И
ИГРОВАЯ
поэзия – средневековая поэзия Индии на религиозные сюжеты (нар.
телегу).
ИДЕАЛ
творческий – идеальное
литературное произведение
(рассказ, повесть, роман, пьеса, стихотворение и т. д.), каким его
представляет писатель, стараясь воплотить этот идеал в своём
творчестве. Сюда относится построение сюжета, строки, выбор слов,
рифма и т. д.
ИДЕАЛ
эстетический – образец,
художественное представление о желаемом или должном. Точнее,
изображение прекрасного как
должного. «Идеал эстетический применительно к литературе – это тот
художественный мир, который возникает в произведении из
соотнесения жизни, как она есть, и
какой должна быть в представлении писателя» (Н.Гей). Иными словами,
воплощение в художественном образе представления о совершенной жизни и
совершенном человеке. И.э. в литературе – единство
содержания и формы.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
– изображение жизни в литературе в
улучшенном, приукрашенном по сравнению с реальностью виде. А также
метод художественного обобщения, заключающийся в возвышении
художественного образа путём его
очищения
от всего случайного, не соответствующего
идеальной форме совершенства.
«ИДЕАЛЬНЫЕ стихи
– это
форма, которую стремится принять всякая возбуждённая речь» (В.Гюго).
ИДЕЙНОСТЬ
творчества
– выражение в произведении искусства мыслей о сущности показанных
событий и характеров; передаётся только или по преимуществу в
художественных образах. «Искусство не допускает в себе
отвлечённых философских, а тем более рассудочных идей: оно допускает
только идеи поэтические, а поэтическая идея – это не силлогизм, не
догмат, не правило, это – живая страсть, это пафос» (В.Г.Белинский).
«Идейность творчества предполагает чёткость художественной тенденции,
однако в художественном произведении, особенно при высоком уровне
реалистического мастерства писателя, идейные принципы не должны
подавлять и растворять в себе живых героев» (С.Небольсин).
ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ единство произведения
– то, что хотел
сказать автор в своей книге. Созвучна ли тема её с вопросами своего
времени. Как автору удалось отразить идею в книге. Связана ли тема с
названием.
ИДЕОЛОГИЯ
– система взглядов политических, правовых, философских,
нравственных, религиозных, эстетических, выражающих
коренные интересы классов, социальных групп.
ИДЕЯ в искусстве
– понятие, представление. Главная мысль художественного произведения,
выражающая отношение художника к действительности. Выражается всей
художественной структурой произведения, единством и взаимодействием
всех его содержательных и формальных компонентов. «В художественном
мире самые странные, самые незначительные и случайные детали, вещи,
явления, поступки, черты характера на самом деле подчинены главной
идее произведения» (Ю.Б.Борев). «Когда ложная идея кладётся в основу
художественного произведения, она вносит в него такие внутренние
противоречия, от которых неизбежно страдает его эстетическое
достоинство» (Г.В.Плеханов).
ИДЕЯ
художественная – обобщающая эмоциональная, образная мысль,
лежащая в основе содержания произведения искусства.
«Для писателя-романтика идея или чувство его произведения не выражены
во всех моментах созданной им картины, но сгущены в какой-то одной,
центральной точке, разросшейся в результате того, что к ней
максимально приближен взгляд художника» (С.Г.Бочаров).
ИДИЛЛИЯ
– поэтический жанр с разнообразной формальной структурой.
Изображает безмятежную жизнь простых людей. И. возникла
в древней Греции как пастушеская поэзия. «От античных образцов идиллия
унаследовала представление о неизменной гармонии и красоте природы,
интерес к жизни простолюдинов, к миру чувств. Особое развитие идиллия
получила в ХVII–
ХVIII
вв. на Западе (например, в творчестве Фосса), с середины ХVIII
в. – в России» (И.В.Шталь).
ИДИОМА
– непереводимое дословно на другой язык словосочетание или выражение,
свойственное только данному языку. Например, «бить баклуши», «не по
Сеньке шапка».
ИЗБОРНИК
–
в древней Руси рукописный сборник,
состоящий из статей и отрывков разных книг.
ИЗВОД
– 1) совокупность важнейших языковых и орфографических
особенностей, характерных для списка памятников древней письменности,
сложившаяся в результате многократной переписки текста
в определённой языковой среде, а также в результате применения
орфографических норм новой среды бытования; 2) в текстологии самый
список памятника древней письменности, отличающийся от других
языковыми особенностями.
ИЗДАНИЕ
– произведение, выпущенное печатным способом. Напечатанное в том же
виде ещё раз, второе, третье
издание. Произведение, изданное в нескольких томах, многотомное
издание.
ИЗОБРАЖЕНИЕ
– непосредственное воспроизведение
средствами искусства предмета
или явления действительности в их конкретно-неповторимом
индивидуальном своеобразии.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ средства
– художественные приёмы и средства создания литературных образов в
искусстве, определяющие
их наглядность, эмоционально-эстетическую
выразительность. Например в поэзии
это – слово, метафора, аллегория, ритм, рифма и т. д.
«Целесообразно называть
изобразительно-выразительными средствами те элементы литературного
произведения, которые создают чувственно-предметные, как бы зримые,
слышимые, осязаемые картины мира» (В.В.Кожинов).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
искусство
–
искусство, создающее яркое
осязаемое изображение видимого мира
и жизни вообще. Это может быть словесный портрет, описание природы,
характера, условий жизни и т. д.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ
слова –
звукоподражательные слова, воспроизводящие характер звучания предмета. Сюда относятся слова,
передающие характер вообще: стекло, металл – звенит, звякает, бренчит;
ручей – журчит. Или звуковой характер какого-л. действия: шаркать
ногами, шлёпать босиком.
ИЗОКОЛОН
– риторическая фигура, при которой в двух или нескольких отрезках речи
части предложения расположены в одинаковом
порядке:
Внимает он привычным ухом свист,
Марает он единым духом лист…
Пушкин
ИЗОМЕТРИЗМ
– равномерность, соизмеримость стихов, разного рисунка
на основе определённого метрического
единства.
ИЗОСИЛЛАБИЗМ
– равносложность стиха. Слоговое равенство строк между собой – главный
признак силлабического стихосложения.
На этой основе построено изосиллабическое стихосложение.
ИЗОХРОНИЗМ
–
равномерность стиха, деление стиха
на ритмические отрезки,
равные между собой по времени произнесения.
ИЗРЕЧЕНИЕ
– кратко изложенная мысль, афоризм: «Знание – сила!».
ИЗЯЩНОЕ
–
разновидность красоты,
проявляющаяся главным образом во внешнем облике предметов и явлений
действительности и
характеризующаяся особой завершённостью, лёгкостью форм, ловкостью,
соразмерностью. А в применении к продуктам человеческого труда,
произведениям искусства – точностью исполнения.
ИКТ
– ритмическое
ударение или акцент стиха.
ИЛЛИРИЗМ
– литературно-общественное движение среди адриатического славянства
1830-40 гг. Причиной было желание защитить свою
национальность
от притязания мадьяр навязать свой язык.
ИЛЛИТЕРАТЫ
–
нечленораздельные звуки (свист,
вздох), которые нельзя
передать буквами.
ИЛЛЮЗИЯ
– обман чувств, нечто кажущееся,
необычное, мечта.
ИЛЯХИ
– в Турции
средневековые духовные стихи.
ИМАЁ УТА
– в японской литературе жанр «песни на современный лад»
ХIII – ХV
вв. Был популярен в среде самураев.
ИМАЖИЗМ
– литературно-модернистское течение в Англии (1914 г.) Имажисты
ставили во главу угла интуитивизм, чистый образ, усложнённую метафору,
свободный стих, как средства постижения «хаоса мира»; культивировали
игру ритмов и верлибр.
ИМАЖИНИЗМ (образ)
– упадочное декадентское литературное течение в английской и
американской поэзии начала ХХ века. Последователи имажинизма,
объявляли своим лозунгом освобождение от содержания, стремление к
новым словесным образам, не связанным между собой каким-либо смыслом.
В России в виде незначительной группы существовал в 1919-1927 гг.
Основную задачу своего творчества они видели в придумывании небывалых
ранее в поэзии образов и слов.
ИМАС
– в японской поэзии
песня «на нынешний манер». Была близка духу воинов ХIII–ХV
вв. Строфический размер – четверостишие 7-5-7-5, обычно
повторенное дважды.
ИМБРОЛИО
– короткие театральные пьесы с
пением и танцами, часто крайне запутанного содержания.
ИМЕННОЙ
указатель
– список имён
людей, упоминающихся в тексте книги. Располагался в конце книги в
алфавитном порядке с указанием страницы, на которой они находятся.
ИМПРЕССИОНИЗМ
–
впечатление. Направление и художественный метод в искусстве последней
трети ХIХ–начала
ХХв. Его представители стремились наиболее точно запечатлеть реальный
мир в его изменчивости, передавая свои мимолётные впечатления о нём.
Как о сложившемся методе об И. принято говорить в основном по
отношению к живописи, скульптуре, графике, музыке. В литературе чаще
говорят о чертах импрессионистского стиля, характеризующегося в
передаче ощущений или представлений немногими штрихами. «В литературе
черты импрессионизма можно встретить в произведениях писателей разных
направлений: и у реалиста, и у натуралиста. Так, в лирике русских
поэтов можно встретить отдельные импрессионистские строфы, например, в
стихотворении А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…» (С.Тураев).
«Поэта-импрессиониста привлекает не столько самый предмет изображения,
сколько его, поэта, ощущение данного предмета. Поэтому столь
характерен для импрессионистической поэзии дух импровизации.
Достаточно мгновенного толчка сознания, вызванного мимолётным
впечатлением, – и непосредственно, стихийно рождается образ» (Вл.Орлов).
ИМПРОВИЗАТОР
– человек,
способный сочинять стихи без предварительного обдумывания,
подготовки – экспромтом.
ИМПРОВИЗАЦИЯ
–
непредвиденно, внезапно.
Произведение, созданное без предварительного обдумывания, без
подготовки, в момент исполнения. «Какой вид импровизации мы ни
взяли бы: русские народные причитания или итальянскую комедию
дель’арте – мы легко убеждаемся, что импровизированный текст – это
вдохновенный, мгновенно рождающийся в сознании творца монтаж
многочисленных общих формул, готовых сюжетных положений, образов,
ритмико-интонационных ходов» (Ю.М.Лотман).
ИНВАРИАНТ
– общее, неизменное. Без вариантов. Структурная единица
языка (фонема, морфема, лексика) в отвлечении от её конкретных
реализаций.
ИНВЕКТИВА
– разновидность
сатиры, письменное или устное обвинение, памфлет.
ИНВЕРСИЯ –
перестановка. Фигура речи; состоит в изменении обычного порядка слов и
словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности
речи.
«Сметливость его и тонкость чутья меня поразили» (А. Пушкин).
«Досадно было, боя ждали» (М.Лермонтов). «Тут сгорел мой
приятель со стыда» (И.Тургенев).«Инверсия – тонкое средство
художественной речи. Инверсии употребляются в художественной прозе –
где они едва ли бывают «вынужденными», поскольку ритм прозы гораздо
более свободен, чем в поэзии, в стихе» (В.В. Кожинов).
ИНВЕРСИЯ
ритмическая
–
в метрическом стихе несовпадение
ударного слога с метрическим
акцентом стопы (или краты). В результате ритм в этих местах
стиха как бы накреняется, поворачивается:
Зашумело Гуляй-поле
От страшного пляса,
Ходит гоголем на воле
Скакун Апанаса.
Багрицкий
«Инверсия и другие ритмические фигуры, построенные на «игре»
порядком и расположением слов, позволяют создать ощущение речевого
пространства» (Ю.Б. Бореев).
ИНВЕРСИЯ
синтаксическая
– расположение слов в предло-жении или фразе в ином порядке:
Арагвы светлой он счастливо
Достиг зелёных берегов…
Лермонтов
ИНДЕАНИЗМ
– литературное течение в литературе Бразилии, когда в поисках путей
воспитания национального самосознания писатели стали рассматривать
индейцев как исконную часть
населения страны.
ИНДЕКС
– список запрещённых книг, составленный в ХVI веке и пополняемый
перечнем книг, которые католическая церковь считает еретическими.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
– (от неделимое); присущая подлинному литературному произведению
способность раскрывать сущность изображаемых явлений, человеческих
характеров посредством изображения их конкретно-самобытных,
своеобразных признаков и черт. Художественная форма передачи
типического. «Нам важен идеал в его определённости, вследствие чего
возникает более строгое требование, чтобы характер был особенным и
индивидуализированным» (Г.Гегель).
ИНДИВИДУАЛИЗМ в
искусстве
– утверждение в искусстве буржуазно-идеалистических идей о решающей
роли личности, культ волюнтаризма (неограниченной свободы воли),
эгоизма и эгоцентризма.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
творческая
– неповторимое своеобразие
творческой деятельности художника, выражающееся в его произведениях.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
– личный, присущий только одному конкретному
человеку, субъекту.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
стиль (слог) –
особенности
литературной манеры того или иного писателя. Так, в языке
писателей-разночинцев появилось много диалектных слов, а язык
прозы А.Белого отличает ритмизованность.
ИНДИЙСКИЙ
стиль – в поэзии востока философская лирика
со сложной символикой.
Орнаментальность и зашифрованность стихов порой приводили к
гипертрофии формы, которая становилась самоцелью, поводом для
демонстрации виртуозности автора.
ИНКУНАБУЛЫ
– «колыбельные книги»,первые книги, отпечатанные с наборных форм за
время от изобретения книгопечатания до 1501 . года.
ИНСПИРАЦИЯ –
вдохновение, внушение.
ИНСТРУМЕНТОВКА –
стилистический приём, заключающийся в том, что в стихе
подбираются слова, в которых чередование сходных звуков (аллитерация)
придаёт стиху известную звуковую
окраску. Звуковая организация стихотворной или прозаической речи.
ИНСЦЕНИРОВКА
– 1)
переработка в драматическую форму повествовательного произведения для
театра или кино, а также драматическое произведение, получившееся в
результате этого. 2) форма
агитационного театра, распространённая в 1920-22-х годах.
Инсценированные суды и эпизоды исторических событий.
<<< Назад
Дальше >>>
|