|
|||||||||||||||||||
В.В. Онуфриев "Словарь разновидностей рифмы" " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||
АБСОЛЮТНАЯ РИФМА
-
рифма, состоящая из слов, идентичных по
своему звуковому составу, за
исключением предударного согласного (твёрдый
в одном слове и мягкий в
другом).
АБСТРАКТНАЯ РИФМА – рифма, не привязанная к какому-либо конкретному стиху; рифмованные слова сами по себе. АВТОРИФМА – случайная рифма; созвучие слов, непреднамеренно вставленное автором в текст или литературное произведение и не влияющее на его художественную ценность и восприятие. Авторифма присуща как разговорной речи, так и литературной прозе и поэзии. В стихах с привычной конечной рифмой авторифма может быть только в начале или внутри строки. В отличие от начальной и внутренней рифмы, сознательно вставленной автором в произведение, случайное созвучие рождается стихийно и не является приёмом. "Такая рифма может быть, а может и не быть" (Д. Самойлов). Авторифмы можно встретить как у древнегреческих поэтов, не знавших регулярной рифмы, так и в классической и современной европейской (в т.ч. и русской) поэзии и прозе. Наиболее часто такая рифма встречается в белых стихах. В примерах ниже «неумолимых – непостижимых» и «весна – нужна» - авторифмы, отсутствие которых не отразилось бы на восприятии стихов.
АВТОРСКАЯ РИФМА
- авторская находка;
оригинальная составная рифма
с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей.
Как
правило, является единственной в своём роде:
исповедь - избы ведь, большевиков - больше веков,
жизнь с кого - Дзержинского,
наново я - банановая, Цезаря - лице заря, Киева - старики его - распни
его,
лёд щеки - лётчики,
та ли я - талия, почему ж бы - службы,
бьют об двери лбы - не поверил бы ...
Субъективные акустические рифмы - созвучия слов,
основанные сугубо на индивидуальном восприятии.
Объективные акустические рифмы в большинстве
своём относятся к точным рифмам,
субъективные – к приблизительным. Я сегодня до зари встану, По широкому пройду полю. Что-то с памятью моей стало
Всё, что было не со мной, помню.
БАЗОВАЯ РИФМА – основная и наиболее многочисленная группа рифм в русском языке. Все рифмы делятся на базовые и окончательные. К базовым относятся более 99 % всех рифм, к окончательным - менее 1%. Окончательные рифмы – рифмы с ударением на последнем звуке в слове (ружьё - моё, мечта – суета, окно – темно, пою - твою…) Окончательные рифмы не имеют послеударных звуков. Базовые рифмы – рифмы с послеударными звуками или слогами: мех – смех, поле – доля, трактор – реактор, бурный – бравурный, равнина – кручина, тише – услышу, радостный - сладостный… В стихах ниже присутствуют оба типа рифм: базовая "отечества - человечества" и окончательная "бою-пою". Подробне о базовых и окончательных рифмах см. Лаборатория .
БАНАЛЬНАЯ РИФМА – связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть. Тем не менее, по причине часто крайне малого рифмословарного запаса у таких слов и, в то же время, их незаменимой смысловой нагрузки, такие рифмы, несмотря на свою «заезженность» и банальность, обречены на извечное использование в русской поэзии.
Вновь – любовь – кровь. Ночь
– дочь – прочь. Тебя – любя. Трудный – чудный. Поздравляю – желаю. Радость
- младость.
БЕДНАЯ РИФМА – недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.
Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на "ать" (в словаре более 5500 слов): летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...; рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.
Как ни парадоксально, но среди бедных рифм могут быть и богатые, если в
словах созвучны предударные звуки или слоги: БОГАТАЯ РИФМА - рифмосочетание слов с совпадением опорных предударных звуков. Чем больше сходство, тем богаче и созвучней рифма. Раб - араб, буду - позабуду, чары - янычары, дядья - бадья, ведь - медведь, клоп - циклоп, живая - призывая, мир - кумир, взор - позор, волен - доволен, друг - вдруг, награда - винограда, порога - дорога, тятя - дитятя...
ВНУТРЕННЯЯ РИФМА
- рифма, образуемая внутри стиха или нескольких стихов в
пределах строфы.
ВОСЬМИСЛОЖНАЯ РИФМА
-
рифма, состоящая
из слов с ударением на восьмом слоге от конца. |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||