ПАНТОРИФМА –
редкая разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе:
все слова
рифмуются между собой. Стихотворений, полностью построенных на
панторифмах, практически не существует - панторифмические цепи, как правило,
используются фрагментарно.
"Стал и сел. Взял и съел..." (В.
Маяковский), "Сорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий), "Полоса
щели. Голоса еле..." (В. Маяковский).
Опьяняет
смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РИФМА (грамматическая рифма)
–
рифма с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой
грамматической форме: горе - море, играи
- страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим –
ворошим, далёкому - одинокому…
В синем небе звёзды
блещут,
В синем море волны
хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю
плывёт.
(А.С. Пушкин)
ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА
– наиболее распространённая
разновидность рифм по взаимному расположению
в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВAВ.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот
учёный
Всё ходит по цепи кругом…
(А.С. Пушкин)
ПЕРЕСТАВЛЕННАЯ РИФМА
-
диссонансная рифма из слов, в которых слоги меняются местами. Такие рифмы
встречаются в поэзии очень редко и относятся к разряду экспериментальных.
Выесть - есть Вы; вечер - черве, пилот - отпил,
человек - век чело ...
Улица - лица у
Догов годов
Резче - через
Железных коней...
(В. Маяковский)
ПЕРЕХОДНАЯ РИФМА –
разновидность обособленной рифмы.
Характерной особенностью слов, образующих
такую рифму, есть мягкая послеударная согласная и следующий за ней звук «j»
(йот): каналья(канал’jа)
– далью (дал’jу), взморье - подспорье,
распутье – гнуть я, стулья – ульи, рысью
- лисье, кровью - любовью,
лепетанье - трепетанье….
Мы рождены, чтоб сказку
сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные
руки – крылья,
А вместо сердца –
пламенный мотор.
(П. Герман)
Переходные рифмы, фактически являясь обособленными, близки и к мультирифмам, и к связующим рифмам; и в словаре распо-ложены между ними.
Словарная классификация.
ПРЕДУДАРНАЯ РИФМА (левая рифма)
-
наиболее созвучная из
ассонансных рифм; рифма
с
совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое
сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма - единственная рифма, в которой
клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли. Сударыни - судачите,
полегче - полезный, пролетарий - пролетали, коробится - коровушка,
присяга - присяду, возни - возьми, голову -
голому...
Небо стало очень
Синим. С длинным криком
Проплывала осень
Журавлиным клином.
Целовались губы
С белым караваем.
Пролетели гуси
Серым караваном.
(С. Панкратов) |
Вот
девочки - им хочется любви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.
(Белла Ахмадулина) |
В поисках
счастья, работы, гражданства
странный обычай в России возник:
детяму нас надоело рождаться,-
верят, что мы проживеми без них.
(Р. Рождественский) |
Как наешься ты своей полбы,
Соберика с чертей оброк мне полный.
(А.С. Пушкин) |
Молодёжь! Ты моё начальство -
Уважаю тебя и боюсь.
Продолжаю с тобой встречаться,
Опасаюсь, что разлучусь.
(М. Светлов) |
Первые предударные рифмы можно встретить как в
древнерусском фолклоре, так и в художественной литературе начиная с 17 века.
Ино я сам знаю и ведаю,
что не класти скарлату без мастера
не утешыти детяти без матери...
("Повесть о
Горе-злочастии", 17 век)
ПРЕФИКСАЛЬНАЯ РИФМА - разновидность
псевдорифмы; рифма из слов, ритмические окончания
которых начинаются непосредственно с префиксов. Слова созвучны благодаря общим
концовкам и ударным приставкам:
набело
- наголо, оттиск -
отблеск, заново - заживо,
повытаращили - повыпроводили...
Абсолютное большинство
префиксальных рифм составляют слова с приставкой «вы» ("выкающая
рифма").
Выемка – выдумка – выбелка – выставка
– вывозка… Выбить – вылить – выжить – выпить...
Выкачу - выскачу- выклянчу...
Что-то вылепится
Из глины.
Что-то вытешется
Из камня.
Что-то выпишется
Из сердца...
(Д.С. Самойлов) |
Да,
их голоса. Знакомые выкрики.
Застыл в узнаванье, расплющился, нем,
фразы крою
по выкриков выкройке.
Да - это они - они обо мне.
(В. Маяковский) |
Среди префиксальных псевдорифм
встречаются и созвучия высокой степени точности:
выпросить - выбросить - выкрасить и пр.
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА -
обобщённое название различных неточных рифм;
рифма из слов с полным или частичным звуковым несоответствием их
послеударных окончаний. Противоположность точной рифме. К точным рифмам
относятся родные, глубокие, богатые, абсолютные рифмы, к приблизительным - все остальные.
ПРИЁМНАЯ РИФМА
– рифма с участием слов, имеющих различия внутри их клаузул. К приёмным рифмам относятся:
рифмы с вклинением, с выпадением , неравносложные рифмы, рифмы
с чередованием и перестановкой, двоякие рифмы. Словарная
категория «приёмные рифмы» даёт возможность участвовать в
рифмообразовании словам,
не имеющим родственных связей. Так, слово «сельдь» не имеет родственных
слов (родных рифм).
По этой причине оно примыкает к наиболее близкому по звучанию рифморяду «ЕДЬ» и
т.о.
является приёмной рифмой по отношению ко всей группе рифм на «ЕДЬ»: ведь – медведь – впредь - сельдь …
Фунт - грунт – пункт, практика - тактика – Антарктика, туча -
круча – чукча,
светский – немецкий - кувейтский…
Казалося
ему, что средь долины
Между цветов, стоит под миртом он,
Вокуруг него сатиров, фавнов сонм.
Иной смеясьльёт в кубок пенны вины;
Зелёный плющ на чёрных волосах
И виноград, на голове висящий,
И лёгкий фирз, у ног его лежащий, -
Всё говорит, что вечно юный Вакх...
(А.С.Пушкин) |
ПСЕВДОРИФМА –
неточная рифма; созвучие слов, принадлежащих к
различным родовым группам, но сходных по своему звучанию. В словах, образующих
псевдорифму, совпадает ударная гласная и общие характерные концовки. При этом послеударные
звуки и даже слоги не совпадают. Наиболее
многочисленными из псевдорифм являются трёхсложные и четырёхсложные рифмы.
Общество – творчество,
нравственность – обязанность, похаживает
- поглядывает, лыжница
- завистница, дикторский – идольский,
веерный – северный, золушка - горлышко, бабушка – ладушки,
горницы - любовницы...
Теоретически псевдорифмами могут быть любые рифмы,
кроме мультирифм, например:
Нравами - авралами
(связующие псевдорифмы), арка – лавка
(обособленная псевдорифма)…
У тебя весна без зелени,
А любовь твоя без радости,
Твоя радость безо времени,
Немочь с голодом при старости.
(В.Брюсов) |
Гремит орган на стогне трубный,
Пронзает нощь и тишину;
Очаровательный огнь чудный
Малюет на стене луну.
(Г.Р. Державин) |
Категория «псевдорифмы» даёт возможность объединить в словаре и
задействовать в стихосложении слова, не имеющие родственных рифм. Так, «девочка»
абсолютно не имеет родственников, даже далёких. Но зато она имеет друзей из слов
других родов, с которыми она близка по «духу» (слуху): девочка
– веточка – белочка – времечко…
Это и есть псевдорифмы.
Псевдорифмы издавна применяются в народном поэтическом фолклоре, а таже впервые
встречаются в силлабических виршах первых русских поэтовв 17 века, когда
рифмовая техника ещё не сформировалась.
Токмо слышим о твоей остроумной разумности
яко навычен еси окружной премудрости...
(Савватий)
ПЯТЕРНАЯ РИФМА -
рифма из пяти слов в стихотворении.
Предвижу ваше возраженье;
Но вас я знаю, господа:
Вам ваше дорого терпенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
(А.С. Пушкин) |
См. также
двойная,
тройная, четверная и шестерная
рифма.
ПЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА
– рифма из слов с ударением на пятом слоге от конца.
Второе название – гипердактилическая рифма.
Тиражирование
– цитирование, удивляющаяся – скитающаяся, исследование
– проповедование…
Холод, тело тайно сковывывающий,
Холод, душу очаровывающий...
От луны лучи притягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются...
(В. Брюсов)
РАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА
– рифма, состоящая из слов
с равным количеством послеударных слогов.
Основная рифма в стихосложении. Верю – потеря,
ясно - сладострастно,
дом – идём, весне - старине, там – цветам, я - твоя, кипарис - разрослись…
Противоположность
неравносложной рифме.
Время, о!
время,
Что ты? Мечта,
Век наш есть бремя,
Всё суета...
(М.Херасков) |
Умом
Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Ф.И. Тютчев) |
РАЗНЕСЁННАЯ РИФМА – рифма, образуемая словами, стоящими в различных
местах стиха.
Шаля,
такие ноты наляпаны,
что с зависти
Лопнули б все
Шаляпины.
(В. Маяковский)
РАЗНОРОДНАЯ РИФМА –
рифма из слов, принадлежащих к различным частям речи.
Вода – сюда, мотылёк – промок,
дней - сильней,
какаду – найду, истома – дома, склеп – слеп, вы - увы, гибкой - улыбкой,
сдача – иначе, послушна - равнодушно, рать - умирать, княжна - скромна…
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
(К.И. Чуковский)
Назад
Дальше
|