В-Г
ВЕНОК СОНЕТОВ -
поэма из пятнадцати
связанных сонетов. Последний 15-й сонет -
магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую
строку всех предшествующих ему 14-ти сонетов.
ВЕРЛИБР (свободный стих) – нерифмованные
стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки
и не обладающие постоянными
признаками их соизмеримости.
Верлибры современных авторов
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.
(А. Блок)
ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ
- авангардное направление на стыке поэзии и изобразительного искусства;
визуализация текста
графическими элементами, расширяющими его образное и смысловое
значение.
Строки текста могут быть декоративно оформлены специальными шрифтами,
знаками, эмблемами, рисунками, переплетаться с узорами и пр.
Визуальная поэзия выросла из недр футуризма и постмодернизма и ещё до
конца не оформилась в своём развитии. Родоначальником русской визуальной поэзии
по праву можно считать монаха Евстратия с его стихотворной молитвой, написанной
ещё в XVII
веке и в которую он вставил часть "серпантинного (змеиного) стиха". Суть его
изобретения заключалась в том, что каждые его двустрочия имели общие элементы,
которые, не повторяясь письме, были общими для
смежных строк и соединялись с ними прямыми линиями.
В 20-е годы XX
века визуальную поэзию пропагандировали конструктивисты, предлагавшие вообще
отказаться от слов в поэзии и создавать её с помощью графических конструкций,
специальных знаков, кадров, чертежей и пр. В 60-е годы к визуализации поэзии
возвращается А.Вознесенский, оформлявший некоторые свои стихи графически или
дополнявший их рисунками.
Современных русские
"визуальные поэты": Д.Авалиани, В.Барский, С.Сигей, А.
Горнон, Е. Нецкова и др. Одним из новых типов визуальной поэзии является т.н.
листовертень или визуальный палиндром (изобретён Д.
Авалиани). Суть его заключается в том, что на одном изображении под разным углом
зрения (при переворачивании листа на 180 градусов) читается разный текст.
Пример... См. также
Галерею стихографики
ВИРЕЛЭ
- строфическое
стихотворение, начинающееся заключительными
стихами своих строф.
ВОЛЬНЫЙ СТИХ - свободное чередование
разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий, посланий и пр. (Не путать с верлибром).
Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной речи.
...Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель ворона
взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась...
( И.А. Крылов)
ВОСЬМИСТИШИЕ
(октава) - строфа из восьми
стихов.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
ГАЗЕЛЬ(газела) -
вид моноримического лирического
стихотворения в восточной поэзии.
Состоит обычно из 5-12 бейтов
(двустиший). Схема рифмовки: AA
BA CA DA….От газели получили развитие другие традиционные формы персидского
стиха:
касыда, муссалас, фарды и тарждибанд.
Хмельная, опьяненная, луной озарена,
В шелках полурасстёгнутых и с чашею вина.
Лихой задор в глазах ее, тоска в изгибе губ,
Хохочущая, шумная, пришла ко мне она.
Пришла и села, милая, у ложа моего:
"Ты спишь, о мой возлюбленный? Взгляни-ка: я пьяна!"
Да будет век отвергнутым самой любовью тот,
Кто этот кубок пенистый не осушит до дна.
(Хафиз)
ГЕКЗАМЕТР
(греч. hexametros
-
шестимерный) -
стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором
первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях -
хореями). Гекзаметрами написаны величайшие поэмы античности "Илиада", "Одиссея",
Энеида". В русскую поэзию введён В.К. Тредиаковским.
Подробнее о гекзаметре...
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса,
Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)
ГЕТЕРОГРАММА - игра слов, различных по значению, но сходных по
буквенному составу (больше веков - большевиков, не бомжи вы - небом живы,
теперь я - те перья). Разновидность каламбура. Стихи, состоящие из
гетерограмм - редкое, но весьма интересное явление в поэзии.
Гетерограммы
в музее рифмы...
Азам учили,
а замучили.
Пока лечили –
покалечили.
(С. Федин)
ГИМН
(греч. hymnos
-хвала) - торжественная песнь. Гимны бывают государственные, революционные,
военные, религиозные, в честь определенных событий или героев и пр.
ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole
- преувеличение)
- разновидность тропа, основанная на
преувеличении
(«реки крови», «море смеха»).
Противоположность
гиперболе – литота.
ГРАДАЦИЯ -
стилистическая фигура; последовательное нагнетание
или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной
речи.
Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
(С. Есенин)
ГРАФОМАНИЯ
(греч. grapho - пишу, mania
- безумие, страсть) - патологическая страсть
к
сочинительству, часто, без каких-либо признаков таланта.
ГРОТЕСК
(франц.
grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей
и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких
контрастах и преувеличениях.
Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: сидят людей половины.
О дьявольщина! Где же половина другая?
(В. Маяковский)
Назад
Дальше
|