ТРОПЫ (греч. tropos
— поворот, оборот речи) - слова или
обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный
элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия,
синекдоха, гипербола, литота и др.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
-
обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности)
высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация,
инверсия, хиазм и др.
ГИПЕРБОЛА
(греч. hyperbole — преувеличение) -
разновидность тропа, основанная на
преувеличении («реки
крови», «море смеха»).
Противоположность – литота.
ЛИТОТА
(греч. litotes — простота)
- троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение
(«мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность
литоте – гипербола.
МЕТАФОРА
(греч. metaphora — перенесение)
- троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств
одного предмета или явления на другой на основании общих признаков
(«работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В
метафоре, в отличие от сравнения, слова
«как», «словно», «как будто» опущены, но
подразумеваются.
Век девятнадцатый,
железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
(А. Блок)
МЕТОНИМИЯ (греч.
metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения
другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном
смысле
("пенящийся бокал" -
имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются
деревья; и т.п.).
Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит...
(А.С. Пушкин)
ПЕРИФРАЗА (греч.
periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного
слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо
«лев» и т.п).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
(прозопопея, персонификация)
- вид метафоры; перенесение свойств одушевленных
предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(А.К. Толстой)
СИНЕКДОХА (греч. synekdoche -
соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого
или наоборот.
- Скажи-ка,
дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
(М. В. Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ
– слово или выражение, содержащее
уподобление одного предмета другому, одной ситуации -
другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от
метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто»,
«словно» .
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как
дитя…
(А.С. Пушкин)
ОБРАЗ
- обобщённое художественное отражение
действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.
Поэты мыслят образами.
Не ветер бушует над
бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз - воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А. Некрасов)
АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria
- иносказание) - образное изображение отвлеченной мысли, идеи или
понятия посредством сходного образа (лев - сила,
власть; правосудие - женщина с весами).В отличие от метафоры, в
аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже
небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие
аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.
ГРОТЕСК
(франц.
grotesque
– причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом,
уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и
преувеличениях.
Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И
вижу: сидят людей половины.
О
дьявольщина! Где же половина другая?
(В. Маяковский)
ИРОНИЯ
(греч. eironeia -
притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания.
Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный
буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.
Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот.
(Ф.И. Тютчев)
САРКАЗМ
(греч. sarkazo,
букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая
степень иронии.
АССОНАНС (франц.
assonance - созвучие или
откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе
однородных гласных звуков.
О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
( А. Блок)
АЛЛИТЕРАЦИЯ
(лат. ad - к, при и littera -
буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую
интонационную выразительность.
Вечер.
Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн…
(К. Бальмонт)
АЛЛЮЗИЯ
(от лат. allusio - шутка,
намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова
или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события,
литературного произведения («слава Герострата»).
АНАФОРА
(греч. anaphora - вынесение) -
повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!…
(Н.А. Некрасов)
АНТИТЕЗА
( греч. antithesis -
противоположение) - стилистическая фигура;
сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. "Так
мало пройдено дорог, так много сделано ошибок..." (С.Есенин).
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
(А.С. Пушкин)
АНТИФРАЗ
–
употребление слова в противоположном смысле
(«герой»,«орёл», «мудрец»…).
АПОКОПА
(греч.apokope
– отсечение) - искусственное укорачивание слова без потери его
значения.
…Как вдруг из лесу шасть
На них медведь разинул пасть …
(А.Н. Крылов) |
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
(А.С. Пушкин) |
БЕССОЮЗИЕ
(асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами
или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть
века -
Всё будет так. Исхода
нет.
(А. Блок)
МНОГОСОЮЗИЕ
(полисиндетон) -
избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную
окраску («И
скучно и грустно, и некому руку подать…»
М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.
ГРАДАЦИЯ
-
стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот,
ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.
Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
(С.
Есенин)
ИНВЕКТИВА
(позднелат. invectiva oratio - бранная речь) – резкое обличение, осмеяние
реального лица или группы лиц; разновидность сатиры(«А вы, надменные
потомки…»,
М.Ю. Лермонтов)
ИНВЕРСИЯ
(лат. inversio
- перестановка) - изменение обычного порядка слов в
предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном
порядке ("Преданья старины глубокой"
А.С. Пушкин).
КОЛЬЦО
- звуковой или лексический повтор в начале и
конце какой-либо речевой конструкции («Коня,
полцарства за коня!»,
В. Шекспир).
Напрасно!
Куда не
взгляну я, встречаю везде неудачу,
И тягостно
сердцу, что лгать я обязан всечасно;
Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,
Напрасно!
(А.А. Фет)
МЕТАТЕЗА
(греч.
metathesis
– перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе.
Используется как комический приём
(обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, в траве кузнел сидечик…)
КАТАХРЕЗА
(греч.katachresis -
злоупотребление) - сочетание несовместимых по
значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое
(когда рак свиснет, поедать глазами...). Катахреза сродни
оксиморону.
ОКСИМОРОН (греч.
oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных,
противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик...).
ПАРАЛЛЕЛИЗМ
-
тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях
текста, создающих единый поэтический образ.
В синем море волны плещут.
Мчаться тучи, вьются тучи...
В синем небе звезды блещут.
(М.Ю. Лермонтов)
(А. С. Пушкин)
Параллелизм
может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.
ХИАЗМ
(греч. chiasmos) -
вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке
(«Мы едим, чтобы жить, а не живем,
чтобы есть»).
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
- экспрессивный
синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные
отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И
снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).
ПЕРЕНОС
(франц. enjambement
- перешагивание) - несовпадение
синтаксического членения речи и членения на стихи. При
переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в
его конце.
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют.
Лик его ужасен.
Движенья
быстры. Он прекрасен,
Он весь, как
божия гроза.
(А. С. Пушкин)
РИФМА
(греч. «rhythmos»
- стройность, соразмерность)
-
разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее
ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между
стихами и связывает стихи в строфы.
Более подробно о рифме см.
«Словарь разновидностей рифмы»
или «Лаборатория».
СИЛЛЕПС
(греч.syllepsis
– захват) – объединение неоднородных членов в общем смысловом или
синтаксическом подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись»,
А.Н. Крылов). Часто используется в комических целях («за окном идёт
дождь, а у нас – концерт»).
СИМПЛОКА (греч.
symploke
- сплетение) - повторение начальных и конечных
слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при
разных начале и конце («И я сижу, печали полный, один сижу на берегу»).
СТЫК
- звуковой повтор на грани двух смежных слов,
стихов, строф или предложений.
О весна без конца и без
краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
(А. Блок)
ЭВФЕМИЗМ
(греч.
euphemismos,
от
eu
– хорошо,
phemi
– говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений
более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать
матерью», вместо «толстый» - «полный» и т.п.).
ЭЛЛИПСИС
(греч. elleipsis -
выпадение, опущение) - пропуск в
речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из
контекста.
День в тёмную ночь влюблён,
В зиму
весна влюблена,
Жизнь –
в смерть…
А
ты?... Ты в меня!
(Г. Гейне)
ЭМФАЗА (греч.
emphasis – указание, выразительность) - эмоционально-экспрессивное
выделение части высказывания посредством интонации, повторения, порядка
слов и т. п. («Я это вам говорю»).
ЭПИТЕТ
(греч. epitheton -
приложение) -
образное
определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо
или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).
Я помню чудное мгновенье!
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин)
ЭПИФОРА
(греч. epiphora -
повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение
последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков).
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости...
(А. С. Пушкин)
Назад
|