РИТМ
- звуковое строение конкретной
стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной
речи. Частным случаем ритма является метр.
МЕТР
(греч.
metron – мера,
размер) - упорядоченное чередование ударных и
безударных слогов(сильных и слабых мест) в стихе, общая схема звукового ритма.
См. также античные метры
РАЗМЕР –
способ звуковой организации стиха; частный
случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от
1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении
размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом
и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп
определяется длина размера: двустопный,
трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны
короткие размеры. Примеры:
Двустопный ямб |
Четырёхстопный ямб |
Играй,/
Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали...
(А.С. Пушкин) |
О па/мять
сер/дца! Ты
/сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
(К. Н. Батюшков) |
Двустопный хорей |
Четырёхстопный
хорей |
Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар..
(народн.) |
Буря
/ мглою/
небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
(А.С. Пушкин) |
Двустопный амфибрахий |
Трёхстопный амфибрахий |
Пусть
сосны
/и
ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
(Ф.И. Тютчев) |
Средь
шумно/го бала
/случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
(А.К. Толстой) |
Трёхстопный анапест |
Четырёхстопный
дактиль |
Что ты жа/дно
глядишь
/на
доро/гу
В стороне
/от
весё/лых
подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
(Н.А. Некрасов) |
Утро ту/манное,
/утро се/дое,
Нивы пе/чальные,
/снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С. Тургенев) |
Дактиль, амфибрахий и анапест поочерёдно |
Вовсе не сложные
дактиль
Размеры трёхсложные,
амфибрахий
Всё зависит от сильных в них мест. анапест
Дактиль - он первый,
дактиль
Второй - амфибрахий,
амфибрахий
Ну а третий уже анапест!
анапест
(В.Онуфриев) |
В зависимости от замысла и задач автора размер
стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример,
который приводит в своей книге "Студия стиха" Илья Сельвинский:
Одностопный ямб |
Двустопный ямб |
Четырёхстопный ямб |
Весна
идёт.
Она
поёт,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечёт. |
Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. |
Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт. |
Трёхстопный ямб |
Пятистопный ямб |
Весна идёт.
Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна... |
Весна идёт.
Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт. |
В духе примеров
И.Сельвинского можно продемонстрировать также разностопный и
вольный ямб:
Разностопный ямб
(вариант: 2-3-2-3) |
Вольный
ямб (вариант: 2-1-4-3) |
Весна идёт
Она поёт, журчит
Жужжит, кружит
Влечёт. Весна идёт. |
Весна идёт.
Она
Поёт, журчит, жужжит, кружит,
Влечёт. Весна Идёт. |
Пример сверхдлинного размера
(12-стопный хорей):
Близ мед/литель/ного
/Нила,
/там, где/
озе/ро Ме/рида,/
в царстве/ пламен/ного
/РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В.Я. Брюсов)
Разностопный размер - размер, в котором строки стихотворения состоят из различного кол-ва стоп (например, чередование строк, написанных двухстопным и
трёхстопным дактилем или четырёхстопным и пятистопным амфибрахием, и пр.).
Разностопный ямб отличается от вольного ямба более чёткой и предсказуемой организацией строк с различным количеством стоп. Кроме того, в разностопном ямбе строки состоят, как правило, из двух или максимум трёх вариантов кол-ва стоп (например, схемы: 4-3-4-3 или 5-6-6-4 и т.п.).
Вольный ямб в большинстве своём предполагает стихи, состоящие из строк, которые часто никак не организованы и кол-во стоп в них может колебаться значительно и бессистемно. Как пример, схема басни Крылова "Моська и слон": 4-3-6-5-6-6-4-4-4-6-6-1-6-4-5-3-5-4-4-3.
Чётностопный размер - вариация разностопного размера с исключительно чётным кол-вом стоп во всех строках стихотворения (например,
комбинации строк, написанных двухстопным ямбом со строками, написанными четырёхстопным ямбом, и пр.).
Пример чётностопного ямба:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, 6
К нему не зарастёт народная тропа, 6
Вознёсся выше он главою непокорной 6
Александрийского столпа. 4
(А.С. Пушкин)
| Пример чётностопного хорея:
Левой, правой, кучерявый, 4
Что ты ерзаешь, как черт? 4
Угощение на славу, 4
Музыканты - первый сорт. 4
Вот смотри: 2
Раз, два, три. 2
Прыгай, дрыгай до зари. 4
(Саша Чёрный)
|
Нечётностопный размер - строки с исключительно нечётным кол-вом стоп (например, строки с трёхстопным и пятистопным хорееем, и пр.). Пример нечётностопного ямба:
Пример нечётностопного ямба:
Отсталых туч над нами пролетает 5
Последняя толпа.3
Прозрачный их отрезок мягко тает 5
У лунного серпа. 3
(Афанасий Фет)
| Пример нечетностопного анапеста:
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет; 5
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут 5
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет, 5
Соловьи до рассвета поют. 3
(Иван Бунин)
|
ИКТ
(лат.ictus
– удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый
интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.
СТОПА – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.
Графически стопа изображается с помощью схемы, где «
-
»
- ударный слог, а
« »
- безударный.
Двухсложные стопы:
ямб и хорей
(двухсложники).
Трёхсложные стопы:
дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложники).
Четырёхсложные стопы:
пеон (четырёхсложники).
Об античных стопах см.также
Античный стих
ЯМБ - двухсложная стихотворная
стопа с ударением на втором слоге. Наиболее
употребительная стопа русского стиха.
Cхема
«
- ».
Основные размеры: 4-стопный
(лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы
19-20 вв.), вольный и разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку
занемог,
Он уважать себя
заставил
И лучше выдумать не
мог.
(А.С. Пушкин)
ХОРЕЙ
(греч. choreios -
плясовой) или ТРОХЕЙ
(греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с
ударением на первом слоге.
Cхема « -
».
Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)
ДАКТИЛЬ
(греч. daktylos - палец)– трёхсложная стихотворная стопа с
ударением на первом слоге.
Схема
«-
».
В
рабстве спасённое
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)
АМФИБРАХИЙ
(греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий)
- трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Схема
« -
».
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой , она.
(М.Ю. Лермонтов)
АНАПЕСТ
(греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный
дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Схема
«
- ».
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
ПЕОН –
четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными
слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение,
различаются пеоны на 1-й
(-
),
2-й(
-
),
3-й(-)
и
4-й слог стопы (
-).
Пеоны часто представляет собой частный случай
ямба и хорея.
Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт) |
Не думай о
секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.
(Р. Рождественский) |
ПЕНТОН
(пятисложник)
– стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге.
Пентон разработан
А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как
правило, отсутствует. Схема
«
-
»
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)
ПИРРИХИЙ
- стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в
силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на
ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
Три девицы
под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)
ТРИБРАХИЙ
–
пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая
дней благодать…»).
АНАКРУЗА
(греч. anakrusis - отталкивание) - метрически
слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно
постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение.
Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.
ü
Русалка плыла по реке
голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)
СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ
- ударение на слабом месте стихотворного метра
(«Дух отрицанья, дух сомненья» - М. Ю. Лермонтов).
Когда я ночью
жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что
свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)
СПОНДЕЙ
- стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе
может быть два ударения подряд.
Швед, русский -
колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С.
Пушкин)
УСЕЧЕНИЕ
- неполная стопа в конце стиха или
полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании
в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например,
женских и мужских рифм).
Горные вершины
Спят во тьме ночной;ü
Тихие долины
Полны свежей мглой...ü
(М.Ю.
Лермонтов)
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
СТИХ
(от старофранцузской поэмы об
Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный
ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер
крупных жанров в литературе классицизма.
Надменный временщик, и
подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)
ГЕКЗАМЕТР
(греч.
hexametros - шестимерный) - стихотворный
размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль,
в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в
силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и
престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому
Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер
ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны
величайшие поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"(7 век до н.э.), Вергилия
"Энеида", а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных
поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Примеры схем:
---//---
;
---//---
(""
- безударная часть, "-"
- ударная часть, "//"
- словораздел)
В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н. И.
Гнедич (перевод "Илиады"), В. А. Жуковский (перевод "Одиссеи"), А.Дельвиг.
Гнев, богиня, воспой
Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н.
Гнедич)
ПЕНТАМЕТР -
вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть
элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй -
пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с
усечениями в середине и в конце стиха.
Схема:
---//---.
В чистом виде пентаметр не употреблялся.
ЛОГАЭД
(греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - стихотворный
размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например,
анапестов и хореев), последовательность которых правильно
повторяется из строфы в строфу. Логаэды - основная форма
античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях.
Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и
пропагандистов: алкеев стих,
сапфический стих, фалекий, адоний и др.
Будем жить и любить,
моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай
Катулла)
Логаэдами писали и многие
русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного
дактиля и 2-стопного ямба.
Губы мо/и
прибли/жаются
К твоим
/губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)
БРАХИКОЛОН
-
жанр экспериментальной поэзии;
односложный размер (односложник), в
котором все слоги ударные.
Бей
тех,
чей
смех,
вей,
рей
сей
снег!
(Н.Н. Асеев) |
Дол
Сед
Шёл
Дед.
След
Вёл -
Брёл
Вслед.
|
Вдруг
Лук
Ввысь:
Трах!
Рысь
В прах.
(И.Л. Сельвинский) |
Назад
Дальше |
|