С
САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА
- строфа, изобретённая
лревнегреческой
поэтессой Сапфо в 7-6 вв. до н.э.
Графическая схема строфы:
--- --
-----
-----
--
Сапфическая строфа -
одна из наиболее употребительных строф в античной поэзии. Имитировалась в тоническом
стихосложении.
Ночь была прохладная, светло в небе
Звёзды блещут, тихо источник льётся,
Ветры нежно веют, шумят листами
Тополы белы.
(А.Н. Радищев)
Сапфо
- знаменитая эолийская поэтесса, оставившая яркий след в античной литературе.
Дошедшие сведения о ней весьма противоречивы. Известно лишь, что она родилась и
жила на острове Лесбос; будучи аристократкой, имела
свою школу по обучению девушек наукам и музыке; имела
дочь и дожила до старости. Жители Эфеса изображали Сапфо на своих монетах, её
уважал Платон: "Девять считается Муз, но их больше -
ведь Музою стала и лесбиянка Сафо. С нею их десять теперь."
Сапфо привнесла в греческую литературу лирическую тему любви и эротики, что
было смело и ново по тем временам. Её поэзия пронизана личными чувствами и
ощущениями, вплоть до самозабвения и физиологических потребностей. Эротикой и
утончённой чувственностью пропитаны и её стихи о природе - везде присутствует
страсть: звёзды навевают на неё любовные мечты, ручей
пленяет своей дремотой, ветер зовёт к искушению.
Я негу люблю,
Юность люблю,
Радость люблю
И солнце.
Жребий мой - быть
В солнечный свет
И в красоту влюблённой.
(пер. В. Иванова)
Излюбленный жанр Сапфо -
эпиталамии - свадебные песни перед первой брачной ночью. Сапфо писала также
гимны, элегии и эпиграммы, но в историю литературы вошла, прежде всего, как
основоположница любовной лирики и изобретательница строфы, которой писали после
неё многие поколения поэтов.
САРКАЗМ
(греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая
степень иронии.
САТИРА
–
обличение, осмеяние порочных
явлений действительности. Сатирическими могут быть,
как отдельные образы, ситуации и эпизоды, так и целые произведения.
Выразительные средства сатиры: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория,
пародия и др. Классики сатиры: Мольер, Дж. Свифт,
М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя.
СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ
- ударение на слабом месте
стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» , М. Ю. Лермонтов).
Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность,
что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ
СТИХОСЛОЖЕНИЕ
(греч. syllabe - слог) - система стихосложения, основанная
на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительна преимущественно в языках
с постоянным ударением - тюркских, романских (французский, испанский,
итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской
поэзии силлабическое стихосложение употреблялось с середины 17 в до 30-х годов 18 века; основные размеры 8-,11- и 13-сложный . Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл самый
крупный русский стихотворец второй половины 17 века учёный-монах, приближённый к
царскому двору, Симеон Полоцкий.
В связи с тем, что основным правилом при написании «виршей»(от лат.versus
) было соблюдение равного количества слогов (невзирая на ударения в словах),
применялись разноударные рифмы со смещением ударения, как например: ле-тит
– светит, те-бе – небе…
Если же смещения не происходило, стихи становились похожи на прозу, были
тяжеловесны и неуклюжи.
Всё это привело к тому, что впоследствии слова «вирши» и «виршеписец» приобрели
уничижительный характер и стали синонимами бездарности. Силлабическое
стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова.
Монаху подобает в келий седети,
Во посте молитися, нищету терпети,
Искушения врагов силно побеждати
И похоти плотския труды умерщвляти…
…Не толико миряне
чреву работают,
Елико то монаси поят, насыщают.
Постное избравши житие водити,
На то устремишася, дабы ясти, пити...
(Симеон Полоцкий)
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
(греч. syllabe - слог
и tonos
- ударение) - разновидность тонического стихосложения, основанная на
упорядоченном расположении ударных и
безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются исключительно
ударные слоги, на слабых - безударные. Основные метры силлабо-тонического
стихосложения: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
Силлабо-тоническое
стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив
силлабическое стихосложение.
СИЛЛЕПС
(греч.syllepsis
– захват) – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом
подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись», А.Н. Крылов). Часто
используется в комических целях («за окном идёт дождь, а у нас – концерт»).
СИМПЛОКА
(греч. symploke -
сплетение) - повторение начальных и конечных слов в смежных стихах
или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце («И я
сижу, печали полный, один сижу на берегу»).
СИНЕКДОХА
(греч. synekdoche -
соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
(М.
Ю. Лермонтов)
СИЦИЛИАНА
- восьмистишие с
перекрестной рифмой АБАБАБАБ.
СЕКСТИНА
-
шестистишие с рифмовкой ABABAB.
Опять звучит в моей душе унылой
Знакомый
голосок, и девственная тень
Опять передо мной с неотразимой силой
Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;
Но тщетно памятью ты вызван,
призрак милый!
Я устарел: и жить и
чувствовать - мне лень.
(Л.А.Мей)
СЕМАНТИКА
(греч.semantikos
– обозначающий,
sema –
знак) – смысл слова или предложения;
раздел языкознания, исследующий значения
слов и словосочетаний.
СЕМИСТИШИЕ
(септима) - сложная строфа из семи стихов.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Hедаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М.Ю. Лермонтов)
СЕНТЕНЦИЯ
(лат.
Sententia
– мысль, суждение) – нравоучительное изречение («Зри в корень!», Козьма Прутков).
СКАЗ
– устный народный рассказ, без вымысла повествующий о прошлом.
СКАЗКА
– фольклорный жанр; вымышленное прозаическое произведение бытового или
волшебного характера.
СКОРОГОВОРКА
– быстро
проговариваемая фраза, часто в виде каламбура
(На дворе – трава, на траве – дрова). Часто эффект скороговорки
достигается с помощью аллитерации -
повторения
однородных согласных.
Ужа оса
ужалила,
Ужу ужасно жаль его.
Один Клим клин колотил.
Был баран белорыл,
Всех баранов перебелорылил. |
Вылит колокол, кован колокол,
Да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать,
Да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоковать
Да перевыколоколовать. |
(русские народные скороговорки) |
СЛЕНГ
(жаргон) - вариант
разговорной речи (в т. ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи),
не совпадающий с нормой литературного и создаваемый с целью языкового
обособления (первоначально - воровской язык).
СЛОВОРАЗДЕЛ
-
граница между словами в стихе. При постоянном совпадении словораздела со стопой
возникает ощущение монотонности. Словораздел может фиксироваться графически.
Бросьте!
забудьте,
плюньте
и на рифмы,
и на арии,
и на розовый куст,
и на прочие мелехлюндии
из арсеналов искусств.
(В. Маяковский)
СЛОГ-
единица соизмеримости стихов во всех языках.
СМЕЖНАЯ РИФМОВКА
-
способ чередования рифм в строфе, при котором рифмуются смежные строки (ААBB).
Чтоб дружбу товарищ
пронёс по волнам, -
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!
(А. Прокофьев)
СМЕШАННАЯ РИФМОВКА
–
способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее
известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и пр. Примеры
смешанных рифмовок: октава –
ABABABCC, лимерик – ААВВА,
терцина - ABА BCB CDC и т.д.
СОЛЕЦИЗМ
-
неправильный
языковой оборот, тем не менее, не нарушающий смысла высказывания. Может использоваться для
создания стилистического эффекта («Сколько время?»).
СОНЕТ (прованс.
sonetto
– песенка) - стихотворение из 14 строк из двух четверостиший
и двух трёхстиший. Родина сонета - Италия. Популярен в поэзии Возрождения,
барокко, романтизма.
(Ф. Петрарка, В. Шекспир и др.)
Итальянский сонет строится по схеме
«4+4+3+3»
Когда, как солнца луч, внезапно озаряет
Любовь ее лица
спокойные черты,
Вся красота других, бледнея, исчезает
В сиянье радостном
небесной красоты.
Смирясь, моя душа
тогда благословляет
И первый день
скорбей, и первые мечты,
И каждый час любви, что тихо подымает
Мой дух, мою любовь
до светлой высоты.
Свет мысли неземной
лишь от нее исходит,
Она того, кто вдаль
последует за ней,
Ко благу высшему на
небеса возводит,
По правому пути, где
нет людских страстей.
И, полон смелостью, любовью вдохновленный,
Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной!
(Ф. Петрарка)
Английский сонет строится по схеме – «4+4+4+2».
Сравню ли я тебя с весенним днем?
Спокойней ты, нежнее и милее.
Но ветром майский цвет на смерть влеком,
И лето наше мига не длиннее.
Небесный глаз то блещет без стыда.
То скромно укрывается за тучей;
Прекрасное уходит навсегда,
Как рассудил ему природы случай.
Но твой не завершится ясный день,
Ему не страшны никакие сроки;
Ты в смертную не удалишься тень,
В бессмертные мои отлитый строки.
Пока дышать и видеть нам дано,
Живёт мой стих - и ты с ним заодно.
(В. Шекспир)
СПЕНСЕРОВА СТРОФА
- девятистишная строфа с рифмовкой
ABABBCDC
и т.о., представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну
стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева
фей» (1596).
СПОНДЕЙ
- стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может
быть два ударения подряд.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
СРАВНЕНИЕ
– слово или выражение,
содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой.
(«Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении
обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…
(А.С. Пушкин)
СТАНСЫ
(франц. stance - строфа)
-
небольшое элегическое стихотворение, каждая строфа которого представляет собой
законченное смысловое и синтаксическое целое.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
- обороты речи,
применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания:
анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.
Подробнее...
СТИЛЬ
(лат. stilus
– палочка для письма, манера письма) – общность выразительных приёмов, образной
системы, характеризующая творчество писателя (любого творца), произведения или
направления в искусстве (реализм, модернизм, символизм…) или даже целой эпохи
(готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм…) Индивидуальный стиль –
творческая манера, неповторимый почерк автора.
СТИХ
(греч. stichos - ряд,
строка)
1.Единица ритмически организованной художественной речи, строка
стихотворения.
2.Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение,
поэма…)
3.Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную
тему (Духовные стихи).
СТИХОВЕДЕНИЕ -
раздел литературоведения, изучающий стихи. Разделы: фоника (о сочетаниях звуков
в стихе), метрика и ритмика (о сочетании сильных и слабых мест в стихе),
строфика (о сочетаниях стихов
в строфы).
СТИХОСЛОЖЕНИЕ
– способ, искусство
организации стихотворной речи. Второе название - версификация (лат.
versus
– стихи,
facio
- делаю). Версификатор – ироническое название поэта. Подробнее...
СТИХОТВОРЕНИЕ -
небольшое поэтическое произведение в стихах.
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ
- небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме
без признаков метра и рифмы, отличающееся мелодичностью и напевностью.
Во дни сомнений, во дни тягостных
раздумий о судьбах моей родины, -
Ты один мне поддержка и опора, о великий,
могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при
виде всего, что свершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был
дан великому народу!
(И. С. Тургенев)
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР
–
способ организации звукового
состава стихотворения. В силлабическом стихосложении определяется числом слогов;
в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и
числом стоп.
Подробнее...
СТОПА
– единица длины стиха, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.
Графически стопа изображается с помощью схемы, где «
- » - ударный слог,
а « »
- безударный.
Стопы бывают двухсложные:
ямб (
-), хорей ( -
);
трёхсложные: дактиль(-
),
амфибрахий( -
),анапест(
-).
четырёхсложные: пеон (-
,
-
,
-
,
-)
Подробнее...
СТРОКА
- слова, написанные в
одну линию. Строка стихотворения - стих.
СТРОФА
(греч. strophe - поворот) - группа стихов, с
повторяющейся организацией ритма и(или) рифмы. Существуют строфы с устойчивым
чередованием различных метров: (алкеева строфа, сапфическая строфа),
а также различных клаузул и рифм. К последним относятся: двустишие(дистих),
трёхстишие (терцина), четверостишие(катрен),пятистишие(квинта), шестистишие(секстина),
семистишие (септима), восьмистишие
(октава), девятистишие (нона), десятистишие (децима). Также: онегинская строфа
(14-стишие), одическая строфа, балладная строфа, сонет, рондо, триолет, лимерик
и пр. Повторяемость - основной признак строфы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли (теме). При
смене строфы меняется и тема. Подробней...
СТРОФИКА
- раздел
стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное
целое.
СТРОФОИД
- поэтический текст
со строфами непостоянной длины.
(«Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов )
СТЫК
(акромонограмма)
- лексико-композиционный
приём; звуковой повтор на грани
двух смежных слов, стихов, строф или предложений.
Сидел я
под клёном и думал,
И думал о прежних годах.
(А.К.Толстой) |
О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
(А. Блок) |
СЮЖЕТ
(франц. sujet - предмет) - последовательность и
связь описания событий
(фабулы) в литературном или сценическом произведении.
Назад
Дальше
|