Поэт и стиховед Николай Шошанни

Николай Шошанни

ОБ УРОВНЯХ ПОЭТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

О формуле
поэзии


Психология поэзии
и немой язык

     Немало поэтов на определённом этапе творчества начинают задумываться об уровне своего поэтического мастерства. Для этой цели больше всего подходит нечто наподобие условной шкалы мастерства художественного слова. Одной из наиболее интересных особенностей данной шкалы является то, что, как правило, большинство поэтов собственным произведениям склонны давать более высокие оценки, чем произведениям других авторов.
    Сложно было удержаться от соблазна, чтобы не высказать своё мнение по поводу этапов творческого роста или уровней поэтического мастерства и автору этих строк.
    Вначале каждую из отметок этой условной шкалы хотелось детально прокомментировать с приведением соответствующих поэтических иллюстраций, как это было сделано в предыдущем эссе «НЕКОТОРЫЕ ФИГУРЫ «ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА» В ПОЭТИКЕ».
    Но, во-первых, брать не себя ответственность помещать произведение какого-то автора в раздел «Поэзия «одноклеточных» мыслей и чувств» — занятие достаточно рискованное. Во-вторых, приходится учитывать «пропускную способность» мозга современного читателя при постоянном увеличении объёмов всевозможной информации. В-третьих, вряд ли стоит забывать об относительности всех оценок: ведь то, что для одних читателей является произведениями с высшим уровнем мастерства, другими читателями может быть воспринято, как поэзия с весьма посредственной «полочки». Поэтому было принято решение никого не обижать и никому не навязывать собственных оценок относительно конкретных произведений.
    Предложенные ниже условные уровни поэтического мастерства — исключительно субъективная точка зрения при попытках поиска закономерностей в таком сугубо индивидуальном процессе, как поэтическое творчество:

        1. Поэзия «одноклеточных» мыслей и чувств.

 2. Буквализмы.

 3. Полутона, двойные смыслы.

 4. Кувыркание словами.

 5. Философические обобщения, многослойная ирония.

 6. Перетекание смыслов, словесный джаз.

 7. Закручивание слов в пружины, объёмное Слово.

 8. Туман, прикосновение к неизвестности Слова.

 9. Вода, осознание страшного Слова.

10. Лёд, осознание сакральных смыслов Слова.

11. Алмазный язык (для тех, кто останется жить в диапазоне между «Туманом» и
               «Льдом»).

12. Удерживание в багаже опыта достижений предыдущих уровней, многосмысловой
                бриллиантово-живой язык, в котором филигранно соединяется простое
в сложном и
                сложное в простом.

© Николай Шошанни (Украина)
E-mail
для связи: shoshanni@bigmir.net

2003
Авторский перевод с украинского 2005

  Украиноязычная версия эссе опубликована в сборнике: М. Шошанні “Всесвіт Усміхнених Псів” 
(Вибране за 1999-2004 рр. Вінниця, Континент-прим, 2004, 160 с. ISBN 966-516-198-9) 
Заказать книгу можно в Киеве по тел. +38 (044) 237-04-46 или по адресу bards@vinnitsa.com

Другие эссе Н. Шошанни на околопоэтические темы:

О ФОРМУЛЕ ПОЭЗИИ (ВУП*)
ПСИХОЛОГИЯ ПОЭЗИИ И НЕМОЙ ЯЗЫК, 2002 (2004) (ВУП)
НЕКОТОРЫЕ ФИГУРЫ "ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА" В ПОЭТИКЕ, 2002 (ВУП)
О БОГЕ, 2004 (ВУП)
О ПРОСТЫХ ВЕЩАХ, 2004 (добро, зло, любовь, ненависть, правда, ложь, вера, надежда, слово)
О КРИТИКЕ, 2005

* ВУП — украиноязычная версия эссе опубликована в сборнике «
Всесвіт Усміхнених Псів»
(Вселенная Улыбающихся Псов).

Другие публикации