РИФМА
(греч. «rhythmos»
- стройность, соразмерность) -
разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных
строк, создающее ощущение их единства и родства;
регулярный звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической,
строфической и смысловой композиции стихотворного произведения;
один из основных элементов художественного стиля в системе выразительных
средств поэзии; важнейший приём инструментовки стиха.
Определение Тредиаковского:
"Рифма - согласие конечных между собой в стихе слогов."
Определение В.М.
Жирмунского: "Рифма есть всякий звуковой повтор,
несущий организационную функцию в метрической композиции стихотворения".
Определение Д. Самойлова: "Рифма есть созвучные
слова, расположенные в заданной последовательности в конце ритмических периодов
и выполняющие одновременно функции смысловой и звуковой организации стиха".
Определение Ю. Лотмана:
"Рифма есть звуковое совпадение слов или их частей в конце ритмической
единицы при смысловом несовпадении".
Определение В. Онуфриева: "Рифма -
звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный
и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает
ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей
стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют
запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства
благодаря изысканному благозвучию слов".
"Без рифмы стих расплывается" (В. Маяковский). Рифма подчёркивает границу между
стихами и связывает стихи в строфы, она режиссёр в театре поэзии, подчиняющий
себе и ведущий за собой. Являясь центральным звеном каждого стиха, кульминацией
его строк, рифма, как правило, несёт на себе основную смысловую нагрузку. " Я
всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во
что бы то ни стало" (В. Маяковский). Рифма "возвращает вас к предыдущей строке…
заставляет все строки, оформляющие одну мысль держаться вместе» (В. Маяковский).
Выступая в организационном качестве, рифма акцентирует концы стихов, образует
после себя паузы, дающие возможность осмыслить строки и насладиться благозвучием
слов.
Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна.^
(М. Ломоносов)
"Слова, которые служат рифмами в <детских> стихах, должны быть главными
носителями смысла всей фразы..."(К.И. Чуковский).
Рифма выполняет в стихе несколько функций: смысловую, ритмическую, эвфоническую,
мнемоническую, эвристическую.
Звуковой состав рифмы зависит от национальных литературных традиций и от
фонетического строя языка. В поэзии большинства народов мира рифма располагается
на концах стихов. Основным признаком рифмы в русском стихосложении является
совпадение ударных гласных. Однако одной ударной гласной недостаточно для
образования полноценной рифмы, хотя есть и такие случаи (боа-амплуа, ау-МГУ, бои
- рубаи...). Если слова созвучны между собой, то говорят, что они рифмуются. На
самом деле рифмуются не слова и даже не звуки внутри слов (и тем более не
буквы), а фонемы и их комбинации. Фонема является самой мелкой единицей языка и
представляет собой наиболее точную реализацию звука. В русском языке - 5 гласных
и 34 согласных фонемы. Традиционно, всё же, рифму принято рассматривать именно
как звуковой повтор.
Русская рифма произошла от традиций параллелизма в русском фольклоре, когда в
конце стихов располагались одинаковые части речи, которые и порождали созвучия.
Такие рифмы назывались однородными (грамматическими). Со временем в рифме стали
применяться слова, принадлежащие к различным частям речи, а также всевозможные
неточные рифмы. В настоящее время существует пять классификаций и несколько
десятков разновидностей рифмы.
Русские стиховеды, изучавшие и разрабатывавшие теоретические основы рифмы: В. К.
Тредиаковский, М.В. Ломоносов, В.В. Маяковский, В.Брюсов, В.М. Жирмунский, М.Л.
Гаспаров, Д. Самойлов, Б.В. Томашевский, В.Е. Холшевников, М. П. Штокмар, Ю.М.
Лотман,
В.Онуфриев.
Падробнее об истории русской рифмы см. Эволюция
русского стиха.
РИФМЕННОЕ ОЖИДАНИЕ - предсказуемое
ожидание созвучий слов в определённых местах стихов или строф, заложенное в
самой природе поэзии. В момент непосредственного восприятия пассивного слова
память сохраняет его звуковой образ и - особенно - его ритмического
окончания (клаузулы). С появлением активного слова, если его окончание совпадает
с тем образом, который хранится в памяти, возникает рифма как ощущение
звукового единства и гармонии слов. В зависимости от местоположения рифм, память
самостоятельно настраивается (это происходит уже в первых строках или строфах)
на сохранение образа пассивного слова и сопоставление его с активным словом в
определённых местах стиха или строфы. Чем больше промежуток времени между
рифмующимися словами и количество слов между ними, тем размытей становится
образ. Это свойство и лежит в основе приблизительных рифм, создающих иллюзию
родства слов. Вышеизложенное правило ещё в большей мере относится к песенному
жанру, где слова организованы мелодически и растянуты во времени намного больше,
чем в стихах.
РИФМЕНТ
– рифмообразующая часть слова с центром
- ударной гласной.
Подобно морфеме,
являющейся единицей смысла в слове, рифмент – это единица рифмы.
Рифмент отождествляет собой (и в этом его универсальность)
близкие по звучанию клаузулы:
Рифменты Клаузулы и примеры
|
1) «ОР» >>
ОР (бор, гор),
ЁР (тапёр, спёр).
2) «АД» >>
АД (лад), ЯД (ряд),
АТ (солдат), ЯТ (стоят).
3) «АЖ» >>
АЖ (багаж), ЯЖ (саквояж), АЖЬ (блажь), ЯЖЬ
(бродяжь),
АШ (наш), ЯШ (гуляш), АШЬ (гуашь),
ЯШЬ(втемяшь). |
|
Исходя из этого,
ещё одно, «техническое» определение самой рифмы:
Рифма – это
наличие, как минимум, двух слов с одинаковым рифментом. Найти рифму - значит подыскать слово с
таким же рифментом, как у исходного. Рифменты слов образуют
одноимённую рифму (см. классификация рифм по происхождению).
В отличие от клаузулы, объединяющей исключительно точные рифмы (вето -
лето, честный -прелестный, гость - кость...),
рифмент объединяет как точные, так и приблизителдьные рифмы:
вето - карета, честный - чудесный, гость
- гроздь,
ива - красивый, лужа - уже, хлеб - степь,
тише - слышу, ворочая - многоточие, колкий
- иголке, весить - грезить,...
Существуют 11
типов рифментов:
базовый, окончательный, гласный, согласный, мультирифмент, переходный,
связующий, сложный, двоякий, ложный, первичный.
РИФМОВКА
-
порядок
чередования рифм в стихах, их взаимное расположение. Существуют 5 основных типов рифмовки: перекрёстная, смежная, кольцевая, холостая
и смешанная. Рифмы, образованные вышеперечисленными способами рифмовки, носят
одноимённые названия.
Подробнее...
РИФМОРЯД
–
список слов на одну рифму в словаре рифм.
РИФМОПАРА
–
два рифмующихся слова. Так, "дело - смело" и
"хохот -грохот" - это две рифмопары.
РИФМОСОЧЕТАНИЕ
–
объединение слов в
рифме, «рифмование» слов (но не рифмовка). В отличие от рифмовки, не
подразумевается положение рифм в стихе.
РИФМОТИП СЛОВА
-
обобщённая информация о количестве и соотношении звуков в ритмическом окончании
слова. Рифмотип слова обозначается символами «х» (согласный звук) и «о»
(гласный звук). Рифмотип слова «сон» - ох, «рама» - охо, «тонус» - охох,
«черёмуха» - охохо, «визг» – охх, «точный» – оххох, «оборудование»
- охохохохо и т.д.
Каждое слово имеет свой рифмотип,
который указывает на положение слова в рифмословарной иерархии и на звуковую
структуру слова, определяющую его совместимость со словами других рифмотипов.
Так, говоря о том, что связующие рифмы могут рифмоваться с мультирифмами,
подразумевается сходство их рифмотипов. Рифмотипы называются по именам
основных рифментов, но отличаются от них тем, что не конкретизируют роды, виды и
пр. В иерархии рифм (и соответственно в словаре) слова располагаются по их
рифмотипам в порядке увеличения числа послеударных звуков. Подробнее см.
Лаборатория § 16.
СЛОВА-БЛИЗНЕЦЫ -
слова, практически полностью совпадающие по звуковому составу и
образующие между собой рифмы максимально высокой степени точности. Из
слов-близнецов состоят абсолютные рифмы
и близкие к ним: потомки-потёмки, ложа-лёжа,
блуза-блюза, томен-тёмен; убор - упор, избушки - из
пушки, кидая- Китая, морс- мёрз... В качестве таких слов могут
выступать и сходнозвучащие паронимы: топор - тапёр,
граблю- грабли... Классификация по родственным оношениям.
СЛОВАРЬ РИФМ (рифмовник,
рифменник, рифмарь) – сборник
рифм, организованный по окончаниям слов, начиная с ударного
гласного. В отличие от обратных словарей и словарей созвучий, объединяющих слова
по графическому сходству окончаний слов, словари рифм также включают в себя
слова, сходные по звучанию. Рифмовники составляются на основе других языковых словарей:
орфографических, частотных, обратных,
и могут включать в себя различное кол-во словарных единиц. Наибольший
интерес представляют полные словари, содержащие
максимальное количество слов,
присущих конкретному языку. Такие словари рифм,
кроме общей лексики, могут включать в себя собственные имена, сленг, речевые
конструкции и т.п. Словари рифм предназначены в первую очередь поэтам, но
представляют несомненную ценность
и для переводчиков поэтических текстов, филологов, составителей рекламных
текстов, деятелей шоу-бизнеса, массовиков-затейников и пр. Существуют
и узкоспециальные сборники - словари рифм отдельных авторов или произведений.
Подробнее о словарях рифм...
УРОВНИ РИФМЫ
-
сходные по рифмотипу и звуковому составу различные
грамматические формы неоднородных слов. Все базовые рифмы в русском языке имеют,
как минимум, два уровня. Как правило, это выражается в разделении на слова
мужского и женского (+ среднего) рода. В основных грамматических формах эти
слова не рифмуются между собой, но в большинстве других образуют рифму.
Пример из рифмента «ОВ»:
1 уровень 2 уровень
клёв слово
улов основа
засов…
подкова
Пример рифмосочетания слов женского(+среднего)
и мужского рода на 1 уровне:
улов – обнов – слов - основ - подков...
На 2 уровне слова рифмуются между собой практически во всех грамматических
формах:
Клёва - обнова, клёву - слову,
уловы – основы, засове – подкове…
Исключение –
творительный падеж «овом
≠
овой»
(уловом – основой…).
В данном случае это уже конфликтная связующая рифма.
С каждым уровнем рифмующиеся слова
имеют на один послеударный слог больше.
3 уровень:
уловами – подковами…
Дополнительные примеры:
Танк
≠
осанка,
но: танку – осанку, танке – осанке,
танками-осанками…;
Волк
≠
ёлка,
но: волка – ёлка
и т.п..
На примере следующего четверостишия показано,
как на 2-ом уровне рифмосочетаются слова «суть»
и «смута».
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
(Б. Пастернак)
Понятие уровней рифмы вместе с
системой ссылок и мультирядами позволяют словам не повторяться в
их многочисленных грам-матических формах.
© В.В. Онуфриев 1998-2004 г.
.
Назад
В начало |