СМЕШАННАЯ РИФМА
- разновидность рифмы по взаимному
расположению в стихах. Образуется при смешанном способе рифмовки в сложных
строфах.
А всего иного пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
(А. Твардовский) |
Стихи должны поэту сниться
По сотне памятных примет.
Как пешеходу в зной - криница,
Глухому - утренняя птица,
Слепому - утренний рассвет.
(Маргарита Алигер)
|
СОГЛАСНАЯ РИФМА
- вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на
последнем звуке.
В согласных рифмах последнему ударному гласному предшествует только согласный
звук, который является опорным
и несёт на себе основную нагрузку в рифме. Примеры:
уха - чепуха,
игру - гуру, всегда – да, хожу - гляжу, неси – мерси,
бубня - меня,
ты- мечты,
чело - весло…
Вдоль
деревни, от избы и до избы,
Зашагали торопливые столбы;
Загудели, заиграли провода, -
Мы такого не видали никогда.
(М. Исаковский) |
В
мире как в море: не спят рыбаки,
Сети готовят и ладят крючки.
В сети ли ночи, на удочку дня
Скоро ли время поймает меня?
(Расул Гамзатов) |
СОСТАВНАЯ РИФМА
- рифма с
участием союзов,
частиц , местоимений и служебных частей речи:
ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п.
Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными:
небо – мне бы, жива ли - увяли, боже – кто же, неволишь – одно лишь,
невод - э-вот, вдаль - тогда ль, все мы - темы, голова и -
Гаваи, счёты - кто ты, петли - нет ли, корявы - якоря вы,
прелесть - апрель есть, глав нам - главным, существую - листву и ...
Разновидностью составных рифм являются каламбурные
и авторские рифмы, составленные из различных слов и (или) их
частей. Подобные рифмы дают возможность рифмоваться словам, не
имеющим рифм изначально, или находить оригинальные и неординарные рифмы.
Также см. разнословная рифма
Поверхность всей
моей усадьбы
Сегодня к утру снег покрыл…
Подметить
всё и записать бы, -
Так первый снег
мне этот мил!
(А.М. Жемчужников)
|
Залюбуюсь, загляжусь
ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.
(С. Есенин) |
Дружной колонной шагают эпитеты, -
Вот они лучшие в мире стрелки!
Эй, бездарности! Если хотите, то
Снайперы вправят вам ваши мозги!
(В. Невский) |
СТЫКОВАЯ РИФМА –
разновидность рифмы по положению в стихе; конец одного стиха
зарифмован с началом последующего.
Реет тень голубая,
объята
Ароматом некошенных трав;
Но упав, на зелёную землю,
Я объемлю глазами простор.
(В. Брюсов) |
Зачем луна, поднявшись, розовеет,
И ветер веет, тёплой неги полн,
И чёлн...
(М.А.Кузмин) |
СУПЕРГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
-
второе название всех шести-, семи-, восьми- и девятисложных рифм;
рифмы из слов с ударением на шестом, седьмом, восьмом или девятом слогах от конца.
В отличие о гипердактилических, в стихосложении не
применяются.
Председательствующие –
благожелательствующие (6 сл.) Рассекречивающиеся –
увековечивающиеся(7 сл.)
ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА
- эпифора;
слово рифмуется само с собой.
И мощная рука к
нему с дарами мира
Не простирается из-за пределов мира.
(А.С. Пушкин)
|
«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
(А.С. Пушкин) |
О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.
(Лев Озеров) |
Если
до сих пор нигде вы
Не встречали королевы,-
Поглядите - вот она!
Среди нас живет она.
(Агния Барто) |
Первые тавтологические рифмы были
известны ещё в средневековой Руси по молитвенным стихам и
проповедям. Такие рифмы были результатом синтаксического
параллелизма, при котором в конце стихов располагались слова
одинаковых частей речи (особенно часто глаголы) в одинаковых
грамматических формах.
З добрымъ бо думцею думая
князь высока стола добудетъ,
а с лихимъ думцею думая,
меншего лишенъ будетъ.
(Даниил Заточник,
"Моление", 13 век)
|
Сродни
тавтологическим рифмам существуют и т.н. полутавтологические
рифмы:
ждать-подождать, царил-воцарил, какой - никакой, люби-возлюби,
бег-забег, нас - вас, кто - никто, свои - твои ...
Пуская твои небрежные напевы
Изобразят уныние моё,
И, слушая бряцание твоё,
Пускай вздохнут задумчивые девы.
(А.С. Пушкин) |
ТВЁРДО-МЯГКАЯ РИФМА
– двоюродная рифма, внутри которой мягкая согласная противостоит
твёрдой.
Горы – море, рады - ради, молния – полная, час -
озлатясь,
Панкратий-косматый,
мир - монастырь, стол – моль,
жизни - отчизны, зрит - разделить, дыра - моря…
Верный конь, узды не чуя,
Шагом выступал:
Гриву долгую волнуя,
Углублялся вдаль.
(А. С.
Пушкин) |
Пачками колец Сатурн
расшуршался в балетной суете.
Вымахивает за туром тур он
своё мировое фуэтэ.
(В. Маяковский) |
Может думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
(С. Есенин)
|
Бренчит частушка, как медаль,
И голову дурманит.
Чего б ты от неё не ждал –
Она тебя обманет!…
(Роберт Рождественский)
|
ТОЧНАЯ РИФМА
- общее
название
рифм с полным соответствием послеударных
окончаний в словах.
В отличие от графических
рифм, подразумевается как графическое, так и звуковое сходство.
Сеть – мечеть, гроза – слеза, лик – старик, жареный – подаренный,
ноль – позволь, едко – метко, резче – хлестче, око - дока…
Вплоть до конца 20 века под точной рифмой подразумевались любые созвучные на слух рифмующиеся слова.
«Понятие точной рифмы относительно и изменчиво;
оно определяет предел, определяемый художественными вкусами
эпохи, более свободными или более требовательными» (В.Жирмунский, "Рифма, её история и теория", 1923 г.)
ТРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА
-
рифма,
состоящая из слов с ударением на третьем слоге от конца. Второе название –
гипердактилическая рифма.
Понапружился - понатужился,
радуга – надолго, Греция
- Венеция, розовый – берёзовый, крутится – беспутица…
О вы размеры старые,
Захватанные многими,
Банальные , дешёвые
Готовые клише!
Звучащие гитарою
И с рифмами убогими -
Прекраснее, чем новые,
Простой моей душе.
( И. Северянин)
ТРОЙНАЯ РИФМА -
рифма из трёх слов в сложных
строфах.
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь
вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
(Ф. И. Тютчев)
На тройных
рифмах строятся все секстины (АВАВАВ).
УСЕЧЁННАЯ РИФМА –
базовая
равносложная
рифма,
в которой пассивное слово заканчивается на
согласную
(или две),
а активное - на гласную.
Унылый -
мило, тополь
– Европа, омут- другому, стильный – обильно,
кречет – вече, дальний - спальня…
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи…
( М.Ю. Лермонтов)
Противоположность усечённой
рифме – надстроечная рифма.
УСТОЯВШАЯСЯ РИФМА
– часто употребляемая связка не совсем сходных
по звучанию слов.
Жизнь = держись, вниз, ввысь…,
грусть = Русь, вернусь…,
любви = твои, свои, соловьи…, люблю =
пою, мою, твою и т. п.
Уноси
моё сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слёзы твои
Кротко светит улыбка любви.
(А.А. Фет) |
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводит грусть
Жёлтые дожди…
(К. Симонов)
|
ХОЛОСТАЯ РИФМА -
разновидность рифмы по взаимному расположению в
стихе. Образуется при холостом способе рифмовки, при котором некоторые
стихи (наиболее часто - первый и третий в четверостишии. Схема рифмовки -
АВСВ) не рифмуются . Т.о., под условным понятием "холостой
рифмы" следует понимать её частичное отсутствие внутри строфы.
Лесом
чистым и дремучим,
По
тропинкам и по мхам,
Ехал
всадник, пробираясь
К
светлым невским берегам.
(А.Н. Майков)
|
Воды
глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.
(А.С. Пушкин) |
ЧЕТВЕРНАЯ РИФМА
-
рифма из четырёх слов
в строфе.
Ревёт ли зверь в лесу
глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А.С. Пушкин) |
ЧЕТЫРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА
-
рифма из слов с
ударением на четвёртом слоге от конца.
Второе название – гипердактилическая рифма.
Суженными
- жемчужинами,
божественная - естественная, свидетельница – благодетельница, заночёвывая –
приторговывая…
Стоят
серебряными блюдечками
Кувшинок мокрые цветы
Иду, помахивая удочками,
На обомшелые плоты.
(Г. Шенгели) |
ШЕСТИСЛОЖНАЯ РИФМА
- рифма,
состоящая из слов
с ударением на шестом слоге от конца.
Второе название –
супергипердактилическая рифма.
Жульничающие – богохульничающие,
трапезничающий - ябедничающий...
ЭХО-РИФМА
- разновидность
рифмы по взаимному расположению в стихах; двустишие, в котором вторая строка
состоит всего из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.
Ещё примеры...
Где
земля, и где закон, чтобы землю выдать к лету? –
Нету!
Что же дают за
февраль, за работу, за то, что с фронтов не бежишь? –
Шиш!
(В. Маяковский)
Назад
Дальше
|