П
ПАЛИНДРОМ (греч.
palindromos
– бегущий обратно)
- текст, одинаково
читающийся от начала к концу
и от конца к началу ("Аргентина манит негра" М.
Булгаков"; «А муза раба разума?»;«Тут хорош сыр, крыс шорох тут",
«А роза
упала на лапу Азора»,
А. Фет). Русское название палиндрома – перевертень.
Стихи из палиндромов - палиндромоны
- относятся к экспериментальной поэзии (В. Хлебников и др.).
Примеры...
Циклопалиндром
ПАМФЛЕТ -
публицистическое произведение на злободневную тему, написанное с целью
социально-политического обличения. Памфлет тесно связан с сатирой. Может быть
обличён в стихотворную форму (В.В. Маяковский).
ПАНЕГИРИК
(греч. panegyrikos
logos - похвальная публичная речь) –
хвалебная торжественная речь, посвящённая людям или
явлениям: царям, богам, городам, чувствам и т.д. Сродни оде.
ПАНТОРИМ – стих , в котором все слова
рифмуются между собой.
"Сорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий).
Подробней см. Панторифма.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)
ПАРАБОЛА
(греч.
parabole
– сопоставление, подобие) – символическая прозаическая притча, принцип
художественной образности. (Г. Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Э. Хемингуэй
«Старик и море» и т.д.)
ПАРАЛЛЕЛИЗМ
- тождественное или
сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый
поэтический образ.
В синем море волны плещут.
Мчаться
тучи, вьются тучи...
В синем небе звезды блещут.
(М.Ю. Лермонтов)
(А. С. Пушкин)
Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический,
композиционный.
ПАРАФРАЗА
(греч. paraphrasis -
пересказ) – вольное изложение текста, пересказ другими
словами.
ПАРОДИЯ
(греч.
parodia
– перепев) – жанр в
литературе, комическое или сатирическое подражание кому-то или чему-то;
высмеивание стилистических и других приёмов какого-либо писателя (поэта),
основанное на утрировании его манеры письма. Первые пародии в русской поэзии
встречаются в 18 в. у А.Сумарокова ("Дифирамб Пегасу", написанный на
стихотворение В. Петрова). Позже пародии писали В.Жуковский, И.Крылов, Д.Минаев,
В.Курочкин, А.Измайлов и др. Классиком русской современной стихотворной пародии
стал поэт-пародист Александр Иванов (1936-1996).
Примеры
современных поэтических пародий.
ПАРОНИМЫ
(греч.
para – возле и
onyma
– имя) – слова, близкие по звучанию,
но различные по смыслу (кино – кинолог, банк – банка, база – базис, штопать –
штопор…). Паронимия – стихотворная игра
паронимами (схема – смеха, сторожил – старожил, отдушина – задушена, граблю –
грабли…). На паронимии
часто строятся каламбуры и скороговорки:
Коля колет колья.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
- экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на
самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения
(«И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).
ПАСКВИЛЬ
–
сочинение, содержащее нападки, компрометирующее и клеймящее кого-либо или
что-либо. Близок к памфлету, но более резок и груб, что не даёт оснований
относить его к литературному жанру.
ПАСТОРАЛЬ (лат.
pastoralis - пастушеский) - жанровая разновидность новоевропейской литературы
14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим
мировосприятием.
ПАУЗА
(греч.
pausis
– остановка)
– небольшой перерыв в
речи. В стихах паузы делятся на логические и ритмические, могут выполнять
метрические функции. Бывают также внутренние (цезура) и конечные паузы.
ПЕГАС
- в греческой мифологии крылатый конь, родившийся из туловища убитой Персеем
Горгоны Медузы. От удара копытом Пегаса на горе Геликон возник источник
Гиппокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Образ Пегаса - символ
поэтического вдохновения («оседлать Пегаса»).
Подробней...
ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная
часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй -
пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в
середине и в конце стиха. Схема:
-ÈÈ-ÈÈ-//-ÈÈ-ÈÈ-.
В чистом виде пентаметр не употреблялся.
ПЕНТОН
(пятисложник) –
стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон
разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как
правило, отсутствует.
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)
ПЕОН
– четырёхсложная
стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от
того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на
1-й(-
È
ÈÈ),
2-й(
È-
ÈÈ),
3-й(ÈÈ-È)
и
4-й слог стопы (È
ÈÈ
-).
Пеоны достаточно редки в поэзии и часто представляет собой частный случай ямба и
хорея.
Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт) |
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения. (Р. Рождественский) |
ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА
- самый распространённый способ чередования рифм в
строфе,
при котором строки рифмуются через одну (АВАB).
О, есть
неповторимые слова,
Кто их сказал – истратил слишком много,
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.
(А. Ахматова)
ПЕРЕНОС
(франц.
enjambement
- перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на
стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее,
чем в
его конце.
Выходит Пётр.
Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
(А. С. Пушкин)
ПЕРИФРАЗА
(греч. periphrasis -
окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным
выражением, передающим смысл («царь зверей» — вместо «лев»).
ПЕСНЯ -
стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом.
Стихи, положенные на музыку.
ПИРРИХИЙ -
стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных
(силлабо-тоника) слогов. Перрихием условно называют пропуск ударения на
ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
Три девицы
под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)
ПЛАГИАТ
(лат. plagio -
похищаю) - выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование
чужого произведения под своим именем, присвоение авторства и нарушение авторских
прав.
ПЛЕОНАЗМ
(от греч. pleonasmos - излишество) - употребление слов, излишних для смысловой
полноты высказывания, а иногда и для стилистической выразительности. Например,
плеоназм в словосочетании «своя автобиография» (в слове «автобиография» уже
содержится понятие «своя»),
"мёртвый труп", "сидеть без денег на бобах"… Плеоназм сродни тавтологии.
ПОВЕСТЬ
– жанр прозы небольшого объёма (больше рассказа, но меньше романа) с отсутствием
интриги. Главный герой описывается в рамках немногих событий.
ПОГОВОРКА
- устойчивое образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное
явление. В отличие от пословицы, поговорка лишена поучительного смысла. ( «Утро
вечера мудренее», «Семь пятниц на неделе»…)
ПОЛИМЕТРИЯ -
сочетание в одном (обычно крупном) произведении композиционно разделенных
кусков, написанных различными метрами; распространено в поэзии барокко,
романтизма, 20 в. («Двенадцать» А. А. Блока).
ПОЛУСТИШИЕ
– часть
стиха, отделяемая цезурой.
(«Приветствую тебя, пустынный уголок…»,
А.С. Пушкин.)
ПОСЛОВИЦА
– народный афоризм; краткое образное народное изречение с поучительным
смыслом. Имеет логически законченную форму и ритмическую организацию (Всяк
сверчок знай свой шесток).
ПОЭЗИЯ
- стихотворное
творчество, искусство ритмической организации слова; произведение
в стихах
в отличие от художественной прозы ."Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке" (Кальридж)."Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке" (Теодор
де Банвиль). До середины 19 века поэзией считалась любая художественная литература в отличие
от нехудожественной.
ПОЭМА
– поэтический жанр большого объёма на историческую, героическую или лирическую
тему.
В древности и средние века - монументальный героический эпос лироэпического
плана, основные черты которого - патетика, героичность, легендарность («Илиада»,
«Одиссея», «Песнь о Роланде»…).
ПОЭТИКА
(от греч. poietike - поэтическое искусство) - учение о поэтическом творчестве;
раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и
систему средств выражения в них.
ПРИБАУТКА
– забавная рифмованная поговорка шуточного характера в русском фольклоре.
Ай, дуду,
дуду, дуду!
Потерял мужик дугу.
Шарил, шарил - не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.
ПРИПЕВ
(рефрен) – часть
песни, повторяемая после каждого её куплета.
ПРИТЧА
– небольшой рассказ
поучительного характера в иносказательной, аллегорической форме. Сродни басне,
однако смысл притчи всегда глубже.
ПРОКЛИТИКА (греч. proklitikos -
наклоняющийся вперед) – безударное слово (как правило - предлоги, союзы, артикли)
примыкающие к последующему ударному слову, вследствие чего происходит перенос
ударения и оба слова произносятся как одно ( «и мы», «на ней», «чтоб вновь»…).
Противоположность энклитике.
ПРОЛОГ
(от греч. prologos -
вступление) – вступительная часть произведения, предваряющая основное действие
или разъясняющая художественный замысел.
ПРОСОДИЯ
( греч. prosodia - ударение,
припев) - раздел стиховедения, изучающий
метрические элементы речи (ударные и безударные гласные, слоги, слова и пр.).
Часто просодией называют стихосложение.
ПРОСТОРЕЧИЕ
- речь
малообразованных людей: слова и выражения, отклоняющиеся от литературной нормы(
«захочем» вместо «захотим», «ляжь» вместо «ляг» и
т.п. ).
ПСЕВДОНИМ (греч.pseudos
- вымысел, ложь и
onyma
– имя) – условная подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя (автоним).
ПЯТИСЛОЖНИК -
см. Пентон.
ПЯТИСТИШИЕ
(квинтет) – строфа из пяти стихов.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
(М.Ю. Лермонтов)
Назад
Дальше
|