На сайте БК можно делать ставки на спорт и участвовать в лотереях Желающие заниматься этим регулярно обращают внимание на богатство ассортимента, качество аналитики, дополнительные опции. Для выбора на долгосрочную перспективу также рекомендуется учитывать надежность конторы, качество линии, маржу, коэффициенты, удобный и функциональный сайт ставок на спорт,наличие приложений (в т.ч. мобильных), доступные бонусы и проводимые акции. Желающие упросить эту задачу могут посмотреть на рейтинг БК и выбрать среди самых топовых.
9a93f135
РИФМА.КОМ.РУ Рифма и её десятки разновидностей; теория и словари рифм; всё по стихосложению... >ПОРТАЛ «РУССКИЕ РИФМЫ» - крупнейший поэтический ресурс в Интернете: стихисовременных русских поэтов; всё о рифме и стихосложении; словари рифм; справочная информация и статьи о поэзии; конкурсы с рифмами, форумы, голосования, рейтинги и т.д. и т.п Стихи современных поэтов; создание поэтических страниц; рейтинги стихов в реальном времени... РИФМА.КОМ.РУ

Главная Стихи Поэты Стихосложение О рифме Стихи о поэзии Занимательное стихосложение Псевдонимы в поэзии Тесты по стихосложению

                                                              В.В. Онуфриев   "Словарь разновидностей рифмы"                                   1 2 3 4 5 6 7 8 9

МУЖСКАЯ РИФМА  - второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге.
Дум – шум, друзей - моей, весть - честь, ус - француз, ходил - будил, мал - играл, там - холмам, грудь - путь, клин - семьянин, чертог - ветерок, день - тень...

 Термины "мужская рифма" и "женская рифма" перешли в европейское (в т.ч. и русское) стихосложение из средневековой французской  поэзии. В старофранцузском языке слова женского рода (прилагательные и некоторые существительные) заканчивались безударным звуком "е", тогда как в словах мужского рода, соответственно, такое окончание отсутствовало. Например:  муха (ж.р.) - mouche , слон (м.р.) - elephant. Тогда же во французской поэзии и возникла традиция чередования в строфе для разнообразия мужских (слов мужского рода с ударением на последнем слоге) и женских окончаний (слов женского рода с ударением на предпоследнем слоге). К концу 17 века звук "е" на концах слов перестал произноситься, но остался на письме (как "e немое"), став своеобразным атавизмом. Т.о., чисто акустически (на слух) слова женского и мужского рода в современном французском языке стали односложными, но графически слова женского рода имеют на один слог больше. С тех пор в европейской поэзии мужской рифмой называются слова с ударением на последнем слоге, а женской рифмой - слова с ударением на предпоследнем слоге. В первом примере ниже - первый и третий стих объединены мужской рифмой, а второй и четвёртый - женской. Во втором примере присутствуют только мужские рифмы.  См. также женская рифма

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
                             (В.А.Жуковский)

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
                                 (А.С. Пушкин)


МУЛЬТИРИФМА  центральная базовая рифма с одним послеударным согласным звуком.
Рок - звонок, дым – летим, диво – строптивы, пой – смешной, туча – круча, день – тень…
Согласная может быть удвоенной:
грамм – там, антенна – сирена, тонна – икона, сын - финн

Согласным звуком может быть звук «j» (йот): рой (роj), стая (стаjа), большие (большиjе), лай (лаj)…

Мультирифмы вместе с окончательными рифмами наиболее употребительны в стихосложении.
Универсальность мультирифм заключается в том, что в их образовании  могут принимать участие различные части речи. Пример:
Шило (сущ.) = дождило (глаг.) = унылы (прил.) = вполсилы
(нареч.) ≈ мыля (дееприч.) ≈ или (союз).

В русском языке 60 разновидностей мультирифм, которые являются основными словарными разделами
в словаре рифм. Все прочие разновидности рифм примыкают к мультирифмам.

  Примеры «немультирифм» (слов, в которых количество послеударных согласных больше одного):
а
рка, ветер, рубль, чистый, жалоба, полюс, читаем(j и м),  мозг, облачно, петиция(ц и j
)…

Более подробно о мультирифмах, см. Лаборатория § 4.

 

НАДСТРОЕЧНАЯ РИФМА рифма, в которой пассивное слово заканчивается на гласную, а активное на согласную (или две, т н. «надстройка») при равном количестве послеударных слогов: речи - широкоплечий, квиты – бритый, ухо - слухом, шляпа - лапоть, демонстрация – операциях, кобра – добрить...
 

Мне сегодня радостно до боли
Я сама не знаю - отчего.
Дышит сердце небывалой волей,
Силою расцвета своего.
                      (Ольга Берггольц)
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
                     (Агния Барто)

  Надстроечная рифма является фактически тем же, что и усечённая рифма, но звучит более благозвучно. На слух всегда лучше воспринимается рифма, в которой активное слово с «надстройкой» звучит после пассивного без таковой. Так, при последовательности "свежесть - реже" появляется ощущение незаконченности, оборванности (в этом смысле такую рифму действительно можно назвать усечённой). Однако в обратном порядке рифма "реже - свежесть" звучит более комфортно - надстроечные согласные звуки, слегка скрадываясь, придают рифме достаточно законченный и гармоничный вид.
Наиболее показательны в этом отношении закрытые рифмы, в которых одно из слов имеет на одну согласную больше: шёл - долг, ложь – дождь, стар – шарф, стук - фрукт … В обратной последовательности диссонанс в таких рифмах ощущается значительно острее, поэтому подобные рифмосочетания применяются, как правило, именно в "надстроечной" последовательности. Дополнительные примеры:  Вечер - встреча Лучше: встреча = вечер      Новый - слово Лучше: слово = новый.
 

НАЧАЛЬНАЯ РИФМАрифма из первых слов в строках.

       Вдруг из маминой из спальни,

       Кривоногий и хромой,

       Выбегает умывальник

       И качает головой…

                          (К. Чуковский)

Одним из первых русских авторов, применивших начальную рифму, был Даниил Заточник (13 век).
                                                        Яко же бо змий страшен свистанием своим
                                                        тако и ты, княже нашъ, грозен множеством вои.
                                                                               (Моление Даниил Заточника)


В восточной поэзии созвучия в начале строк - анафорическая рифма. При этом в конце строк рифмы может и не быть.
 

НЕДОСТАТОЧНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов, в которых последнему общему ударному звуку предшествуют различные предударные(опорные) согласные: метла – жара, вези – смотри, темно – пальто,  хочу – пою (чу – jу), зови - в дали
Недостаточная рифма  сродни ассонансу  и применяется в основном в белых стихах. В отличие от недостаточных рифм, достаточные рифмы состоят из слов, в которых опорные согласные совпадают или принадлежат к одной родовой паре (б-п, в-ф, д-т и пр.). К достаточным относятся все окончательные рифмы: метла – дотла, жара - пора, вези - спроси, темно - кино,  пальто – не то, зови - любви, пою – твою  (
jу- jу )…  В четверостишии ниже присутствуют оба типа рифм "светло-ведро" - недостаточная и "звезды-воды" - достаточная рифма.

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды.
                        (Н. Рубцов)

НЕРАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА –  сочетание слов с различным количеством послеударных слогов.
Неравносложные рифмы делятся на рифмы с наращением и рифмы с раздвижением.
В рифмах с наращением происходит добавление слога (слогов) в конце одного из слов:
  папахи-попахивая, тополей - аллее, пылятся - изоляции, ноги - многие, времени- забеременели, следом – неведомо, оперяться - кооперация, гудящих - трудящихся, выставил - капиталистов, блистело - бестелые, резче - мерещится, двести - известия ...

Идёт пожар сквозь бумажный шорох.
Прокуроры дрожат. Как хорошо!
                                  (В. Маяковский)
Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
У не буду больше молодым.
                                (С. Есенин)


В рифмах с раздвижением "лишний" гласный звук или слог вкрапляется в клаузулу одного из слов, как бы раздвигая собой согласные звуки:
нагло – наголо, потомкиомики, ручки-попутчики, оружия - обнаруживая, замш - замуж, дорого - восторга, важно - скважина, вежливый - ежели вы, подачки - подрядчики, жизней - лжи за ней... Вставляемый звук не обозначается на письме, но подразумевается при произношении ("нулевая" гласица). Явор - динозавр (произносится как: динозавор), репетитор - арбитр (арбитор),  экватор - театр,  рассеянный - Бассейной, мистер - министр... 

Пролетариат - неуклюже и узко
тому, кому коммунизм - западня.
Для нас это слово - могучая музыка,
могущая мёртвых сражаться поднять.
                                       (В. Маяковский)
 
Ревёт сынок. Побит за двойку с плюсом,
Жена на локоны взяла последний рубль,
Супруг, убитый лавочкой и флюсом,
Подсчитывает месячную убыль.
                                (Саша Чёрный)
 

Мал его радостей тусклый спектр:

Шесть часов поспать на боку,

Да разве что вор, портовой инспектор,

Кинет негру цент на бегу.

                        (В. Маяковский)

Глазами доброго дядю выев,
Не переставая кланяться,
берут, как будто берут чаевые,
паспорт американца.
                           (В. Маяковский)

Неравносложные рифмы  ввёл в русское стихосложение и активно применял в своём творчестве Владимир Маяковский.

ОБОРВАННАЯ РИФМА
– рифмосочетание, в котором одно из слов обрывается, но его значение остаётся понятным читателю(слушателю) из контекста. Чаще используется как комический приём.  Душе - сумасше... ,  времена - припомина...
 

Зал заливался минуты две:
- Медведь,
            медведь,
                  медведь,
                       медве-е-е-е-е...
                             (В. Маяковский)

Я видел: над трупом
Склонилась луна
И мёртвые губы
Шепнули: "Грена..."

               (М. Светлов)

Морякам плясать привычней
На носу иль на корме.
Все же хочется услышать
Бурные аплодисме ...

                  (Е. Чеповецкий)


ОБОСОБЛЕННАЯ РИФМА – базовая рифма с двумя (или более) согласными звуками подряд после ударного гласного. Именно второй согласный звук ставит барьер,  не позволяющий словам с обособленным рифмотипом рифмосочетаться со словами других рифмотипов. Обособленные рифмы сочетаются только друг с другом и только в пределах своего семейства. См. раздел "Лаборатория" - роды, семейства и семьи рифм.  Волн - чёлн,  печка - свечка, любезный - прелестной, сёстры- острый, вечность - беспечность, Кипр - Тибр, казнь - боязнь, послушный - простодушной, грозно - поздно , помни  - что мне, царский - боярский, адъютантство - убранство, лестно - чудесно, битв - молитв, танго - манго …  Словарная классификация.

Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та - бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
        (Корней Чуковский)

ОбЪЕДИНЁННАЯ РИФМА – см. Рассечённая рифма.

ОДНОРОДНАЯ РИФМА
– рифма из слов, принадлежащих к одной части речи. В отличие от параллельной (грамматической) рифмы, слова могут быть в различных грамматических формах.
Гора – дыра, странный – долгожданной, темно - смешно, кляча - удачу, вера – меры, сниться – злится, бег - брег…

ОДНОСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма из слов, в которых ударный слог - последний. Второе название – мужская рифма.
Раз – джаз, стог – слог, волк – толк, мил - хранил, меч - течь, дожди - иди, торг - восторг…

Светись, светись, далекая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несет мечты душе моей больной;
                                   (М.Ю. Лермонтов)
В наш век таков иной поэт.
Утратив веру юных лет,
Как нищий старец изнурён,
Духовной пищи просит он.-
                        (Яков Полонский)


ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ РИФМА рифма, состоящая из слов с ударением на последнем звуке.
Страна - смешна, дары - пары, стихи - грехи, уйду - какаду, змея - твоя, крои - бои

Благодаря отсутствию послеударных слогов, в таких рифмах возможен  только один единственно-правильный вариант рифмосочетания (отсюда и название – окончательная рифма). Все окончательные рифмы являются односложными и делятся на гласные и согласные. В примере ниже "кусты - цветы" - согласная рифма, а "подпою - мою" - гласная. Подробнее см. Лаборатория § 2.

На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
                                        (С. Есенин)

ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА рифма из омонимов: мой - мой, вина - вина, жаль - жаль, века - веко, пророк - про рок, пари - пари, том - том, прав - прав...  
На омонимической рифме часто выстраиваются каламбуры.  Больше примеров - см.  Музей рифмы.
 

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума...
                     (А.С.  Пушкин)

Вдруг на Мишку, вот напасть,

Пчёлы вздумали напасть.

        (Я. Козловский)


В отличие от омонимической, тавтологическая рифма (слово рифмуется само с собой при неизменном его значении) рифмой не является и представляет собой обычный звуковой повтор.

ОМОФОНИЧЕСКАЯ РИФМА
разновидность акустической рифмы; рифма из слов-омофонов: исчез - восрес, денег - молоденек, вмиг - проник, год - идёт, весть - влезть, яд - стоят, душ - муж, граф - забав, свет - след, звук - подруг, сугроб - поп, князь - обвилась... Звуковое сходство таких слов объясняется свойственным русскому языку оглушением звонких согласных на конце слов.

Под кровом внешних роз
Поэтом я возрос.
               (А.С.  Пушкин)

 

 

ОТКРЫТАЯ РИФМА рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки.
Сено - смена, дума – шума, сильная - обильное, томно – скромно, вижу – ближе, дива - правдива…

Улыбается осень сквозь слёзы,
В небеса улетает мольба,
И за кружевом тонким берёзы
Золотая запела труба...
                              (А. Блок)

Назад        Дальше
 

Словарь поэтических терминов в примерах

 

Справочник по стихосложению