МУЖСКАЯ РИФМА -
второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге.
Дум – шум, друзей - моей, весть - честь, ус - француз, ходил - будил, мал - играл,
там - холмам, грудь - путь, клин -
семьянин, чертог - ветерок, день - тень...
Термины "мужская рифма" и "женская рифма"
перешли в европейское (в т.ч. и русское) стихосложение из
средневековой французской
поэзии. В старофранцузском языке слова женского
рода (прилагательные и некоторые существительные) заканчивались безударным
звуком "е", тогда как в словах мужского рода, соответственно, такое
окончание отсутствовало. Например: муха
(ж.р.) - mouche , слон
(м.р.) - elephant.
Тогда же во французской поэзии и возникла традиция чередования
в строфе для разнообразия мужских (слов мужского рода с
ударением на последнем слоге) и женских окончаний (слов женского рода с
ударением на предпоследнем слоге). К концу 17 века звук "е" на
концах слов перестал произноситься, но остался на письме (как "e
немое"), став своеобразным атавизмом. Т.о., чисто акустически (на слух) слова
женского и мужского рода в современном
французском языке стали односложными, но графически слова женского рода имеют на
один слог больше. С тех пор в европейской поэзии мужской рифмой называются слова
с ударением на последнем слоге, а женской рифмой - слова с ударением на
предпоследнем слоге. В первом примере ниже - первый и третий стих объединены
мужской рифмой, а второй и четвёртый - женской. Во втором примере присутствуют
только мужские рифмы. См. также
женская рифма
О милых
спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
(В.А.Жуковский) |
Сижу за
решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
(А.С. Пушкин) |
МУЛЬТИРИФМА
–
центральная базовая рифма с одним послеударным согласным звуком.
Рок - звонок, дым –
летим, диво – строптивы, пой – смешной, туча
– круча, день – тень…
Согласная может быть удвоенной:
грамм – там, антенна – сирена, тонна – икона,
сын - финн…
Согласным звуком может быть звук «j»
(йот): рой (роj),
стая (стаjа),
большие (большиjе),
лай (лаj)…
Мультирифмы вместе
с окончательными рифмами наиболее употребительны в стихосложении.
Универсальность мультирифм заключается в том, что в их образовании могут
принимать участие различные части речи. Пример:
Шило (сущ.) = дождило (глаг.) = унылы
(прил.) = вполсилы
(нареч.) ≈ мыля (дееприч.) ≈
или
(союз).
В русском языке 60 разновидностей
мультирифм, которые являются основными словарными
разделами
в словаре рифм. Все прочие разновидности рифм примыкают к мультирифмам.
Примеры «немультирифм» (слов, в
которых количество послеударных согласных больше одного):
арка, ветер, рубль, чистый,
жалоба, полюс, читаем(j
и м), мозг, облачно, петиция(ц и
j)…
Более подробно о
мультирифмах, см. Лаборатория § 4.
НАДСТРОЕЧНАЯ РИФМА –
рифма,
в которой пассивное слово заканчивается на
гласную, а активное на согласную (или две, т н. «надстройка») при равном
количестве послеударных слогов: речи -
широкоплечий, квиты – бритый, ухо - слухом,
шляпа - лапоть, демонстрация – операциях, кобра
– добрить...
Мне сегодня радостно до боли
Я сама не знаю - отчего.
Дышит сердце небывалой волей,
Силою расцвета своего.
(Ольга Берггольц) |
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
(Агния Барто) |
Надстроечная рифма является фактически тем же, что и усечённая рифма, но звучит более благозвучно. На слух
всегда лучше воспринимается рифма, в которой активное слово с «надстройкой»
звучит после пассивного без таковой. Так, при последовательности "свежесть -
реже" появляется ощущение незаконченности, оборванности (в этом смысле такую
рифму действительно можно назвать усечённой). Однако в обратном порядке рифма "реже
- свежесть" звучит более комфортно - надстроечные согласные звуки, слегка
скрадываясь, придают рифме достаточно законченный и гармоничный вид.
Наиболее показательны в этом отношении закрытые рифмы, в которых одно из слов
имеет на одну согласную больше: шёл - долг, ложь – дождь, стар – шарф, стук -
фрукт …
В обратной последовательности диссонанс в таких рифмах ощущается значительно
острее, поэтому подобные рифмосочетания применяются, как правило, именно в "надстроечной"
последовательности. Дополнительные примеры:
Вечер - встреча Лучше: встреча = вечер.
Новый - слово Лучше:
слово = новый.
НАЧАЛЬНАЯ РИФМА –
рифма из первых слов в строках.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой…
(К. Чуковский)
Одним из первых русских авторов, применивших
начальную рифму, был Даниил Заточник (13 век).
Яко же бо змий страшен свистанием своим
тако и ты, княже нашъ, грозен множеством вои.
(Моление Даниил Заточника)
В восточной поэзии созвучия в начале строк - анафорическая рифма.
При этом в конце строк рифмы может и не быть.
НЕДОСТАТОЧНАЯ РИФМА –
рифма, состоящая из слов, в которых последнему общему ударному звуку
предшествуют различные предударные(опорные) согласные:
метла – жара,
вези – смотри, темно – пальто,
хочу – пою (чу –
jу),
зови - в дали…
Недостаточная рифма сродни ассонансу и применяется в основном в белых
стихах.
В отличие от недостаточных рифм, достаточные рифмы состоят из слов, в которых
опорные согласные совпадают или принадлежат к одной родовой паре (б-п, в-ф,
д-т и пр.). К достаточным относятся все окончательные рифмы: метла
– дотла, жара - пора, вези - спроси, темно
- кино, пальто – не то, зови - любви, пою
– твою (jу-
jу
)… В четверостишии ниже
присутствуют оба типа рифм "светло-ведро" - недостаточная и
"звезды-воды" - достаточная рифма.
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды.
(Н. Рубцов)
НЕРАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА – сочетание слов с различным количеством
послеударных слогов.
Неравносложные рифмы делятся на рифмы с наращением и рифмы с
раздвижением.
В рифмах с наращением происходит добавление слога
(слогов) в конце одного из слов:
папахи-попахивая, тополей - аллее, пылятся - изоляции,
ноги - многие, времени- забеременели,
следом – неведомо, оперяться
- кооперация, гудящих - трудящихся, выставил -
капиталистов, блистело - бестелые, резче - мерещится,
двести - известия ...
Идёт пожар сквозь бумажный шорох.
Прокуроры дрожат. Как хорошо!
(В. Маяковский) |
Не
жалею, не зову, не плачу.
Все пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
У не буду больше молодым.
(С. Есенин) |
В рифмах с раздвижением "лишний" гласный звук
или слог вкрапляется в клаузулу одного из слов, как бы раздвигая собой согласные
звуки: нагло – наголо,
потомки-томики, ручки-попутчики, оружия
- обнаруживая, замш - замуж, дорого
- восторга, важно - скважина, вежливый -
ежели вы, подачки - подрядчики, жизней -
лжи за ней... Вставляемый
звук не обозначается на письме, но подразумевается при произношении ("нулевая"
гласица). Явор - динозавр (произносится как: динозавор), репетитор - арбитр (арбитор),
экватор - театр,
рассеянный - Бассейной, мистер - министр...
Пролетариат -
неуклюже и узко
тому, кому коммунизм - западня.
Для нас это слово - могучая музыка,
могущая мёртвых сражаться поднять.
(В. Маяковский)
|
Ревёт
сынок. Побит за двойку с плюсом,
Жена на локоны взяла последний рубль,
Супруг, убитый лавочкой и флюсом,
Подсчитывает месячную убыль.
(Саша Чёрный)
|
Мал его радостей тусклый спектр:
Шесть часов поспать на боку,
Да разве что вор, портовой инспектор,
Кинет негру цент на бегу.
(В. Маяковский)
|
Глазами доброго дядю выев,
Не переставая кланяться,
берут, как будто берут чаевые,
паспорт американца.
(В. Маяковский) |
Неравносложные рифмы ввёл в русское
стихосложение и активно применял в своём творчестве Владимир Маяковский.
ОБОРВАННАЯ РИФМА
– рифмосочетание, в котором одно из слов
обрывается, но его значение остаётся понятным читателю(слушателю) из контекста.
Чаще используется как комический приём. Душе - сумасше... ,
времена - припомина...
Зал
заливался минуты две:
- Медведь,
медведь,
медведь,
медве-е-е-е-е...
(В. Маяковский) |
Я
видел: над трупом
Склонилась луна
И мёртвые губы
Шепнули: "Грена..."
(М. Светлов) |
Морякам
плясать привычней
На носу иль на корме.
Все же хочется услышать
Бурные аплодисме ...
(Е. Чеповецкий) |
ОБОСОБЛЕННАЯ РИФМА
– базовая
рифма с двумя (или более) согласными звуками подряд после ударного гласного.
Именно второй согласный звук ставит барьер, не позволяющий словам с
обособленным рифмотипом рифмосочетаться со словами других рифмотипов.
Обособленные рифмы сочетаются только друг с другом и только в пределах своего
семейства. См. раздел "Лаборатория" - роды, семейства и семьи рифм.
Волн - чёлн, печка - свечка, любезный - прелестной,
сёстры- острый, вечность - беспечность, Кипр
- Тибр, казнь - боязнь, послушный - простодушной, грозно -
поздно , помни - что мне, царский - боярский,
адъютантство - убранство, лестно - чудесно, битв
- молитв, танго - манго … Словарная
классификация.
Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та - бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
(Корней Чуковский) |
ОбЪЕДИНЁННАЯ РИФМА
– см. Рассечённая рифма.
ОДНОРОДНАЯ РИФМА
– рифма из слов, принадлежащих к
одной части речи. В отличие от параллельной (грамматической) рифмы, слова могут быть в различных
грамматических формах.
Гора – дыра, странный – долгожданной, темно
- смешно, кляча - удачу, вера
– меры, сниться – злится, бег - брег…
ОДНОСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма
из слов, в которых ударный слог - последний.
Второе название – мужская рифма.
Раз – джаз, стог – слог, волк – толк, мил - хранил, меч - течь, дожди - иди,
торг - восторг…
Светись, светись, далекая
звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несет мечты душе моей больной;
(М.Ю. Лермонтов) |
В наш век таков иной поэт.
Утратив веру юных лет,
Как нищий старец изнурён,
Духовной пищи просит он.-
(Яков Полонский) |
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ РИФМА
–
рифма, состоящая из слов с ударением на последнем звуке.
Страна - смешна, дары - пары, стихи - грехи, уйду - какаду,
змея - твоя, крои - бои…
Благодаря отсутствию послеударных слогов, в таких рифмах
возможен только один единственно-правильный вариант рифмосочетания (отсюда и
название – окончательная рифма). Все окончательные рифмы являются
односложными и делятся на гласные и согласные. В примере ниже "кусты - цветы" -
согласная рифма, а "подпою - мою" - гласная. Подробнее см.
Лаборатория § 2.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
(С. Есенин)
ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма
из омонимов:
мой - мой, вина - вина, жаль - жаль, века - веко,
пророк - про рок, пари - пари, том - том, прав - прав...
На омонимической рифме часто
выстраиваются каламбуры. Больше примеров - см.
Музей рифмы.
Не
дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума...
(А.С. Пушкин) |
Вдруг на Мишку, вот напасть,
Пчёлы вздумали напасть.
(Я. Козловский)
|
В отличие от омонимической,
тавтологическая рифма (слово
рифмуется само с собой при неизменном его значении) рифмой не является и
представляет собой обычный звуковой повтор.
ОМОФОНИЧЕСКАЯ РИФМА –
разновидность акустической рифмы; рифма из
слов-омофонов: исчез - восрес, денег
- молоденек, вмиг - проник, год - идёт, весть -
влезть, яд - стоят, душ - муж, граф -
забав, свет - след, звук - подруг, сугроб
- поп, князь - обвилась... Звуковое сходство таких слов
объясняется свойственным русскому языку оглушением звонких согласных на конце
слов.
Под
кровом внешних роз
Поэтом я возрос.
(А.С. Пушкин) |
ОТКРЫТАЯ РИФМА
-
рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки.
Сено - смена, дума – шума, сильная - обильное, томно – скромно, вижу –
ближе, дива - правдива…
Улыбается
осень сквозь слёзы,
В небеса улетает мольба,
И за кружевом тонким берёзы
Золотая запела труба...
(А. Блок) |
Назад
Дальше
|