Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Э

ЭВРИТМИЯ – плавное течение ритма стиха в результате соразмерного расположения ритмико-фонетических элементов речи.

ЭВФЕМИЗМ (воздержание от неподобающих слов)  – непрямое, смягчённое выражение вместо грубого, резкого или непристойного, нарушающего нормы приличия. Пример: не сочиняйте вместо не врите. «Я обошлась посредством платка» вместо «я высморкалась» (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»). «У древних народов среди табу были запреты упоминать то или иное явление, поэтому приходилось давать понятие о них с помощью аллегорических выражений или эвфемизма. Можно предположить, что аллегория и эвфемизм – древнейшие риторические фигуры, возникшие ещё до развития собственно художественного сознания» (Ю.Б. Бореев).

ЭВФОНИЯ – в звуковой организации благозвучие.

ЭВФУИЗМ  – термин английской поэтики 1580 – 90 гг. Так называется витиеватый, высокопарный стиль литературного произведения, перегруженный метафорами, изысканными эпитетами, парафразами, антитезами, гиперболами и пр.

ЭГОФУТУРИЗМ – одна из разновидностей футуризма. Он не шёл дальше мелкого индивидуализма и весьма ограниченного словотворчества. Одним из представителей этого направления быль И.Северянин. «Игорь Северянин… сразу же объявил себя футуристом, правда, с дополнительным местоимением «ego», что должно было свидетельствовать о его личной независимости и самостоятельности в решении всех языковых проблем» (Вс. Рождественский).

ЭДДА – два важных памятника исландской литературы ХIII века: стихотворный эпический «Младшая Эдда» – мифы о богах и героях; и прозаический – «Старшая Эдда», содержащий прорицания, изречения и повествования.

ЭДДИЧЕСКАЯ поэзия – жанровое явление в литературе Исландии: песни из «королевского кодекса». Предшествует другим видам исландской литературы. Слагались в IХ – ХII веке. Стих основан на принципе аллитерации, состоящей из двух длинных тактов с непостоянным числом слогов. Два кратких стиха объединялись в длинную строку, часто с помощью аллитерации. Существует тенденция к группировке длинных строк в строфы. Стихи древнего эпоса Эдда – песни, изображают межплеменные войны в виде распри, месть за убитого родича.

ЭДИП – понятие, используемое в психоанализе, где комплекс Эдипа трактуется как комплекс кастрации – вытеснение желания, навязывание определения об ущербности. Здесь обыгрывается архаическое представление о неотвратимости кастрации, как наказании за инцест, нарушение закона отца. Таким деспотом-отцом по отношению к литературе могут являться государство, общество, традиция, язык.

ЭЗОПОВ язык (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – тайнопись в литературе, особый вид иносказания, язык намёков, маскирующий мысль автора и позволяющий передать её в печати, несмотря на запрет. Пример: М. Салтыков-Щедрин: «Гневные движения истории» (подразумеваются революции). «Эзопов язык вынуждены были – в обход цензуры– часто применять в своих публицистических и художественных произведениях многие русские писатели ХIХ века. Эзопов язык – своеобразная форма сатирической речи» (А.С. Сулейманов).

ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ литература – тайная, скрытая, о религиозных обрядах, магических формулах и проч., предназначенная только «посвящённым». Например, непальская Э.л., связанная с учением о животворной силе  женщины.

ЭЙГА-МОНОГАТАРИ – в Японии жанр исторических сочинений, описания делались в хронологическом порядке, но их достоверность была сомнительной.

ЭЙЧХИН – в Бирме жанр придворной бирманской поэзии, стихи о прошлом королевского рода.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ – букв. «внутренний». Термин используется для обозначения внутренних, сокровенных процессов в противоположность понятию зкзотерический  как совокупности внешних факторов.

ЭКАНКИ – жанр одноактной пьесы в Индии 20 – 30 гг. ХХ века.

ЭКВИВАЛЕНТ текста – термин Тынянова, авторские пропуски текста в стихотворении (строками или частью текста) и замена его внеречевыми графическими элементами – обычно точками или проставлением порядковой цифры строфы.

ЭКВИВОКАЦИЯ – двусмыслица, недоразумение, возникающее вследствие употребления какого-н. слова или выражения в двояком значении.

ЭКВИЛИНЕАРНОСТЬ  –  равнострочность, соблюдение встихотворном  переводе того же число стихов, что в подлиннике.

ЭКВИМЕТРИЧЕСКИЕ стопы – в античной метрике неравносложные стопы имеющие равное количество мор, например дактиль и спондей.

ЭКВИРИТМИЯ – требование точной передачи переводчиком ритмических особенностей каждого отдельного стиха оригинала.

ЭКВИВОКАЦИЯ (ЭКИВОК) – двусмыслица, недоразумение, возникающее вследствие употребления какого-либо слова или выражения в двояком значении.

ЭКЗАЛЬТАЦИЯ – восторженно-возбуждённое состояние.

ЭКЗЕГЕЗА (ЭКЗЕГЕТИКА) – филологическое толкование литературных текстов, главным образом античных, а также объяснение библейских текстов.

ЭКЗЕМПЛА – в Испании средних веков жанр сатиры.

ЭКЗЕМПЛУМ – жанр короткого рассказа в средневековой Чехии.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – течение, выявляемое отчётливо лишь во Франции. Предельная напряжённость переживания, кризиса буржуазной цивилизации ХХ века как невозместимого износа духовных смыслов и ценностей. Метафорическое посвящение этой смыслоутраты через отсылку к извечному трагизму смертного человеческого удела, намерение преодолеть, перестраивая изнутри миросозерцательные установки самой личности, нравственно выпавшей из привычного социума и покинутой в одиночестве среди враждебного сущего.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ – внутриличностное бытиё человека, богатство его переживаний, не сводимых ни к каким внешним формам.

ЭКЗОТИЗМ – создание впечатления чего-то нерусского, чуждого русскому быту. Это делается путём использования иностранных слов (варваризмов), собственных имён или звуковым составом речи:
       От Рущука до старой Смирны,
       От Трапезунда до Тульчи,
       Скликая рать на праздник жирный,
       Толпой ходили палачи.
                                        Пушкин

ЭКЛЕКТИЗМ – 1)Механическое, нетворческое соединение внутренне несоединимых взглядов, художественных элементов; отсутствие единства,  целостности последовательности в убеждениях, теориях. 2)  Термин постмодернизма, когда смешиваются  в одном произведении различные литературные жанры и языки. Например, в романе может присутствовать жанр художественной литературы, научной, литературоведческой, исторической и т.д. на равных правах.

ЭКЛОГА (отбор) – в античной, а затем в европейской поэзии стихотворение на тему о пастушеской жизни в диалогической форме. Э. близка к идиллии и пасторалям. «Как жанровая форма эклога обособляется от идиллии, обозначая по преимуществу действие, бытовую сценку, тогда как за идиллией остаётся воспроизведение чувств, внутреннего состояния героя или автора» (И.В. Шталь).

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ постмодернизм –  воплощение идеи экологического ренессанса нашей планеты, экологического экуменизма, объединяющего представителей всех мировых религий во имя спасения природы, тема коэволюции природы и общества, природа рассматривается как эстетический объект.

ЭКСОД – в античной трагедии заключительная часть.

ЭКСОДИЙ – древнегреческая короткая и весёлая пьеса, следовавшая за драмой или трагедией.

ЭКСКУРС – отступление от главной темы для освящения побочного вопроса.

ЭКСЛИБРИС – книжный знак владельца книги. Небольшая в несколько сантиметров картинка, которую отпечатывают на кусочке бумаги и приклеивают на внутренней стороне книги, на внутреннюю сторону переплёта или обложки. На Э. пишется фамилия владельца книги. Этот книжный знак появился в Германии ХУ века, раньше книгопечатания.

ЭКСПЕРСЫразновидность португальской глоссы в ХVI веке, зависящей от количества строф.

ЭКСПЛИКАЦИЯ – 1) разъяснение, объяснение. 2) текст, содержащий разъяснение различного рода символов и обозначений.

ЭКСПОЗЕ – краткое изложение какого-нибудь документа, произведения, выдержка.

ЭКСПОЗИЦИЯ (воздержание от неподобающих слов) (объяснение) – предыстория события или событий, лежащих в основе литературного произведения. «Экспозиция мотивирует действие, которое развернётся впоследствии, проливая на него дополнительный свет» (Г.Н. Поспелов). «Экспозиция способна выступать не только как пассивный фон будущих действий, но в какой-то мере и как само действие» (А. Ревякин). Э. располагается в начале, реже в середине или в конце произведения.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (выражение) – идеалистическое течение в литературе Западной Европы, возникшее в начале ХХ века. Э. присущ крайний индивидуализм, субъективизм.  Э. даёт искажённое представление о действительности.

ЭКСПРЕССИЯ – выразительность, особая сила выражения чувств, взглядов и т.п. В искусстве качество, присущее художественным произведениям, обладающим особой силой эмоционального воздействия. Э. может быть характерной для всего произведения в целом или для отдельной его части. Она проявляется подчёркнутой выразительностью образов, достигаемой резко контрастным использованием изобразительно–выразительных средств данного вида искусства.

ЭКСПРОМТ – небольшое стихотворение, написанное или произнесённое сразу, без подготовки.

ЭКСТРАВАГАНТНОСТЬ – необычность, оригинальность, которая выделяет некоторые явления действительности или отдельные стороны этих явлений из общей массы им подобных

и воспринимается как нечто неожиданное, непривычное.

ЭКСЦЕНТРИКА – художественный приём, заострённо-комедийного изображения действительности, служащий для передачи невероятного, неожиданного, нарушающего привычную жизненную логику.

ЭКФРАЗЫ – риторические описания

ЭЛЕГИЯ – у древних греков общее название лирических стихотворений, написанных двустишиями (элегическим дистихом), независимо от их содержания. Римская элегия развила главным образом любовную тематику. Термин элегия стал применяться для обозначения печальной песни у Овидия (скорбные элегии). Эта тема утвердилась во второй половине ХVIII века в Европе у поэтов–сентименталистов, противопоставивших Э. высокой придворной оде.

ЭЛЕГИЧЕСКИЙ дистих – двустишие, состоящее из гекзаметра и пентаметра. Э.д. содержит в себе глубокую философскую мысль, вызывающую на размышления:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,
Старца великого тень вижу смущённой душой.
                                                                  
Пушкин

Друг мой! Учёные, верь, не такие, как кажутся боги;
Наше невежество – вот в чём нередко их сила!
                                                                     А.Майков

Грации, вами клянусь: милей Красота без одежды!
Полный гармоний, без рифм стих обнажённый милей!
                                                                    Вяч.Иванов

ЭЛЕНчетырёхстишная строфа в казахской поэзии с рифмовкой по типу ААБА. В каждом стихе одиннадцать слогов, большая постоянная цезура после шестого слога.

ЭЛИЗИЯ – ритмико-фонетическое явление в стихе, заключающееся в том, что при наличии двух соседних гласных, принадлежащих к двум смежным словам, одно из них сокращается в произношении настолько, что теряет определённую метрическую меру и почти выпадает. Э. используется как термин античной поэзии. Наблюдается в итальянском и французском языке. В русском стихе элизии нет.

ЭЛИТАРНОЕ искусство – искусство, ориентированное на небольшую группу людей.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ культура – культура эпохи эллинизма и культура, возникшая в результате  воздействия греческих элементов и местных.

ЭЛЛИПСИС (ЭЛЛИПС) выпадение, опущение. Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. «Выкидкой», эллипсисом,  достигается динамичность и сжатость речи, передаётся напряжённая смена действий:
       Мы сёла – в пепел,
       Грады – в прах,
       В мечи – серпы и плуги…
                             Жуковский

Э. часто встречается в поговорках.
       Начало реки – в горах,
       Сила вождя – в народе.
                       (монгольская поговорка)

ЭЛОКВЕНЦИЯ – красноречие, витийство.

ЭЛУ-СИЛО – в ланкийской поэзии способ стихосложения, имитирующий санскритскую метрику и основанный на чередовании групп долгих и кратких слогов.

ЭКСПРЕССИЯ – повышенная, обострённая эмоциональность, выразительность, яркое проявление чувств.

ЭКСТРАВАГАНТНЫЙ – расходящийся с общепринятыми нормами, необычный, причудливый.

ЭМБЛЕМАТИЧЕСКАЯ поэзия – жанр нидерландской литературы. Разделялась на темы: суета сует, розы и шипы любви, добродетель и порок. Исполнялась на старый мотив, указанный после заглавия.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ окраска героя – необходимость фиксировать внимание читателя, возбуждать внимание и интерес к судьбе отдельных персонажей. Эмоциональное отношение к герою есть факт художественного построения произведения. Иногда даётся отталкивающая характеристика героя, иногда герой вызывает сочувствие читателя.

ЭМПАТИЯ – сопереживание как способ познания мира.

ЭМФАЗА – в поэтике направление речи, усиление её эмоциональной выразительности. Эмфатический характер речи придают различные фигуры: восклицания, риторические вопросы, и обращения и т.д.   И.Бродский в своём длинном стихотворении «Памяти Т.Б.»  с помощью эмфазы (слово-образ «лента») подчёркивает мысль о вечной и бренной жизни .

1
Пока не увяли цветы и лента
Ещё не прошла через зелень лета,
Покуда черна и вольна цыганить,
Ибо настолько длинна, что память
Моя, как бы внемля её призыву,
Потянет её, вероятно, в зиму.
2
прими от меня эту  рифмо-ленту,
которая если пройдёт сквозь Лету,
то потому, что пошла с тобою
опередившей меня стопою;
и это будет тогда, подруга,
твоя последняя мне услуга…

ЭМФАТИЧНОСТЬ – интонационная самостоятельность слова. Э. общее свойство в стихотворной речи.
       Ночь, улица, фонарь, аптека…
                                            Блок

Каждое из слов самостоятельно по внутреннему содержанию. В стихе словораздел имеет совершенно иное значение, чем в прозе и разговорной речи, может заменять целую фразу, хотя и входит в неё.

ЭНДАША – португальский стихотворный песенный размер.

ЭНДЕКАСИЛЛАБ – стих в одиннадцать слогов с ударением на десятом. Не имеет цезуры.

ЭНИГМА – загадка.

ЭНКЛИЗА – примыкание слога или слова к предшествующему слову с  потерей ударения и образование единого фонетического слова.

<<< Назад        Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

 

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"

Яндекс.Метрика