9a93f135

 

 

 

Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Б

БАГАТЫЙ – народная песенная форма у пуштунов. Исполняется в быстром темпе


БАДАГ
–  в Монголии название стихотворной строфы, заимствованной из санскрита.


БАДИ –
стиль арабской поэзии, характеризующийся использованием средств фигуративной (образной речи) речи. См. ФИГУРЫ.


БАДХОН
– традиционный участник еврейской свадьбы, сопровождающий праздник стихотворными импровизациями.


БАЙКА
– побасёнка, сказочка в разговорной речи


БАЙРОНИЗМ
– направление в поэзии, развитое английским поэтом Байроном: изображение мрачных, демонических, но привлекательных характеров.


БАКШИ
– профессиональный узбекский певец-поэт.


БАКХИЙ
–   в античном стихосложении стопа, состоящая из одного краткого и двух долгих слогов.


БАЛИ
– новый стиль. В IV в. так называли арабские филологи новации, привнесённые раннеабассидскими поэтами в риторические фигуры и тропы арабской поэзии.


БАЛЛАДА
– первоначально так называли вид провансальской плясовой песни (ballo –танцую). Оторвавшись от танца, Б. стала твёрдой формой стиха. В своём первоначальном виде она предполагала ситуацию поэтического турнира. Обычно Б. ХIV–ХV вв.  состояла из трёх строф (по 8 стихов) одинаковой рифмовки и так называемой «посылки» укороченной строфы – традиционного обращения к «принцу» – судье поэтического состязания. Б. имела также ряд формальных строчных признаков (трёхстрочная концовка, обращение, особая рифма и т. д.). Каждая строфа и посылка завершались одной и той же строкой-рефреном. Баллада из 10-сложных 10-стиший удлинённая до пяти строф с посылкой, обычно посвящённая более серьёзным и высоким темам, называлась «королевская песнь». В эпоху Ренессанса Б. вышла из моды и затем употреблялась сентименталистами и романтиками лишь в стилизациях. Пример, Б. в чистом виде – отрывок из «Большого завещания» Ф.Вийона  в переводе В.Брюсова:

          Скажите, где, в стране ль теней

          Дочь Рима, Флора, перл бесценный?

          Архилла где? Таида с ней,

          Сестра-подруга незабвенной?

          Где Эхо, чей ответ мгновенный

          Живил когда-то тихий брег,

          С её красою несравненной?

          Увы, где прошлогодний снег!

           (ПОСЫЛКА):

          О государь! С тоской смиренной       

          Недель и лет мы встретим бег;

          Припев пребудет неизменный:

          Увы, где прошлогодний снег!

В ХIХ–ХХ вв. Б. – небольшое лирическое стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычайный случай: «Песнь о вещем Олеге», А.С.Пушкина, «Людмила» и «Светлана» В.А.Жуковского. «В жанровой структуре баллада представляет собой синтез эпических и лирических начал при определяющей роли последнего» (Н.А.Гуляев).


БАЛЛАДНАЯ строфа
– строфа, в которой чётные и нечётные стихи состоят из равного числа стоп. Наиболее распространённая строфа из четырёх чётных анапестических стоп и трёх нечётных.

          Раз в крещенский вечерок

          Девушки гадали:

          За ворота башмачок,

          Сняв с ноги, бросали;

          Снег пололи; под окном

          Слушали; кормили

          Счётным курицу зерном;

          Ярый воск топили…

                                        Жуковский


БАЛЛАТА
– тосканский жанр или форма лирики.


БАНАЛЬНАЯ рифма
привычная или примитивная рифма, найти которую не составляет труда: море-горе, кровь-любовь, день–тень, и т.д. Некоторые из этих рифм по своему звучанию относятся к разряду богатых рифм (розы-морозы), но затёрты, утратили свою свежесть. А.П. Пушкин показал обратный процесс: когда Б.р. вдруг утачивает свою скучную избитость, становится уместной и выразительной.  К Б.р. относятся глагольные рифмы, пары существительных с окончанием на    «-ение» и «-ание», прилагательные на "-ой" и т. п. Ещё в ХVII– ХVIII веке русские поэты избегали Б.р.: «Рифмой наглагольной гнушаемся мы» – говорил поэт (князь Ширинский-Шихматов), за что получил от Батюшкова прозвище «Шихматов безглагольный».

          Из недр, из устия вертепа

          Шипят трижальные змии,

          И всем шипения сии

          Вещают: здесь гниёт Мазепа!

                 Шихматов (Поэма «Пётр Великий», 1810 г.)

          См. БЕДНАЯ рифма.


БАНАЛЬНОСТЬ
– лишённый оригинальности, примелькавшийся образ, избитое выражение.


БАНДУРИСТ
– бродячий певец старой Украины, исполнитель народных песен. Некоторые бандуристы сами слагали песни и думы. Иногда их называют кобзарями или лирниками, по названию музыкальных инструментов, на которых они играли.


БАНКА
– в японской поэзии плачи.


БАОЦЗЮАНЬ
– драгоценные свитки. Песенно-повествовательный жанр в Китае ХVІ–ХХ вв. делится на две группы: 1) произведения чисто религиозные, переработки сутр; 2) произведения, основанные на сюжетах народных преданий, обработанных в религиозном духе.


БАРД
– певец и слагатель песен у кельтов.


БАРДОВСКАЯ песня –
см. АВТОРСКАЯ песня.


БАРКАРОЛЛА
– лирическая песнь итальянских лодочников, грустная и задушевная.


БАРМАК
– тюркский силлабический род стихосложения, основанный на равном количестве слогов в каждой стихотворной строке безотносительно к месту ударения в том или ином слове.


БАРОККО
– старинный, причудливый. Одно из основных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца ХVI–середины ХVIII в. Б. свойственны контрастность,  динамичность образов, аффектация, стремление к величию, пышности, к совмещению реальности с мистикой. Литература Б. широко использовала символы и аллегории: сердце, плывущее по волнам, обозначало человеческую душу в житейском море и т. д.  Произведения в стиле барокко отличаются сложностью формы и трудностью для понимания. «Стиль барокко главным образом появился в архитектуре и изобразительном искусстве… В ХХ веке термин «барокко» многие учёные стали относить также к литературе, имея в виду, что литература может с особой силой передать трагическое ощущение жизни, причудливую игру контрастов… Яркое представление о барочном стиле в поэзии дают некоторые оды М. Ломоносова, отличающиеся повышенной аллегоричностью, обилием ярких и неожиданных сравнений…» (Олжас Сулейменов).


БАСНЯ
– литературное произведение небольшого размера, в аллегорической форме поясняющего ту или иную мысль, главным образом, нравоучительного характера. Первоначально прозаическое, а затем стихотворное произведение.


БАУТА
– стихотворения-молитвы в Сирии у яковитов и несториан.


БАХАР
– в восточной поэзии песня.


БАХАРИЯ
– в восточной поэзии песня о весне.


БАХАРЬ
– в древней Руси профессиональный рассказчик басен, историй, сказок.


БАХШИ
(БАКШИ) – 1) народные певцы, музыканты, сказители и поэты у народов Средней Азии. Слово Б. восходит к санскритскому – учитель.2) термин узбекского, каракалпакского, туркменского, казахского, киргизского и уйгурского фольклора..


БАЯН (БОЯН
) – 1)  легендарный певец-поэт в древней Руси, о котором упоминается в «Слове о полку Игореве»: «начатии же ся тьй песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню» 2) нарицательное имя древнего русского поэта.


БАЯТИ
жанр популярной азербайджанской народной песни: любовной, свадебной, героической и т. д. Б. состоят из четырёх семисловных стихов, которые рифмуются по схеме а а б а.


БАЯТЫ
– в азербайджанской поэзии четверостишия, напоминающие русские частушки. Главная мысль заключена в двух последних строках. Жанр фольклора.


БЕДИД
– в арабской литературе новый стиль, состоящий в употреблении невиданных ранее образов, тропов, сравнений.


БЕДИЛИЗМ
–  или индийский стиль. Назван в честь поэта Бедиля. 1) направление в литературе фарси ХVIІІ в. Философская (суфийская) поэзия усложнённых форм. 2) в таджикской литературе Б. отличается необычайной изощрённостью, сложностью и своеобразием философии.


БЕДНАЯ рифма
простая, безыскусная рифма, в которой звуки совпадают только после ударного гласного: страх–размах. К Б.р. относятся глагольные рифмы: пить-бить; рифмы-прилагательные: тупой – живой; такие рифмы подталкивают к облегчённой рифмовке. Ещё в ХVII– ХVIII веке дабы не впасть в банальность поэты отказывались от глагольной рифмы. В произведении Стефана Яворского «Стихи на измену Мазепы» (1709 г.), на 88 сток нет ни одной глагольной рифмы.

          Пролиял еси зверски кровь премногу,

          Яже вопиёт гласно на тя к богу.

          Божия храмы быша днесь вертепы

          От шведского льва и волка Мазепы.

См. Банальная рифма.

БЕДХОН –  традиционный участник еврейской свадьбы, сопровождавший праздник стихотворными импровизациями.


БЕЗОБРАЗНОЕ
–  категория эстетики, которая служит для определения и оценки уродливо односторонних предметов действительности, нарушающих представление о красоте и достоинстве человека и общественных отношений (враждебность социальных условий свободному проявлению духовных сил человека) и вызывающих вследствие этого отрицательное отношение. Это понятие зависит не только от вкусовых различий, но и от различий классовых, исторических и т. д.


БЕЙТ
– основная единица стиха в восточной поэзии, двустишие, состоящее из двух мисра (полустишие) с цезурой. Б. могут быть рифмованными или без рифмы, содержат законченную мысль и часто употребляются как самостоятельные произведения. В широком смысле Б. это стихи.

Воздать бы нам хвалу минувшим временам,

Но времена свои хулить отрадней нам.

                                                     Абу–ль–Аля Маари


БЕЙТЕДЖИ
– в албанской литературе сочинение бейтов. Жанр четверостиший сатирического характера. Стихи записывались арабским шрифтом или передавались устно. Расцвет Б. приходится на ХVIІІ в. Отражает жизнь Албании под турками.


БЕЙТОДЖИ –
религиозные песни в литературе фульбе (Зап.Африка).


БЕКБЕКИЙ
– в киргизском фольклоре пастушеские песни.


БЕЛЛЕТРИСТИКА
– 1) первоначально художественное литературное произведение: роман повесть, новелла…2) с ХІХ века беллетристикой называются книжки для «лёгкого чтения» в отличие от произведений высокохудожественной словесности.


БЕЛЫЙ стих
– особый вид безрифменного стиха в силлабо-тоническом стихосложении; чаще всего пятистопный ямб (реже  в трёхстопном размере) и хорее. Б.с. тесно связан с драмой. Пример: «Борис Годунов» А.С.Пушкин.

       Сяду я за стол да подумаю:

       Как на свете жить одинокому?

       Нет у молодца молодой жены,

       Нет у молодца друга верного.

                                      Кольцов

«Название «белый стих» произошло от того, что его окончания, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми») (К.Д.Вишневский).


БЕМ –
плачи об утрате возлюбленной на языке хауса (халифат Сокото Зап.Африка).


БЕРЕСТЯНЫЕ грамоты
– памятники древнерусской письменности ХI–ХV вв., написанные на берёзовой коре.


БЕРЖЕРЕТТО
– старинная французская танцевальная песенка пасторального содержания.


БЕРНЕСКО
– пародийно-сатирический жанр в Италии. Б.— это шуточное произведение, в котором ничтожные события и лица возвеличиваются.


БЕСЕДА
– название вечеринок в русских деревнях  На этих беседах, нередко заканчивающихся пирушкой, выступали рассказчики, песельники, былинники, таким образом Б. была своего рода литературным собранием. Беседы часто упоминаются в народных песнях: «Во пиру я была, во беседушке».


БЕСЕДА
ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА – литературное общество в Петербурге (1811–1816гг) во главе с Державиным и Шишковым.


<<< Назад  Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

 

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"