное декадентское литературное течение в английской и американской поэзии начала ХХ века. Последователи имажинизма, объявляли своим лозунгом освобождение от содержания, стремление к новым словесным образам, не связанным между собой каким-либо смыслом. В России в виде незначительной группы существовал в 1919-1927 гг. Основную задачу своего творчества они видели в придумывании небывалых ранее в поэзии образов и слов.

ИМАС – в японской поэзии песня «на нынешний манер». Была близка духу воинов ХIIIХV вв. Строфический размер – четверостишие 7-5-7-5, обычно повторенное дважды.

ИМБРОЛИО – короткие театральные пьесы с пением и танцами, часто крайне запутанного содержания.

ИМЕННОЙ указатель – список имён людей, упоминающихся в тексте книги. Располагался в конце книги в алфавитном порядке с указанием страницы, на которой они находятся.

ИМПРЕССИОНИЗМ – впечатление. Направление и художественный метод в искусстве последней трети ХIХ–начала ХХв. Его представители стремились наиболее точно запечатлеть реальный мир в его изменчивости, передавая свои мимолётные впечатления о нём. Как о сложившемся методе об И. принято говорить в основном по отношению к живописи, скульптуре, графике, музыке. В литературе чаще говорят о чертах импрессионистского стиля, характеризующегося в передаче ощущений или представлений немногими штрихами. «В литературе черты импрессионизма можно встретить в произведениях писателей разных направлений: и у реалиста, и у натуралиста. Так, в лирике русских поэтов можно встретить отдельные импрессионистские строфы, например, в стихотворении А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…» (С.Тураев). «Поэта-импрессиониста привлекает не столько самый предмет изображения, сколько его, поэта, ощущение данного предмета. Поэтому столь характерен для импрессионистической поэзии дух импровизации. Достаточно мгновенного толчка сознания, вызванного мимолётным впечатлением, – и непосредственно, стихийно рождается образ» (Вл.Орлов).

ИМПРОВИЗАТОР –  человек, способный сочинять стихи без предварительного обдумывания, подготовки – экспромтом.

ИМПРОВИЗАЦИЯ – непредвиденно, внезапно. Произведение, созданное без предварительного обдумывания, без подготовки, в момент исполнения. «Какой вид импровизации мы ни взяли бы: русские народные причитания или итальянскую комедию дель’арте – мы легко убеждаемся, что импровизированный текст – это вдохновенный, мгновенно рождающийся в сознании творца монтаж многочисленных общих формул, готовых сюжетных положений, образов, ритмико-интонационных ходов» (Ю.М.Лотман).

ИНВАРИАНТ – общее, неизменное. Без вариантов. Структурная единица языка (фонема, морфема, лексика) в отвлечении от её конкретных реализаций.

ИНВЕКТИВА – разновидность сатиры, письменное или устное обвинение, памфлет.

ИНВЕРСИЯ – перестановка. Фигура речи; состоит в изменении обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи.
«Сметливость его и тонкость чутья меня поразили» (А. Пушкин).  «Досадно было, боя ждали» (М.Лермонтов). «Тут сгорел мой приятель со стыда» (И.Тургенев).«Инверсия – тонкое средство художественной речи. Инверсии употребляются в художественной прозе – где они едва ли бывают «вынужденными», поскольку ритм прозы гораздо более свободен, чем в поэзии, в стихе» (В.В. Кожинов).

 ИНВЕРСИЯ ритмическая в метрическом стихе несовпадение ударного слога с метрическим акцентом стопы (или краты). В результате ритм в этих местах стиха как бы накреняется, поворачивается:
      Зашумело Гуляй-поле
      От страшного пляса,
      Ходит гоголем на воле
      Скакун Апанаса.
                            Багрицкий
«Инверсия и другие ритмические фигуры, построенные на «игре» порядком и расположением слов, позволяют создать ощущение речевого пространства» (Ю.Б. Бореев).

 ИНВЕРСИЯ синтаксическая – расположение слов в предло-жении или фразе в ином порядке:
      Арагвы светлой он счастливо
      Достиг зелёных берегов…
                                   Лермонтов

ИНДЕАНИЗМ – литературное течение в литературе Бразилии, когда  в поисках путей воспитания национального самосознания писатели  стали рассматривать индейцев как  исконную часть населения страны.

ИНДЕКС – список запрещённых книг, составленный в ХVI веке и пополняемый перечнем книг, которые католическая церковь считает еретическими.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ –  (от неделимое); присущая подлинному литературному произведению способность раскрывать сущность изображаемых явлений, человеческих характеров посредством изображения их конкретно-самобытных, своеобразных признаков и черт. Художественная форма передачи типического. «Нам важен идеал в его определённости, вследствие чего возникает более строгое требование, чтобы характер был особенным и индивидуализированным» (Г.Гегель).

ИНДИВИДУАЛИЗМ в искусстве – утверждение в искусстве буржуазно-идеалистических идей о решающей роли личности, культ волюнтаризма (неограниченной свободы воли), эгоизма и эгоцентризма.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ творческаянеповторимое своеобразие творческой деятельности художника, выражающееся в его произведениях.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ – личный, присущий только одному конкретному человеку, субъекту.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ стиль (слог) – особенности литературной манеры того или иного писателя. Так, в языке писателей-разночинцев появилось много диалектных слов, а язык прозы А.Белого отличает ритмизованность.

ИНДИЙСКИЙ стиль – в поэзии востока философская лирика со сложной символикой. Орнаментальность и зашифрованность стихов порой приводили к гипертрофии формы, которая становилась самоцелью, поводом для демонстрации виртуозности автора.

ИНКУНАБУЛЫ – «колыбельные книги»,первые книги, отпечатанные с наборных форм за время от изобретения книгопечатания до 1501 . года.

ИНСПИРАЦИЯ – вдохновение, внушение.

ИНСТРУМЕНТОВКА – стилистический приём, заключающийся в том, что в стихе подбираются слова, в которых чередование сходных звуков (аллитерация) придаёт стиху известную звуковую окраску. Звуковая организация стихотворной или прозаической речи.

ИНСЦЕНИРОВКА – 1) переработка в драматическую форму повествовательного произведения для театра или кино, а также драматическое произведение, получившееся в результате этого. 2) форма агитационного театра, распространённая в 1920-22-х годах. Инсценированные суды и эпизоды исторических событий.

<<< Назад        Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

Справочная служба портала "Русские рифмы" - Всё о поэзии и стихосложении

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"