|
|||||||||||||||||||||||||
В.В. Онуфриев "Словарь разновидностей рифмы" 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
|||||||||||||||||||||||||
А вот парадокс: среди таких бедных могут быть и
богатые рифмы, если в словах совпадают предударные звуки или слоги:
ГЛАСНАЯ РИФМА
– вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В
гласных рифмах последнему ударному гласному предшествует гласный звук или
мягкий знак:
|
Бог тебя благослови; Вот за то тебе, лови! (А.С. Пушкин) |
ГРАММАТИЧЕСКАЯ РИФМА
– см. Параллельная рифма.
ГРАФИЧЕСКАЯ РИФМА
– рифма из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не
образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно
(рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется.
Большого – немного (ово-ого),
утес - лес (ёс - ес), срочно
– нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно), смелый
- веселый (елый - ёлый) …
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
Он с лирой странствовал на свете; |
Наш медик в рот больным |
Да
здравствуют прогулки в полвторого, проселочная лунная дорога, седые и сухие от мороза розы черные коровьего навоза! (А. Вознесенский) |
ГРАФИЧЕСКИ-АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА
- совпадает и по написанию, и по звучанию. Основным свойством
графически-акустических рифм является безукоризненное совпадение клаузул. К
этому типу относятся исключительно точные рифмы:
лунный – струнный, света – карета, носим – бросим, море – горе,
точный – порочный,
знаем – раем..
ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
–
второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на
третьем от конца слоге. Операция – демонстрация,
велено – побелено, валенки – маленький, видывать
– завидовать, признание - венчания, болтающих -
погибающих…
Тучки небесные, вечные
странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. (М.Ю. Лермонтов) |
Запад гаснет в дали бледно-розовой Звёзды небо усеяли чистое, Соловей свищет в роще берёзовой, И травою запахло душистою. (А.К. Толстой) |
Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная Правда живучая! (Н.А. Некрасов) |
Термин "Дактилическая рифма" произошёл от трёхсложного
стихотворного размера - дактиля (–ÈÈ),
состоящего из одного ударного и последующих двух безударных слогов. Так, слова
"пение", "родина", "особенный", "вечером"
в силу своей трёхсложности уже сами по себе являются одностопными дактилями.
Дактилическая рифма с давних времён широко применялась в русских народных песнях
и былинах, поэтому вплоть до конца 18 века считалась
неблагородной и не пригодной для лирики высокого стиля. Такому отношению к
дактилической рифме способствовало и влияние европейской поэзии, где
дактилические рифмы были не в ходу. Первые примеры дактилических окончаний
появлялись у русских поэтов в подражаниях народному эпосу и фольклору. В высокой
лирике дактилическая рифма получила признание только в 19 веке - сначала
благодаря творчеству Жуковского, а позже и других поэтов. Но особенно часто
дактилической рифмой пользовался Н.А. Некрасов, прочно закрепивший трёхсложные
клаузулы в русском стихосложении. Невероятно, но факт:
в стихах А.С. Пушкина вообще нет дактилических рифм.
ДВОЙНАЯ РИФМА – рифма
из двух слов в строфе. Самая распространённая рифма в стихосложении. В примере
ниже - две двойных рифмы «знамя-пламя»
и «меч - обжечь».
Ты должен быть гордым, как знамя;
Ты должен быть острым, как меч;
Как Данту, подземное пламяДолжно тебе щеки обжечь.
(В. Брюсов)
Бывают также рифмы из трёх слов, четырёх, пяти и т.д. См. также тройная, четверная, пятерная, шестерная рифма.
ДВОЮРОДНАЯ РИФМА
– рифма наиболее близкая по звучанию к родным. В таких рифмах
клаузулы слов имеют незначительные расхождения -
противостояние глухих и звонких звуков одной родовой пары (омофонические рифмы), противостояние
твёрдых и мягких звуков (твёрдо-мягкие рифмы).
Так, слово "красный"
имеет точные рифмы, как: громогласный, всечасный
и пр. Это - точные родные рифмы (полное
совпадение написания и звучания). Слово "красный"
имеет и различные приблизительные рифмы: важный, главный, страстный,
праздный, ранний, грязный
и пр. Однако степень точности этих слов по
отношению к слову "красный"
различна. Двоюродные рифмы по определению наиболее близки по звучанию к родным и
в словаре объединены: слова "грязный,
страстный, праздный"
находятся в одном ряду со словами "красный, громогласный..." . Таким
образом, невзирая на различия внутри клаузул, подобные слова являются
родственными с точки зрения рифмы, и
объединение их в словаре позволяет видеть полную картину рифмующихся слов.
Ещё примеры: "гроза - глаза" - родная
рифма, а "гроза - роса" -
двоюродная. Дополнительные примеры двоюродных рифм:
проест - проезд, полный - стольный, горка - горько, видно - слитно, хожу - спешу,
ложатся - терзаться, муз - бьюсь, плачь - палач, уста - узда ...
Такие слова также подаются по соседству (в смежных рифморядах) в силу своих
близких родственных связей.
Немало зрю в округе я доброт: Реки твоей струи легки и чисты Студен воздух, но здрав его весь род: Осушены почти уж блата мшисты. (В.К.Тредиаковский) |
Как растают морозные Голубые снега, Воды вешние, грозные Принимает река. (Владимир Солоухин) |
Мерзнет
девочка в автомате, Прячет в зябкое пальтецо Всё в слезах и губной помаде Перемазанное лицо. (Андрей Вознесенский) |
Вытянись вся в длину, Во весь рост На полевом стану В обществе звёзд. (Борис Пастернак) |
Условно к двоюродным относятся усечённые/надстроечные и добавленные рифмы: коса - парусах, темно - одном...
Слова, образующие такие рифмы, имеют
незначительные расхождения на концах их клаузул и могут быть расположены в
различных рифморядах. Классификация по родственным отношениям.
ДВОЯКАЯ РИФМА
– разновидность надстроечных(усечённых) рифм. Характерная особенность двояких
рифм - две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову
потенциальную возможность рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда
клаузулы совпадают полностью).
1. Табор – рапорт.
В данной рифме «т» может скрадываться.
2. Запад – рапорт.
В данной рифме «р» выпадает.
Верес – ксерокс, скатерть - богоматерь, крест - реестр, мылить – милость, смелость – пелось… Подробнее см. «Полирифмия».
Русской женщины тихая прелесть,
И откуда ты силы берёшь?
Так с тобой до конца и не спелись
Чужеземная мода и ложь.
(И. Уткин)
ДВУХСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название – женская рифма.
Новый – готово, горы
- взоры, радость - младость, верю
- потеря, здравый - славой, безоружный – нужно,
тихо - лихо,
бьётся - несётся, весть я - поместье…
Есть речи
- значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. (М.Ю. Лермонтов) |
ДЕВЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА
– самая объёмная рифма в русском
языке, в составе которой девять слогов начиная с ударного. Второе название –
супергипердактилическая рифма.
Выкристаллизовавшиеся - выбаллатировавшиеся.
В поэзии не применяется.
ДИССОНАНСНАЯ РИФМА
– условная рифма, в словах которой
полностью или частично совпадают согласные звуки, но различны ударные гласные
(принадлежат к различным видовым парам): парус -
пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный,
норов - коммунаров, плавно - словно, слушать
- лошадь … Рифмы,
в которых различны только ударные гласные, чаcто
используются как игра слов: молот – мелет, копоть – капать,
розовый – разовый, Сократ - сокрыт, мечети -
мечите, полочка – пилочка... Гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский).
Один из древнейших русских консонансов:
семо и овамо.
Было:
социализм - восторженное слово!
Сквозь
огонь прошли, сквозь пушечные дула. |
|
В блеске
зимней ночи тающая, Обрати ко мне твой лик. Ты, снегами тихо веющая, Подари мне лёгкий снег. (А.А. Блок) |
Когда земное склонит лень, Выходит стенью тени лань С ветвей скользит, белея, лунь, Волну сердито взроет линь. (Н.Н. Асеев) |
ДОБАВЛЕННАЯ РИФМА – разновидность двоюродных рифм; ударная гласная в пассивном слове является последней, а в активном слове к ней добавляется ещё согласный звук (чаще глухой), который скрадывается (приглушается) при произношении.
Скажи - зажим, трюмо – умом,
строфа - факт,
тополям – поля,
мирка - сверкав,
весна
- снам, прочёл –
горячо, капюшон – хорошо, пора- дарам , конце
- концерт,
бревно - ноль, прогул
- врагу…
Добавленные рифмы представляют собой интересные
сочетания слов, принадлежащих
к противоположным рифмотипам: базовые–закрытые
и окончательные–открытые.
Каждый прогул – Радость врагу. (В. Маяковский) |
Тихие гитары, стыньте , дрожа: синие гусары под снегом лежат! (Н.Н. Асеев) |
Я земной
шар чуть не весь обошёл, - и жизнь хороша, и жить хорошо. (В. Маяковский) |
ДОСТАТОЧНАЯ РИФМА -
см.
Недостаточная рифма
ДРУЖЕСТВЕННАЯ
РИФМА – второе название псевдорифмы;
рифма, состоящая из слов с общими ударными гласными и характерными концовками, но
различными послеударными согласными или слогами. Слова в таких
рифмах не состоят в родственных связях друг с другом, но близки по звучанию. Основная масса
дружественных рифм – трёхсложные и четырёхсложные.
Разновидность ассонанса. Подробней см. Псевдорифма.
Преданность – уверенность,
бабушка – дубравушка, девочка – времечко,
творческий – воинский…
Мне легше,
чем всем, - я Маяковский. Сижу и ем Кусок конский. (В. Маяковский) |
|