Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей     Тесты   Конкурсы  Гостевая

Владимир Шилин

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

А

АЙРЕН –  жанр любовной иногда дидактической песни, монострофической формы: четыре стиха по пятнадцать слогов. Стих делится на два полустишия из семи-восьми слогов с ударением в первом полустихе на 2,5,7 слогах, во втором полустишии на 3,5 и 8 слогах. А. возник в армянской средневековой поэзии.

       Выбери четверостишье, что на ум тебе придёт,

       Говори про наше время, про людей, про жизни ход.

       Только не хули без смысла бездомовников-сирот,

       Полагая, что скитальцы необидчивый народ.

                 Напет Кучак армянский поэт ХIII–ХIV вв.


АЙТЫС
– у киргизов, казахов и каракалпаков, одна из традиционных форм устной народной поэзии, исполняемой на публичных состязаниях акынов (поэтов-певцов). Жанр А. требует особой находчивости,  импровизаторского мастерства: в состязании побеждает тот, кто последним ответил на стихи соперника


АЙТЫСУ
– стихотворение диалогической формы в казахской поэзии. Строится по принципу амёбейной композиции.


АЙЯМАЛЬ-АРАБИ
– рассказы о битвах племён. Художественная проза арабов.


АКАДЕМИЗМ
– направление в искусстве, которое догматически следует сложившимся канонам античности и Ренессанса.


АКАДЕМИЧЕСКОЕ издание
– тип научного издания сочинений писателя, когда текст выверяется по всем доступным источникам – рукопись, авторская корректура, авторизованное печатное издание. Приводятся все редакции данного текста и варианты. Даётся научный комментарий, указатели и т. д.


АКАТАЛЕКТИКА
– в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении окончание строки полной стопой, в отличие от урезанной стопы.  А..в ямбе и анапесте – на ударный слог:

                      Восстань, о Греция, восстань!..

       В хорее и амфибрахии – на один безударный:

                      Город, пышный, город бедный…

       В дактиле – на два безударных слога:

                      Тучки небесные вечные странники...


АКАТОЛОГИЯ –   
собрание едких, остроумных эпиграмм.


АКАФИСТ
– 1) в церковной литературе хвалебная песня в честь Христа, Богоматери и святых. Хвалебное произведение. 2) Насмешка под видом восхваления.


АКЕФАЛИЧЕСКАЯ книга – 
книга, в которой нет заглавия.


АККАДСКИЙ стих
древнейший семитский чисто тонический стих: два полустишия по два слова, без аллитераций, но с подчёркнутым параллелизмом:

       Ударю в дверь/ засов разломаю,

       Ударю в косяк/ повышибу створки,  

       Подниму я мёртвых,/ живых съедят,

       Больше живых/ умножатся,  мёртвые.

Образно и семантически А. стихи  сходны со стихами Библии.


АКМЕИЗМ
– литературное направление, возникшее в 1912-13 гг. ХХ в. Основателем является Н.Гумилёв и С. Городецкий, возглавлявшие «цех поэтов», а потом группу поэтов-акмеистов. Акмеисты провозгласили отказ от символизма:  стремились противопоставить миру символизма возврат  к предметности реального мира, поэтизировали природное начало, «звучащую красоту» слова. Однако призывы к здоровому, плотскому ощущению жизни увязывалось у них с пониманием непознаваемого, иначе говоря, А. сочетал тягу к жизни с уходом в мистицизм.  Поэтому на практике акмеисты были теснее связаны с символизмом, чем в теории.


АКРИБОЛОГИЯ –
строгий выбор выражений, точность речи.


АКРИЙСКИЕ песни
– византийские народные богатырские песни. Жанр фольклора.


АКРОМАТИЧЕСКИЙ
– состоящий из сплошной, не прерываемой вопросом речи.


АКРОМОНОГРАММА
– стихотворение, каждый стих которого начинается последними буквами предыдущего стиха. Лексико-композиционный приём, заключающийся в повторении конца стиха. Различается три вида А.: 1) слоговая, когда предыдущий слог повторяется в начале следующего стиха:             

       Но когда коварны очи

       Очаруют вдруг тебя.

                            Пушкин

2) лексическая, когда слово или ряд слов в конце строки повторяются в начале следующей строки из народного фольклора:

       Далеко ли ты, широко ли ты, степь, протянулася,

       Протянулася ты, степь, вплоть до Царицына!

3)  рифменная, встречается в поэзии редко и заключается в смежной рифмовке слов, стоящих на стыке двух строк:

       Реет тень глубокая, объята

       Ароматом нескошенных трав,

       Но упав на зелёную землю,

       Я объемлю глазами простор.

                                     Брюсов      


АКРОМОНОСИЛЛАБИНА
– стихотворение, каждый стих которого начинается последним слогом предыдущего стиха.


АКРОСТИХ
(начальный) – стихотворение, в котором начальные буквы составляют какое-л. слово или фразу, например, в стихотворении Льва Мея «Загадка»:

       Развязные,  вполне живые разговоры,

       Язвительный намёк и шуточка подчас,

       Блестящие, как сталь отпущенная, взоры

       И мягкий голос ваш смущают бедных нас.

       Но угадайте, что поистине у вас

       Очаровательно и сердце обольщает?

       В раздумье вы?.. Так я шепну вам на ушко:

       Кто знает вкус мой, тем и угадать легко,

       А кто не знает, пусть посмотрит: угадает…

Древнейшей формой акростиха был «абецедарий»: начапльные буквы стихов или строф следовали в простом алфавитном порядке.

Бывают и более сложные расположения выделенных слов (фраз) в стихотворном тексте, например по диагонали: 1-я буква 1-ой строки, 2- буква 2-ой строки, 3- буква 3-ей строки и т.д.. Таким «акростихом» писал сонеты Эдгар По, а переводил В. Брюсов. Наряду с актростихом  существует и «акропроза», например, газетный фельетон (январь 1917 г.) А.В. Амфитеатрова. «Рысистая Езда Шагом Или Трусцой Есть Ледяное Неколебимое Общественное Настроение… И, Ох, Чтобы Его Милое Пошевелить Или Сбить Адская Твёрдость Нужна Едва Ли Завтра Явится Предсказуемая! Робкая, Еле Движущаяся Вялость, «Археянство» Рабское, Идольская Тупость, Едва Ловящая Новости, А Ярких Целей Если Не Зовом Урядника Рекомендованных, Артистически Бегущая Елико Законными Оходами, Безмерная Растрёпанность, Асбестовая Заледенелая Невоспламеняемость, Исключительно Чадная Атмосыера, Этическая Тухлость, Чучела Ухарские, Дурни-Обломовы, Волки И Щуки Наполняют Общество…»  См. МЕСОСТИХ, ТЕЛЕСТИХ.


АКСЕССУАРЫ
– в литературе – второстепенные детали, характеризующие те или иные предметы, вводимые в поле зрения читателя.


АКСИОЛОГИЯ –
учение о ценностях.


АКТ
– законченная часть драматического произведения; иногда заменяется словом действие.


АКТУАЛЬНАЯ
тема – тема, свойственная кругу современных культурных запросов. Самая элементарная форма А. т. – злободневность, вопросы дня.


АКУЛЬТУРАЦИЯ
– процесс приобретения одним народом тех или иных норм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.


АКУСМА
– элемент фонемы, учитывающий только её музыкально-звуковые, слуховые стороны.


АКХЬЯНА
– рассказ, повествование,– жанр древнейших памятников литературы многих народов Индии.


АКЦЕНТ в речи –
ударение в речи на определённом слове. Ударения придающие фразе и её обособленным частям определённый смысл – логический акцент. Постановка дополнительных акцентов, имеющих эмоционально-выразительное значение – эмфатический акцент.


АКЦЕНТ ритмический
– ударение, стоящее на сильном месте стопы в силлабо-тоническом стихе, совпадает с ударением в слове.


АКЦЕНТНАЯ система
– система стихосложения в тоническом стихе. Появилась наравне с равносложной в конце ХVIII в. и особенно укрепилась в начале ХІХ в.


АКЦЕНТНЫЙ стих  
– или ударник. Стих, ритмика которого организуется на более или менее равном количестве ударений по стихотворным строкам; число слогов в строке и безударных слогов между ударными произвольно:

                   Во грАде было во КИеве,

                   ЖилА-былА молодА вдовА…


А.с.
-- основная форма тонического стихосложения, к нему тяготеют русские былины, исторические песни.  В начале ХХ века вновь получил популярность, особенно ярко в творчестве Маяковского. «В акцентном стихе, построенном на сочетании ударений, а не слогов, повышается ритмическая выделенность (а, следовательно, и интонационная самостоятельность) речевых отрезков, несущих ударения, то есть слов и объединённых одним сильным ударением словосочетаний» (А.Карпов).


АКЦЕНТУАЦИЯ
– совокупность или система явлений ударений, иначе говоря, повышение голоса в местах, требующих этого.


АКШАРА-ЧХАНДЕРС
–  в индийской поэзии размер стиха слогочитающий, силлабо-метрический.


АКЫН
– народный певец-поэт у казахов и киргизов.


АЛАБАНДИЗМ –
отсутствие вкуса в произведениях искусства.


АЛАМАТА –
в филиппинской литературе легенда.


АЛАНКАРА
украшение, термин древнеиндийской поэтики обозначающий совокупность стилистических форм (фигуры, тропы), придающих речи поэтический характер. Различаются смысловая и словесная А. К смысловой (арталанкара) относятся: упама (сравнение), рупака (метафора), дипака (отношение одного и того же атрибута к двум и более объектам), атишайокати (гипербола). К словесной  А. (шабд-аланкара) относятся: анупраса (аллитерация), ямака (повторение слов, слогов), шлема (каламбур).


АЛАНКАРАШАСТРА
– термин индийской поэтики, «наука об украшениях».


АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ школа
– ряд философских и литературных течений, сменявшихся в Александрии с III в. до н.э. по IV в. н.э.


АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ стих
– ямбический шестистопный стих с цезурой после третьей стопы. Французский двенадцатистопный. А. с. получил своё название «героический стих» (александриец) в ХV веке от поэмы  Ламберта ле Торта «Роман об Александре» –  Македонском (ХII в.). В XVII веке уже различались «героический александриец» (двенадцатисложник с парной рифмовкой) и элегический  «александриец» (с перекрёстной или иной рифмовкой) – ведушие «долгие» размеры французских стихов трёх столетий.

       Дитя гармонии – александрийский стих,

       Ты мёд и золото для бедных губ моих.

 

       Я истощил свой дар в желаньях бесполезных.

       Шум жизни для меня, как звон цепей железных…

 

       Где счастие? Увы – где прошлогодний снег…

       Но я ещё люблю стихов широкий бег,

 

       Вдруг озаряемый, как солнцем с небосклона,

       Печальной музыкой четвёртого пеона.

                                      (Перевод  Георгя Иванова)

Итальянский А.с., назывался – «мартеллианский стих».

Роза благоуханная, / являешься ты летом,

       Жёны и девы чистые / встают к тебе с приветом;

       Вызволь меня из пламени, / будь твоя воля в этом…

                                        Чьело д’Алькамо, ХIII в.


АЛКЕЕВ стих
античный стихотворный размер, десятисложный стих, состоящий из двух дактилических и двух хореических стоп. Назван в честь поэта Алкея (современника Сапфо, V в.до н.э.), который громил тиранов, воспевал храбрость.


АЛКЕЕВА строфа
– античная четырёхстишная строфа, изобретённая Алкеем, состоит из стихов трёх видов: два алкеевых 11-сложника, алкеев 9-сложник и алкеев 10­–сложник.

       Да не поддастся слабости круг борцов!

       Друзья, грядёт к нам буря великая.

       О вспомните борьбу былую,

       Каждый пусть ныне стяжает славу.

 

       Не посрамим же трусостью предков прах,

       В земле под ногами здесь упокоенных:

       Они воздвигли этот город

       На благоденствие нам, потомкам.

       («Новый вал» – 3 и 4 строфа. Переводчик Я.Голосовкер)


АЛКМАНОВ стих
– античный одиннадцатисложный стих. Это усечённый четырёхстопный дактиль, в котором допускается замена дактиля спондеем, имеющим одинаковое с дактилем количество долей.


АЛКМАНОВА строфа
–  античная двустишная строфа, в которой первый стих является гекзаметром, а второй – алкмановым стихом. Алкманова строфа и стих названы именем их создателя поэта Алкмана, VII в. до н.э.


АЛКМЕОНИЧЕСКИЙ стих
– стих, состоящий из трёх дактилей и одного долгого слога или двух дактилей и одного долгого слога.


АЛЛЕГАЦИЯ –
ссылка в разговоре или сочинении на известного писателя.


АЛЛЕГОРИЯ
– в поэзии один из способов выражения отвлечённых понятий, мыслей с помощью конкретного образа, например,  смерть – скелет с косой. А. употребляется в баснях, притчах и т. д. «Поэтический образ каждый раз, когда воспринимается и оживляется понимающим, говорит ему нечто иное и большее, чем то, что в нём непосредственно заключено. Таким образом, поэзия есть всегда иносказание, аллегория в обширном смысле слова» А.А.Потебня.


АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ роман
– жанр средневековой литературы. Аллегория дала возможность писателям изображать важнейшие стороны общественной жизни (пороки и достоинства) и духовной жизни. Раскрылись сатирические и идеализирующие возможности аллегории, её универсальный характер.


АЛЛИТЕРАЦИЯ
– в стихе повторение однородных согласных, придающих строке особую звуковую выразительность. Элементарным видом А. является звукоподражание:

       Величавый возглас волн.

                            Бальмонт

       Шипенье пенистых бокалов

       И пунша пламень голубой.

                               Пушкин

«В стихе играет нередко очень существенную роль фонетический ритм – повторы однородных согласных (аллитерация) и гласных (ассонанс) звуков. Так, например, в пушкинском стихе

Роняет лес багряный свой убор…

Повторение «р» имеет первостепенное ритмическое значение. Оно создаёт своеобразие самого рисунка стиха: стих начинается и кончается звуком «р», а третье «р» расположено в самом его центре. Очарование этого стиха, сразу захватывающее слушателей, во многом обусловлено этой инструментовкой» В.В.Кожинов.


АЛЛИТЕРАЦИОННЫЙ стих –
принадлежа к категории акцетного стиха, отличается от него системой обязательных звуковых повторов, расположенных в определённых местах стиха. Например,

в древнегерманском стихосложении характерной была «горизонтальная» аллитерация; количество слогов в стихе от ударения до ударения – произвольное. В поэзии народов Средней Азии и бурятов наиболее популярной является «вертикальная» (анафорическая) аллитерация стиха. В России до ХVIII века А.с.не употреблялся.

       Бугристы берега, благоприятны влаги,

       О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят,

       О, грады, где торги, где мозгло-круглы браги…

                                                Ломоносов


АЛЛОГРАФ –
чужой почерк, подложная рукопись.


АЛЛОНИМ
– разновидность псевдонима – собственное имя другого лица: В.Крестовский – Н.Д. Хвощинская – Зайончковская (1825-1889).


АЛЛОТРИОЛОГИЯ
– введение в речь посторонних её сущности элементов.


АЛЛОТРОПИЯ
– внесение в стихотворение посторонних мыслей, не связанных напрямую с содержанием.


АЛЛЮЗИЯ –
стилистическая фигура, одна из форм иносказания, выражение, являющееся намёком на известное литературное произведение: «демьянова уха»  (Крылов), «слава Герострата» (мифы Древней Греции). 


АЛОГИЗМ
– сочетание противоречивых понятий, создающее определённый стилистический эффект:

Причешите мне уши.

                            Маяковский


АЛФАВИТНЫЙ стих
–  когда каждый стих  или строфа начинается в алфапвитном порядке.

       Антисемит Антанте мил.

       Антанта сборище громил.

       Большевики буржуев ищут.

       Буржуи мчатся вёрст за тыщу.

                                 Маяковский


АЛЬБА
–  утренняя песня, одна из наиболее типичных форм средневековой куртуазной лирики. А. изображает любовное свидание рыцаря с женой сеньора, прерываемое утренней зарёй. В А. преобладает диалогическая форма – чередование строф рыцаря и дамы.


АЛЬБОМ
– книга или тетрадь для стихов.


АЛЬБОМНЫЕ стихи
лирический жанр ранней средневековой французской поэзии. Стихи поэтов-дилетантов, писавших главным образом рондо и баллады. Из Франции А. с. распространились по всей Европе.


АЛЬБОРАДО
– в Испании утренняя песня пастуха в честь Солнца, исполнялась на волынке или флейте в сопровождении ударных инструментов.


АЛЬВАРЫ
–  в тамильской поэзии сочинители любовных стихов о Кришне.


АЛЬДИНЫ
– первопечатные книги, вышедшие из типографии Альда Мануцци Старшего и его потомков. (Италия, Венеция ХV–ХVI вв.). Альдинские буквы – вид шрифта.


АЛЬМАНАХ
–  литературный журнал. Впервые альманахи появились в Зап.Европе во второй половине ХV века.  В России первые А. издавались в 1794–1799 гг. "Аглая" и "Аониды"  – Карамзиным, "Полярная звезда" – Рылеевым и Бестужевым.


АЛЬ МУТАКАРИБ –
арабский стихотворный размер, создающий монотонный ритм. В стихах – «аль мутакариб» –  символ однообразия.


АЛЬТЕРНАНС
– правило чередования рифм в стихе строфического строения.


АЛЬТЕРНИРУЮЩИЙ
ритм – обозначение смены сильного слога слабым и обратно в хореическом и ямбическом стихе. Но в стихе есть ещё и безударные пиррихии: вот их чередование со строго метрическими стопами ямба и хорея и создаёт альтернирующий ритм стиха.


 <<< Назад  Дальше >>>
 

Справочник по стихосложению

 

Словарь разновидностей рифмы

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь литературоведческих терминов

Поиск   Главная   Стихи   Авторы   Стихосложение   Словари    Лаборатория    Стихи о поэзии    Музей      Тесты   Конкурсы  Гостевая

© 2002-2005 "Русские рифмы"

Яндекс.Метрика