анализ сайта Общаемся с широкой аудиторией потенциальных клиентов через социальные сети. Привлекаем дополнительный трафик на сайты заказчиков, направляя на них заинтересованных пользователей соцсетей. Мы разрабатываем технически грамотные сайты, «заточенные» под все типы продвижения.
С чего начать работу вебкам. 9a93f135

 

 

 

Стихи классиков и современников, сотни терминов, пояснений и цитат из русской поэзии, стихи современных авторов, стихи о рифме, афоризмы в стихах, словари, поэтические конкурсы, справочники, подбор рифм - всё лучшее собрано на портале РУССКИЕ РИФМЫ

Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению...

Стихи современных поэтов; создание поэтического сайта за 5 минут; рейтинги стихов в реальном времени...

   
   

 

РИФМА.КОМ.РУ - информационно-поэтический портал, на котором публикуют свои стихи поэты из многих стран мира РИФМА.КОМ.РУ - крупнейший информационно-поэтический портал, посвящённый  рифме и стихосложению
   

Главная Стихи Поэты Стихосложение О рифме Стихи о поэзии Занимательное стихосложение Псевдонимы в поэзии Тесты по стихосложению

В.В. Онуфриев
 СПРАВОЧНИК ПО СТИХОСЛОЖЕНИЮ
Скачать справочник
(Формат PDF - 750 kb)

СТРОФА. ВИДЫ СТРОФ.

СТРОФА (греч. strophe - поворот)  - группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. Основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр.

Лишь тому, чей покой таим,
         Сладко дышится...
Полотно над окном моим
         Не колышется.

Ты придёшь коль верна мечтам,
        Только та ли ты?
Знаю: сад там, сирени там
        Солнцем залиты.
                    
    (И.Ф. Анненский)

 Я лугами иду - ветер свищет в лугах:
 Холодно, странничек, холодно.
 Холодно, родименький, холодно!

 Я лесами иду - звери воют в лесах
 Холодно, странничек, холодно.
 Холодно, родименький, холодно!
                                  (Н.А. Некрасов)


ВИДЫ СТРОФ:

ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

Дано мне тело - что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

  

За радость тихую дышать и жить
 Кого, скажите, мне благодарить?

                          
  (Осип Мандельштам)

Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.

     В мире как в море: не спят рыбаки,
      Сети готовят и ладят крючки.
      В сети ли ночи, на удочку дня
      Скоро ли время поймает меня?
                                   (Расул Гамзатов )

ТРЁХСТИШИЕ (терцет)  - простая строфа из трёх стихов. Также, см. терцина

В беспечных радостях, в живом очарованье,
 О дни весны моей, вы скоро утекли.
 Теките медленней в моём воспоминанье.         
                                            (А.С. Пушкин)

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

           Попрыгунья Стрекоза
            Лето красное пропела;
            Оглянуться не  успела,
            Как зима глядит в глаза.
                                   (И.А. Крылов)

ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.

                 Хотя я судьбой на заре моих дней,
                 О южные горы, отторгнут от вас,
                 Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
                 Как сладкую песню отчизны моей,
                 Люблю я Кавказ.
                                                (М.Ю. Лермонтов)

ШЕСТИСТИШИЕ  - строфа из шести стихов.

       Мороз и солнце; день чудесный!
        Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
        Пора, красавица, проснись:
        Открой сомкнуты негой взоры
        Навстречу северной Авроры,
        Звездою севера явись.
                                 (А.С. Пушкин)

Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ - СЕКСТИНА.

     Опять звучит в моей душе унылой
 
     Знакомый голосок, и девственная тень
      Опять передо мной с неотразимой силой
      Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;
      Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
      Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень.
 
                                                             (Л.А.Мей)

СЕМИСТИШИЕ (септима)  - сложная строфа из семи стихов.

        - Скажи-ка, дядя, ведь не даром
        Москва, спаленная пожаром,
        Французу отдана?
        Ведь были ж схватки боевые,
        Да, говорят, еще какие!
        Hедаром помнит вся Россия
        Про день Бородина!
                                   (М.Ю. Лермонтов)

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов.

    Унылая пора! Очей очарованье!
     Приятна мне твоя прощальная краса –
     Люблю я пышное природы увяданье,
     В багрец и в золото одетые леса,
     В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
     И мглой волнистою покрыты небеса,
     И редкий солнца луч, и первые морозы,
     И отдалённые седой зимы угрозы.
                                              (А.С. Пушкин)

ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

Отворите мне темницу,
 Дайте мне сиянье дня,
 Черноглазую девицу.
 Черногривого коня.
 Дайте раз пор синю полю
 Проскакать на том коне;
 Дайте раз на жизнь и волю,
 Как на чуждую мне долю,
 Посмотреть поближе мне...

                     (М.В. Лермонтов)

ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима)  - сложная строфа из 10 стихов.

       О вы, которых ожидает
       Отечество от недр своих
       И видеть таковых желает,
       Каких зовёт от стран чужих,
       О ваши дни благословенны!
       Дерзайте ныне ободренны
       Раченьем вашим показать,
       Что может собственных Платонов
       И быстрых разумов Невтонов
       Российская земля рождать
        
                           (М.В. Ломоносов)

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественной оды.

         Подай, Фелица! наставленье:
          Как пышно и правдиво жить,
          Как укрощать страстей волненье
          И счастливым на свете быть?
          Меня твой голос возбуждает,
          Меня твой сын препровождает;
          Но им последовать я слаб.
          Мятясь житейской суетою,
          Сегодня властвую собою,
          А завтра прихотям я раб.
                                      (Г. Державин)

 ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное  А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»).

  Итак, она звалась Татьяной.
   Ни красотой сестры своей,
   Ни свежестью её румяной
   Не привлекла б она очей.
   Дика, печальна, молчалива,
   Как лань лесная боязлива,
   Она в семье своей родной
   Казалась девушкой чужой.
   Она ласкаться не умела
   К отцу, ни к матери своей;
   Дитя сама, в толпе детей
   Играть и прыгать не хотела
    И часто целый день одна
    Сидела молча у окна.
                        (А.С. Пушкин)

БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные.

              Улыбнись, моя краса,
                 На мою балладу;
              В ней большие чудеса,
                 Очень мало складу.
            Взором счастливым твоим,
                  Не хочу и славы;
            Слава – нас учили – дым;
              Свет – судья лукавый.
            Вот баллады толк моей:
         «Лучший друг нам в жизни сей
                 Вера в провиденье.
            Благ зиждителя закон:
       Здесь несчастье – лживый сон;
           Счастье – пробужденье».
                                     (В.А. Жуковский)

СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение твёрдой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов».
Итальянский сонет строится по схеме  «4+4+3+3»

           Когда, как солнца луч, внезапно озаряет
            Любовь ее лица спокойные черты,
            Вся красота других, бледнея, исчезает
            В сиянье радостном небесной красоты.

           Смирясь, моя душа тогда благословляет
           И первый день скорбей, и первые мечты,
           И каждый час любви, что тихо подымает
           Мой дух, мою любовь до светлой высоты.

           Свет мысли неземной лишь от нее исходит,
           Она того, кто вдаль последует за ней ,
           Ко благу высшему на небеса возводит,

           По правому пути, где нет людских страстей
           И, полон смелостью, любовью вдохновленный,
           Стремлюсь и я за ней в надежде дерзновенной!
                                                                     (Ф. Петрарка)

Английский сонет строится по схеме – «4+4+4+2».

Сравню ли я тебя с весенним днем?
Спокойней ты, нежнее и милее.
Но ветром майский цвет на смерть влеком
И лето наше мига не длиннее.

Небесный глаз то блещет без стыда.
То скромно укрывается за тучей;
Прекрасное уходит навсегда,
Как рассудил ему природы случай.

Но твой не завершится ясный день,
Ему не страшны никакие сроки;
Ты в смертную не удалишься тень,
В бессмертные мои отлитый строки.

Пока дышать и видеть нам дано,
Живёт мой стих - и ты с ним заодно.
                                               (В. Шекспир)

ТЕРЦИНА (лат. terzа rima - третья рифма) - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC 
 («Божественная комедия» Данте).

      Земную жизнь пройдя до половины,

      Я очутился в сумрачном лесу,

      Утратив правый путь во тьме долины.

 

      Каков он был, о, как произнесу,

      Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

      Чей давний ужас в памяти несу!

 

      Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

      Но, благо в нем обретши навсегда,
       Скажу про всё, что видел в этой чаще…
                                                                 (А. Данте)

ТРИОЛЕТ -  восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.

Ты промелькнула, как виденье,
 О, юность, быстрая моя,
 Одно сплошное заблужденье!
 Ты промелькнула, как виденье,
 И мне осталось сожаленье,
 И поздней мудрости змея.
 Ты промелькнула, как виденье,—
 О, юность быстрая моя!
                             (К. Бальмонт)

РОНДО  - стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.

В начале лета, юностью одета,
 Земля не ждёт весеннего привета,
 Но бережёт погожих, тёплых дней,

Но расточительная, всё пышней
 Она цветёт, лобзанием согрета.

 И ей не страшно, что далёко где-то
 Конец таится радостных лучей,
 И что недаром плакал соловей
 В начале лета.
 

Не так осенней нежности примета:
 Как набожный скупец, улыбки света
 Она сбирает жадно, перед ней

Не долог путь до комнатных огней,
 И не найти вернейшего обета
 В начале лета.

                            (М.А.Кузмин)

СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ.
 

САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА  - строфа с устойчивым чередованием различных метров, изобретённая греческой поэтессой Сапфо 
в 7-6 вв. до н. э. ( подробней о Сапфо ).
Графическая схема строфы:

-----
-----
-----
--

Наиболее употребительная строфа в античной поэзии. Имитировалась в тоническом стихосложении.

            Ночь была прохладная, светло в небе
            Звёзды блещут, тихо источник льётся,
            Ветры нежно веют, шумят листами
                                Тополы белы.
                                                          (А.Н. Радищев)

АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров.

 

КОРОЛЕВСКАЯ  СТРОФА   - семистишие с системой рифмовки АББААВВ.

 СПЕНСЕРОВА  СТРОФА
   - девятистишная строфа с рифмовкой ABABBCDC, представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596).


 НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ
- строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.
 
 СТРОФОИДЫ - строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.

АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях. Астрофические стихи - стихи без упорядоченного разделения на строфы.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться
 И корова, и волчица,
 И жучок, и паучок
     И медведица!

   
 Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

                     (К. Чуковский)

Назад   Дальше  

Стихосложение и стиховедение    Метр, размер, стопа    Строфа, виды строф   
Тропы и стилистические фигуры    Стих, виды стиха    Рифмовка, способы рифмовки

Словарь поэтических терминов в примерах

Словарь разновидностей рифмы

Главная Стихи Поэты Стихосложение О рифме Стихи о поэзии Занимательное стихосложение Псевдонимы в поэзии Тесты по стихосложению

  © 2002 "Русские рифмы"