лесбиянки фильм
Хентай комиксы 9a93f135

 

 

 

Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

align="center">

Н

НАГАУТА или тека – в японской поэзии длинная песня. Форма стихов с неограниченным чередованием пяти и семисложных строк с заключительной семисложной строкой.

НАГЛЯДНОСТЬ – особенность художественного отражения действительности, заключающаяся в создании путём использования различных изобразительных средств реального, конкретно-чувственного образа изображаемого предмета или явления и позволяющая легко представить его зрительно.

НАДЗОРАЕ-УТА – в японском сборнике «Манъёсю» жанр песни-загадки.

НАДПИСЬ – малый поэтический жанр. Высекалась на камнях храмов, дворцов, на плитах гробниц. Бытовал чисто литературный жанр надписей-эпиграмм. Отличительная черта жанра – указать в тексте на какое-либо изображение, которому надпись посвящена. Бывают психологические и философские Н. 

НАЗИРА – форма литературного подражания, распространённая на Ближнем Востоке и в Азии. Сохраняет порядок рифм. Используется в ответных стихах на касыду.

НАЗМ – форма индийской (делийской) поэзии, в которой чередуются строки на фарси и урду.

НАКИВА БУСИ – В японской поэзии жанр баллад.

НАКХ-ШАКХ – стиль поэзии урду «с ног на голову». Поэзия усложнённого стиля. Представляет собой описание внешности какого-либо персонажа.

НАМЕ – жанр посланий в узбекской литературе, любовные послания.

НАМТАР – биография. Жанр тибетской литературы.

НАНИВА-БУСИ – в Японии сюжетные баллады.

НАНИЗЫВАНИЕ – построение произведения таким образом, когда на основной сюжет как бы нанизывается ряд побочных, помогающих понять основной сюжет.

НАНЬСИ – в Китае южные пьесы, жанр до юньского театра. Возник в юго-восточном районе.  Он соединил фарс, цзайцзюй и песенно-танцевальные жанры. Появилась театральная форма с диалогом, пением, танцами, ,допускавшая импровизацию. Появились амплуа актёров.

НАОСИ – жанр пародии в японской литературе ХII века на самые известные произведения того времени.

НАПЕВНЫЙ стих – интонационный тип стиха, в котором структура фразы и группа фраз подчиняется музыкальной композиции, присущей преимущественно интимной лирике. Из всех форм стиха Н. с. присущ более всего песне. Эйхенбаум делил Н. с. на три вида: 1. Куплетная форма. Каждая строфа куплета синтаксически и тематически завершена и не зависит от других ("Землянка" Суркова). 2.Сложнее композиция песенной формы: «тема – другая тема – реплика». 3.Наиболее сложная форма Н. с. –  романсная. В ней общее интонационное движение объединяет ряд строф, напряжение разрешается в концовке.

НАПЕРСНИК, НАПЕРСНИЦА – сценические амплуа, персонажи классической трагедии ХII– ХIII вв. Доверенное лицо, близкое к герою или героине. Н. выполняет вспомогательную роль. Ему герой или героиня поверяют свои чувства и мысли.

НАПРАВЛЕНИЕ – течение в искусстве, – понятие, применяемое в эстетике для выражения единства наиболее существенных творческих особенностей, характерных для ряда представителей того или иного вида искусств. В литературе это романтизм, сентиментализм, реализм и т. д. В более широком понимании это равнозначно понятию «художественный метод».

НАПРЯЖЁННАЯ ситуация – такая ситуация в романе или рассказе, когда противоречия усложняются, сильнее противопоставлены интересы персонажей.

НАРЕ – песни народа пушту (Афганистан), четверостишие с короткой строкой, немного похожее на частушки.

НАРОДНАЯ драма – 1) с точки зрения идейного содержания – любая пьеса, отражающая дух и чаяния народа: «Свадьба Фигаро» Бомарше, «Борис Годунов» Пушкина и т. д., 2) как особый жанр, фольклорное игровое представление, созданное в народной среде: а) обрядовые, б) кукольные, в) игра актёров на сцене.

НАРОДНОСТЬ литературы – обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в литературе их интересов и психологии. Представление о Н.л. во многом определяется тем, какое содержание вкладывается в понятие «народ». «Народность литературы связывают с отражением сущестьвенных народных черт, духа народа, его основных национальных особенностей» (Л.И.Трофимов).  «Идея народности противостоит замкнутости, элитарности искусстьва и ориентирует его на приоритет общечеловеческих ценностей» (Ю.Б.Борев).

НАРОДНАЯ песня – небольшое словесно-музыкальное фольклорное произведение, которое отражает национальный характер народа, обычаи, исторические события. Н.п. своеобразна по жанровой структуре и языку; она «… делится на обрядовые и необрядовые. Календарные обряды сопровождали колядки, масленичные песни, веснянки, жатвенные песни. Главное назначение календарных песен – оказать желаемое воздействие на природу, вызвать хороший урожай. Не обрядовые песни исполнялись в самых различных условиях, в любое время года». (С.Лазутин).

НАРОДНАЯ повесть – жанр, созданный рассказчиками ещё в в. Развилась в Китае в Сунскую эпоху. Это повесть о духах и чудесах, о женщинах–тенях. Любовные повести. Источником служил сунский сказ-шехда и народные сюжеты. Сказители ссылаются на книжников. Н.п открывалась зачинным стихом.

НАРОДНОЕ стихосложение – стихосложение русской устной народной поэзии, в котором стиховые границы совпадают со смысловыми, и отличие от прозы заключается в синтаксисе, допускающем членение на предложения и словосочетания внутри предложения, по величине  и интонации соответствующие нормальному дыханию. «Размер стиха в народном стихосложении заключается в постоянном мелодическом рисунке, на который могут быть спеты или сказаны все строки текста». (М.Г. Харлап).

НАРОДНОЕ творчество – художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. «В терминах «фольклор», «народное творчество» слово «народ» подчёркивает социальную природу фольклора и его идейную сущность. В фольклоре выражаются чаяния и ожидания народа, его высокие нравственные качества, его вера в свои силы» (Н.Кравцов).

НАРОДНАЯ этимология – переосмысление незнакомого и трудного слова путём сближения его с уже хорошо знакомым, известным словом-понятием: «секуция» вместо экзекуция, «нажим» вместо режим.

НАРОДНОЕ стихосложение – древнейшая из систем русского стиха.. Различают три вида: 1).говорный стих (пословицы, поговорки, присловья, загадки и пр.), чисто-тонический, с парными рифмами, без внутреннего ритма (раёшный стих); 2) речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи), нерифмованный стих с женскими или дактилическими окончаниями, в основе ритма – тактовик; 3) песенный стих («протяжные» и «частые» песни) – ритм тесно связан с напевом.

НАРОДНОЕ творчество – один из видов многообразной творческой деятельности трудящихся масс, коллективное творчество народа. Сюда относятся песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки и т.д.

НАРОДНОСТЬ – это, прежде всего, национальное своеобразие, связь литературы с жизнью народа, правдивое её изображение, отражение его мыслей и чаяний в зависимости от исторических условий развития.

НАРОДНЫЕ книги – группа художественных анонимных произведений. Обычно устного исполнения грамотными профессиональными исполнителями.

НАРОДНЫЙ СТИХ –  тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорный, раёшный стих; речитативный, былинный; песенный стих. С  народным стихом тесно связана обрядовая поэзия (причитания, заговоры, хороводные песни, обрядовые и развлекательные прибаутки). 
              Алтыном торгуют, алтыном воюют, а без алтына горюют.
Наша невеста какая в работе: люди косить, а она голову мочить, люди жать, а она за межой лежать, как ноги сожмёт, так и полосу сожнёт, как ноги расставит, так и копну поставит.

НАРРАТИВНЫЙ постмодернизм – один из типов постмодернизма. Для него характерны внимание к культурологической проблематике, этическая направленность, повышенный интерес к фигуративности, использование кода автора–повествователя.

НАРРАТОРповествователь, рассказчик, одна из основных категорий нарратологии.

НАРРАТОЛОГИЯ – теория повествования.

НАРРАЦИЯ – повествование, рассказ, сказ, подоснова иерархии языков культуры, она говорит как бы от имени истины.

НАСИБ 1)  вступительная часть к касыде, в которой, как правило, воспевается любовь, молодость, красота природы,  коня, верблюда. 2) Н. азербайджанская любовная лирика.

НАСИХАТ пантун – в малайской поэзии форма пантуна – «пантун доброго совета».

НАСЛАЖДЕНИЕ –  эстетическое переживание, порождённое творческой деятельностью или восприятием прекрасного в жизни и искусстве. Оно выражается в чувстве удовольствия, радости, в общем эмоциональном подъёме чувств и духовных сил человека.

НАСЫЯТ (киргизск. буквально: наставление) – вид народной дидактической поэзии. Песня–наставление, поучение.

НАТАКА – наиболее распространённый и значительный вид санскритской драмы. Сюжет часто берётся из эпоса или популярных сказаний. Действующих лиц четыре–пять, а актёров пять–десять человек.

НАТУРАЛЬНАЯ школа – литературное направление, существовавшее в 40-50-х гг. ХIХ в. России как вида русского реализма. Теоретически обосновал это направление  Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу» 1846г. «Представители «натуральной школы» развивали традиции Гоголя в изображении «маленького человека», укрепляя гоголевское направление русской литературы.  Однако для некоторых писателей натуральной школы характерно чрезмерно увлечение внешним бытописательством, что снижает художественную ценность их произведений». (Н.Ф. Филиппова).

НАТУРАЛИЗМ –  направление в европейской и американской литературе и искусстве, возникший в 70-90-х  гг. ХIХ в. Н. выдвигал в трактовке жизненного материала приоритет биологического, физиологического начала и полное предопределение судьбы, при этом умалялась роль общественных отношений. «Несомненно, что натурализм, в особенности у Золя, завоевал для искусства новые области жизни, которые раньше оставались вне поля зрения. Это касается не только биологической стороны жизни, наследственности и т.д., но и таких социальных сфер, как жизнь городских низов, производственная жизнь, кулисы предпринимательской деятельности». (С. Тураев).

НАТЮРИЗМ – эстетическая платформа группы французских поэтов середины 30-х гг. ХIХ в., которые опираясь на опыт Золя и ещё более на творчество Гюго, являлись противниками символистской школы, осуждали абстрактность. Их идейные позиции туманны, социальные темы затрагивались редко.

НАУЧНАЯ поэзия – разновидность лирики, пафос которой питается научной мыслью, ее духом, материально–техническими достижениями.

НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ литература – совокупность литературных произведений, которые на основе современного уровня познания изображают невероятное как действительное и действительное как невероятное. Часто в основу произведения положена научная или техническая проблема, которая в настоящее время ещё не разрешена. Условно в Н-Ф.л. .выделяют жанры социальной утопии и антиутопии, философской, бытовой, юмористической, технической научной фантастики.

НАХГЕШИХТЕ послеистория, сведения вне фабульного характера, которые информируют читателя о том, что произошло с персонажами после развязки повествования.

НАЦИОНАЛЬНАЯ проблематика – писатели, которые отразили в своих произведениях Н.п., интересовались в основном историческим становлением и судьбой целых народностей, национальной судьбой. Важнейшей проблемой в таких произведениях является проблема сущности национального характера.

НАЦИОНАЛЬНОЕ в искусстве – отражение в искусстве особенностей культуры, быта, языка, нравов и обычаев, характера, экономической и политической жизни какого-либо народа, нации. Главный критерий национального своеобразия искусства заключается в выражении художником общих свойств национального характера, независимо от  тематической и структурной  специфики произведения. «Поэт даже  может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа…» (Н.В. Гоголь). «Образы художественной литературы охватывают национально-типические черты глубже и многограннее, нежели научные формулы. Художественная литература показывает и многообразие национальных типов, и их конкретно-классовую природу, и их историческое развитие» (И.И.Кон).

НАЦИОНАЛЬНОЕ возрождение – явление, характерное для стран Юго-Восточной Европы ХVIII в., когда после длительной борьбы с захватчиками, культура их возродилась заново. Эти страны проявили повышенный интерес к своему культурному прошлому, фольклору и к соседним культурам.

НАЧАЛЬНАЯ рифма – рифма, находящаяся не в конце стиха, как это принято, а в начале его. Встречается в народной и книжной поэзии:
                 Внимает он привычным ухом
                             Свист,
                 Марает он единым духом
                              Лист.
                                            Пушкин

НГЭМ (напев, декламация) – во вьетнамской литературе – поэма, монолог, который произносит героиня, выражая свои чувства.

НГОМО – суахилийские песни, фольклорная форма.

НЕБЫЛИЦЫ – жанр народно-поэтического творчества: рассказ, известие, не отвечающее действительности. В Н. замысел доведён до абсурда.

НЕКРОЛОГнадгробное слово, жанровая форма устного творчества – причитания, связанные с похоронами.

НЕМАЯ сцена – в литературе описание чего-л., без передачи разговоров персонажей, что говорит об удалённости наблюдателя от места действия.

НЕМЕТРИЧЕСКИЕ ударения – такие ударения в трёхсложных размерах (дактиль, амфибрахий, анапест), которые могут падать не только на односложные, но и на двусложные слова:
                  Тучка в небе как тихая дума,
                  Ветер смолк, чуть листы шевеля,
                  Лейся, лейся без всякого шума
                  Тёплый дождь на сухие поля!
                                                       Яхонтов

НЕНИЯ – печальная песнь, которую пели наёмные плакальщицы в Древнем Риме.

НЕОКЛАССИЦИЗМ – термин, частично принятый в литературоведении для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети ХIХ– ХХ вв., которым присуще обращение к античности и эпохе Возрождения. Возникло из желания противопоставить тревожной и противоречивой действительности новые и вечные эстетические ценности, а идейному и формальному строю художественных течений, захваченных поиском непосредственного соответствия современности, идеальности образов, их вневременности, «очищенность» от всего конкретно-исторического, строгость и величавость форм. Это порой приводило к созданию схематичных, безжизненных, помпезных произведений.

НЕОЛОГИЗМ – новообразованное слово или словосочетание, создающиеся для обозначения нового предмета или выражения нового понятия. Индивидуально-стилистические Н. создаются автором данного литературного произведения и обычно не получают широкого распространения, не входят в словарный состав языка. В художественной литературе они способствуют усилению выразительности, точности речи. К неологизмам относятся и заимствования. Появление неологизмов в языке вызвано потребностями времени – развитием науки, техники, изменениями общественных отношений. «Неологизмы могут и не войти в лексику национального литературного языка, могут остаться собственно художественным словесным новаторством. Но если писатель проявил в их создании лексический такт, если он сотворил новые слова по «законам» словообразования своего национального языка, то художественные неологизмы его произведений могут сохраняться надолго в эстетическом сознании национального общества»  (Г.Н.Поспелов).

НЕОЛАТИНСКАЯ поэзиястихи поэтов средних веков разных стран на латинском языке, в подражание древним. Овладевали ритмическими образами древних, проникались их жизненной философией, использовали их жанры, но в стихах была и современность.

НЕОПЕТРАРКИЗМ – в итальянской литературе ХVII в. школа подражателей поэзии Петрарки, созданная в Аркадской академии. Самым значительным автором был Мамфреди, вокруг него и организовалась школа.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – современный метод в литературоведении. Н. стремится к субъективно-идеалистическому истолкованию выводов современного естествознания и достижений математической логики. Его разновидностями являются формализм, компаративизм и т. д.

НЕОРЕАЛИЗМ – течение во французской литературе конца ХIХ начале ХХ вв.  С   творческой программой его выступил П. Адан. Писатели этого направления прославляли расовое и классовое превосходство французского буржуа.

НЕОТЕРИКИ – члены кружка римских поэтов I в. до н. э. В период упадка традиций республиканских принципов характерны культ субъективных чувств, отсутствие больших национальных проблем. Близость к поэзии эллинов

НЕРАВНОСЛОЖНАЯ рифма – такая рифма, когда в рифмующихся словах совпадают только ударные звуки, а послеударные как бы не произносятся, скрадываются: врезываясь–трезвость.

НЕСКЛАДИЦЫ – жанр средневековой литературы, вскрывающий за внешней хаотичностью мысли, перескакивающие с одного предмета на другой, завуалированные намёки на политическую злобу дня.

НЕСКЛАДУХИ и перевёртыши – жанр фольклора, родившийся как пародия на частушку; четверостишие, в котором отброшены и рифма, и смысл. Популярна в детской литературе.»Примеров таких «нескладух» можно привести сколько угодно, и все они будут свидетельствовать о неистребимой потребности каждого здорового ребёнка всех эпох и всех народов внести нелепицу в тот малый, но отчётливый мир, с которым он недавно познакомился» (К.И.Чуковский).
         Ехала деревня мимо мужика,
         Вдруг из-под собаки лают ворота.

НЕСОБСТВЕННО-прямая речь особый стилистический приём повествования, широко распространённый в прозе ХХ в. – соединение в одно целое авторского повествования и речи персонажей. Н. р. Позволяет писателю совмещать собственно авторскую характеристику с самохарактеристикой героя, переплетать авторскую речь с речью персонажа. Таким образом создаются взаимосвязи между образом автора и образами персонажей и достигается единство художественного текста. Пример: «Лыжин проснулся и сел в постели. Какой смутный, нехороший сон! И почему агент и сотский приснились вместе? Что за вздор!» (А.П,Чехов). «Несобственно-прямая речь позволяет автору как бы говорить и думать за своих персонажей. Тем самым создаются взаимоотношения между образом автора и образами персонажей, достигается единство художественного текста» (Е.Н.Ширяев).

НЕСТРОФИЧЕСКИЙ стих – стих с непредсказуемым порядком рифмующихся между собой стихов (или стихов с незарифмованными окончаниями). «В поэзии каждый стих существует не изолированно от других. В зависимости от характера связи между стихами стихотворения делятся на строфические и нестрофические» (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

НЕСЮЖЕТНЫЕ элементы – вставные эпизоды и лирические отступления. Их основная функция – расширить рамки изобразительного, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, не связанных на прямую с сюжетом.

НЕТОЧНАЯ рифмасозвучие, в котором совпадают не все звуки, входящие в состав слова: рАспят–пАспорт. К такой рифме относятся: ассонанс, усечённая рифма, неравносложная и корневая рифма.

НЕХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РОМАН – гибридизация или мутантное изменение жанров в постмодернизме. В таких произведениях отсутствует классический сюжет. В романе может быть совмещено несколько видов прозы: критика, литературоведение, эпатаж и др.

НИБЕЛУНГОВА строфа – строфа немецкого эпоса "Песнь о Нибелунгах". Состоит из четырнадцати долгих стихов, объединённых парными рифмами. В каждом длинном стихе первое полустишие имеет четыре ударения.

НИД – жанр скальдической поэзии. Унижение врага, хулительные песни.

НИЗМЕННОЕ – категория эстетики, противоположная возвышенному,  которая служит для определения и оценки уродливых явлений действительности, недостойных, порочных действий отдельных людей или общественных классов. К Н. относится все, что противоречит представлениям о подлинной красоте, требованиям высоких моральных принципов, возвышенным помыслам и делам человека. «Низменное – крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Это явления и предметы, имеющие отрицательную общечеловеческую значимость и таящие в себе угрозу для человечества…» (Ю.Б.Боев).

НИКИТИНСКИЕ субботники – литературно–художественный кружок (1914-1933 гг.), организованный литературоведом Е.Никитиной в её квартире. Собирались писатели К.Чуковский, И.Сельвинский, Л.Леонов и др. Существовало одноимённое кооперативное издательство.

НИККИдневниковый жанр в японской литературе в двух разновидностях: собственно дневник со множеством стихов и записи путешествий.

НИНЦЗЁБОН книга о чувствах. Жанр японской прозы начала ХIХ в. Повествование в них сосредоточено не на любовных авантюрах, а на изображении чувств и переживаний героев.

НИРАТ – в поэзии Сиама жанр элегии.

НИСЕНИТНИЦЫ – в украинской литературе особый вид стихотворения: игра в сопоставление предметов, не имеющих ничего общего, стихотворения-бессмыслицы.

НИТИ-ШАСТРА (руководство к житейской мудрости) – особый вид этико-дидактической повести у индусов; сборники пословиц и мудрых изречений в стихотворной форме или прозаических басен. Рассказов с наставлениями.

НИТИЮКИ – «песня, открывающая путь грёз», песни, в которых влюблённые направляются к месту самоубийства.

НИ ХУАБЕНЬ – жанр китайской подражательной повести, создаваемой автором на разговорном языке при строгом соблюдении жанрового канона. Н. является преемницей народной повести.

НО – в Японии ХУ века короткие пьесы с музыкой.

НОВАТОРСТВО обогащение творчества новыми героями, темами, прогрессивными идеями, методами, приёмами и средствами, поиск и открытие новых художественных решений, достигающиеся таким путём изменения содержания и формы в процессе исторического прогресса, обновления искусства.

НОВАТОРСТВО и традиции – новатор – обновитель; трациция – передача. Для литературы характерно как обогащение художественного творчества новыми темами, идеями, героями, приёмами и средствами, так и стремление закрепить и передать следующим поколениям писателей свой духовный опыт и творческие принципы. Однако усваиваются они только в результате творческого развития, а не механически. Поэтому традиция диалектически связана с новаторством, с открытием в литературе нового. Без такого движения литература мертва. «Новаторство и традиции – между этими полюсами в поле их взаимодействия расположено всё искусство каждой эпохи. Новаторство – изменение ведущее искусство по пути прогресса. Самое яркое новаторство опирается на традицию, и самая новаторская художественная культура требует бережного отношения к художественному наследию» (Ю.Б.Борев).

НОВАЯ критика – разновидность неопозитивизма.

НОВЕНЫ – на Филиппинах сборники молитв.

НОВЕЛЛА – повествовательный прозаический (гораздо реже – стихотворный) жанр литературы, представляющий собой малую повествовательную форму: лишённый описательности рассказ со строгим, необыденным сюжетом и ясной композицией. «Новелла… – новое, невиданное происшествие» (И.-В.Гёте). «В основе новеллы лежит нередко какое-нибудь необычное происшествие из жизни отдельного человека или анекдотический случай с острой неожиданной развязкой. Новеллист избегает подробных бытовых, историко-этнографических зарисовок. Герой раскрывается им прежде всего не в общественно-политической, а в моральной сущности. В критическом реализме новелла трасформируется, приобретает синтетический характер, совмещает в себе острый драматизм, психологизм и социально-исследовательскую направленность. Такрвы новеллы Мопассана («Пышка», «В порту», Мадемуазель Фифи»), Т.Манна («Тонио Крегер, «Смерть в Венеции»). (Н.А Гуляев).

НОВЕЛЛИЧЕСКАЯ комедия – драматизированный рассказ о действительном, хотя и фантастическом эпизоде.

НОВИНАпроизведение советских народных сказителей, в которых современная тематика сочетается с формами эпоса, исторических песен.

НОВОЛАТИНСКИЕ поэты – см. неолатинские поэты.

НОВЫЙ роман (антироман) – разновидность французской модернистской прозы 50 – 60 гг. ХХ века. Возникнув в противовес «угасшему» стилю традиционного романа, культивировал «новые» приёмы писательской технологии: бесфабульность, дробность (монтажность) повествования, размытость характера, смещение временных пластов; использовал форму «потока сознания», обращался преимущественно к описанию (подчёркнуто-бессодержательному) зыбких, бессознательных или стёртых срезов жизни. Примеры Н.р. Саррот, Роб-Грийс (книги «Резинка» 1953 г., «В лабиринте» 1959г.), Бютор (роман «Миланский поезд» 1954 г). «В первые послеоктябрьские годы была популярна идея, согласно которой в новом романе главным или даже единственным содержанием должен стать образ массы. Однако при реализации этой идеи роман оказался под угрозой распада, он превращался в цепь бессвязных эпизодов (например, в произведениях Б.Пильняка). В литературе ХХ в. частое стремление ограничиться изображением внутреннего мира личности выражается в попытках воссоздать так называемый «поток сознания» (Пруст, Джойс, современная школа «нового романа во Франции)» (В.В.Кожинов).

НОВЫЙ стиль –  стихи, подчинённые правилам «четырёх тонов» (ровного, восходящего, нисходящего и восходящего) в Китае, что разнообразило мелодическое звучание произведений, устраняло монотонность и скованность, делало стихи более музыкальными.

НОВЫЙ сладостный стиль – течение в итальянской литературе. Зародился в Болонье (стильновизм), объединял разные творческие индивидуальности, подчёркиваемые принадлежностью к единой поэтической школе. Поэты создавали язык, во многом подготовивший итальянский. Им был свойствен эзотеризм, порождённый желанием подняться над стихией простонародных говоров. Артистизм был обусловлен неосознанным стремлением к национальному литературному языку

НОКТЮРНхудожественное произведение, изображающее ночные сцены, настроения.

НОКТИНТА КАМ – в Индии драматический жанр, монолог хромого, где сплетаются миф и реальная действительность.

НОМ – лирический жанр античной поэзии, песни в честь Аполлона.

НОНА строфа из девяти стихов, рифмуемых по схеме АБ АБ АБ  АВВ (или БВВ), представляющая как бы октаву с одной наращенной строкой перед заключительным двустишием. Употребляется исключительно редко.

Рассказ мой в трёх словах изобразить легко:
Младенцем я был хил, болезненно способен;
Мечтами юности ширял я далеко,
И был, как Дон-Кихот, беспечен и беззлобен.
Натура нервная, я принял глубоко
Всё, чем в России год усобиц был утробен
(Год Витте, Дурново, Иванова и Ко);
В чужих краях меня загрызла до психоза
Тоска по родине. – Всё «умственно» и проза.

 (Медлительной своей  ревнителей пера
Давно порадовать хотелось мне поэмой.
Лирических стихов прелестная игра,
Одной спокон веков отмеченная схемой,
Мне надоела. Их душа всегда стара,
А к новой юности и к новой красоте
Мой стремится дух. Кончать октаву мне пора,
Но я обычным здесь не подчинюсь законам
И дерзкие стихи расположу по «нонам»)…
                                                      Владимир Пяст

НОНСЕЛЕКЦИЯ – основополагающий принцип построения постмодернистского текста. Отказ от преднамеренного отбора лингвистических элементов во время производства текста.

НОРИТО – жанр древней японской литературы, народные молитвенные заклинания, сопровождаемые магическими действиями.

НОРМА – совокупность общеупотребительных, наиболее устойчивых языковых средств и правил их отбора и использования в литературном языке, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.

НОРМАТИВНАЯ поэтика – в задачу Н. п. входит не объективное описание существующих приёмов, а оценочное суждение о них и предписание технических приёмов как единственно закономерных. Н. п. имеет целью научить, как следует писать литературные произведения.

НОЭЛЬ –  «рождество». 1) Французская народная сатирическая песенка, в которой обычно пародируется евангельская легенда о волхвах. 2) Французская строфа Н. – из восьми стихов. Первые четыре стиха шестисложного состава, далее – двенадцатисложный и в конце шестисложный стих. Способ рифмовки  АБАБ  ВГГВ. Примером может служить стихотворение Пушкина «Сказки».
          «Читал свои ноэли Пушкин…»
                                 Пушкин, «Евгений Онегин»

НЫНБЁМУН – в Корее один из видов эпиграфических текстов – надписи на королевских гробницах, по традиции относимые к художественной литературе. Некоторые из них датируются V веком до н. э.

НЮАНС – в литературе едва заметный оттенок слова, едва заметный переход от одной мысли к другой (в цвете, в звуке и т.д.).

<<< Назад        Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

Справочная служба портала "Русские рифмы" - Всё о поэзии и стихосложении

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"