|
|||||
В.В. В.В. Онуфриев "Словарь разновидностей рифмы" 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ТЕРМИНОЛОГИЯ |
|||||
АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛОВО – название слов в рифме. Первое слово в рифме - пассивное, второе – активное. Пассивное слово, идущее во временном отрезке первым, вносит в стих момент незавершённости, оставляя после себя напряжение, связанное с ожиданием гармоничной развязки. Это напряжение снимает активное слово, которое своим появлением заставляет вспомнить пассивное, и уже вместе они создают то ощущение законченности, гармонии и родства, которое и называется рифмой. Таким образом, вся нагрузка в рифме лежит именно на втором слове, которое может оправдать (точная рифма), частично оправдать (приблизительная рифма) или не оправдать вовсе (диссонанс, белый стих) ожидание гармонической развязки, созданное пассивным словом. Оправданное ожидание всегда усиливает эмоциональное воздействие стиха и заложено в самой природе поэзии.
АЛЬТЕРНАНС (франц.
alternance
– чередование) – термин классического стихосложения. Правило
альтернанса: попеременное чередование стихов с различным количеством стоп,
мужских и женских рифм, рифм с различными окончаниями.
Правило альтернанса было установлено во французской поэзии в
эпоху Ронсара (1565 г.). В русском стихосложении принцип альтернанса
был установлен впервые М.В. Ломоносовым в "Оде на взятие Хотина"
и "Письме о правилах российского стихотворства" (1739г.), после
чего неукоснительно соблюдался особенно в отношении твёрдых форм:
сонетов, октав, секстин и пр.
Любой ударный твёрдый гласный звук рифмуется с его мягкой парой, и наоборот. А-Я. ад - яд. О-Ё. ров - рёв. У-Ю. лук - люк. Э-Е. сэр – сер. Ы-И. быт-бит.
Согласные
звуки объединены в родовые пары
(б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с)
Кот - код, паж
- ваш, шкив - миф, рыбак - очаг, поп
- лоб, муз
- ус, холод - молот…
ВИД И РОД РИФМ – основные определители рифмы. Видом рифмы является ударная гласная одной из 5 видовых пар. На род рифмы указывает последующая за ударной гласной согласная. Вместе вид и род образуют первичный рифмент слова или его рифменный корень. В русском языке 5 видов и 60 родов базовых рифм.
Поле – доля, щука
– звуки, нега - телегу, школой - голый, иней – синий,
парами – старому, кубок – тюбик,
Гласица по характеру может быть мягкой или твёрдой:
Рифмы из слов с одинаковой гласицей относятся к родным и объединяются в словаре. Такие рифмы ввиду звукового сходства входящих в них слов активно применяются в стихосложении. Лопата - злато – пенаты… Поле – роли – мусолю – воля… Аллея – скорее – орхидеи – лелею...
КЛАССИФИКАЦИИ РИФМ – разделение рифм по специфическим признакам.
Рифмы в
русском языке классифицируются:
5. По положению в
стихе.
Розы - слёзы
3. Точная, родная рифма. 4. Акустическая рифма.
5.
------
КЛАССИФИКАЦИЯ
РИФМ ПО ЗВУЧАНИЮ И РОДСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ -
классификация, дифференцирующая рифмующиеся слова по степени их
звукового сходства в рамках устоявшейся и размытой классификации
"точные и приблизительные рифмы". Совершенно очевидно, что таких
общих понятий, как "точная рифма" и "приблизительная рифма", явно
недостаточно для систематизации рифм и, тем более, для организации
их в словаре рифм, так как степень "точности" или
"приблизительности" различных рифмующихся слов также бывает
различна. Классификация же рифм по родственным отношениям
устанавливает совершенно ясные и чёткие границы внутри всех групп
рифм, так как основой данной классификации является фонетическое
происхождение каждой конкретной рифмы. В эту классификацию входят
такие условные понятия, как: родные рифмы, двоюродные рифмы,
приёмные рифмы, рифмы дальней степени родства и дружественные рифмы.
КОРЕНЬ
РИФМЫ
– рифмообразующая часть слова.
В базовых рифмах корень состоит из ударной
гласной (вид рифмы) и последующей согласной (род рифмы):
мода
(ОД), верный (ЕР) , всюду (УД), талия (АЛ),
бриз (ИЗ)...
ЛОЖНЫЙ РИФМЕНТ – рифмент, указывающий на род рифм, к которому слово не принадлежит. Твоего (род «ВО»), конечно («ЕЖ»), стального («ОВ»), вернуться («УЦ»), жёстче («ОЩ») и т.п.
МУЛЬТИРЯДЫ – наиболее многочисленные группы базовых рифм, состоящие из слов одинаковых частей речи: мультиряды существительных, прилагательных, глаголов и деепричастий. Слова в мультрядах принадлежат исключительно к мультирифмам и исчисляются сотнями и даже тысячами. Так, самый большой мультиряд включает в себя более 5000 слов. Мультиряды выполняют две важные функции: 1. Разгружают основной словарь, отделяя огромные массивы однородных слов русского языка. В противном случае, основной словарь был бы совершенно неудобочитаем и огромные списки не позволяли бы видеть общую картину различных рифм. 2. Вместе с системой ссылок позволяют словам (а их тысячи) не повторятся во многих их грамматических формах, что даёт возможность организовать все рифмы в одной книге. В противном случае, словарь составлял бы несколько массивных томов.
ОПОРНЫЙ
ЗВУК
-
согласный звук, стоящий перед ударной гласной в рифмованных словах.
Опорных звуков может быть и несколько. Рифма с такими звуками
называется богатой: молодой –
бородой, род – народ, сосна - весна…
ПЕРВИЧНЫЙ РИФМЕНТ
-
корень рифмы
в базовых рифмах. Состоит из ударной гласной (вид рифмы) и
последующей согласной (род рифмы):
мода
(ОД), верный (ЕР) , рупор (УБ), талия (АЛ),
бриз (ИЗ)...
ПОДРИФМЕНТ - группа слов с общими признаками внутри одного рифмента в словаре рифм.
ПОЛИРИФМИЯ - способность слова рифмоваться несколькими способами (не путать с количеством рифмованных слов). Полирифмия базируется на словах связующего рифмотипа (охох, охохх). Приёмом полирифмии является выпадение одного из согласных звуков в связке двух согласных (двоякие рифмы) или замещение послеударного согласного в одном из слов (замещённые рифмы). Слова, рифмующиеся с основным словом и не рифмующиеся между собой, – главный признак полирифмии. Встреча – вечер. Вечер – ветер. Но: Встреча ≠ ветер.
Полирифмичными по своей
природе являются все мультирифмы. РЕДУКЦИЯ - ослабление звучания гласных звуков в безударном положении. Именно редукция лежит в основе понятия «гласица». |
|||||
|
|||||