Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Д

ДАДАИЗМ букв. «деревянная лошадка», в переносном смысле – бессвязный детский лепет. Модернистское течение в искусстве и  литературе, возникшее на Западе в 1916–1924 гг., выражало беспомощность мелкой буржуазии Германии и Франции перед лицом империалистической войны. Культура, как считали дадаисты, – это ложь и фальшь. Течение перешло в сюрреализм.

ДАЙДЖЕСТ – 1) дешёвая книга, содержавшая краткое, адаптированное изложение текста любого содержания. 2) Конспективный обзор периодики или других печатных изданий.

ДАЙНА – литовские и латышские народные песни. По содержанию напоминают обрядовые и любовные песни славян и германцев, а также украинские думы. Отличаются светскостью содержания.

ДА́ЙНИ (ед. ч. да́йня) — древнейшая форма латышских народных песен, получившая свое наибольшее развитие в ХII I— ХVIII вв., в эпоху владычества немецких захватчиков в Латвии. Систематические записи, сбор и классификация Д. произведены в ХIХ в. Кришьянисом Бароном. В Д. отражена жизнь простого латышского крестьянина — труд в поле, в огороде, труд рыбаков, их семейная жизнь. Большое место в Д. занимает тема борьбы латышского народа с германскими рыцарями, позднее — с немецкими колонистами и, наконец, с гитлеровскими захватчиками. До форме Д. представляют собой обычно четверостишие преимущественно хореического размера с рифмами или без рифм. Пример латышских Д.:

Если б золото мне дали,
Что на дне морском лежит,
Я дворец купил бы в Риге,
Вместе с немцами, как есть.

 Я бы сделал немцу то же,
Что от немца сам терплю:
Днем велел бы в лес поехать,
Ночью в риге попотеть.

Тощ — пускай он месит глину,
Толст — пускай корчует пни.
Вот тогда узнаешь, дьявол,
Как мужицкий горек хлеб.
                                   (Пер. А. Глобы)

ДАКТИЛЬ  трёхсложный размер, с ударением на первом слоге.  

В рабстве спасённое
Сердце свободное –
Золото, золото
Сердце народное!
                         Некрасов

«В русской поэзии трёхсложные размеры – дактиль, амфибрахий, анапест – появились в середине ХVIII в. и были очень редки. Потом, к середине ХIХ столетия, они постепенно обрели популярность, потеснили другие размеры и заняли уже около 20 % метрической территории» (К.Д. Вишневский).

ДА́КТИЛО-ХОРЕИ́ЧЕСКИЙ СТИХв старой поэтике название русского гекзаметра. Помимо женской клаузулы, здесь встречается стопа с протяжением слога, а также стопы с однодольной паузой Наличие двух слогов в трехдольной стопе дало В. Тредиаковскому основание назвать эти неполносложные стопы хореическими, а весь гекзаметр в целом — дактило–хореическим стихом. Так, в «Учебной книге русской словесности» Н. Греча (СПБ, 1830), в главе о российском стихосложении сказано: «Экзаметры, или шестистопные дактило-хореические стихи. Они состоят из шести стоп, из коих четыре первые дактили или хореи, пятая обыкновенно дактиль, а шестая непременно хорей... Он есть подражание экзаметру греческому и латинскому и отличается от него только тем, что вместо спондеев, в русском языке не существующих, употребляются  хореи» Паузные ритмические ходы допускали в трехдольных гекзаметрах В. Тредиаковский, В. Жуковский и Н. Гнедич; в особенности мастерски делал это Тредиаковский, ритмика гекзаметров которого, несмотря на тяжелый местами язык, гораздо выразительнее однообразных трехсложий Жуковского и Гнедича. Вот, например, двухстрочие из «Телемахиды», которым восхищался А. Пушкин и в котором все три вышеуказанные неполносложные стопы дактиля:

/И непре/станно смот/ря ^ту/да, где ко/рабль Одис/сеев,^/
/Бе-егом/ волны де/ля, из о/чей^ у/шёл и со/крылся.^/

А. Радищев написал большую специальную работу «Памятник дактило-хореическому витязю», где проводится тонкий технологический анализ строения стиха в «Телемахиде» Тредиаковского.

ДАНЫ – главы в японской литературе.

ДАРАНГАН – героический эпос Южных Филиппин, исполнялся под музыку.

ДАСТАН – эпический фольклорный жанр тюркоязычных и персоязычных народов,  основанный на легендах и преданиях. Состоит из перемежающихся стихотворных и прозаических частей. Позднее –  жанр устной и письменной литературы. Стих Д. двух типов: 11-сложный и 7—8-сложный. В классических тюркоязычных литературах Д. называются отдельные романтические поэмы (например, «Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин», «Искандер-наме» Низами) или главы из больших эпических поэм (например, из «Шахнаме» Фирдоуси). В советскую эпоху произведена огромная работа по записям Д. Особенно важные записи сделаны в Узбекистане, где выявлены огромные фольклорные богатства. Среди узбекских Д. имеются народные варианты поэм Алишера Навои и других поэтов и новые советские Д. на темы о падении ханской власти в Бухаре в 1920 г., о борьбе с басмачами, о земельно–водной реформе 1927 г., о гражданской войне, о Ленине. Собиратель и исполнитель Д. называется дастан.

ДАТИРОВКА – установление времени создания произведения. Наибольшее значение имеет время возникновения замысла. Источниками Д. служат прямые и косвенные указания, обнаруживаемые в самом тексте и за его пределами.

ДАУНЧХИН – в Непале шуточная песня под хлопушку.

ДАЦЗЫБАО – газеты больших иероглифов. Настенная рукописная листовка и плакат, получившие распространение в Китае в 50-70-х гг. ХХ в.

ДВОЙНОЕ письмо такое построение книжной страницы, когда на ней в две колонки расположены тексты Платона и Малларме, тексты Гегеля и  Жанье (Керимов).

ДВУСЛОЖНЫЕ размеры  – стихотворные размеры, в которых ударные слоги чередуются с безударными в чётном (ямб) и нечётном (хорей) порядке, образуя двусложные стопы. В русском стихе особенность ритма состоит в том, что ударные слоги часто заменяются безударными. Замена безударных слогов ударными происходит редко.

ДВУДО́ЛЬНЫЕ РАЗМЕ́РЫ (ДВУСЛО́ЖНЫЕ) — в русском силлабо-тоническом стихе обычно относят к ямбам и хореям. Но фактически двудольная (двусложная) стопа не может служить количественной мерой ритмического процесса в силу крайней ограниченности своего объема. Двудольных размеров нет и в античной метрике. В русской метрике двудольная стопа несамостоятельна, она фигурирует как меньшая часть в пятидольнике и шестидольнике. Двусложие было мерой стиха в силлабической поэзии. Этим и объясняется тяжесть виршевых строк. В основе ритмики ямбов и хореев лежит четырехдольная мера (а иногда и шестидольная). (См. вольный стих; дипиррихий; диподия; четырёхдольник; шестидольник; хорей; ямб).

ДВУСЛОЖНАЯ стопа –  стопа, состоящая из двух слогов. «Различаются двусложные стопы: хореическая, где ударный слог предшествует безударному, и ямбическая, где ударный слог следует за безударным» (А.Карпов).

ДВУСТИШИЕ – простейшая форма строфы с минимальным количеством строк: (две): в античной поэзии – дистих; в восточной – бейт; в силлабической – вирш.  В рифмованных стихах Д.  – две строфы, связанные смежной рифмой – может входить в более крупные строфы – онегинская строфа, английский сонет и др.

          Дано мне тело – что мне делать с ним,
          Таким единым и таким моим?

          За радость тихую дышать и жить
          Кого, скажите, мне благодарить?
                               О.Мандельштам

«Двустишие, состоящее из стиха гекзаметра (шестистопие) и стиха так называемого пентаметра (пятистопие) у древних греков называлось элегическим двустишием (Г.Н.Поспелов).

ДВУ/МНОГОУРОВНЕВАЯ организация текста – двуязычие – художественный язык и научный, канцелярский и газетный и т. д. –  при равноправности каждого из языков. Таков принцип языка постмодернистской литературы.

ДВУЧЛЕННАЯ метафора такая метафора, когда явления отождествляются по сходству ещё более прямо и непосредственно, тогда метафора тут же раскрывается в форме грамматического предложения:

          И пристань горестных сердец – могила.

В Д.м. иносказательное обозначение не заменяет прямого, а стоит с ним рядом в основном контексте: змея воспоминаний, телега жизни и т.д.

ДЕВИЗ – изречение, выражающее руководящую идею, цель, изречение или слово, которое автор ставит на произведении вместо своего имени на закрытых конкурсах.

ДЕВТЕРАГОНИСТ– второй по своему значению из трёх основных актёров древнегреческого театра. Играл роли лиц, входивших в ближайшее соприкосновение с ведущим героем произведения.

ДЕВЯТИСТИШИЕ (см.нона) – сложная строфа из девяти стихов представляет собой разнообразные сочетания рифмованных и холостых стихов. Или сочетания строф (5-стишие и 4-стишие; 6-стишие и 3-стишие и т.д.):

Опять, народные витии,
За дело падшее Литвы
На славу гордую России
Опять шумя восстали вы.
Уж вас казнил могучим словом
Поэт, восставший в блеске новом
От продолжительного сна,
И порицания покровом
Одел он ваши имена.
                            Лермонтов

ДЕЖА ВЮ («уже было»)уже виденное. В постмодернизме использование чужих литературных приёмов (кодов), ощущение невозможности неповторимого личного стиля в эпоху «текстуализации» сознания, «фрагментации» субъекта, т. е., когда все приёмы в литературе уже исчерпаны. Как бы ты ни начал писать, читатель найдёт в тексте то, что он читал уже у других.

ДЕЗИДЕРАТЫ – предметы, книги, необходимые для пополнения какой-л. коллекции, библиотеки.

ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ – освобождение произведения от наличия всякой идеологии.

ДЕЙСТВИЕ – в литературе действие составляет цепь поступков персонажей, а также их чувств и намерений, которые выражаются в действиях, произносимых словах, жестах, мимике, что и определяет движение сюжета. « Действие свойственно прежде всего эпическим и драматическим произведениям, основанным на изображении событий и поступков персонажей. Причём ва драме действие изображается как бы непосредственно происходящим на глазах у зрителя, как процесс развёртывающийся в настоящем времени, а в эпосе оно описывается как законченное, происходящее в прошлом» (А.С.Сулейменов).

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – реальный мир, природа и совокупность существующих общественных отношений. Основной источник эстетических чувств, понятий и теорий, предмет отражения в искусстве.

ДЕКАДА – десятидневное мероприятие, посвящённое литературе и искусству.

ДЕКАДАНС упадок. Общее название кризисных явлений культуры конца ХIХ–начала ХХ в., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни.

ДЕКАДЕНСТВО – направление в литературе последней четверти ХIХ в., выражающее упадническое мироощущение отживающего класса, обозначает группу французских поэтов, последователей Бодлера. Для Д. характерна проповедь искусства для искусства, безыдейность и крайний индивидуализм.

ДЕКАНОНИЗАЦИЯ – отрицание всяческих канонов в литературном творчестве.

ДЕКАСИЛЛАБИЧЕСКИЙ стих  –  стих введённый в Португалии Саде Миранде.

ДЕКАСТИХОН – стихотворение из десяти строк.

ДЕКЛАМАТИВНЫЙ стих – система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе. Три основных мелодики в стихе – декламативная (ода), напевная (романс) и говорная ("Валерик" Лермонтова).

ДЕКОНСТРУКЦИЯ – термин постмодернистской литературы. Это разрушение привычного построения текста, когда в одном произведении можно использовать любые варианты текста, комбинировать его по своей воле.

ДЕМАТЕРИАЛИЗАЦИЯ – преодоление тяжеловесности, массивности, устремлённость к лёгкости, воздушности.

ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ – опровержение устоявшихся мнений в литературе постмодернизма. Например, утверждение того, что Запад загнивает, что там всё плохо.

ДЕМОНИЗМявление литературной сюжетики, построенное на функциональном перемещении традиционных отрицательных и положительных характеров и введение отрицательного характера в качестве главного героя. Но, в отличие от  сатанизма, для Д. характерно не столько абсолютное приятие зла, сколько обнаружение положительных черт во внешне отрицательном образе. Образ героя слагается из неприятия мира и мирового порядка, пессимистическая переоценка этических норм, одинокий бунт против социальных отношений во имя неограниченной свободы личности.

ДЕМОНОЛОГИЧЕСКАЯ литература – литература, излагающая в наукообразной форме утверждаемые определённой религией враждебных божеству сил.

ДЕНДИЗМ – бытовое явление художественного порядка, получивший и разнообразное отражение в Европейской литературе первой пол. ХIХ в. Возникло в Англии в ХVIII начале. ХIХ в., как форма борьбы аристократии против зарождающейся буржуазии.

ДЕНОТАЦИЯ – отнесение слова–понятия к объекту обозначения. Использование слова в речи для описания реальных или воображаемых объектов или указания на них.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ – обезличивание.

ДЕРЕВЕНСКИЙ миннезанг – жанр поэзии ХIII века. Поэты этой школы сознательно снижали высокий строй культурного миннезанга, вводя в любовную поэзию натуралистические сцены из деревенской жизни. Однако, на поселян авторы смотрели свысока, осмеивали их обычаи и нравы.

ДЕРИВАЦИЯ (ДЕРИВАТ) – 1) создание новых слов при помощи словообразовательных средств и в соответствии со словообразовательными моделями данного языка. 2) Произведение, возникающее на основе другого, производное от какого-н другого, первичного. Например, стихотворения Н.Гумилёва «Природа», «Соединение», входящие в цикл «Китайские стихи».

          А скалы острые, как пагоды,
          Возносятся среди цветов.

ДЕСИМА – широко распространённая форма в народной поэзии латинской Америки. Обычно это строфа из десяти восьмисложных строк.

ДЕСКРИПТИО (описание) – один из видов ретардации в художественном произведении. Д. – стилистический приём, который задержива-ет развитие действия, но является боковым приёмом развития повествования в целом. Встречается во всех крупных произведениях. В античные времена существовали дискриптические поэмы.

ДЕСТРУКТИВНЫЙ – разрушение гармоничной структуры чего-либо.

ДЕСТРУКТИ́ВНЫЕ СТИХИ́ (от лат. destractio — разрушение) — стихи, в которых нарушена метрическая структура, вследствие чего ритмические очертания стиха становятся смутными, неясными. В русской поэзии наиболее поёследовательно проводилась деструкция в некоторых стихотворениях А. Блока, а затем В. Маяковского, С. Есенина, В. Хлебникова, Н. Брауна и других поэтов вплоть до Е. Евтушенко и А. Вознесенского. Чаще деструкция распространяется на трехдольники. От нечетких Д. с. следует отличать четкие в своей метрической структуре паузники и тактовики. Д. с. близко подходят к некоторым видам свободного стиха. Примеры:

И я затянут
Лентой млечной!
Тобой обманут,
О, Вечность!

Подо мной растянут
В дали бесконечной
Твой узор, Бесконечность,
Темница мира!

Узкая лира,
Звезда богини,
Снежно стонет
Мне.
И корабль закатный
Тонет
В нежно-синей
Глубине.
                            А. Блок

Несутся энтузиасты
на горе мальтузианству,
человечество увеличивается
в прогрессии лирической!
(А Сигулда вся в сирени,
как в зеркала уроненная,
зеленая на серебряном,
серебряная на зеленом).
                              А. Вознесенский

<<< Назад       Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

 

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"

Яндекс.Метрика